Роль бюджетной политики в совершенствовании межбюджетных отношений в Российской Федерации

желание воспротивиться попыткам заставить отдать часть доходов. Если бы

система смогла бы превратить в доноров по крайней мере половину регионов,

это могло бы снять часть напряженности. Это положительно сказалось бы и на

реципиентах. Пока большинство федеральных единиц является реципиентами, у

них есть большой соблазн сводить свою бюджетную задачу к лоббированию с

целью выторговать у центра наиболее выгодный механизм передачи бюджетных

средств или еще какие-нибудь привилегии. Лучше было бы выработать механизм,

стимулирующий их больше полагаться на собственную внутреннюю доходную базу.

Непрекращающийся общий экономический спад в России и связанные с ним

проблемы, такие, как демонетизация, бесконечно усложняют эту задачу.

Существует вполне понятное давление, имеющее целью изменить и ввести новую

систему минимальных социальных нормативов, которые должны соблюдать местные

бюджеты. Неуклонный спад социального обеспечения – серьезный источник

общественного разочарования и недовольства. Однако пока идет постоянное

сокращение имеющихся финансовых ресурсов, любая попытка найти новые

устойчивые нормативы поставит власти в положение собаки, пытающейся поймать

свой хвост. Как это ни неприятно, разумнее отложить любые решения о

социальных нормативах до прекращения экономического кризиса, которое даст

возможность определить объем имеющихся источников средств.

С той же целью крайне важно направить бюджетную систему, включая

межбюджетные отношения между уровнями государственного управления, на

стимулирование экономического развития и срочно устранить всякого рода

давление, препятствующее росту и развитию. Кроме давления системы бюджетных

трансфертов (особенно на местные государственные органы), в этом отношении

следует обратить внимание на сложность налогообложения малого бизнеса и

методы, применяемые налоговой полицией. Важной частью региональной политики

в целом были бы стимулирующие инвестиции, налогово-бюджетные меры, которые

поощряли бы регионы, где наблюдается наиболее развитое предпринимательство

и самый большой экономический рост. В настоящее время нежелательно облагать

налогами вновь созданные ресурсы, чтобы перераспределять их в более

экономические отсталые регионы, даже в интересах преодоления социально-

экономических асимметрий.

Формирование системы межбюджетных отношений является на сегнодняшний

день одной из важнейших задач, стоящих перед Правительством.

Для стабилизации экономики и финансов необходимо проинятие следующих

мер по упорядочению межбюджетных отношений:

. утверждение новой методики распределения финансовой поддержки регионов,

устраняющей субъективизм и обеспечивающей эффективное выравнивание

бюджетной обеспеченности регионов, стимулирующей увеличение сбора

налогов;

. инвентаризация и жесткое регулирование региональных заимствований,

обеспечивающее их целевой и эффективный характер;

. обеспечение прозрачности региональных бюджетов;

. отмена взаимозачетов по бюджетам субъектов Федерации;

. заключение договоров субъектов РФ об обслуживании в органах Федерального

казначейства и проведение через них денег по оплате за энергию и газ

региональных бюджетополучателей;

. консолидация в региональные бюджеты внебюджетных фондов, стимулирование

собственных налоговых усилий через увязку объемов полученных трансфертов

из ФФПР;

. обусловленность представляемых трансфертов, в том числе отказ от

предоставления трансфертов регионам, использующим зачеты, накапливающим

задолженность по заработной плате работникам бюджетных организаций;

. особый порядок отношений с высокодотационными регионами, включающий

жесткие правила контроля за разработкой, утверждением и исполнением их

бюджетов;

. введение механизма внешнего финансового управления для регионов,

находящихся в состоянии финансового кризиса;

. создание Фонда региональных финансов для стимулирования усилий по

оздоровлению региональных финансов.

Для решения проблемы бюджетного устройства Рф необходимо пересмотреть

сложившиеся отношения между бюджетами различных уровней, а также

придерживаться следующих принципов:

. самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем

власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно

определять направления их расходования, недопустимость изъятия

дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных

средств в вышестоящие бюджеты, право на компенсацию расходов, возникающих

в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления,

право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных

доходов и т. д.);

. законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных

полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и

управления;

. соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым

ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания

доходов нижестоящих бюджетов);

. нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных

отношений и предоставления финансовой помощи;

. наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между

различными уровнями власти и управления, достижение взаимосогласованных

решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

Таким образом, развитие российской модели бюджетно-налогового

федерализма должно обеспечить адаптацию сложившегося механизма межбюджетных

отношений к достижению основной цели экономической политики – финансовой

стабилизации.

В ближайшем будущем важнейшая задача – остановить экономический спад в

России. Экономика должна вырваться из порочного круга на верный путь

развития и экономического роста. Одна из проблем, которую необходимо для

этого решить, это проблема демонетизации. Это невозможно без решения

необычайно сложных вопросов общей экономической политики. Но трудно будет

развить хоть какую-нибудь эффективную систему бюджетного федерализма, пока

эти проблемы не решены и не обеспечен экономический рост.

Библиография

1. Конституция Российской Федерации. Принята 12.12.1993.

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации. Принят ГД РФ и одобрен СФ РФ

17.07.98.

3. Закон РСФСР от 10.10.91 № 1734-1 «Об основах бюджетного устройства и

бюджетного процесса в РСФСР».

4. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 42-ФЗ "О федеральном бюджете

на 1998 год"

5. Федеральный закон от 22 февраля 1999 г. N 36-ФЗ "О федеральном бюджете

на 1999 год".

6. Федеральный закон от 31 декабря 1999 г. N 227-ФЗ "О федеральном

бюджете на 2000 год".

7. Заявление Правительства Российской Федерации о немедленных мерах по

стабилизации финансового рынка и о бюджетно-налоговой политике в 1998

году // Финансы, 1998, № 6.

8. Правительство Российской Федерации. Программа стабилизации экономики и

финансов. // Вопросы экономики, 1998, № 7.

9. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 1997, № 11

10. Бюджетный процесс пошел. По проекту на 1997 год // Экономика и жизнь.

1996. № 38 (сентябрь).

11. Горегляд В., Подпорина И. Бюджетный кризис и пути его преодоления //

Российский экономический журнал, № 10, 1996

12. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук -

Минск, Высшая школа, 1995

13. Добиться стабильности финансовой системы (интервью с А.Я.Лившицем) //

Финансы, № 9, 1996

14. Илларионов А. «Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997

гг.» // «Вопросы экономики» №2, 1998

15. Илларионов А. Бремя государства // Вопросы экономики, № 1, 1997

16. Исправников В. Налоговые камни в бюджетном огороде // Экономика и

жизнь. 1996. № 20.

17. Калиниченко Н., Рубченко М., Привалов А. Налоговая (чрезвычайка( (ВЧК-

2) // Эксперт. 1996. № 40 (от 21 октября).

18. Ковалева А.М. Финансы. М.: Финансы и статистика. 1996.

19. Коков В., Любимцев Ю. Бюджетный федерализм: проблемы и перспективы //

Экономист, № 11, 1996

20. Концепция бюджета: Pro et contra // Экономика и жизнь. 1996. № 42

(октябрь).

21. Кризис федерального бюджета как зеркало российской экономики»,

«Банковское дело» №6, 1997

22. Курс экономической теории: Учебник / Под общей ред. проф. М.Н.

Чепурина, проф. Е.А. Киселевой. - Киров.: Издательство «АСА», 1997.

23. Курьеров А. «Общие тенденции», «ЭКО» №10, 1997

24. Лавров А. Бюджетный федерализм и финансовая стабилизация // Вопросы

экономики, № 8, 1995

25. Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ.

// Вопросы экономики, 1998, № 3.

26. Лившиц А. Я. Основные ориентиры финансовой политики // Финансы, №1,

1997

27. Лушин С.И. Государственные финансы в новых условиях // Финансы, 1998,

№ 5.

28. Льготы: быть или не быть // Экономика и жизнь. 1996. № 37 (сентябрь).

29. Ляско А. «Бюджет на куриных ногах», «Экономика и Жизнь» №10, 1998

30. Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской

Федерации // Финансы, 1998, № 6.

31. Местные финансы и формирование бюджетов муниципальных образований //

Финансы, 1997, № 11.

32. Налоги: федеральные и местные // Финансовая газета. 1996. № 12.

33. О единстве бюджетной системы. // Финансы, 1999, № 5.

34. О финансовых основах местного самоуправления и формировании бюджетов

муниципальных образований в 1998 году (Решение Совета по местному

самоуправлению РФ) // Финансы, 1997, № 11.

35. Опять авансы, опять долги (интервью с Н.П. Шмелевым) // Московский

Комсомолец, 26 марта 1997

36. Павлова Л. «Источники финансирования бюджетного дефицита», «Экономист»

№1, 1998

37. Павлова Л. Бюджетное финансирование и проблема государственного долга

// Экономист, № 4, 1996

38. Пансков В. Налоги и налоговая политика-99 // Российский экономический

журнал. 1999. № 1.

39. Первое полугодие 1996 года. Кризис, которого никто не заметил //

Коммерсант. 1996. № 21 (от 11 июня).

40. Петров В.А. Бюджет-98: приоритеты и финансовые механизмы

экономического роста // Финансы, 1997, № 11.

41. Петров В.А. Основные направления бюджетной политики до 2001 года //

Финансы, 1998, № 5.

42. Петров Ю., Афонина С. Коллизии налоговой системы и налоговый кодекс //

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты