шпоры

и восприятия и не распадаются на какие-то составляющие элементы. Локк

относит к простым идеям идеи пространства, формы, покоя, движения, света и

т.д. По содержанию простые идеи в свою очередь, делятся на две группы. К

первой группе он относит идеи, отображающие первичные или первоначальные

качества внешних объектов, которые совершенно неотделимы от этих объектов,

в каком-бы состоянии они не были, и которые наши чувства постоянно находят

в каждой частице материи, достаточно для восприятия объема. Таковы,

например, плотность, протяженность, форма, движение, покой. Эти качества

действуют на органы чувств посредством толчка и порождают в нас простые

идеи плотности, протяженности, формы, движения, покоя или числа. Локк

утверждает, что только идеи первичных качеств тел сходны с ними и их

прообразы действительно существую в самих телах, то есть идеи этих качеств

совершенно точно отображают объективные свойства этих тел.

Ко второй группе он относит идеи отражающие вторичные качества, которые по

его мнению, ненаходятся-в самих вещах, но представляют собой силы,

вызывающие в нас различные ощущбйия своимя первичными качествами. (т.е.

объемом, формой, сцеплением и движением незаметных частиц материи). Ко

вторичным качествам Локк относит такие качества вещей, как цвет, звук, вкус

и т.д. Таким образом, проявление вторичных качеств связывается английским

мыслителем не с самим объективным миром, а с его восприятием в человеческом

сознаяии.

Сложные идеи, по учешпо Локка, образуются из простых идей в результате

самодеятельности ума. Д.Локк выделяет три основных способа образования

сложных идей: 1. Соединение нескольких простых идей в одну сложную идею;

2.Сведение вместе двух идей, все равно - простых или сложных, и

сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не

соединять в одну; З.Обособление идей от всех других идей, сопутствующих им

в их реальной цействительности.

В соответствии с характером образования Локк различает три вида сложных

идей по их содержанию. 1 .Идеи модусов или "эмпирических субстанций". Сюда

он включает идеи являющиеся либо зависимыми от субстанций (первичных

оснований), либо их свойствами последних. 2. Идеи отношения, состоящих в

рассмотрении и сопоставлении одной идеи с другой и приведения к идеям

отношений "брат, отец" причины и следствия, тождества и различия и т.д. 3.

Идей субстанции, то есть некий "субстрат", "носитель", "подпорку" простых

идей, не имеющих самостоятельного существования субстанции делятся на

простые ("человек") и собирательные (армия, люди). Для лучшего понимания

последователей учения Локка необходимо более внимательно остановиться на

его концепции субстанции. Как ранее было сказано, Локк понимал под

субстанцией субстрат, носитель известного качества или совокупности

качеств. Какова же природа этого субстрата: материальная или духовная? Он

признает наличие те-Самый достоверный род познания, по Локку,- интуиция.

Интуитивное познание есть ясное и отчетливое восприятие соответствия или

несоответствия двух идей через их непосредственное сравнивание. На втором

месте после интуиции, по степени достоверности, у Локка стоит

демонстративное познание. В этом роде познания восприятие соответствия или

несоответствия двух^идей совершается не непосредственно, а опосредовано,

через систему посылок и выводов. Третий род познания - чувственное или

сенситивное познание. Этот род познания ограничевается восприятием

единичных предметов внешнего мира. По своей достоверности оно стоит на

самой низкой ступени познания и не достигает ясности и отчетливости.

Посредством интуитивного познания мы познаем наше бытие, посредством

демонстративного познания - бытие Бога посредством сенситив-ного познания -

существование других вещей.

лесной и мыслящей субстанции. Но не устанавливает между ниии однозначного

отношения. Они как бы рядоположены, хотя и не соприкасаются друг с другом.

Особый интерес представляет также разработанная Даккой кояцепция

абстрагировавия или теория образования наиболее общих понятий (ковцептов).

Именно характер этой теории позволяет определить учение Локка о сложных

идеях как ковцептуализм.

Проблема абстрагирования в истории философии рассматривалась, прежде всего,

как проблема соотношения общего и единичного в познании, тесно связанная с

определением роли языка. В средневековой философии эта проблема решалась с

двух диаметрально противоположных позиций -воминализма и реализма.

Номиналисты утверждали, что общее есть просто имя— иомеи (название). В

реальности существуют лишь единичные вещи. Реалисты же утверждали, что

общая идея существует реально, а единичное лишь отражение реального

существования идеи этих вещей. Д.Локк стремится найти новый способ решения

этой проблемы на основе теории познания. Согласно взглядам Локка, общие

идеи образуются путем отвлечения от тех простых идей или признаков

предметов, которые являются общими для всех предметов данной группы. Так,

например, если из сложных идей конкретных людей Петра, Павла, Ивана и т.д.

исключить только то, что есть особенного в каждом из них, и удержать только

то, что есть у них общего и затем это общее обозначить словом "человек", то

получится отвлеченная идея "человека".

Таким образом, согласно учению Локка, существуют только идеальные единичные

вещи. Общие идеи — это продукт абстрагирующей деятельности разума. Слова

же, выражающие общее, —лишь знаки общих идей. Концептуализм Локка

представляет собой серьзно ослабленный средневековый номинализм за счет

усиления материалистических тенденций. Мы уже неоднократно подчеркивали,

что Локк был сторонником эмпиризма, но его эмпиризм не носил упрощенного

характера. Теория абстрагирования показывает, что Локк придавал большое

значение и рациональной форме познания. Этот рационалистический уклон

отчетливо проявляется в его учении о трех родах познания: интуитивном,

демонстративном и опытном.

15(1) Целое и часть. Система, элемент, структура.

Понятие "система" и "целое", как и понятия "элемент" и "часть" близки по

соддержанию, но полностью не совпаают. Согласно определению Аристотеля

"целым называют то, у чего не отсутствует ни одна из тех частей, состоя из

которых оно именуется целым от природы, а так же то, что так объемлет

объемлемые им вещи, что последние образуют нечто одно". Понятие "целое" по

своему объему уже понятия системы. Системи являются не только целостные, но

и суммативные системы, не принадлежащие к классу целостных. В этом первое

отличие "целого" от "системы". Второе: в понятии "целое" акцент делается

на специфичности, на единстве системного образования, а в понятии "система"

- на единстве в многообразии. Целое соотносимо с частью, а система - с

элементами и структурой.

Понятие "часть" уже по своему объему, чем понятие "элемент" по первой линии

отличия целостных образований от систем. С другой стороны, в части могут

входить не только субстатные элементы, но и те или иные фрагменты структуры

(совакупности отношений) и структура систем в целом. Сли соотношение

элементов и системы есть соотношение разных структурных уровней (или

подуровней) организации материи, то соотношение частей и целого есть

соотношение на том же уровне структурной организации. Следует обратить

внимание, что каждыйэлемент может оказаться частью. Например в организм

члка входит в качестве элемента неорганическая подсистема, без нее организм

не может сущ-ть, однако совакупность неорганический образований не будет

частью целого, т.к. не несет в себе печати этой целостности. Понятие части

соотносимо только с понятием целого (целостности) и означает момент,

фрагмент целостности, необходимо заключающий в себе ее специфичность.

Система - это комплекс взаимодействующих элементов. В понимании того, что

такое система, решающую роль играет значение слова "элемент". Критериальное

свойство элемента - его необходимое непосредственное участие в создании

системы: без него, т.е. без какого-либо одного элемента, система не

существует. Элемент есть далее неразложимый компонент системы при данном

способе ее рассмотрения.

Наряду с представлением об элементах в представление о любой системе входит

и представление о ее структуре. Структура - это совакупность устойчивых

отношений и связе мжду элементами. Сюда включается общая организация

элементов, их пространственное расположение, связи между этапами развития и

т.п.

По своей значимости, для системы связи Элементов (даже устойчивые)

неодинаковы: одни малосущественны, другие существенны, закономерны.

Структура прежде всего - это закономерные связи элементов.

10(2). Киники

Диоген Синопский родился в 400г. до н. э. в городе Синопе (Понт). Время

жизни Диогена, как философа относится к досократовской философии. Школа

киников, к которой относился и Диоген, представляла собой течение в

греческой философии исповедывающее отрицание всего материально – ценного в

жизни т.е.: богатства, удовольствий, моральных канонов и т.д. Диоген был

самым ярым сторонником такого стиля жизни из всех участников данного

течения. Даже его учитель Антисфен, основоположник течения был более мягок

в крайностях. Благодаря своему уму и поступкам киника, Диоген прославился и

оставил свой след в истории, но они же часто приводили Диогена в

противоборство с моралью общества, в котором Диоген часто проигрывал.

8(1). Время и вечность.

Время: - это длительность процесса, продолжительность бытия

- это смена порядка существования вещей

- отношение между до и после

- переход от прошлого через настоящее к будущему

- поток объективных или субъективных состояний

Локальное время - переходящее, оно конечно.

Глобальное время - длиться столько, сколько длится вселенная.

Время:

1. ничем не обусловлено, длится само по себе

2. секунда порождает секунду

Философские вопросы: Что такое время?; Движется ли оно и насколько быстро?;

Есть ли вообще время?; Влияте прошлое на настоящее?; Как остановить

мгновение?

Для человека время - это жизнь, а жизнь - это время. Термином время

обозначают:1. Хронологическое время (измеряется ходомчасов);2

психологическое время (длительность опыта); 3. Реальное время (как

объективная последовательность событий, моменты)

Концепции времени в философии:1 феноменалистичекая: время - это

субъективная форма человеческого ощущения; 2. Субстациональная: время ни от

чего не зависти; 3. Реляционная: время - свойство взаимодействия тел.

1. феноменалистичекая:.18-20 вв: проявиласьв субъективно-идеалистическом

направлении. Дж. Беркли: "Трактат о принципе человеческого знания" 18 в.

Давид Юм - "Трактат о человеческой природе"; 19 в. Эм. Кант:" время - форма

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты