шпоры

стремлении к сверхчеловеческой святыне, в приобщении к истине и высшему

благу.

21(2).Томас Гоббс

Гоббс Томас (1588-1679). Человеческая природа первоначально пробуждается

только эгоизмом – стремлением к самосохранению и наслаждению. Естественным

состоянием человека была война всех против всех, убыточная для всех.

Поэтому люди путем договора объединились в государство и подчинились

государю, чтобы тем самым получить защиту и возможность гуманной жизни. То,

что государь санкционирует, является хорошим, противоположное дурным.

Общественный закон есть советь гражданина. Страх перед теми невидимыми

силами, которые признает государство, есть религия; страх перед силами,

которые оно не признает, есть предрассудок.

Важнейшая заслуга Гоббса «Теория общественного договора». «Левиафан» -

государство это некоторый сверхорганизм, который пожирает граждан.

Конвенциональное происхождение государства. Власть проистекает из инстинкта

самосохранения. Первобытное состояние - абсолютная свобода каждого

человека. Основа – стремление к самосохранению. Люди с самого начала не

слишком сильно отличаются друг от друга. Природа человека эгоистична и

направлена на максимальное удовлетворение своих потребностей. Ресурсы

ограничены. Хочется многого; как следствие война всех против всех. Если это

продлится долго, то все обречены на уничтожение. Так быть не может. Власть

становится результатом конвенции, разумного решения. Возникает общественный

договор. Необходимость центральной власти. Защита жизни и собственности

человека, но за счет части своих свобод. Появляется общественная власть.

Гоббс сторонник частной собственности. Один раз заключив договор, люди уже

не могут его расторгнуть. Появление верховной власти ведет к ее

редупликации. Договор может быть расторгнут если власть не может больше

защищать. Неважно какая власть будет, главное - принцип неделимости власти.

Размывание власти ведет к гражданским войнам. По своей ориентации

монархическая власть лучше. Обязанности государства: 1. Защита от внешних

врагов. 2. Сохранение внутреннего мира. 3. Свобода граждан и их обогащение.

Справедливость заключается в выполнении законов. Не делай того, чего не

хочешь, чтобы делали тебе. Не возжелай чужого добра. Если государство

выполняет договор, то и гражданин не имеет права нарушать договор с

государством. 1. Принцип неделимости власти (чтобы общество было стабильным

и не расшатывалось изнутри). 2. Монархическая форма – наиболее оптимальная

форма правления. 3. Идея отчуждения. В ходе развития государства целью его

развития может стать само государство. Отчуждение государства от народа. 4.

Приоритет государственной власти над церковной. 5. Естественное состояние –

все имеют равные права. Война всех против всех.

19(2). Николай Кузанский

Николай родился в селении Куза в Южной Германии в 1401г. В 39 лет он пишет

свою первую философскую книгу «Об ученом незнании». Там содержатся основные

идеи его учения: идея взаимосвязи природных явлений, совпадение

противоположностей, бесконечность Вселенной и о человеке как о микрокосме.

В основе всего Николай ставил бога. Но он не был сторонником теории о

пребывании бога на небе. Он придерживался идеи о том, что бог нигде и

одновременно везде. («О возможности бытия»). Использование Кузанским

математики при анализе философских проблем неслучайно: он серьезно

занимался этой наукой. Известно несколько его математических сочинений: «О

квадратуре круга», «О геометрических преобразованиях», «Математические

дополнения».

Рассматривая геометрические фигуры применительно к бесконечности, Николай

пришел к выводу, что в этом случае они изменяют свои свойства: увеличиваясь

до бесконечности они отождествляются с бесконечной прямой. В одной из своих

работ, за 100 лет до Коперника, Кузанский пишет: «Вселенная есть сфера,

центр которой всюду, а окружность нигде». Поскольку Кузанский подверг

сомнению идею неподвижного центра Вселенной, Земля неизбежно должна была

лишиться своего центрального положения. В трактате «Об ученом незнании»

Николай без всяких оговорок пишет «...наша Земля в действительности

движется, хотя мы этого не замечаем». Так же по его мнению движется и

Солнце. Все движется во Вселенной. Он пишет это в то время, когда идея

плоской Земли как центре Вселенной не вызывает сомнений. Движение во

Вселенной, согласно Николаю, универсально, вся она, буквально пронизана

переходами из одного состояния в другое. Здесь же была заложена еще одна

интересная идея. Движение есть развертывание покоя: «...единство есть

покой, поскольку в нем свернуто движение, которое, если пристально

рассмотреть, есть расположенный в ряд покой». «Вечно движущаяся Вселенная

не имеет ни центра, ни окружности, ни верха, ни низа, она однородна, в

разных частях ее господствуют одинаковые законы». Он пошел дальше и

предположил обитаемость других миров: ни одна из звездных областей, по его

мнению, не лишена обитателей. Через полтора века за провозглашение этой

идеи поплатился жизнью Джордано Бруно, поскольку она подрывала христианское

учение об искуплении, совершившемся единственный раз на Земле.

Для Николая это прошло без последствий из-за его сана.

В 1453 году заканчивает книгу «О согласии веры» - где проводит мысль о

единстве веры для разумных существ. В 1464г. «Опровержение Корана» -

Николай указывает связь между исламом и христианством.

Постепенно он приходит к идее о развитии от низшего к высшему. Гармония по

его мнению состоит из взаимно пропорциональных высокого и низшего.

Он очень высоко ставил человека:

Человек - есть второй бог. Он способен творить

Люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к знанию и ищут ему

применение

Человек - микрокосм, или малый мир.

«Никто не тождественен другому ни в чем - ни ощущениями , ни воображением,

ни разумом, ни исполнением, будь то в писАнии, живописи или другом

искусстве» (Об уч.незн.) Мир, пишет он, достигает полного совершенства в

человеке, высшем звене природы.

Познание вещей человек осуществляет посредством ума, с помощью чувств.

Кузанский уподобляет тело городу с пятью воротами, которые сообщаются с

миром. Через них, к человеку приходят послы и сообщают об окружающем мире.

Более истинно описание тогда, когда открыты все ворота. Все полученное

человек располагает на карте, затем отсылает послов, закрывает двери,

обращается к себе и при помощи рассудка исправляет неточности сообщенного

послами. Разум движется к истине, и этот процесс бесконечен, подобно тому,

как многоугольник при бесконечном увеличении числа сторон приближается к

кругу. Но многоугольник никогда не станет кругом, подобно этому, разум

никогда не сможет постичь истину до конца, хотя бесконечно будет

приближаться к ней.

Он не отрицал судьбы. Но человек, считал он, обладает свободой выбора. В

большей степени человек предопределяет свое будущее.

Некоторые мысли Кузанского до сих пор живы в разговорной речи. Так

например, высказывание: «Мы живем в придуманном мире», есть не что иное,

как мысль Николая, высказанная в работе «Берилл».

«Наш интеллект не способен очистить свои понятия от воображения», т.е.

считал, что мы живем в мире, придуманном нами самими.

Николай Кузанский одним из первых среди философов высказал мысль о

противоречивости процесса познания, догадку о том, что "познание есть

вечное, бесконечное приближения мышления к объекту", каковым была для

него бесконечность, понимаемая как совпадение противоположностей.

5(2). Эмпедокл

Философскую подготовку Эмпедокл получил в школе элейцев. Мысль элейцев -

истинно сущее бытие не может не погибать, не возникать. Они развили это

положение с большой силой, но связали его со своим убеждением в

неизменности истины сущих элементов бытия. Мысль эта после элейцев

становится предпосылкой крупнейших материалистических учений 5 и первой

половины 4 в. до н. э. Если мы даже наблюдаем в мире то, что называется

генезисом, рождением, изменением или смертью, уничтожением, гибелью, то это

лишь обманчивая видимость. Все эти явления должны быть объяснены так,

чтобы при любом объяснении не был покалебим основной и исходный тезис о

вечности и неизменности, о не возникаемости и о не гибнущей природе истинно

сущего бытия. У элейцев истинное бытие едино, в нем не может быть не только

возникновения, изменения, гибели, но не может быть и никакого множества.

Эмпедокл не пытается объяснить все разнообразие форм и явлений из одного -

единственного материального начала. Таких начал - основных и несводимых

друг на друга материальных элементов - он признает четыре. Это огонь,

воздух, вода, земля. Эмпедокл называет эти материальные начала “корнями

всех вещей”. Однако объяснить видимые явления природы, допустив лишь

существование этих четырех “корней”, невозможно. Чтобы объяснить то, что

людям представляется, как возникновение или как генезис всех вещей

природного мира, необходимо, согласно Эмпедоклу, кроме существование

четырех “корней” (материальных элементов, начал), допустить так же

существование двух противоположных друг другу движущих сил. Элементы, или

“корни”, приводятся этими силами в движение: или соединяются, сближаются,

сочетаются, или, напротив, разъединяются, удаляются друг от друга,

расходятся. Согласно Эмпедоклу, жизнь природы состоит в соединении и

разделении, в качественном и количественном смешении и соответственно в

качественном и количественном разделении вещественных элементов, которые

сами по себе, как элементы остаются неизменными. Здесь еще очень много от

древней мифологии. Вещественные начала, или элементы, характеризуются у

Эмпедокла не в качестве костной, неодушевленной и мертвой материи, а как

божественные существа - живые и способные ощущать. Материальные элементы

не оторваны от движущих сил. Всем элементам присуща движущая сила. От этой

движущей силы всех элементов Эмпедокл отличает две специфические движущие

силы. Деятельная движущая сила выступает в виде двух противоположных сил.

Силу, которая производит соединение, Силу, которая производит соединение,

он называет любовью (или дружбой, приязнью, гармонией, даже - Афродитой -

по имени богини любви, соединяющей мужчину и женщину). Силу, производящую

разделение, он называет ненавистью (враждой, Аресом). Воззрение Эмпедокла

на движущую силу уходит своими корнями в очень древние представления

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты