шпоры

рассуждают, а схватывают суть бытия в чистом акте непосредственного

созерцания. Лишь частично эта способность присутствует и у члка. Но есть

такой способ познания, кот. недоступен даже ангелам. Это абсолютное знание

всего и вся, без каких-либо спец. приемов и способностей. Такое познание

свойственно лишь Богу.

1(1)Предмет и основной вопрос философии.

Философия (Пифагор автор слова фило —– любовь, софи — мудрость). С точки

зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах,

знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов,

всеобщих форм и структур действительности. Дисциплина философии. Ее ядром

явл. 2 половинки - онтология( изучение о бытии) и гносеология (познание).

Они тесно связаны м/у собой. Философия - форма общественного сознания.

Каждый из нас в некоторой степени философ. Задача философии - исследовать

то, что говорят люди, это все отшлифовать. Существует 2 уровня философии:1.

Народный, обыденный как форма общ-го сознания; 2. Профессиональный. Что

изучает философия? За исключением Греции этот вопрос ставился в религиозной

форме. Только в Греции возникла философия вне религии, появилась свобода

человека. Философия никогда не решает проблем, она их ставит

У каждой научной дисциплины есть один гл. вопрос. Есть ли такой вопрос у

философии? Некоторые скажут, что можно философствовать по любому поводу.

Аристотель говорил, что философия - умение (искусство) удивляться. Но

некоторые философы (Сократ) считали, что гл. вопрос о жизни человека.

Аспекты философии:

1 онтологический (бытие)(взаимосвязь сущности и явления)

а) Ничего невидимого в мире нет (сущности) - антиэссенциалисты. Течение

антиэссенциалистов сущ-ет во все времена сущ-ия философии. Все течения

дополняют друг друга. Есть только событие. Позитивизм (Огюст Конт), он

утверждал что прошло 3 этапа: 1. Все невидимое объясняется мифом; 2.

Философское объяснение (метафизическое); 3. Позитивизм (без сущностей)

научный. Многие пошли за Контом. В конце 20 в. позитивизм отрекли - стала

идея сущности. "не подставляй видимое под невидимое"

б) Есть сущность. Все видимое можно объяснить невидимыми законами. Законы

не обладают св-ми вещей (цвет, вкус, форма и т.д.) Если Бог вездесущ, то он

одновременно и мал и большой. В сущность надо верить, она выражена

символически. Ф. Аквинский: О невидимом можно говорить только аналогией.

Законы природы можно выразить только метафорой (пр. куст, дерево - символ

Бога; гора, голубь - символ святого духа)

в) через совакупность явлений можно выразить сущность, но явление очень

узко, а сущ-ть слишком велика

г) Сущность можно рано или поздно собрать. Если взять великое мн-во фактов

(неискаженных). Чем больше фактов, тем точнее мы выразим сущность.

д) Сущность можно познать не через огромное кол-во фактов, тем самым

искажаясь, а ч/з редкое явление, ч/з которое сущность проявляется идеально

(совершенно).

е) Ненаблюдаемых сущностей нет, есть пока только скрытые явления, кот. В

последствии станут явлениями.

2. Психофизический аспект (взаимоотношение тела и души):

а) Никакой души нет - марксисты, Кабанис

б) Есть только душа, а тела нет (Будда, Хабара)

в) Есть душа и тело. Но тело важнее (Фейрбах)

г) Есть и душа и тело, но душа важнее

д) Душа и тело - не зависят друг от друга - дуолизм. Бог владеет и решает

это (Департ)

е) круг, ядром которого является дух, потом его обволакивает душа, потом

плоть, и все это тело. Апостол Павел. Душа, тяготеющая больше к духу или

душа, тяготеющая больше к телу.

3. Гносеологический аспект (отношние нашего сознания к окруж миру)

1 объективная реальность

2.природа, созданная человеком.

Варианты:

1.Есть мир (1) - определяет нашее сознание.:

Платон: " Наше сознание отображение 1-ой природы"; "Мир божественных идей"

Демокрит:"Наше сознание - совакупность разной природы атомов"

2. Человеческая деятельность предопределяет наше сознание. Энгельс:" Труд

создал человека", Маркс:" Наше сознание - это преобразованная практика"

3. 2-я природа предопределяет наше сонание. Т.Гоббс: "Государство -

человеческое изобретение, которое делает наше сознание"

16(2).Философифия Платона

Сократ не оставил после себя ф-ких произведений и не считал нужным их

писать. Платон же оставил большое кол-во работ. Все работы его написаны в

форме диалога, нося т.о. полухудожественную форму. Философское наследие

Сократа известно из произведений Платона. Сначала Платон увлекался поэзией,

после знакомства с Сократом он понял, что поэзия ниже Ф., потом он покидает

Сократа и создает свою школу. Создает в рамках школы систему объективного

идеализма, исходной точкой которой является признание идеального, как

существующего объективно, независимо от человека. Основой этой системы

является учение о мировых идеях. Мировые идеи составляют основу мира. Они

есть "подлинное бытие". Это материальный мир включая и чувственный мир

человека. Т.о. Платон разделяя мир на подлинный и мнимый противопоставляет

их друг другу. В своей классификации идей, он утверждает, что основанием

мировых идей являются 3 идеи: идея добра, идея истины, идея красоты.

Краткий анализ идей. Идея красоты выражается прежде всего через искусство и

выражает мир человеческих чувств. Идея истины отражается наукой и Ф. и

выражает человеческий разум. Добро отражается моралью и религией, и

выражает сущность человеческой души. Платон ставит вопрос о структуре

человека : человек это троичное существо. 1) тело или мир чувств, полярным

к этому элементу является. 2) душа. 3). связующим элементом между телом и

душой является разум. Значение разума в отрегулировании этих двух начал.

Большое внимание в отрегулировании сущности человека Платон выделяет

строение души. Суть : чел. душа является производной от мира идей, т.е.

объективной идеальности, она является частью этого мира, поэтому она вечна.

После смерти человека его душа возвращается в исходный мир (мир идей).

Реальная жизнь человеческой души на земле есть степень ее воспоминания

реальной связи с миром идей. Эта степень "воспоминания" отражает духовную

сущность человека. Т.О. теория познания Платона базируется на противоречии

человеческой души с мировыми идеями. По Платону структура души выражается в

следующем, существует высшая часть души, которая характеризуется постоянным

стремлением к связи с идеями добра, истины и красоты. Низшая часть души

связана с материальным миром, данная часть души не перспективна, поэтому со

смертью человека низшая часть души пропадает бесследно, растворяется в

материальном мире, не умирает только высшая часть. Та часть души, которая в

человеке преобладает выражает его сущность т.е. один человек стремится к

бессмертию, другой отказывается от этого. Социальное учение Платона

(вытекает из его теории души) выделяет: мудрость, храбрость, умеренность и

справедливость. Данная структура души определяет социальную структуру

общества. Платон утверждает, что социальной основой государства являются 3

группы людей : 1) профессиональные управленцы и свободная интеллигенция. 2)

воины-защитники. Постоянный слой профессиональных воинов. 3) слой связанный

с материальным производством. В первом случае идет обоснование

необходимости интеллигенции в обществе как ведущего слоя в социальной

структуре. Т.о. теория идеального общества Платона обосновывает

необходимость интеллигенции, профессиональных военных и самого большого

слоя материальных производителей. Вслед за Сократом, Платон также

анализирует государственные формы правления : Делит на 2 формы : 1)

приемлемые (монархия и республика). 2) неприемлемые (тимократия – власть

нескольких личностей, основанная на военной диктатуре. Алигархия – власть

нескольких личностей основанная на денежном капитале. Демократия – тоже

отрицательно характеризуется Платоном). Государство является высшей

ценностью на земле. Это проявление добра, а земная сущность человека

определяется связью с государством и поэтому человека Платон определяет как

существо политическое (животное живущее в государстве).

9(2). Философия Сократа

Сократ из бедной семьи (философы в основном были из аристократических

семей) Сначала он относился к школе софистов. Главная задача софистов

сводилась к изучению и открытию интеллектуальных способностей человека,

софисты первые представители субъективного идеализма (Протагор). Сократ

освоив практически школу софистов, создает свою собственную школу, задачей

которой ставилось формирование у молодежи передовых и прогрессивных

нравственных устоев, ставилась задача выработки передовой морали. По сути

он поставил вопрос о создании теории добра, основателем этики. Этика-

борьба добра и зла. Сократ выдвинул принцип, что человек знающий что такое

добро не может совершить зла, т.е. он абсолютизирует значение знаний.

Философское кредо Сократа; "Познай самого себя". Сократ ставит проблему

души, как источника добра. Он решает вопрос о структуре души : человеческая

душа выраженная через добро состоит из 3-х начал : мудрость, храбрость,

справедливость. Сократ создает и социальное учение, суть которого учение о

государстве. Государство считается важнейшим завоеванием, приобретением

человечества. Именно через государство возможно решение проблемы добра,

поэтому государством должны управлять мудрецы или аристократы, а охранять

государство должны люди мужественные. Разделение на формы государства.

1)Прогрессивная форма. Аристократическая республика – одна из форм. Власть

интеллектуального меньшинства, профессионалов и морально пригодных людей.

Чем больше управленческий аппарат, тем хуже живется народу. 2)Регрессивная

форма. Демократия одна из форм. Это власть толпы, непрофессионалов и

случайных людей. Часто у власти наблюдаются тираны и узурпаторы власти.

Демократия предполагает хаос. Т.о. Сократ закладывает основы классического

периода философии. философия становится социальной или рациональной по

сравнению с космологической досократовского периода.

Сократ ничего не писал и учил устно. Мы знаем о Сократе в основном из

произведений Платона. Сократ — действующее лицо многих диалогов Платона.

Основная идея Сократа: человек — это некоторое подобие космоса —

микрокосмос. Знание может быть получено о большом космосе изнутри человека.

Отсюда знаменитый тезис Сократа: "Познай самого себя".

Сократ развивает учение о методе познания. Начинает он со знаменитого

утверждения: " Я знаю, что я ничего не знаю". Этот тезис — начало познания.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты