Роль бюджетной политики в совершенствовании межбюджетных отношений в Российской Федерации

бюджета, снижения высоких издержек производства, повышения

платежеспособного спроса, устранения неплатежей, ускорения инвестиционных

процессов за счет эффективного использования бюджета развития. С учетом

всего этого в Минфине России были разработаны макроэкономические показатели

на среднесрочную перспективу (1999-2001 гг.) исходя из задачи достичь к

2001 г. экономического роста 5% в год.

При этом основа для достижения прогнозируемых результатов

закладывается уже в текущем году, в котором рост реальных объемов

промышленного производства и ВВП ожидается соответственно на уровне 3 и 2%,

а уровень инфляции- в среднем за год - в пределах 7,0 - 7,8%. Все расчеты

базировались на прогнозе социально-экономического развития Российской

Федерации на 1999-2001 гг. и были направлены на создание благоприятного

инвестиционного климата в стране за счет снижения годового уровня инфляции

до 3,7 - 4,5% к концу 2001 г.

В целях достижения намеченных экономических результатов

предусматривается обеспечить рост инвестиций в основной капитал за счет

всех источников финансирования на уровне 4-6% в год. Кроме того, ежегодный

рост иностранных инвестиций составит порядка 2 млрд.долл.США.

Одним из условий достижения экономического роста является наличие

свободных финансовых ресурсов у субъектов хозяйствования, которые могут

быть направлены на инвестиционные цели. В первую очередь к таким ресурсам

относятся прибыль и амортизационные отчисления. Согласно макроэкономическим

прогнозам прибыли по всем видам деятельности (с учетом введения Налогового

кодекса с 1999 г.) возрастет к концу 2001 года до 245 млрд.руб., или на

6,5% к уровню 1997 г., а амортизационные отчисления - до 740 млрд.руб., или

на 85%. Принятие Налогового кодекса будет, на нашему мнению, способствовать

значительному росту амортизационных отчислений, являющихся одним из

основных источников инвестиций.[17]

Здесь, правда, следует заметить, что в условиях введения Налогового

кодекса произойдет снижение удельного веса доходов бюджета в ВВП, начиная с

1999 г. на 0,5 процентных пункта. Предусматривается сократить перечень

действующих в настоящее время налогов, сборов и иных обязательных платежей

со 100 видов до менее чем 30. Вместе с тем ослабление налогового бремени не

приведет к заметному уменьшению налоговых поступлений в доход бюджета,

поскольку предусматривается осуществить ряд мер, способствующих росту

собираемости налогов за счет отмены ряда налоговых льгот.

В результате проводимой налоговой реформы произойдет изменение

структур налоговых доходов бюджета. При увеличении доли косвенных налогов

сократится удельный вес прямых налогов (налог на прибыль и подоходного

налога с физических лиц) в общем объеме доходов бюджета за счет снижения

ставок налогообложения. Несколько возрастет по сравнению с 1997 г. доля

ресурсных платежей в связи с расширением перечня природных ресурсов,

подлежащих платному использованию.

Основные ставки налога на добавленную стоимость на 1999-2001 гг.

сохранены на уровне действующих в настоящее время (основная - 20% и

льготная на отдельные продовольственные и детские товары - 10%) при отмене

пока еще действующих отдельных налоговых льгот ( для работ по строительству

жилых домов, производимых с привлечением средств бюджетов и целевых

внебюджетных фондов, научно-исследовательских и опытно-конструкторских

работ). Наиболее оптимальным вариантом является установление единой ставки

НДС в размере 18%.

Кроме того, предусмотрено снижение общей ставки налога на прибыль с

35% действующей в настоящее время до 30%, в том числе снижение федеральной

ставки с 13 до 11% и предельной ставки налога в части, зачисляемой в

бюджеты субъектов Российской Федерации, - с 22 до 19%.

Расширен перечень подакцизных товаров, по которым применяются

специфические ставки за счет введения их, наряду с алкогольной продукцией и

табачными изделиями, на бензин, а также на дизельное топливо и масла в

связи с отменой по ним налога на реализацию горюче-смазочных материалов.

Специфические ставки акцизов проиндексированы в меру прогнозируемого роста

потребительских цен.

Учтена плата за пользование водными объектами, а также плата за право

пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами.

Шкала обложения подоходным налогом предусмотрена в том виде, в каком

она введена с 1 января 1998 г.

В качестве регионального налога предусмотрен налог с продаж, с

предельной ставкой в размере 5% и расширенным перечнем товаров, работ,

услуг населению, освобождаемых от налогообложения при одновременной отмене

большинства местных налогов.

Из налога на прибыль предприятий и подоходного налога с физических лиц

выделен налог на доходы от капитала, взимаемой с доходов, получаемых в виде

дивидендов или в виде процентов по ценным бумагам и вкладам на счетах

банков.

Средний уровень собираемости налоговых доходов на 1999 год заложен

исходя из фактически сложившегося его уровня в 1997 г. (включая денежные

зачеты, проведенные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации

от 14 августа 1997 г. № 880). В дальнейшем, учитывая предусмотренные

Налоговым кодексом дополнительные меры по администрированию налогов,

прогнозируется повышение уровня собираемости налоговых доходов в 2000 году

на 2 процентных пункта (0,22% ВВП).

В составе неналоговых доходов наибольший удельный вес прогнозируется

по доходам от продажи и использования государственной собственности (около

55-58% всех неналоговых доходов). При этом в основу расчетов таких доходов

был положен проект Государственной программы приватизации государственного

имущества в Российской Федерации, складывающиеся тенденции в приватизации,

возможные сроки поступления средств от продажи государственного имущества.

Планируется также рост арендной платы от сдачи в аренду имущества,

находящегося в государственной собственности, и дивидендов по акциям,

принадлежащим государству, в связи с проведением работы по реализации

внесенных предложений по отмене действующих в настоящее время льгот по их

уплате, установленных для отдельных хозяйствующих субъектов и отраслей

народного хозяйства.

Структура внутренних заимствований характеризуется устойчивым ростом

как абсолютных, так и относительных показателей привлечения среднесрочных и

долгосрочных купонных облигаций. Если в 1998 г. они составили 67,2

млрд.руб., или 59,8% от общего объема заимствований, то к 2001 г. объем

среднесрочных заимствований должен быть доведен до 70% всех размещаемых

обязательств Правительства Российской Федерации.[18]

Проведение бюджетной политики осложняется нарастанием в последние годы

расходов бюджета по обслуживанию государственного долга, основная часть

которых приходится на 1999 г., что приведет к снижению непроцентных

расходов, а значит и сокращению подлежащих распределению государством

бюджетных средств. Уровень расходов по обслуживанию государственного долга

определен исходя из необходимости уплаты процентов за произведенные в

прошлом государственные заимствования и несмотря на некоторое снижение в

предстоящие три года остается весьма значительным.

Возможности осуществления бюджетной политики в среднесрочный

перспективе определяются величиной непроцентных расходов бюджета.

Однако в составе расходов, не связанных с обслуживанием

государственного долга, необходимо выделить бюджетные ассигнования,

финансирование которых должно быть обеспечено в обязательном порядке. Среди

таких расходов определены следующие 5 групп.

1. Расходы на обеспечение обороноспособности и правопорядка в стране

находятся в ведении Федерации и не могут быть значительно сокращены или

переданы на финансирование из бюджетов других уровней. Проведение военной

реформы не приведет в среднесрочной перспективе к сокращению оборонного

бюджета, поскольку будет происходить реструктуризация расходов в пользу

опережающего роста затрат на НИОКР и закупку вооружений и военной техники.

Удельный вес расходов на оборону и правоохранительную деятельность составит

в общем объеме бюджета не менее 27-29%.

При этом предусматривается рост бюджетных ассигнований, направляемых

на обеспечение комплекса социальных проблем, связанных, в первую очередь, с

принятием федеральной программы обеспечения жильем военнослужащих и членов

их семей.

2. Расходы на выполнение в полном объеме обязательств государства в

части расчетов по выплате пенсий с Пенсионным фондом и военнослужащими.

Поскольку поступающих в Пенсионный фонд сборов не хватает на обеспечение

выплаты пенсий в связи с постоянным повышением им минимального уровня, а

также увеличением выплат пенсий военнослужащим, вызванным проводимой

военной реформой, государство будет обеспечивать финансирование этих

расходов из федерального бюджета. Объем средств бюджета, необходимый на эти

цели, составит порядка 9% расходной части федерального бюджета.

3. Расходы из фонда финансовой поддержки регионов, образуемые как доля

от налоговых поступлений в федеральный бюджет. Несмотря на то, что доля

средств федерального бюджета, направляемая на оказание финансовой поддержки

регионов, будет постепенно сокращаться в связи с совершенствованием системы

межбюджетных отношений, укреплением собственной доходной базы бюджетов

регионов, проведением реформы жилищно-коммунального хозяйства, величина

финансовой помощи из федерального бюджета составит около 8%.

4. Соцкультмероприятия: оказание целевой господдержки малообеспеченным

гражданам, расходы на образование, здравоохранение, науку, культуру и

искусство.

5. Обеспечение финансовыми ресурсами судебной реформы и органов

госуправления.

Все это заставляет сделать вывод о необходимости существенной

реконструкции основных принципов государственной бюджетной политики.

Федеральный бюджет должен олицетворять ответственность государства за

безусловное выполнение взятых на себя бюджетных обязательств. Иначе он так

и останется основным генератором цепочек неплатежей в экономике. Каким

будет исполнение бюджета - таким во многом будет и отношение к

Правительству Российской Федерации.

Федеральный бюджет год должен быть не менее жестким, чем бюджет на

текущий год. Крайне важно превратить бюджет в действенный инструмент

политики финансового оздоровления экономики, не допустить роста

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты