политики и не учитывает различий в бюджетных структурах и экономическом
развитии. Для обеспечения эффективной бюджетной политики необходима, во-
первых, бюджетная гармонизация как налоговой, так и расходной частей, что
является весьма длительным процессом, и, во-вторых, высокая степень
корреляции экономических циклов. В сложившейся к настоящему времени
ситуации задача бюджетной политики в рамках ЭВС вступает в противоречие с
задачами обеспечения стабильного экономического роста и сокращения
безработицы в отдельных странах.
Введение единой европейской валюты с 1 января 1999 г., знаменовавшее
собой новый этап развития международной валютной системы, обозначило целый
ряд проблем в сфере кредитно-денежной и бюджетной политики, проводимой в
рамках ЭВС. Произошедшие на фоне мировых финансовых потрясений стабилизация
обменных валютных курсов и политика процентных ставок продемонстрировали
высокую степень интеграции европейских стран и их готовность к проведению
единой валютной и кредитно-денежной политики. Тем не менее, ЭВС едва ли
подходит под определение "оптимальной валютной зоны", не удовлетворяя в
полной мере ни одному из традиционных критериев: асимметричное воздействие
схожих экономических шоков на различные страны и ограниченная мобильность
рабочей силы вследствие сохраняющихся культурных и языковых барьеров
являются потенциальными источниками экономических и финансовых проблем в
Евроленде.
Фиксирование валютных курсов и создание ЕЦБ позволило застраховать ЭВС
от валютных спекуляций, аналогичных тем, которые вызвали кризис механизма
обменных курсов в 1992 г., однако фактически лишило страны таких
инструментов макроэкономического регулирования, как национальная валютная и
денежная политика. Это не имело бы существенного значения при высокой
степени корреляции экономических циклов в разных странах и схожем механизме
воздействия единой денежной политики на экономику каждой из входящих в ЭВС
стран. Однако ни первое, ни второе условия не выполняются: несмотря на
высокую степень интегрированности Германии, Франции и стран Бенилюкса, риск
асинхронизации экономических циклов в зоне евро в целом достаточно высок,
при этом различия в денежных системах, выражающиеся, в частности, в объемах
кредитования и степени реакции экономических агентов на изменение
процентной ставки, обусловливают специфику воздействия единой денежной
политики на экономику отдельных стран.
Отметим потенциальные источники возникновения негативных тенденций в
экономической политике. Во-первых, жесткая финансовая политика,
проводившаяся накануне введения евро, может смениться ее чрезмерным
ослаблением, а это, в свою очередь, может не только оказать инфляционное
давление на экономику и привести к росту процентных ставок, но и стать
источником экономической и политической напряженности в зоне евро. Во-
вторых, благоприятное в целом для европейской экономики смягчение кредитно-
денежной политики не учитывает экономической конъюнктуры в таких странах,
как Ирландия, Португалия, Испания, что может угрожать синхронизации
экономических циклов.
Необходимо отметить, что поворот в бюджетной стратегии в 1998 г.
(снижение дефицита без увеличения доходной части) свидетельствует об
усилении прагматизма и попытках более активного использования бюджетной
политики в условиях замедления темпов экономического роста. Так, в бюджетах
на 1999 г., базирующихся в значительной степени на допущении устойчивого
экономического роста и низких процентных ставок, в краткосрочной
перспективе предусматривались меры, направленные на расширение
агрегированного спроса и повышение занятости.
Следует подчеркнуть, что использование кредитно-денежной политики как
основного инструмента макроэкономического регулирования в ЭВС осложняется
ее циклической асимметрией, которая может быть усилена асимметричной
реакцией ЕЦБ на изменение экономической конъюнктуры: можно ожидать более
быстрой реакции (повышения ставок) при возникновении инфляционного
давления, чем (снижения ставок) при замедлении темпов роста. В связи с этим
новый импульс может получить проблема независимости ЕЦБ. Возможны попытки
усиления политического давления на банк, появление требований о
согласовании денежной политики с задачами обеспечения экономического роста
и повышения занятости.
Вопрос о независимости центробанка не сводится к необходимости
законодательного изменения его статуса и введению каких-либо форм
политического контроля над денежной политикой, а может быть решен путем
формирования противовеса ЕЦБ. Таким противовесом может стать группа
министров финансов, т.н. Евро-11, в существующем виде неформального совета
или в качестве официального органа в случае законодательного подтверждения
его статуса.
Снижение процентных ставок и значительное обесценение евро в первой
половине 1999 г. можно рассматривать как попытку решения экономических
проблем наднациональными методами регулирования. В дальнейшем одним из
направлений совершенствования механизма наднационального регулирования
может стать развитие системы межгосударственных трансфертов, целью которой
будет сглаживание и синхронизация циклических колебаний в странах ЭВС.
Другой важной задачей в сфере бюджетной политики останется гармонизация
бюджетных систем, в первую очередь - по налогам. Логичным завершением
эволюции национальных бюджетных систем в рамках ЭВС станет установления
контроля над бюджетной политикой.
Глава 2. Бюджетная политика и российские регионы: экономическая ситуация
2.1 Экономические условия, сложившиеся в России.
Советская система централизованного планирования основывалась на
физических показателях затрат и выпуска, и деньги играли в этой системе
строго ограниченную роль, представляя собой немногим больше, чем простая
расчетная единица. Но в любой стране с рыночной экономикой деньги находятся
непосредственно в центре как средство, уравновешивающее спрос и
предложение, средство сбережения и главный критерий инвестиционных решений.
В условиях централизованного планирования серьезное значение имел
неформальный обмен товарами по бартеру, роль которого возрастала в
восьмидесятые годы в связи с "ослаблением контроля за финансовой политикой
и государственного контроля над ценами (подавленная инфляция), подорвавшим
использование рубля в качестве средства обмена". В то же время произошло
формальное закрепление бартера в качестве встречной (компенсационной)
торговли в большом объеме коммерческих операций, что явилось более широким
и наглядным отражением физической основы самой плановой системы.
Исторически, таким образом, кажется логичным, что денежное обращение и
использование должно возрастать по мере того, как рыночная экономика
приходит на смену централизованному планированию, вытесняя постепенно
бартер и другие формы неденежного обращения. На деле произошло обратное.
Реальное значение широкого показателя денежной массы M2 (наличность в
обращении плюс основная часть банковских депозитов) только за 1992 год
упало почти на 80 % и, хотя и более медленно, продолжает снижаться. Этот
показатель снизился с 47,1 % российского валового внутреннего продукта по
оценкам 1991 года до 11,6 % (значительно упавшего) ВВП в 1995 году. Мало
есть еще в мире стран, где отношение M2:ВВП давало бы столь низкую цифру,
почти все эти государства или сами являются бывшими советскими
республиками, подвергавшимися тем же социально-экономическим воздействиям и
влияниям, что и Россия, или это наиболее нестабильные и беднейшие страны
Третьего мира. Даже отношение M2:ВВП , равное в 1991 году 47,1 % , было
ниже, чем обычно бывает в странах с развитой рыночной экономикой.
Одна из самых отрицательных черт российской экономики в конце
девяностых годов – это тяжелая нехватка ликвидности на всех уровнях. Бартер
перестал быть средством, используемым от случая к случаю, и стал нормальным
(а иногда даже и единственным) способом ведения деловых операций, причем
многие налоги также выплачиваются в натуральной форме, региональные
государственные органы предлагают или принимают векселя (кредитовые авизо)
для урегулирования платежей по счетам частного сектора, а пенсии и
заработная плата как в государственном, так и частном секторе могут не
выплачиваться целыми месяцами.
Еще один парадокс, кроме демонетизации экономики на фоне развития
рыночных отношений. Во время развала СССР в 1991 году, важной чертой его
экономики был так называемый "избыток денежной массы", связанный с
долговременной практикой государственного управления повышать заработную
плату в денежном выражении больше, чем планово определяемое предложение
потребительских товаров. В то же время цены на большинство товаров
административным путем удерживались на постоянном уровне. Это приводило к
тому, что в карманах у населения скапливались лишние деньги, что подавляло,
а не поглощало инфляционное давление. По утверждению ОЭСР (ОECD) это
отсутствие жесткости в финансовой политике дополнительно стимулировало в то
время рост бартера. Избыток денежной массы в основном был в форме наличных
денег, кредитов по международным стандартам предоставлялось очень мало, по
той простой причине, что кредит в нормальном смысле слова практически и не
существовал в условиях централизованного планирования. Избыток наличности в
то время уже рассматривался как серьезная проблема, чреватая значительным
инфляционным риском, и именно по этой причине критики экономических реформ
1992 года были против любой неожиданной либерализации цен. Сам избыток
наличности растаял в результате высокой инфляции 1992-93 гг., последовавшей
непосредственно за либерализацией цен.[8]
Нехватка денег, сопровождавшая либерализацию цен и инфляцию в середине
девяностых годов создала для многих компаний тяжелые проблемы ликвидности
и, в конечном счете, привела к их разорению, но очень редко обанкротившиеся
компании ликвидировались. Вместо этого кредиторы начали соглашаться на
задержки платежей и не настаивали на немедленных расчетах. Это быстро стало
распространенным явлением в экономике и распространилось не только на
суммы, которые компании задолжали своим поставщикам, но и на неплатежи
компаний своим служащим и государству, а также государственных органов всех
уровней своим служащим, получателям пенсий и других социальных выплат и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17