бюджета, снижения высоких издержек производства, повышения
платежеспособного спроса, устранения неплатежей, ускорения инвестиционных
процессов за счет эффективного использования бюджета развития. С учетом
всего этого в Минфине России были разработаны макроэкономические показатели
на среднесрочную перспективу (1999-2001 гг.) исходя из задачи достичь к
2001 г. экономического роста 5% в год.
При этом основа для достижения прогнозируемых результатов
закладывается уже в текущем году, в котором рост реальных объемов
промышленного производства и ВВП ожидается соответственно на уровне 3 и 2%,
а уровень инфляции- в среднем за год - в пределах 7,0 - 7,8%. Все расчеты
базировались на прогнозе социально-экономического развития Российской
Федерации на 1999-2001 гг. и были направлены на создание благоприятного
инвестиционного климата в стране за счет снижения годового уровня инфляции
до 3,7 - 4,5% к концу 2001 г.
В целях достижения намеченных экономических результатов
предусматривается обеспечить рост инвестиций в основной капитал за счет
всех источников финансирования на уровне 4-6% в год. Кроме того, ежегодный
рост иностранных инвестиций составит порядка 2 млрд.долл.США.
Одним из условий достижения экономического роста является наличие
свободных финансовых ресурсов у субъектов хозяйствования, которые могут
быть направлены на инвестиционные цели. В первую очередь к таким ресурсам
относятся прибыль и амортизационные отчисления. Согласно макроэкономическим
прогнозам прибыли по всем видам деятельности (с учетом введения Налогового
кодекса с 1999 г.) возрастет к концу 2001 года до 245 млрд.руб., или на
6,5% к уровню 1997 г., а амортизационные отчисления - до 740 млрд.руб., или
на 85%. Принятие Налогового кодекса будет, на нашему мнению, способствовать
значительному росту амортизационных отчислений, являющихся одним из
основных источников инвестиций.[17]
Здесь, правда, следует заметить, что в условиях введения Налогового
кодекса произойдет снижение удельного веса доходов бюджета в ВВП, начиная с
1999 г. на 0,5 процентных пункта. Предусматривается сократить перечень
действующих в настоящее время налогов, сборов и иных обязательных платежей
со 100 видов до менее чем 30. Вместе с тем ослабление налогового бремени не
приведет к заметному уменьшению налоговых поступлений в доход бюджета,
поскольку предусматривается осуществить ряд мер, способствующих росту
собираемости налогов за счет отмены ряда налоговых льгот.
В результате проводимой налоговой реформы произойдет изменение
структур налоговых доходов бюджета. При увеличении доли косвенных налогов
сократится удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и подоходного
налога с физических лиц) в общем объеме доходов бюджета за счет снижения
ставок налогообложения. Несколько возрастет по сравнению с 1997 г. доля
ресурсных платежей в связи с расширением перечня природных ресурсов,
подлежащих платному использованию.
Основные ставки налога на добавленную стоимость на 1999-2001 гг.
сохранены на уровне действующих в настоящее время (основная - 20% и
льготная на отдельные продовольственные и детские товары - 10%) при отмене
пока еще действующих отдельных налоговых льгот ( для работ по строительству
жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов и целевых
внебюджетных фондов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских
работ). Наиболее оптимальным вариантом является установление единой ставки
НДС в размере 18%.
Кроме того, предусмотрено снижение общей ставки налога на прибыль с
35% действующей в настоящее время до 30%, в том числе снижение федеральной
ставки с 13 до 11% и предельной ставки налога в части, зачисляемой в
бюджеты субъектов Российской Федерации, - с 22 до 19%.
Расширен перечень подакцизных товаров, по которым применяются
специфические ставки за счет введения их, наряду с алкогольной продукцией и
табачными изделиями, на бензин, а также на дизельное топливо и масла в
связи с отменой по ним налога на реализацию горюче-смазочных материалов.
Специфические ставки акцизов проиндексированы в меру прогнозируемого роста
потребительских цен.
Учтена плата за пользование водными объектами, а также плата за право
пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.
Шкала обложения подоходным налогом предусмотрена в том виде, в каком
она введена с 1 января 1998 г.
В качестве регионального налога предусмотрен налог с продаж, с
предельной ставкой в размере 5% и расширенным перечнем товаров, работ,
услуг населению, освобождаемых от налогообложения при одновременной отмене
большинства местных налогов.
Из налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц
выделен налог на доходы от капитала, взимаемой с доходов, получаемых в виде
дивидендов или в виде процентов по ценным бумагам и вкладам на счетах
банков.
Средний уровень собираемости налоговых доходов на 1999 год заложен
исходя из фактически сложившегося его уровня в 1997 г. (включая денежные
зачеты, проведенные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации
от 14 августа 1997 г. № 880). В дальнейшем, учитывая предусмотренные
Налоговым кодексом дополнительные меры по администрированию налогов,
прогнозируется повышение уровня собираемости налоговых доходов в 2000 году
на 2 процентных пункта (0,22% ВВП).
В составе неналоговых доходов наибольший удельный вес прогнозируется
по доходам от продажи и использования государственной собственности (около
55-58% всех неналоговых доходов). При этом в основу расчетов таких доходов
был положен проект Государственной программы приватизации государственного
имущества в Российской Федерации, складывающиеся тенденции в приватизации,
возможные сроки поступления средств от продажи государственного имущества.
Планируется также рост арендной платы от сдачи в аренду имущества,
находящегося в государственной собственности, и дивидендов по акциям,
принадлежащим государству, в связи с проведением работы по реализации
внесенных предложений по отмене действующих в настоящее время льгот по их
уплате, установленных для отдельных хозяйствующих субъектов и отраслей
народного хозяйства.
Структура внутренних заимствований характеризуется устойчивым ростом
как абсолютных, так и относительных показателей привлечения среднесрочных и
долгосрочных купонных облигаций. Если в 1998 г. они составили 67,2
млрд.руб., или 59,8% от общего объема заимствований, то к 2001 г. объем
среднесрочных заимствований должен быть доведен до 70% всех размещаемых
обязательств Правительства Российской Федерации.[18]
Проведение бюджетной политики осложняется нарастанием в последние годы
расходов бюджета по обслуживанию государственного долга, основная часть
которых приходится на 1999 г., что приведет к снижению непроцентных
расходов, а значит и сокращению подлежащих распределению государством
бюджетных средств. Уровень расходов по обслуживанию государственного долга
определен исходя из необходимости уплаты процентов за произведенные в
прошлом государственные заимствования и несмотря на некоторое снижение в
предстоящие три года остается весьма значительным.
Возможности осуществления бюджетной политики в среднесрочный
перспективе определяются величиной непроцентных расходов бюджета.
Однако в составе расходов, не связанных с обслуживанием
государственного долга, необходимо выделить бюджетные ассигнования,
финансирование которых должно быть обеспечено в обязательном порядке. Среди
таких расходов определены следующие 5 групп.
1. Расходы на обеспечение обороноспособности и правопорядка в стране
находятся в ведении Федерации и не могут быть значительно сокращены или
переданы на финансирование из бюджетов других уровней. Проведение военной
реформы не приведет в среднесрочной перспективе к сокращению оборонного
бюджета, поскольку будет происходить реструктуризация расходов в пользу
опережающего роста затрат на НИОКР и закупку вооружений и военной техники.
Удельный вес расходов на оборону и правоохранительную деятельность составит
в общем объеме бюджета не менее 27-29%.
При этом предусматривается рост бюджетных ассигнований, направляемых
на обеспечение комплекса социальных проблем, связанных, в первую очередь, с
принятием федеральной программы обеспечения жильем военнослужащих и членов
их семей.
2. Расходы на выполнение в полном объеме обязательств государства в
части расчетов по выплате пенсий с Пенсионным фондом и военнослужащими.
Поскольку поступающих в Пенсионный фонд сборов не хватает на обеспечение
выплаты пенсий в связи с постоянным повышением им минимального уровня, а
также увеличением выплат пенсий военнослужащим, вызванным проводимой
военной реформой, государство будет обеспечивать финансирование этих
расходов из федерального бюджета. Объем средств бюджета, необходимый на эти
цели, составит порядка 9% расходной части федерального бюджета.
3. Расходы из фонда финансовой поддержки регионов, образуемые как доля
от налоговых поступлений в федеральный бюджет. Несмотря на то, что доля
средств федерального бюджета, направляемая на оказание финансовой поддержки
регионов, будет постепенно сокращаться в связи с совершенствованием системы
межбюджетных отношений, укреплением собственной доходной базы бюджетов
регионов, проведением реформы жилищно-коммунального хозяйства, величина
финансовой помощи из федерального бюджета составит около 8%.
4. Соцкультмероприятия: оказание целевой господдержки малообеспеченным
гражданам, расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру и
искусство.
5. Обеспечение финансовыми ресурсами судебной реформы и органов
госуправления.
Все это заставляет сделать вывод о необходимости существенной
реконструкции основных принципов государственной бюджетной политики.
Федеральный бюджет должен олицетворять ответственность государства за
безусловное выполнение взятых на себя бюджетных обязательств. Иначе он так
и останется основным генератором цепочек неплатежей в экономике. Каким
будет исполнение бюджета - таким во многом будет и отношение к
Правительству Российской Федерации.
Федеральный бюджет год должен быть не менее жестким, чем бюджет на
текущий год. Крайне важно превратить бюджет в действенный инструмент
политики финансового оздоровления экономики, не допустить роста
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17