рассуждают, а схватывают суть бытия в чистом акте непосредственного
созерцания. Лишь частично эта способность присутствует и у члка. Но есть
такой способ познания, кот. недоступен даже ангелам. Это абсолютное знание
всего и вся, без каких-либо спец. приемов и способностей. Такое познание
свойственно лишь Богу.
1(1)Предмет и основной вопрос философии.
Философия (Пифагор автор слова фило —– любовь, софи — мудрость). С точки
зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах,
знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов,
всеобщих форм и структур действительности. Дисциплина философии. Ее ядром
явл. 2 половинки - онтология( изучение о бытии) и гносеология (познание).
Они тесно связаны м/у собой. Философия - форма общественного сознания.
Каждый из нас в некоторой степени философ. Задача философии - исследовать
то, что говорят люди, это все отшлифовать. Существует 2 уровня философии:1.
Народный, обыденный как форма общ-го сознания; 2. Профессиональный. Что
изучает философия? За исключением Греции этот вопрос ставился в религиозной
форме. Только в Греции возникла философия вне религии, появилась свобода
человека. Философия никогда не решает проблем, она их ставит
У каждой научной дисциплины есть один гл. вопрос. Есть ли такой вопрос у
философии? Некоторые скажут, что можно философствовать по любому поводу.
Аристотель говорил, что философия - умение (искусство) удивляться. Но
некоторые философы (Сократ) считали, что гл. вопрос о жизни человека.
Аспекты философии:
1 онтологический (бытие)(взаимосвязь сущности и явления)
а) Ничего невидимого в мире нет (сущности) - антиэссенциалисты. Течение
антиэссенциалистов сущ-ет во все времена сущ-ия философии. Все течения
дополняют друг друга. Есть только событие. Позитивизм (Огюст Конт), он
утверждал что прошло 3 этапа: 1. Все невидимое объясняется мифом; 2.
Философское объяснение (метафизическое); 3. Позитивизм (без сущностей)
научный. Многие пошли за Контом. В конце 20 в. позитивизм отрекли - стала
идея сущности. "не подставляй видимое под невидимое"
б) Есть сущность. Все видимое можно объяснить невидимыми законами. Законы
не обладают св-ми вещей (цвет, вкус, форма и т.д.) Если Бог вездесущ, то он
одновременно и мал и большой. В сущность надо верить, она выражена
символически. Ф. Аквинский: О невидимом можно говорить только аналогией.
Законы природы можно выразить только метафорой (пр. куст, дерево - символ
Бога; гора, голубь - символ святого духа)
в) через совакупность явлений можно выразить сущность, но явление очень
узко, а сущ-ть слишком велика
г) Сущность можно рано или поздно собрать. Если взять великое мн-во фактов
(неискаженных). Чем больше фактов, тем точнее мы выразим сущность.
д) Сущность можно познать не через огромное кол-во фактов, тем самым
искажаясь, а ч/з редкое явление, ч/з которое сущность проявляется идеально
(совершенно).
е) Ненаблюдаемых сущностей нет, есть пока только скрытые явления, кот. В
последствии станут явлениями.
2. Психофизический аспект (взаимоотношение тела и души):
а) Никакой души нет - марксисты, Кабанис
б) Есть только душа, а тела нет (Будда, Хабара)
в) Есть душа и тело. Но тело важнее (Фейрбах)
г) Есть и душа и тело, но душа важнее
д) Душа и тело - не зависят друг от друга - дуолизм. Бог владеет и решает
это (Департ)
е) круг, ядром которого является дух, потом его обволакивает душа, потом
плоть, и все это тело. Апостол Павел. Душа, тяготеющая больше к духу или
душа, тяготеющая больше к телу.
3. Гносеологический аспект (отношние нашего сознания к окруж миру)
1 объективная реальность
2.природа, созданная человеком.
Варианты:
1.Есть мир (1) - определяет нашее сознание.:
Платон: " Наше сознание отображение 1-ой природы"; "Мир божественных идей"
Демокрит:"Наше сознание - совакупность разной природы атомов"
2. Человеческая деятельность предопределяет наше сознание. Энгельс:" Труд
создал человека", Маркс:" Наше сознание - это преобразованная практика"
3. 2-я природа предопределяет наше сонание. Т.Гоббс: "Государство -
человеческое изобретение, которое делает наше сознание"
16(2).Философифия Платона
Сократ не оставил после себя ф-ких произведений и не считал нужным их
писать. Платон же оставил большое кол-во работ. Все работы его написаны в
форме диалога, нося т.о. полухудожественную форму. Философское наследие
Сократа известно из произведений Платона. Сначала Платон увлекался поэзией,
после знакомства с Сократом он понял, что поэзия ниже Ф., потом он покидает
Сократа и создает свою школу. Создает в рамках школы систему объективного
идеализма, исходной точкой которой является признание идеального, как
существующего объективно, независимо от человека. Основой этой системы
является учение о мировых идеях. Мировые идеи составляют основу мира. Они
есть "подлинное бытие". Это материальный мир включая и чувственный мир
человека. Т.о. Платон разделяя мир на подлинный и мнимый противопоставляет
их друг другу. В своей классификации идей, он утверждает, что основанием
мировых идей являются 3 идеи: идея добра, идея истины, идея красоты.
Краткий анализ идей. Идея красоты выражается прежде всего через искусство и
выражает мир человеческих чувств. Идея истины отражается наукой и Ф. и
выражает человеческий разум. Добро отражается моралью и религией, и
выражает сущность человеческой души. Платон ставит вопрос о структуре
человека : человек это троичное существо. 1) тело или мир чувств, полярным
к этому элементу является. 2) душа. 3). связующим элементом между телом и
душой является разум. Значение разума в отрегулировании этих двух начал.
Большое внимание в отрегулировании сущности человека Платон выделяет
строение души. Суть : чел. душа является производной от мира идей, т.е.
объективной идеальности, она является частью этого мира, поэтому она вечна.
После смерти человека его душа возвращается в исходный мир (мир идей).
Реальная жизнь человеческой души на земле есть степень ее воспоминания
реальной связи с миром идей. Эта степень "воспоминания" отражает духовную
сущность человека. Т.О. теория познания Платона базируется на противоречии
человеческой души с мировыми идеями. По Платону структура души выражается в
следующем, существует высшая часть души, которая характеризуется постоянным
стремлением к связи с идеями добра, истины и красоты. Низшая часть души
связана с материальным миром, данная часть души не перспективна, поэтому со
смертью человека низшая часть души пропадает бесследно, растворяется в
материальном мире, не умирает только высшая часть. Та часть души, которая в
человеке преобладает выражает его сущность т.е. один человек стремится к
бессмертию, другой отказывается от этого. Социальное учение Платона
(вытекает из его теории души) выделяет: мудрость, храбрость, умеренность и
справедливость. Данная структура души определяет социальную структуру
общества. Платон утверждает, что социальной основой государства являются 3
группы людей : 1) профессиональные управленцы и свободная интеллигенция. 2)
воины-защитники. Постоянный слой профессиональных воинов. 3) слой связанный
с материальным производством. В первом случае идет обоснование
необходимости интеллигенции в обществе как ведущего слоя в социальной
структуре. Т.о. теория идеального общества Платона обосновывает
необходимость интеллигенции, профессиональных военных и самого большого
слоя материальных производителей. Вслед за Сократом, Платон также
анализирует государственные формы правления : Делит на 2 формы : 1)
приемлемые (монархия и республика). 2) неприемлемые (тимократия – власть
нескольких личностей, основанная на военной диктатуре. Алигархия – власть
нескольких личностей основанная на денежном капитале. Демократия – тоже
отрицательно характеризуется Платоном). Государство является высшей
ценностью на земле. Это проявление добра, а земная сущность человека
определяется связью с государством и поэтому человека Платон определяет как
существо политическое (животное живущее в государстве).
9(2). Философия Сократа
Сократ из бедной семьи (философы в основном были из аристократических
семей) Сначала он относился к школе софистов. Главная задача софистов
сводилась к изучению и открытию интеллектуальных способностей человека,
софисты первые представители субъективного идеализма (Протагор). Сократ
освоив практически школу софистов, создает свою собственную школу, задачей
которой ставилось формирование у молодежи передовых и прогрессивных
нравственных устоев, ставилась задача выработки передовой морали. По сути
он поставил вопрос о создании теории добра, основателем этики. Этика-
борьба добра и зла. Сократ выдвинул принцип, что человек знающий что такое
добро не может совершить зла, т.е. он абсолютизирует значение знаний.
Философское кредо Сократа; "Познай самого себя". Сократ ставит проблему
души, как источника добра. Он решает вопрос о структуре души : человеческая
душа выраженная через добро состоит из 3-х начал : мудрость, храбрость,
справедливость. Сократ создает и социальное учение, суть которого учение о
государстве. Государство считается важнейшим завоеванием, приобретением
человечества. Именно через государство возможно решение проблемы добра,
поэтому государством должны управлять мудрецы или аристократы, а охранять
государство должны люди мужественные. Разделение на формы государства.
1)Прогрессивная форма. Аристократическая республика – одна из форм. Власть
интеллектуального меньшинства, профессионалов и морально пригодных людей.
Чем больше управленческий аппарат, тем хуже живется народу. 2)Регрессивная
форма. Демократия одна из форм. Это власть толпы, непрофессионалов и
случайных людей. Часто у власти наблюдаются тираны и узурпаторы власти.
Демократия предполагает хаос. Т.о. Сократ закладывает основы классического
периода философии. философия становится социальной или рациональной по
сравнению с космологической досократовского периода.
Сократ ничего не писал и учил устно. Мы знаем о Сократе в основном из
произведений Платона. Сократ — действующее лицо многих диалогов Платона.
Основная идея Сократа: человек — это некоторое подобие космоса —
микрокосмос. Знание может быть получено о большом космосе изнутри человека.
Отсюда знаменитый тезис Сократа: "Познай самого себя".
Сократ развивает учение о методе познания. Начинает он со знаменитого
утверждения: " Я знаю, что я ничего не знаю". Этот тезис — начало познания.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16