Роль бюджетной политики в совершенствовании межбюджетных отношений в Российской Федерации

зарплаты. В результате в 1990 г. средняя реальная зарплата на 27% превышала

уровень 1987 г. Рост зарплаты финансировался с помощью льготных банковских

кредитов и дотаций из госбюджета.

До 1990 г. правительство могло удерживать эмиссионное финансирование

бюджетного дефицита на низком уровне за счет заимствований на международных

рынках, а также кредитов, которые предоставляли иностранные государства.

Такая политика привела к увеличению внешнего долга с 20 млрд до 67 млрд

долларов за 1985-1991 гг. В IV квартале 1991 г. бюджетный дефицит достиг

30% ВВП в результате роста государственных дотаций для поддержания уровня

административно регулируемых цен (то же относится к обменному курсу),

сокращения производства, а также снижения налоговой дисциплины в связи с

распадом СССР и резким уменьшением налоговых платежей, которые республики

перечисляли в центр. В глазах западных кредиторов страна утратила

кредитоспособность, и для финансирования бюджетных расходов оставалось

единственное средство - стремительное наращивание денежной массы.[12]

Таблица 2.2.3

Доходы, расходы и дефицит бюджета, % ВВП

| |

|1992 г. |

|1993 г. |

|1994 г. |

|1995 г. |

|1996 г. |

|1997 г. |

|1998 г. |

| |

|Федеральный бюджет |

| |

|Доходы |

|17,7 |

|14,7 |

|12,7 |

|14,3 |

|12,7 |

|12,4 |

|11,3 |

| |

|Расходы |

|47,2 |

|24,5 |

|24,5 |

|19,2 |

|20,1 |

|18,4 |

|14,1 |

| |

|Дефицит |

|-29,5 |

|-9,8 |

|-11,8 |

|-4,9 |

|-7,4 |

|-6,0 |

|-2,8 |

| |

|Консолидированный бюджет |

| |

|Доходы |

|40,4 |

|40,6 |

|36,3 |

|35,8 |

|36,3 |

|36,4 |

|35,0 |

| |

|Расходы |

|65,1 |

|48,6 |

|47,5 |

|41,1 |

|43,0 |

|43,1 |

|39,2 |

| |

|Дефицит |

|-24,7 |

|-8,0 |

|-11,2 |

|-5,3 |

|-7,7 |

|-6,6 |

|-4,2 |

| |

[pic]

Рис. 2.1 Диаграмма доходов, расходов и дефицита федерального бюджета, % ВВП

[pic]

Рис. 2.2 Диаграмма доходов, расходов и дефицита консолидированного бюджета,

% ВВП

Некоторые аналитики не считают катастрофичным размер бюджетного

дефицита в России, ссылаясь на то, что многие страны существовали какое-то

время с бюджетными дефицитами порядка 5-7% ВВП. Но такой дефицит велик для

страны, которая находится в продолжающемся семь лет кризисе при 40-

процентном сокращении ВВП и при все еще значительных государственных

расходах (за последние семь лет российский ВВП в расчете на душу населения

уменьшился на 40%, по уровню душевого ВВП нам сейчас наиболее близки Китай,

Албания, Доминиканская Республика, Перу и Парагвай). Еще один важный аспект

проблемы - слабость частной финансовой системы, которая не может связать на

длительный срок внутренние сбережения и поднять их общий уровень.

2.3 Существующие методики финансовой помощи регионам

Через Федеральный фонд финансовой поддержки регионов проходит примерно

16,5% всех финансовых ресурсов, перераспределяемых между уровнями бюджетной

системы. До принятия "Концепции реформирования межбюджетных отношений" его

средства распределялись между субъектами РФ не абсолютными суммами, а

долями от всех средств, включенных в ФФПР. Только ленивый не критиковал

этот способ дотирования регионов. Попытки переработать методику

распределения ФФПР в 1996-1997 гг. закончились провалом. Новые методики

были настолько запутаны и оторваны от жизни, что в качестве базового

варианта при согласительных процедурах в Госдуме использовались пропорции

распределения, разработанные еще в 1995 г. В результате размеры финансовой

поддержки определялись не столько экономическими, сколько политическими

соображениями.

Согласно Концепции в 1998-2001 гг. предстоит перейти к нормативной

оценке бюджетных потребностей органов власти и управления разных уровней,

соответствующих их расходным полномочиям и ответственности. В 1998 г.

разработаны нормативы финансирования расходов на ЖКХ, начальное и общее

среднее образование, здравоохранение, государственное управление, выплату

пособий семьям, имеющим детей. В 1999 г. должны быть разработаны и

утверждены нормативы затрат на финансирование общественного транспорта,

правоохранительной деятельности, культуры и другие, необходимые для

определения обоснованных бюджетных потребностей субъектов Федерации. С 2000

г. расходы консолидированных бюджетов субъектов Федерации будут полностью

оцениваться на нормативной основе. Субъектам рекомендовано не позднее 2001

г. перейти на нормативную оценку потребностей бюджетов муниципальных

образований.

Общий объем средств ФФПР будет определяться по утверждаемому

законодательством на срок не менее 3 лет нормативу отчислений от налоговых

поступлений в федеральный бюджет (за исключением ввозных пошлин) исходя из

его возможностей. Часть средств ФФПР может выделяться для дополнительной

поддержки высокодотационных регионов на основе единой методики формирования

и распределения соответствующих средств федерального бюджета.

В Концепции предложена такая схема расчета трансфертов ФФПР.

Первый этап - определяется душевой доход (собственные доходы и

отчисления от регулирующих доходных источников), т.е. доходы

консолидированного бюджета на душу населения субъекта РФ (по состоянию на 1

января 1998 г.). При расчете трансфертов на 1999 г. за базу дохода региона

принимаются согласованные с субъектом РФ показатели, исчисленные исходя из

отчетных данных за 1997 г., скорректированные по условиям 1999 г.

(изменение налогового и бюджетного законодательства). В дальнейшем при

расчетах финансовой помощи субъекту Федерации будут учитываться оценки

налогового потенциала территории и уровня его использования. Предстоит

разработать методику составления финансовых балансов субъектов Федерации и

методику оценки нормативной налогооблагаемой базы (валовых налоговых

ресурсов) территорий, а также усовершенствовать методику и порядок расчета

валового регионального продукта по субъектам.

Второй этап - определяется индекс бюджетных расходов отдельных

регионов или их групп по единой методике (формуле) на основе объективных

параметров, позволяющих привести удельные доходы бюджетов субъектов к

сопоставимым условиям (прожиточный минимум, бюджетная обеспеченность,

соотношение расчетных доходов и расходов и т.д.). После утверждения

правительством комплекса бюджетных нормативов для оценки расходных

полномочий субъектов Федерации по основным отраслям финансирования расчет

индексов бюджетных расходов будет основываться на интегрированном учете

этих нормативов.

Индекс бюджетных расходов - отношение обоснованной (нормативной)

бюджетной потребности региона (в расчете на душу населения) к средней

(минимальной) обоснованной потребности по всем субъектам Федерации. Этот

индекс показывает, насколько больше (меньше) необходимо затратить бюджетных

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты