Роль бюджетной политики в совершенствовании межбюджетных отношений в Российской Федерации

Роль бюджетной политики в совершенствовании межбюджетных отношений в Российской Федерации

Содержание

Введение.. 3

Глава 1. Бюджетная политика как элемент государственного регулирования 7

1.1 Развитие межбюджетных отношений при переходе к рыночной

экономике 7

1.2 Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы. 14

1.3 Общие принципы проведения бюджетной политики в европейских

странах. 25

Глава 2. Бюджетная политика и российские регионы: экономическая ситуация

35

2.1 Экономические условия, сложившиеся в России. 35

2.2 Анализ исполнения доходной и расходной частей бюджета

государства 45

2.3 Существующие методики финансовой помощи регионам 52

Глава 3. Пути и методы совершенствования бюджетной политики и межбюджетных

отношений в условиях рыночной экономики 64

3.1 Основные направления бюджетной политики в России 64

3.2 Реформирвание межбюджетных отношений – важнейшее направление

формирования эффективной экономики 71

Заключение 75

Библиография 80

Приложения …………………………………………………………………………84

Введение

Несмотря на некоторые улучшения в финансово-экономическом положении в

стране и увеличение средств, поступающих из федерального бюджета в бюджеты

субъектов Российской федерации, проблема межбюджетных отношений продолжает

оставаться исключительно актуальной. Отношения федерального центра с

регионами обострились. Поэтому в сложившейся ситуации представляется важным

получить на вопрос: насколько проводимая федеральным правительством

политика в области помощи регионам эффективна, способствует «выравниванию»

бюджетных расходов, стимулирует регионы к «зарабатыванию» средств.

В методике, утвержденной правительством и принятой для расчета доли

регионов в фонде финансовой поддержки (ФФПР) на 1999 год, записано, что

«средства ФФПР (трансферты) распределяются таким образом, чтобы довести

приведенные к сопоставимым условиям среднедушевые бюджетные доходы

субъектов Российской Федерации, имеющих право на получение трансфертов, до

одного и того же, максимально возможного при планируемом объеме ФФПР

уровня. При этом используется индекс бюджетных расходов (ИБР), который

показывает, насколько больше необходимо затратить бюджетных средств (в

расчете на душу населения) в данном регионе по сравнению с минимальными по

Российской Федерации затратами для обеспечения одного и того же уровня

финансирования бюджетных расходов».

Основной принцип, используемый при определении перечислений из

федерального бюджета, – выравнивание подушевых бюджетных расходов. Однако

трансферты – не единственный источник средств, поступающих в регионы из

федерального бюджета. Средства перечисляются через ссуды, субсидии, прямое

финансирование отдельных направлений деятельности (через отраслевые

министерства). Таким образом, общий объем перераспределяемых средств

достигает значительных размеров, а для некоторых регионов средства,

получаемые из вышестоящих бюджетов, составляют до половины их бюджетных

доходов.

Потоки средств, направляемые в регионы из федерального бюджета,

затрудняют ответ на вопрос о финансовом состоянии самого региона. Если

предположить, что никаких финансовых вливаний нет, то финансовое состояние

региона может быть оценено по тому, сколько собственных доходов имеет

бюджет. Собственные доходы – это налоговые и неналоговые поступления в

региональные бюджеты без дополнительных поступлений извне. В увеличении

этой части доходов региональных бюджетов должно быть заинтересовано и

федеральное и региональное правительства. Именно величина собственных

доходов начнет являться тем показателем, который в большей степени может

характеризовать финансовое благополучие региона.

Финансовая поддержка из федерального бюджета должна, как уже

отмечалось, выравнивать удельные бюджетные расходы, то есть подтягивать

бедные регионы по уровню расходов к среднероссийскому уровню. Очевидно, что

такое выравнивание не должно резко улучшать финансового положения одних

регионов (по отношению к другим), так как в этом случае у региона исчезает

стимул к зарабатыванию средств. Не должно выравнивание приводить и к

ухудшению положения региона (относительно других регионов), так как это

снизит стимулы увеличения собственных доходов, что недопустимо.

Сравнение регионов, ранжированных по собственным доходам, с

ранжированием по расходам выявляет некоторые закономерности. Для

большинства регионов дополнительные средства практически ничего не меняют в

расстановке регионов относительно друг друга (особенно для регионов первых

двух двадцаток). Неожиданности начинаются с регионов со средним и низким

уровнем бюджетных расходов на душу населения. Регионы, имеющие самые низкие

собственные доходы, Кабардино-Балкария, Республика Алтай, Еврейская АО,

Республика Тыва, Усть-Ордынский Бурятский АО, Республика Адыгея, Республика

Бурятия, резко улучшают свое положение. Так, например, удельные расходы в

Кабардино-Балкарии практически равны расходам в Свердловской области,

Республике Алтай – в Московской области, Республике Тыва – в Новгородской

области. Причем продвижение вверх в рейтинге «по расходам» самых

«незарабатывающих» регионов не может быть объяснено тем, что из-за

природных условий в этих регионах индекс бюджетных расходов выше. Вместе с

тем, перемещение этих регионов из замыкающих в центральную часть приводит к

тому, что замыкающими (регионами с самыми низкими удельными расходами)

становятся такие регионы, как Тамбовская, Брянская, Пензенская области.

Таким образом, при всей сложности и запутанности трансфертной политики

и политики федеральной поддержки регионов, на первый план, видимо, выходят

сугубо политические факторы, а вопросы «выравнивания» отодвигаются на

второй план (все республики Северного Кавказа резко улучшают свое

положение). Все это приводит к ухудшению положения ряда регионов, которые

способны зарабатывать.

Очевидно, что существующая система федеральной поддержки регионов не

стимулирует регионы к зарабатыванию средств. Следовательно, необходимо

переходить при распределении средств федерального бюджета от принципа

«выравнивания расходов» к принципам «стимулирования получения собственных

доходов».

В связи с растущей необходимостью реформирования системы межбюджетных

отношений особую важность приобретает изучение роли бюджетной политики в

данном процессе.

Главной целью работы является изучение влияния проводимой бюджетной

политики на отношения между бюджетами всех уровней.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

. рассмотреть сложившуюся экономическую ситуацию в России;

. провести анализ исполнения государственного бюджета;

. рассмотреть методики оказания финансовой помощи регионам;

. указать возможные направления совершенствования бюджетной

политики и межбюдетных отношений.

Теоретической и методологической основой исследования послужили

законодательные и нормативные документы государственных органов Российской

Федерации в области финансовых и экономических отношений, данных

Министерства финансов РФ, Министерства экономики РФ, статистические данные,

материалы монографических работ и текущих публикаций.

Глава 1. Бюджетная политика как элемент государственного регулирования

1.1 Развитие межбюджетных отношений при переходе к рыночной экономике

В настоящее время в новую фазу вступила реформа межбюджетных отношений

на базе создания сбалансированной системы прав и ответственности органов

государственной власти РФ, её субъектов и органов местного самоуправления.

Среди мер по преодолению бюджетного кризиса особое место занимает

упорядочение межбюджетных отношений.

Острой и трудноразрешимой проблемой остается оптимизация

многоуровневой бюджетной системы, которая объединяет федеральный бюджет,

бюджеты 89 субъектов Федерации и местные бюджеты (городские, сельские,

районные и т.п.).

На практике отношения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов

Федерации, а также между последними и местными (городскими, районными)

бюджетами расплывчаты и неустойчивы. Противоречия возникают постоянно,

никто толком не знает, какой уровень власти отвечает за расходование

налогов на те или иные цели. Бюджетная система слишком сложна и запутанна.

До 1994 г. нормативы отчислений по основным налогам, оставляемым

территориям, назначались "в индивидуальном порядке". Предпосылки для

перехода от индивидуального согласования объемов финансовой помощи

субъектам Федерации к единым правилам распределения ее на формализованной

основе были созданы в 1994 г., когда был организован Фонд финансовой

поддержки регионов (ФФПР) и стали использоваться трансферты. Тем самым была

заложена ныне действующая в России система межбюджетных отношений.

Однако субъективный характер бюджетной политики преодолеть так и не

удалось. Среди причин называют неустраненную возможность нецелевого

использования трансфертов; обилие федеральных программ типа северного

завоза и необеспеченных расходов в бюджетах регионов, покрываемых центром;

использование в качестве точки отсчета бюджетных расходов дореформенного

1991 г. с последующим доведением их до года, принимаемого за базовый по

доходам.

Система межбюджетных отношений имеет и другие недостатки. В частности,

трансферты из ФФПР определяются с учетом текущих расходов и почти не влияют

на территориальное перераспределение государственных инвестиций. Расходные

полномочия для каждого уровня бюджетной системы не в полной мере обоснованы

и закреплены. Отсутствует комплексный подход к выравниванию социально-

экономического развития регионов с учетом целевых федеральных программ.

Региональные власти не заинтересованы в увеличении налогового потенциала и

росте собственных бюджетных доходов. Недостаточна нормативная база для

обоснования потребностей в бюджетных расходах. Все это не способствует

сокращению дотационности бюджетов субъектов, снижению встречных финансовых

потоков.

Взаимодействие между центром и регионами в сфере межбюджетных

отношений с каждым годом становится все более жестким, потому что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты