Роль бюджетной политики в совершенствовании межбюджетных отношений в Российской Федерации

политики и не учитывает различий в бюджетных структурах и экономическом

развитии. Для обеспечения эффективной бюджетной политики необходима, во-

первых, бюджетная гармонизация как налоговой, так и расходной частей, что

является весьма длительным процессом, и, во-вторых, высокая степень

корреляции экономических циклов. В сложившейся к настоящему времени

ситуации задача бюджетной политики в рамках ЭВС вступает в противоречие с

задачами обеспечения стабильного экономического роста и сокращения

безработицы в отдельных странах.

Введение единой европейской валюты с 1 января 1999 г., знаменовавшее

собой новый этап развития международной валютной системы, обозначило целый

ряд проблем в сфере кредитно-денежной и бюджетной политики, проводимой в

рамках ЭВС. Произошедшие на фоне мировых финансовых потрясений стабилизация

обменных валютных курсов и политика процентных ставок продемонстрировали

высокую степень интеграции европейских стран и их готовность к проведению

единой валютной и кредитно-денежной политики. Тем не менее, ЭВС едва ли

подходит под определение "оптимальной валютной зоны", не удовлетворяя в

полной мере ни одному из традиционных критериев: асимметричное воздействие

схожих экономических шоков на различные страны и ограниченная мобильность

рабочей силы вследствие сохраняющихся культурных и языковых барьеров

являются потенциальными источниками экономических и финансовых проблем в

Евроленде.

Фиксирование валютных курсов и создание ЕЦБ позволило застраховать ЭВС

от валютных спекуляций, аналогичных тем, которые вызвали кризис механизма

обменных курсов в 1992 г., однако фактически лишило страны таких

инструментов макроэкономического регулирования, как национальная валютная и

денежная политика. Это не имело бы существенного значения при высокой

степени корреляции экономических циклов в разных странах и схожем механизме

воздействия единой денежной политики на экономику каждой из входящих в ЭВС

стран. Однако ни первое, ни второе условия не выполняются: несмотря на

высокую степень интегрированности Германии, Франции и стран Бенилюкса, риск

асинхронизации экономических циклов в зоне евро в целом достаточно высок,

при этом различия в денежных системах, выражающиеся, в частности, в объемах

кредитования и степени реакции экономических агентов на изменение

процентной ставки, обусловливают специфику воздействия единой денежной

политики на экономику отдельных стран.

Отметим потенциальные источники возникновения негативных тенденций в

экономической политике. Во-первых, жесткая финансовая политика,

проводившаяся накануне введения евро, может смениться ее чрезмерным

ослаблением, а это, в свою очередь, может не только оказать инфляционное

давление на экономику и привести к росту процентных ставок, но и стать

источником экономической и политической напряженности в зоне евро. Во-

вторых, благоприятное в целом для европейской экономики смягчение кредитно-

денежной политики не учитывает экономической конъюнктуры в таких странах,

как Ирландия, Португалия, Испания, что может угрожать синхронизации

экономических циклов.

Необходимо отметить, что поворот в бюджетной стратегии в 1998 г.

(снижение дефицита без увеличения доходной части) свидетельствует об

усилении прагматизма и попытках более активного использования бюджетной

политики в условиях замедления темпов экономического роста. Так, в бюджетах

на 1999 г., базирующихся в значительной степени на допущении устойчивого

экономического роста и низких процентных ставок, в краткосрочной

перспективе предусматривались меры, направленные на расширение

агрегированного спроса и повышение занятости.

Следует подчеркнуть, что использование кредитно-денежной политики как

основного инструмента макроэкономического регулирования в ЭВС осложняется

ее циклической асимметрией, которая может быть усилена асимметричной

реакцией ЕЦБ на изменение экономической конъюнктуры: можно ожидать более

быстрой реакции (повышения ставок) при возникновении инфляционного

давления, чем (снижения ставок) при замедлении темпов роста. В связи с этим

новый импульс может получить проблема независимости ЕЦБ. Возможны попытки

усиления политического давления на банк, появление требований о

согласовании денежной политики с задачами обеспечения экономического роста

и повышения занятости.

Вопрос о независимости центробанка не сводится к необходимости

законодательного изменения его статуса и введению каких-либо форм

политического контроля над денежной политикой, а может быть решен путем

формирования противовеса ЕЦБ. Таким противовесом может стать группа

министров финансов, т.н. Евро-11, в существующем виде неформального совета

или в качестве официального органа в случае законодательного подтверждения

его статуса.

Снижение процентных ставок и значительное обесценение евро в первой

половине 1999 г. можно рассматривать как попытку решения экономических

проблем наднациональными методами регулирования. В дальнейшем одним из

направлений совершенствования механизма наднационального регулирования

может стать развитие системы межгосударственных трансфертов, целью которой

будет сглаживание и синхронизация циклических колебаний в странах ЭВС.

Другой важной задачей в сфере бюджетной политики останется гармонизация

бюджетных систем, в первую очередь - по налогам. Логичным завершением

эволюции национальных бюджетных систем в рамках ЭВС станет установления

контроля над бюджетной политикой.

Глава 2. Бюджетная политика и российские регионы: экономическая ситуация

2.1 Экономические условия, сложившиеся в России.

Советская система централизованного планирования основывалась на

физических показателях затрат и выпуска, и деньги играли в этой системе

строго ограниченную роль, представляя собой немногим больше, чем простая

расчетная единица. Но в любой стране с рыночной экономикой деньги находятся

непосредственно в центре как средство, уравновешивающее спрос и

предложение, средство сбережения и главный критерий инвестиционных решений.

В условиях централизованного планирования серьезное значение имел

неформальный обмен товарами по бартеру, роль которого возрастала в

восьмидесятые годы в связи с "ослаблением контроля за финансовой политикой

и государственного контроля над ценами (подавленная инфляция), подорвавшим

использование рубля в качестве средства обмена". В то же время произошло

формальное закрепление бартера в качестве встречной (компенсационной)

торговли в большом объеме коммерческих операций, что явилось более широким

и наглядным отражением физической основы самой плановой системы.

Исторически, таким образом, кажется логичным, что денежное обращение и

использование должно возрастать по мере того, как рыночная экономика

приходит на смену централизованному планированию, вытесняя постепенно

бартер и другие формы неденежного обращения. На деле произошло обратное.

Реальное значение широкого показателя денежной массы M2 (наличность в

обращении плюс основная часть банковских депозитов) только за 1992 год

упало почти на 80 % и, хотя и более медленно, продолжает снижаться. Этот

показатель снизился с 47,1 % российского валового внутреннего продукта по

оценкам 1991 года до 11,6 % (значительно упавшего) ВВП в 1995 году. Мало

есть еще в мире стран, где отношение M2:ВВП давало бы столь низкую цифру,

почти все эти государства или сами являются бывшими советскими

республиками, подвергавшимися тем же социально-экономическим воздействиям и

влияниям, что и Россия, или это наиболее нестабильные и беднейшие страны

Третьего мира. Даже отношение M2:ВВП , равное в 1991 году 47,1 % , было

ниже, чем обычно бывает в странах с развитой рыночной экономикой.

Одна из самых отрицательных черт российской экономики в конце

девяностых годов – это тяжелая нехватка ликвидности на всех уровнях. Бартер

перестал быть средством, используемым от случая к случаю, и стал нормальным

(а иногда даже и единственным) способом ведения деловых операций, причем

многие налоги также выплачиваются в натуральной форме, региональные

государственные органы предлагают или принимают векселя (кредитовые авизо)

для урегулирования платежей по счетам частного сектора, а пенсии и

заработная плата как в государственном, так и частном секторе могут не

выплачиваться целыми месяцами.

Еще один парадокс, кроме демонетизации экономики на фоне развития

рыночных отношений. Во время развала СССР в 1991 году, важной чертой его

экономики был так называемый "избыток денежной массы", связанный с

долговременной практикой государственного управления повышать заработную

плату в денежном выражении больше, чем планово определяемое предложение

потребительских товаров. В то же время цены на большинство товаров

административным путем удерживались на постоянном уровне. Это приводило к

тому, что в карманах у населения скапливались лишние деньги, что подавляло,

а не поглощало инфляционное давление. По утверждению ОЭСР (ОECD) это

отсутствие жесткости в финансовой политике дополнительно стимулировало в то

время рост бартера. Избыток денежной массы в основном был в форме наличных

денег, кредитов по международным стандартам предоставлялось очень мало, по

той простой причине, что кредит в нормальном смысле слова практически и не

существовал в условиях централизованного планирования. Избыток наличности в

то время уже рассматривался как серьезная проблема, чреватая значительным

инфляционным риском, и именно по этой причине критики экономических реформ

1992 года были против любой неожиданной либерализации цен. Сам избыток

наличности растаял в результате высокой инфляции 1992-93 гг., последовавшей

непосредственно за либерализацией цен.[8]

Нехватка денег, сопровождавшая либерализацию цен и инфляцию в середине

девяностых годов создала для многих компаний тяжелые проблемы ликвидности

и, в конечном счете, привела к их разорению, но очень редко обанкротившиеся

компании ликвидировались. Вместо этого кредиторы начали соглашаться на

задержки платежей и не настаивали на немедленных расчетах. Это быстро стало

распространенным явлением в экономике и распространилось не только на

суммы, которые компании задолжали своим поставщикам, но и на неплатежи

компаний своим служащим и государству, а также государственных органов всех

уровней своим служащим, получателям пенсий и других социальных выплат и

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты