шпоры

внутреннего чувства", "мы рождаемся с чувством времени"

20 в. А. Берксон - "творическая эволюция", "материя и память". типы

времени: 1. механическое время (ненастоящее), 2. Длительность ( живое

время) " непрерывное развитие прошлого.

2. Субстациональная: Время - это внешнее время существования вещей.

И.Ньютон - "Математические начала натуральной философии" ноадо отличать:1.

Истинное время( математическое), 2 относительное.Выводит всю свою механику

из божественного мира, т.к. сам был богословом. Свойства времени: 1

Абсолютное время одномерно. 2. Время непрерывно и бесконечно делимо. 3.

Абсолютное время необратимо (от прошлого через настоящее к будущему, но не

наоборот), 4. Однонаправлено, 5. Бесконечно, 6. Устойчиво, равномерно, 7.

Ретмично, 8. Однородно, монотонно и упорядочено.

3. Реляционная: С античности до 20 в. - развивалась, но не получила

признания. Время - длительность процессов; свойства смены состояния вещей.

(Аристотель, Ав. Блаженный, Лейбниц, Ломоносов, Гальбах, Дидро, Эйнштейн

(1905. - " частная теория относительности"; 1916 - "общая теория

относительности".). Теория относительности. Свойства времени.: 1. Раз

гравитация различна, значит время в каждой точке различно, следовательно

невозможно сделать одно время повсюду, 2. Время не монотонно, 3. Изменчиво,

неординарно., 4. Время релаксации ( в ней по своему течет)

Специальная теория относительности, построение которой было завершено

Эйнштейном в 1905 году, доказала, что в реальном физическом мире

пространственные и временные интервалы меняются при переходе от одной

системы отсчета к другой.

Система отсчета в физике - это образ реальной физической лаборатории,

снабженной часами и линейками, т.е. инструментарием, с помощью которого

можно измерять пространственные и временные характеристики тел. Старая

физика считала, что если системы отсчета движутся равномерно и прямолинейно

относительно друг друга, то пространственные интервалы (расстояния между

двумя точками), и временные интервалы (длительность между двумя событиями)

не меняются.

Теория относительности эти представления отвергла, т.е. показала их

ограниченную применимость. Когда скорости довольно малы по отношению к

скорости света, можно приблизительно считать, что размеры тел и ход времени

остаются одними и теми же, но когда речи идет о движениях со скоростями,

близкими к скорости света, то изменение пространственных и временных

интервалов становится заметнее.

При увеличении относительной скорости движения системы отсчета

пространственные интервалы сокращаются, а временные растягиваются.

Еще теория относительности показала, что в природе существует единое

пространство-вермя, а отдельно пространство и отдельно время выступают как

его своеобразные проекции, на которые оно по разному расщепляется в

зависимости от характера движения тел.

До создания теории относительности считалось, что объективность

пространственно-временного описания гарантируется только тогда, когда при

переходе от одной системы отсчета к другой сохраняются отдельно

пространственные и отдельно временные интервалы. Теория относительности

обобщила эти положения. В зависимости от характера движения систем отсчета

друг относительно друга происходят различные расщепления единого

пространства-времени но отдельно пространственный и отдельно временной

интервалы, но происходят так, что изменение одного как бы компенсирует

изменение другого.

Вечность. Мир вечен во времени, то же самое в др. религиях о боге. Время,

вечность совпадают. Бог по ту сторону от релятивного. Христ: Время имеет

начало и конец. Вечность - бесконечна.

9(1). Пространство.

Пространство - оно есть форма бытия материи, характеризуемая такими

свойствами, как протяженность, структурность, сосуществование и

взаимодействие.. Понятие пространства опирается на понятие протяженности.

Протяженность объекта выражает его структурность, взаимоотношение его

частей. Обнаруживается протяженность благодаря конечности скорости

распространения взаимодействий - для “движения” с бесконечной скоростью

любые расстояния одинаковы, а именно точечны. Протяженность, следовательно,

обусловлена системной природой материи, выражая ее многокачественность и

многокомпонентность. пространство и время объективны. Пространство и время

неразрывно связаны друг с другом и с движением материи. Более того,

пространство и время - это стороны движения. В самом деле: поскольку

пространство - это отношения сосуществующих в некоторый момент времени

объектов, постольку оно есть то, что остается от движения, когда мы

отвлекаемся от времени; поскольку время - это отношения объектов,

сосуществующих в некоторой точке пространства, постольку оно есть то, что

остается от движения, когда мы отвлекаемся от пространства. Таким образом,

пространство и время не существуют вне движения материи, как и оно - вне

пространства и времени. Это и дало основание Ф.Энгельсу утверждать:

“...Основные формы всякого бытия суть пространство и время...” Современное

понимание пространства и времени сложилось в итоге длительного

исторического процесса познания, содержанием которого, в частности, была

борьба Субстационального и Реляционного подходов к пониманию их сущности.

Первая из указанных концепций рассматривает пространство и время как

самостоятельно (вне и независимо от материи), предметно существующие,

вторая - как не обладающие самостоятельным бытием вне движения материальных

объектов, как специфические отношения вещей, явлений, процессов. В свете

изложенного выше С-концепция представляется явно несостоятельной. Дело,

однако, в том, что приведенные выше определения пространства и времени

выражают, что очевидно, реляционную точку зрения и потому лишь после ее

обоснования могут служить основой для критики С-понимания пространства и

времени.

Исторически исходным (зародившимся еще в донаучном мышлении) был Р-взгляд

на пространство и время,- когда пространственно-временные свойства вещей не

отделялись от самих вещей. “Что касается понятия пространства,- писал

А.Эйнштейн,- то... ему предшествовало психологически более простое понятие

места. Место есть прежде всего (малая) часть земной поверхности, которой

присваивается какое-либо название. Вещь, “место” которой определяется, есть

“материальный предмет”... Простой анализ показывает, что “место” является

также группой материальных предметов”(2.125). С этой точки зрения

“пространство (или место) есть вид порядка материальных объектов”; при

этом, что ясно, “не имеет смысла говорить о пустом пространстве”(2.125).

Таково существо реляционной концепции пространства. Понимание пространства

было важным элементом философии Демокрита. Именно существованием абсолютной

пустоты (пустого пространства) объяснялась в ней раздельность бытия

атомов(Атом Демокрита - абсолютно неделимая, не имеющая частей частица) и

состоящих из них вещей. Поэтому Демокрит и рассматривал пространство как

существующее в том же смысле, что и вещи. Его подход, что важно учитывать,

был обусловлен пониманием материи как однородной, однокачественной. В

естествознании С-концеп ция пространства и времени разрабатывалась прежде

всего И.Ньютоном как важный элемент его механики (далее мы остановимся на

этом).

Поэтому атом неизменен, существуя вне времени. Это означает, что в

философии Демокрита содержится С-понимание времени.

Если говорить о пространстве (ситуация с временем аналогична), то очевидно,

что выбор между его С- и Р-пониманием зависит от ответа на вопрос:

существует ли абсолютная пустота (пустое пространство)? Современное

естествознание отрицательно отвечает на этот вопрос. В пользу этого имеются

и философские соображения.

Еще Аристотель указывал, что в пустоте не может быть различий - она,

следовательно, бесструктурна и потому не может обладать протяженностью,

т.е. быть пространством. Это означает, что пространство не обладает

самостоятельным бытием, не существует без материальных объектов, вещей. Но,

вместе с тем, пространство - это не вещь.

В связи с этим утверждением рассмотрим одно из рассуждений Зенона

Элейского. Допустим, предлагал он, что тезис “все существующее существует

(находится) в пространстве” истинен. Тогда пространство, как нечто

существующее, должно существовать (находиться) в некоем ином пространстве.

Последнее, коль скоро оно существует, должно, в свою очередь, существовать

(находиться) уже в третьем пространстве, и т.д. до бесконечности

21(1) Отражение, как воспроизведение: материалистическая версия.

Все явления, объекты, процессы объективность существующего материального

мира беспрестанно взаимодействует между собой и в ходе этого взаимодействия

претерпевают изменения. Каждое из взаимодействий объектов, процессов и т.

д., воздействуя на другие и вызывая в них изменения, оставляет след в том

объекте, явлении, процессе, на кот. он воздействует, и тем самым

запечатлевает себя в результате этого воздействия. Т.о., в процессах

взаимодействия материальные объекты, явления, процессы фиксируют в своих

изменениях свойства воздействующих на них объектов, явлений, процессов.

Отражение - всеобщее свойство материи воспроизводить в своих свойствах

особенности других объектов, с которыми произошло взаимодействие. Основные

свойства объекта: Неживая природа: а) в результате отражения свойства

отражаемого объекта передаются отражающему в виде следа, копии или

отпечатка; б) воздействие одного объекта на другой не стимулирует

активности этих объектов. Живая природа: а) отрицание активно; б) всегда

целенаправленно; в) оно может носить опережающий характер; г) несет

функциональный характер. Общие свойства объекта: а) воспроизводит свойства

отражаемого объекта лишь частично; б) упорядоченность отражаемого объекта

воспроизводится с большими или меньшими искажениями. Эти особенности

присущи любому отражению, но характер отражения меняется с возникновением

жизни. Характеризуется отражение как свойство, лежащее в фундаменте самой

материи и связанное с эффектами любых материальных взаимодействий,

диалектико-материалистическая форма формулирует исходные предпосылки для

понимания генезиса, ощущений, психики, человеческого сознания. Важнейшей из

этих предпосылок является положение о том, что любые формы и виды

отражения, ощущения, психики, сознания возникает и существует в рамках

взаимодействия матер. образований и систем, находящихся на разных уровнях

развития. В результате длительного отбора способность организмов

реагировать на внешние воздействия все более совершенствовалась. Наконец

произошел качеств. скачок и возникла нервная система. В ходе биологической

эволюции нервная система усложняется. В процессе развития вида в мозгу

возникают новые структуры, в процессе развития особи вырабатываются новые

программы деятельности, сохраняемые в памяти. В результате этого поведение

животного все более определяется внутренними программами. С усложнением

телесной организации растет удельный вес форм поведения, вырабатываемых в

индивидуальной жизни особи, возрастает значение головного мозга. У человека

происходит качественный скачок и возникает сознание.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты