Роль бюджетной политики в совершенствовании межбюджетных отношений в Российской Федерации

позиция выгодна не только для правительства, но и для могущественных

организаций, таких как Международный валютный фонд, связанный с

центральными органами управления и Центральным Банком, и играющими

макроэкономическую роль. Для других участников экономической деятельности,

главная проблема представляется совершенно по-иному: например, для

предпринимателя проблема заключается в хищнической природе самой налоговой

системы или в неспособности государства обеспечить достаточные выгоды

обществу, чтобы оправдать налоговые требования. В то же время попытки

государства исправить положение со сбором налогов, например путем

конфискации вкладов в частных банках или принудительной приостановки

операций с банковскими счетами, могут невольно привести к другим более

глубоким проблемам в экономике, как было показано выше.

В качестве предложения общего характера, скажем, что эффективная

налоговая система в любом обществе может иметь одну из двух основ. Первая –

это с трудом достигнутый общественный договор, в котором граждане видят

личную или общественную выгоду от соблюдения своих налоговых обязательств.

Они охотно платят налоги, чтобы быть уверенными в общественной

безопасности, защите собственности или договоров, образовании для своих

детей, здравоохранении, пособиях для нуждающихся, и многом-многом другом.

Альтернативной базой является некая форма принуждения.

Прямая уплата налогов отдельными гражданами и частными организациями

была снова введена в России только с переходом к рыночной экономике. До

этого времени государственные сборы у отдельных лиц осуществлялись скрыто

путем изъятия из доходов до их выплаты. Взимание налогов с частных

предприятий тоже было новшеством, поскольку до этого времени большинство

частных предприятий было незаконными (подпольными). В такой ситуации

налогообложение надо было вводить очень осторожно. Это особенно важно,

если, как это было в России в начале 90-х годов, взаимное доверие между

государством и гражданами невелико. Недостаток доверия к государству был

наследием сурового коммунистического правления, но также и долговременной

традицией еще с царских времен. В конце концов, именно это привело к

революции в 1917 году.

В таких условиях стоит подумать, какие выгоды, с точки зрения

отдельного гражданина, он получил от государства с тех пор, как начались

рыночные реформы. Результаты такого раздумья вряд ли будут оптимистичными.

Некоторые наиболее элементарные обязанности государства, такие как оплата

труда собственных работников или распределение пенсий и пособий

своевременно и в должном количестве, часто не выполнялись. Наблюдался

всплеск коррупции и преступности, от которых многие граждане не чувствуют

себя достаточно защищенными.

Непрекращающийся общий экономический спад в России и связанные с ним

проблемы, такие, как демонетизация, бесконечно усложняют эту задачу.

Существует вполне понятное давление, имеющее целью изменить и ввести новую

систему минимальных социальных нормативов, которые должны соблюдать местные

бюджеты. Неуклонный спад социального обеспечения – серьезный источник

общественного разочарования и недовольства. Однако пока идет постоянное

сокращение имеющихся финансовых ресурсов, любая попытка найти новые

устойчивые нормативы поставит власти в положение собаки, пытающейся поймать

свой хвост. Как это ни неприятно, разумнее отложить любые решения о

социальных нормативах до прекращения экономического кризиса, которое даст

возможность определить объем имеющихся источников средств.

С той же целью крайне важно направить бюджетную систему, включая

межбюджетные отношения между уровнями государственного управления, на

стимулирование экономического развития и срочно устранить всякого рода

давление, препятствующее росту и развитию. Кроме давления системы бюджетных

трансфертов (особенно на местные государственные органы), в этом отношении

следует обратить внимание на сложность налогообложения малого бизнеса и

методы, применяемые налоговой полицией. Важной частью региональной политики

в целом были бы стимулирующие инвестиции, налогово-бюджетные меры, которые

поощряли бы регионы, где наблюдается наиболее развитое предпринимательство

и самый большой экономический рост. В настоящее время нежелательно облагать

налогами вновь созданные ресурсы, чтобы перераспределять их в более

экономические отсталые регионы, даже в интересах преодоления социально-

экономических асимметрий.

В ближайшем будущем важнейшая задача – остановить экономический спад в

России. Экономика должна вырваться из порочного круга на верный путь

развития и экономического роста. Одна из проблем, которую необходимо для

этого решить, это проблема демонетизации. Это невозможно без решения

необычайно сложных вопросов общей экономической политики. Но трудно будет

развить хоть какую-нибудь эффективную систему бюджетного федерализма, пока

эти проблемы не решены и не обеспечен экономический рост.

2.2 Анализ исполнения доходной и расходной частей бюджета государства

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом

государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает

политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий,

дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной

стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых

одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную

функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления

страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической

политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного

варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству

финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый

климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования

средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям,

является конкретным выражением экономической политики государства. Через

бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего

валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и

стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения

эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная

политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории

(налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим

звеном финансовой системы любого государства и играет как важную

экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Доходы бюджета складываются преимущественно из налогов на физических и

юридических лиц, внешнеторговых пошлин и других аналогичных источников, а

также из выручки от приватизации государственных предприятий и дивидендов

от находящихся в государственной собственности акций приватизированных

предприятий (пока этот важнейший источник практически не используется).

За годы реформ налоговые доходы государства резко сократились, что

связано с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства, с

начатой в 1992 г. и не доведенной до конца налоговой реформой, низким

внутренним спросом, уходом бизнеса в теневую экономику, массовыми

уклонениями от уплаты налогов. Россия вот уже лет пять похожа на

латиноамериканскую страну по структуре распределения доходов населения. На

20% россиян приходится 47% доходов. Причем эти 20% не платят налогов с трех

четвертей своих доходов, чего как раз и не хватает для исполнения

государством социальных обязательств.[11]

Таблица 2.2.1

Годовой прирост недоимок в бюджет (без внебюджетных фондов), % ВВП

|Недоимки |

|1992 г. |

|1993 г. |

|1994 г. |

|1995 г. |

|1996 г. |

|1997 г. |

|1998 г., первое полугодие |

| |

|В федеральный бюджет |

|0,3 |

|1,2 |

|2,0 |

|2,1 |

|1,0 |

|1,2 |

|2,1 |

| |

|В консоли- |

|дированный бюджет |

|0,5 |

|2,0 |

|3,0 |

|3,9 |

|1,7 |

|2,9 |

|3,9 |

| |

Таблица 2.2.2

Расходы консолидированного бюджета (включая внебюджетные фонды и за вычетом

погашений) по направлениям, % ВВП

|Расходы |

|1992 |

|1993 |

|1994 |

|1995 |

|1996 |

|1997 |

|1998 |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты