шпоры

Дальше Сократ разыскивает способ рассуждения, который изнутри самого себя

может дать знание.

Способ помощи в рождении знания Сократ называет маевтика ( деятельность

акушерки). Путем правильной постановки вопроса, путем столкновения

противоположных мнений должно появиться правильное решение.

Большое место в учении Сократа играет идея единства мира ( макрокосма и

микрокосма). Сократ критикует античный полетеизм, выдвигая идею единого

бога.

Платон ставил демократам в вину осуждение Сократа. В Афинах шла острая

политическая борьба аристократов и демократов, аристократов поддерживала

Спарта, с которой шла война. Победила Спарта, в Афинах был установлен режим

тридцати тиранов, жестокий режим.

Демократическая партия сумела самоорганизоваться, оккупационная спартанская

армия вынуждена была уйти из Афин, режим тридцати тиранов был свергнут. Все

тридцать тиранов оказались учениками Сократа. Суд над Сократом был

политическим процессом. Его не собирались казнить, его просто приговорили к

смерти, он мог уйти из Афин, не был под стражей.

Сократ предпочел публичную смерть уходу в изгнание.

Продолжателем деятельности Сократа стал Платон. Не ясна аутентичность

образа Сократа, возможно, мы видим Сократа в изображении Платона

29(2). Философия Канта.

Кант (1724 – 1804). Разносторонний мыслитель, литератор, теория

происхождения солнечной системы из газовой туманности, теория Канта –

Лапласа. Основные достижения Канта теория познания (гносеология) и этика.

Основные положения идеи теории познания. Главная работа “критика чистого

разума”. Главной целью данной работы является исследование законов

человеческого разума, т.е. субъективной диалектики, Кант обосновывает, что

познание является главным видом человеческой деятельности, и данное

положение фундамент обосновывается. Познание связано с освоением всего

человеческого опыта конкретным человеком. С познанием связана возможность

отождествления или совпадения каждого отдельного человека со всем

человечеством и в этом заключается потенциал человека и его безграничные

возможности. Формирование личности связано с познанием, т.е. личность

формируется в процессе освоения человеческого опыта. Кант ставит вопрос о

диалектике познания, говоря о двух понятиях: субъект и объект познания, эти

понятия составляют диалектическую противоположность, противоречие познания.

Суть этой диалектики: ведущим началом, источником познания является не

объект, а субъект познания. Именно субъект преобразует объект,

обстоятельство субъект подчиняет себе объект и переводит энергию объекта, в

свою собственную. Ставится вопрос о структуре субъекта познания. Здесь

выделяются два уровня: 1) Психологический уровень познания. Здесь имеется в

виду качество органов чувств и соответствующие задачи (чувствительность,

любознательность и т.д.). 2) Доопытный уровень, врожденный

(трансцендентный). Это уровень, в котором существуют такие задатки как

чувство пространства и времени, чувство дома и т.п. Одним из важнейших

вопросов теории являются такие как вопрос о ступенях, этапах познания, о

критериях познания. Познание состоит из 3-х этапов: - этап чувственного

познания; - этап рассудка, умственной деятельности; - разум. Критерием

познания является практика, связанная с преобразованием человеческого

разума. Высший критерий познания – этап преобразования человеческого

разума. Создание в голове человека новых идеальных объектов, идей и

понятий, в особенности таких идей, которые являются ведущими в развитии

всего человечества, идея бога и др. идеи. Идеи и являются границей

познания, пределом. Кант первый кто обозначает границы познания. В тоже

время возможно и полное познание действительности. Такое познание возможно

с теми объектами, которые создал сам человек. Кант определяет данные

объекты познания как «вещи для нас». Это понятие отражает мир, существующий

за пределами идей, как мир противоположный человеку, мир непознанного.

Ведущие идеи являются источником и основой веры.

30(2). Гегель.

Выдающимся представителем немецкой классической философии является Георг

Вильгельм Фридрих Гегель. Первым выдающимся трудом Гегеля является его

«феноменология духа» (1806). В 1818 г Гегель был приглашен в Берлинский

университет, где он работал профессором, ректором. Тождество бытия и

мышления - исходный пункт учения Гегеля. Развил учение о законах и

категориях диалектики, впервые в систематизированном виде разработал

основные принципы диалектической логики и подверг критике метафизический

способ мышления, господствовавший в философии. Кантовской «вещи в себе» он

противопоставил диалектический принцип: сущность проявляется, явление

существенно. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы

действительности, в основе которых лежит мировой разум, абсолютная идея или

мир дух. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию

мира. Деятельность абсолютной идеи заключается в мышлении. Цель - в

самопознании. В процессе самопознания разум мира проходит три этапа:

пребывание самопознающей абсолютной идеи в ее собственном лоне, в стихии

чистого мышления (логика, в которой идея раскрывает свое содержание в

системе категорий и законов диалектики); развитие идеи в форме инобытия в

виде явлений природы (развив не сама природа, а лишь категории); развитие

идеи в мышлении и в истории человечества (история духа). На этом последнем

этапе абсолютная идея возвращается к самой себе и постигает себя в форме

человеческого сознания и самосознания. Логика. Предшествует истории и

природе, творит их. Делится на три части: учение о бытие, о сущности и о

понятии. Бытие и сущность - ступеньки, по которым взбирается понятие, затем

предстает во всеобщности и полноте. В логике развитие абсолютной идеи

происходит в форме абстрактных логических категорий. Отправная точка -

чистая абстрактная мысль о бытие стремится получить свое содержание через

нечто, что есть уже не чистое бытие, а определенное бытие. Начинается

процесс становления абсолютной идеи. Определенное бытие на след ступеньке

выступает как нечто определенно сущее или качество. Категория качества

развивается в единстве с категорией количества - мера. Переход количества в

качество, скачкообразность процесса развития, прерывная постепенность. От

бытия, понимаемого как явление, переход к глубоким внутренним

закономерностям - сущности. Здесь закон о взаимопроникновении

противоположностей, их единстве, тождестве и борьбе. Противоречие есть

соотношение противоположностей, которое нуждается в разрешении или снятии.

Результат есть снятие противоречия. Противоречия: соотношение основания и

следствия, возможности и действительности, случайности и необходимости,

причинности и взаимодействия. Противоречия есть развитие явления.

Действительность есть единство сущности и существования. Сущность же сама

основание существования. Отвергает представления о непознаваемости

сущности. Та необходимость, с которой происходит развитие в области бытия и

сущности, осознается в понятии. Такая необходимость превращается в свободу,

которая есть осознанная необходимость. Критикует формальную логику и

метафизику, развивает диалектику общего, особенного и единичного. Истина

есть процесс совпадения мысли с объектом, что достигается в идее. Идея есть

безусловное единство понятия и предмета.

Инобытие или природа. Создательница природы - мысль. Ступени развития

природы - механизм, химизм, организм. Природа не есть саморазвитие, а лишь

проявление саморазвития логических категорий, составляющих ее духовную

сущность. Дух - третья ступень. Проходит три стадии. Субъективный дух -

душа или дух в себе, для себя, как таковой. Объективный дух - сфера права.

Он является свободным волеизъявлением, а система права - царство свободы.

Находит свое выражение в нравственности и воплощается в семье, обществе и

государстве. Абсолютный дух - вечно действительная истина. Проходит три

степени развития: искусство (непосредственная форма знания абсолютной

истины), религия (содержит понятие бога), философия (высшая ступень

развития, полное раскрытие истины). Идея познает саму себя, возвышается до

чистого принципа, соединяя концепцию абсолютной идеи с ее началом.

Тождество бытия и мышления служит обоснованием единства законов внешнего

мира и мышления (против агностицизма Канта). Философские взгляды Гегеля

проникнуты идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не

уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие

происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим.

В этом процессе совершается переход от количественных изменений в

качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие

движет миром, оно есть корень всякого движения и жизненности, составляет

принцип всякого самодвижения. Основные законы диалектики. Закон перехода

количества в качество. Вещь есть то, чем она является благодаря качеству.

Количество есть внешняя для бытия определенность, дом есть дом, большой он

или маленький. Прерывное скачкообразное развитие. Закон взаимопроникновения

противоположностей - идея саморазвития в единстве и борьбе

противоположностей. Закон отрицания отрицания - развитие не только

абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. Природа диалектического

отрицания - не тотальное отрицание, а сохранение положительного.

Общие понятия бытия

В системе основных ф-ких категорий таких как движение, материя,

пространство и время, отражение, система, информация и др. категории бытие,

занимает центральное положение, т.е. из этой категории или клеточки

вытекает вся теоретическая ф-фия. Так же как из категории «товар» вытекает

экономическая наука., из понятия организма – биологическая наука. В то же

время существует противоположное понятие бытию – это не небытие, а понятие

ничто, из этого противоречия вытекает понятие качество. Качество есть 1-е ф-

кое понятие, в котором отражается определенность конкретность, дискретность

и бесконечное разнообразие действительности. Понятие бытие не является

безликим понятием. За этим понятием стоит самая общая теория

действительности, в которой заключены следующие вопросы:1) что такое мир в

целом. 2) Какова его структура. 3) Каковы основные формы его. 4) Существует

ли первопричина мира. 5) Существует ли основа мира. 1. Что касается вопроса

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты