внутреннего чувства", "мы рождаемся с чувством времени"
20 в. А. Берксон - "творическая эволюция", "материя и память". типы
времени: 1. механическое время (ненастоящее), 2. Длительность ( живое
время) " непрерывное развитие прошлого.
2. Субстациональная: Время - это внешнее время существования вещей.
И.Ньютон - "Математические начала натуральной философии" ноадо отличать:1.
Истинное время( математическое), 2 относительное.Выводит всю свою механику
из божественного мира, т.к. сам был богословом. Свойства времени: 1
Абсолютное время одномерно. 2. Время непрерывно и бесконечно делимо. 3.
Абсолютное время необратимо (от прошлого через настоящее к будущему, но не
наоборот), 4. Однонаправлено, 5. Бесконечно, 6. Устойчиво, равномерно, 7.
Ретмично, 8. Однородно, монотонно и упорядочено.
3. Реляционная: С античности до 20 в. - развивалась, но не получила
признания. Время - длительность процессов; свойства смены состояния вещей.
(Аристотель, Ав. Блаженный, Лейбниц, Ломоносов, Гальбах, Дидро, Эйнштейн
(1905. - " частная теория относительности"; 1916 - "общая теория
относительности".). Теория относительности. Свойства времени.: 1. Раз
гравитация различна, значит время в каждой точке различно, следовательно
невозможно сделать одно время повсюду, 2. Время не монотонно, 3. Изменчиво,
неординарно., 4. Время релаксации ( в ней по своему течет)
Специальная теория относительности, построение которой было завершено
Эйнштейном в 1905 году, доказала, что в реальном физическом мире
пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной
системы отсчета к другой.
Система отсчета в физике - это образ реальной физической лаборатории,
снабженной часами и линейками, т.е. инструментарием, с помощью которого
можно измерять пространственные и временные характеристики тел. Старая
физика считала, что если системы отсчета движутся равномерно и прямолинейно
относительно друг друга, то пространственные интервалы (расстояния между
двумя точками), и временные интервалы (длительность между двумя событиями)
не меняются.
Теория относительности эти представления отвергла, т.е. показала их
ограниченную применимость. Когда скорости довольно малы по отношению к
скорости света, можно приблизительно считать, что размеры тел и ход времени
остаются одними и теми же, но когда речи идет о движениях со скоростями,
близкими к скорости света, то изменение пространственных и временных
интервалов становится заметнее.
При увеличении относительной скорости движения системы отсчета
пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются.
Еще теория относительности показала, что в природе существует единое
пространство-вермя, а отдельно пространство и отдельно время выступают как
его своеобразные проекции, на которые оно по разному расщепляется в
зависимости от характера движения тел.
До создания теории относительности считалось, что объективность
пространственно-временного описания гарантируется только тогда, когда при
переходе от одной системы отсчета к другой сохраняются отдельно
пространственные и отдельно временные интервалы. Теория относительности
обобщила эти положения. В зависимости от характера движения систем отсчета
друг относительно друга происходят различные расщепления единого
пространства-времени но отдельно пространственный и отдельно временной
интервалы, но происходят так, что изменение одного как бы компенсирует
изменение другого.
Вечность. Мир вечен во времени, то же самое в др. религиях о боге. Время,
вечность совпадают. Бог по ту сторону от релятивного. Христ: Время имеет
начало и конец. Вечность - бесконечна.
9(1). Пространство.
Пространство - оно есть форма бытия материи, характеризуемая такими
свойствами, как протяженность, структурность, сосуществование и
взаимодействие.. Понятие пространства опирается на понятие протяженности.
Протяженность объекта выражает его структурность, взаимоотношение его
частей. Обнаруживается протяженность благодаря конечности скорости
распространения взаимодействий - для “движения” с бесконечной скоростью
любые расстояния одинаковы, а именно точечны. Протяженность, следовательно,
обусловлена системной природой материи, выражая ее многокачественность и
многокомпонентность. пространство и время объективны. Пространство и время
неразрывно связаны друг с другом и с движением материи. Более того,
пространство и время - это стороны движения. В самом деле: поскольку
пространство - это отношения сосуществующих в некоторый момент времени
объектов, постольку оно есть то, что остается от движения, когда мы
отвлекаемся от времени; поскольку время - это отношения объектов,
сосуществующих в некоторой точке пространства, постольку оно есть то, что
остается от движения, когда мы отвлекаемся от пространства. Таким образом,
пространство и время не существуют вне движения материи, как и оно - вне
пространства и времени. Это и дало основание Ф.Энгельсу утверждать:
“...Основные формы всякого бытия суть пространство и время...” Современное
понимание пространства и времени сложилось в итоге длительного
исторического процесса познания, содержанием которого, в частности, была
борьба Субстационального и Реляционного подходов к пониманию их сущности.
Первая из указанных концепций рассматривает пространство и время как
самостоятельно (вне и независимо от материи), предметно существующие,
вторая - как не обладающие самостоятельным бытием вне движения материальных
объектов, как специфические отношения вещей, явлений, процессов. В свете
изложенного выше С-концепция представляется явно несостоятельной. Дело,
однако, в том, что приведенные выше определения пространства и времени
выражают, что очевидно, реляционную точку зрения и потому лишь после ее
обоснования могут служить основой для критики С-понимания пространства и
времени.
Исторически исходным (зародившимся еще в донаучном мышлении) был Р-взгляд
на пространство и время,- когда пространственно-временные свойства вещей не
отделялись от самих вещей. “Что касается понятия пространства,- писал
А.Эйнштейн,- то... ему предшествовало психологически более простое понятие
места. Место есть прежде всего (малая) часть земной поверхности, которой
присваивается какое-либо название. Вещь, “место” которой определяется, есть
“материальный предмет”... Простой анализ показывает, что “место” является
также группой материальных предметов”(2.125). С этой точки зрения
“пространство (или место) есть вид порядка материальных объектов”; при
этом, что ясно, “не имеет смысла говорить о пустом пространстве”(2.125).
Таково существо реляционной концепции пространства. Понимание пространства
было важным элементом философии Демокрита. Именно существованием абсолютной
пустоты (пустого пространства) объяснялась в ней раздельность бытия
атомов(Атом Демокрита - абсолютно неделимая, не имеющая частей частица) и
состоящих из них вещей. Поэтому Демокрит и рассматривал пространство как
существующее в том же смысле, что и вещи. Его подход, что важно учитывать,
был обусловлен пониманием материи как однородной, однокачественной. В
естествознании С-концеп ция пространства и времени разрабатывалась прежде
всего И.Ньютоном как важный элемент его механики (далее мы остановимся на
этом).
Поэтому атом неизменен, существуя вне времени. Это означает, что в
философии Демокрита содержится С-понимание времени.
Если говорить о пространстве (ситуация с временем аналогична), то очевидно,
что выбор между его С- и Р-пониманием зависит от ответа на вопрос:
существует ли абсолютная пустота (пустое пространство)? Современное
естествознание отрицательно отвечает на этот вопрос. В пользу этого имеются
и философские соображения.
Еще Аристотель указывал, что в пустоте не может быть различий - она,
следовательно, бесструктурна и потому не может обладать протяженностью,
т.е. быть пространством. Это означает, что пространство не обладает
самостоятельным бытием, не существует без материальных объектов, вещей. Но,
вместе с тем, пространство - это не вещь.
В связи с этим утверждением рассмотрим одно из рассуждений Зенона
Элейского. Допустим, предлагал он, что тезис “все существующее существует
(находится) в пространстве” истинен. Тогда пространство, как нечто
существующее, должно существовать (находиться) в некоем ином пространстве.
Последнее, коль скоро оно существует, должно, в свою очередь, существовать
(находиться) уже в третьем пространстве, и т.д. до бесконечности
21(1) Отражение, как воспроизведение: материалистическая версия.
Все явления, объекты, процессы объективность существующего материального
мира беспрестанно взаимодействует между собой и в ходе этого взаимодействия
претерпевают изменения. Каждое из взаимодействий объектов, процессов и т.
д., воздействуя на другие и вызывая в них изменения, оставляет след в том
объекте, явлении, процессе, на кот. он воздействует, и тем самым
запечатлевает себя в результате этого воздействия. Т.о., в процессах
взаимодействия материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих
изменениях свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов.
Отражение - всеобщее свойство материи воспроизводить в своих свойствах
особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Основные
свойства объекта: Неживая природа: а) в результате отражения свойства
отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или
отпечатка; б) воздействие одного объекта на другой не стимулирует
активности этих объектов. Живая природа: а) отрицание активно; б) всегда
целенаправленно; в) оно может носить опережающий характер; г) несет
функциональный характер. Общие свойства объекта: а) воспроизводит свойства
отражаемого объекта лишь частично; б) упорядоченность отражаемого объекта
воспроизводится с большими или меньшими искажениями. Эти особенности
присущи любому отражению, но характер отражения меняется с возникновением
жизни. Характеризуется отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой
материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий,
диалектико-материалистическая форма формулирует исходные предпосылки для
понимания генезиса, ощущений, психики, человеческого сознания. Важнейшей из
этих предпосылок является положение о том, что любые формы и виды
отражения, ощущения, психики, сознания возникает и существует в рамках
взаимодействия матер. образований и систем, находящихся на разных уровнях
развития. В результате длительного отбора способность организмов
реагировать на внешние воздействия все более совершенствовалась. Наконец
произошел качеств. скачок и возникла нервная система. В ходе биологической
эволюции нервная система усложняется. В процессе развития вида в мозгу
возникают новые структуры, в процессе развития особи вырабатываются новые
программы деятельности, сохраняемые в памяти. В результате этого поведение
животного все более определяется внутренними программами. С усложнением
телесной организации растет удельный вес форм поведения, вырабатываемых в
индивидуальной жизни особи, возрастает значение головного мозга. У человека
происходит качественный скачок и возникает сознание.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16