позиция выгодна не только для правительства, но и для могущественных
организаций, таких как Международный валютный фонд, связанный с
центральными органами управления и Центральным Банком, и играющими
макроэкономическую роль. Для других участников экономической деятельности,
главная проблема представляется совершенно по-иному: например, для
предпринимателя проблема заключается в хищнической природе самой налоговой
системы или в неспособности государства обеспечить достаточные выгоды
обществу, чтобы оправдать налоговые требования. В то же время попытки
государства исправить положение со сбором налогов, например путем
конфискации вкладов в частных банках или принудительной приостановки
операций с банковскими счетами, могут невольно привести к другим более
глубоким проблемам в экономике, как было показано выше.
В качестве предложения общего характера, скажем, что эффективная
налоговая система в любом обществе может иметь одну из двух основ. Первая –
это с трудом достигнутый общественный договор, в котором граждане видят
личную или общественную выгоду от соблюдения своих налоговых обязательств.
Они охотно платят налоги, чтобы быть уверенными в общественной
безопасности, защите собственности или договоров, образовании для своих
детей, здравоохранении, пособиях для нуждающихся, и многом-многом другом.
Альтернативной базой является некая форма принуждения.
Прямая уплата налогов отдельными гражданами и частными организациями
была снова введена в России только с переходом к рыночной экономике. До
этого времени государственные сборы у отдельных лиц осуществлялись скрыто
путем изъятия из доходов до их выплаты. Взимание налогов с частных
предприятий тоже было новшеством, поскольку до этого времени большинство
частных предприятий было незаконными (подпольными). В такой ситуации
налогообложение надо было вводить очень осторожно. Это особенно важно,
если, как это было в России в начале 90-х годов, взаимное доверие между
государством и гражданами невелико. Недостаток доверия к государству был
наследием сурового коммунистического правления, но также и долговременной
традицией еще с царских времен. В конце концов, именно это привело к
революции в 1917 году.
В таких условиях стоит подумать, какие выгоды, с точки зрения
отдельного гражданина, он получил от государства с тех пор, как начались
рыночные реформы. Результаты такого раздумья вряд ли будут оптимистичными.
Некоторые наиболее элементарные обязанности государства, такие как оплата
труда собственных работников или распределение пенсий и пособий
своевременно и в должном количестве, часто не выполнялись. Наблюдался
всплеск коррупции и преступности, от которых многие граждане не чувствуют
себя достаточно защищенными.
Непрекращающийся общий экономический спад в России и связанные с ним
проблемы, такие, как демонетизация, бесконечно усложняют эту задачу.
Существует вполне понятное давление, имеющее целью изменить и ввести новую
систему минимальных социальных нормативов, которые должны соблюдать местные
бюджеты. Неуклонный спад социального обеспечения – серьезный источник
общественного разочарования и недовольства. Однако пока идет постоянное
сокращение имеющихся финансовых ресурсов, любая попытка найти новые
устойчивые нормативы поставит власти в положение собаки, пытающейся поймать
свой хвост. Как это ни неприятно, разумнее отложить любые решения о
социальных нормативах до прекращения экономического кризиса, которое даст
возможность определить объем имеющихся источников средств.
С той же целью крайне важно направить бюджетную систему, включая
межбюджетные отношения между уровнями государственного управления, на
стимулирование экономического развития и срочно устранить всякого рода
давление, препятствующее росту и развитию. Кроме давления системы бюджетных
трансфертов (особенно на местные государственные органы), в этом отношении
следует обратить внимание на сложность налогообложения малого бизнеса и
методы, применяемые налоговой полицией. Важной частью региональной политики
в целом были бы стимулирующие инвестиции, налогово-бюджетные меры, которые
поощряли бы регионы, где наблюдается наиболее развитое предпринимательство
и самый большой экономический рост. В настоящее время нежелательно облагать
налогами вновь созданные ресурсы, чтобы перераспределять их в более
экономические отсталые регионы, даже в интересах преодоления социально-
экономических асимметрий.
В ближайшем будущем важнейшая задача – остановить экономический спад в
России. Экономика должна вырваться из порочного круга на верный путь
развития и экономического роста. Одна из проблем, которую необходимо для
этого решить, это проблема демонетизации. Это невозможно без решения
необычайно сложных вопросов общей экономической политики. Но трудно будет
развить хоть какую-нибудь эффективную систему бюджетного федерализма, пока
эти проблемы не решены и не обеспечен экономический рост.
2.2 Анализ исполнения доходной и расходной частей бюджета государства
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом
государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает
политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий,
дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной
стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых
одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную
функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления
страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической
политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного
варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству
финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый
климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования
средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям,
является конкретным выражением экономической политики государства. Через
бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего
валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и
стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения
эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная
политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории
(налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим
звеном финансовой системы любого государства и играет как важную
экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.
Доходы бюджета складываются преимущественно из налогов на физических и
юридических лиц, внешнеторговых пошлин и других аналогичных источников, а
также из выручки от приватизации государственных предприятий и дивидендов
от находящихся в государственной собственности акций приватизированных
предприятий (пока этот важнейший источник практически не используется).
За годы реформ налоговые доходы государства резко сократились, что
связано с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства, с
начатой в 1992 г. и не доведенной до конца налоговой реформой, низким
внутренним спросом, уходом бизнеса в теневую экономику, массовыми
уклонениями от уплаты налогов. Россия вот уже лет пять похожа на
латиноамериканскую страну по структуре распределения доходов населения. На
20% россиян приходится 47% доходов. Причем эти 20% не платят налогов с трех
четвертей своих доходов, чего как раз и не хватает для исполнения
государством социальных обязательств.[11]
Таблица 2.2.1
Годовой прирост недоимок в бюджет (без внебюджетных фондов), % ВВП
|Недоимки |
|1992 г. |
|1993 г. |
|1994 г. |
|1995 г. |
|1996 г. |
|1997 г. |
|1998 г., первое полугодие |
| |
|В федеральный бюджет |
|0,3 |
|1,2 |
|2,0 |
|2,1 |
|1,0 |
|1,2 |
|2,1 |
| |
|В консоли- |
|дированный бюджет |
|0,5 |
|2,0 |
|3,0 |
|3,9 |
|1,7 |
|2,9 |
|3,9 |
| |
Таблица 2.2.2
Расходы консолидированного бюджета (включая внебюджетные фонды и за вычетом
погашений) по направлениям, % ВВП
|Расходы |
|1992 |
|1993 |
|1994 |
|1995 |
|1996 |
|1997 |
|1998 |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17