Роль бюджетной политики в совершенствовании межбюджетных отношений в Российской Федерации

усугубляется диспропорция между растущими расходными полномочиями субъектов

Федерации и неизменным долевым объемом доходных источников. В последние

годы снижается удельный вес налогов, переданных в федеральный бюджет. В

1994 г. он составил 37,9%, в 1995 г. - 46,5, в 1996 г. - 48,6, в 1997 г. -

44,4, в первом полугодии 1998 г. - 42,1%. Одновременно сокращались

поступления из федерального бюджета в территориальные бюджеты по всем

направлениям межбюджетных расчетов (возмещение передачи социальной сферы и

жилья, северный завоз, реализация региональных программ и др.).

Из-за спада производства резко сократились база налогообложения и

доходы бюджетов всех уровней. Расходы бюджетной системы (социальные

гарантии, правоохранительная деятельность, управление и т.п.) становятся

непосильными для слабеющей экономики. Но политические, социальные и иные

соображения не позволяют прекратить финансирование государственных

расходов, не покрываемых доходами. Региональные власти используют любые

возможности для получения финансовой поддержки из федеральной казны.[1]

Интерес усиливается тем, что финансовая поддержка, как правило,

поступает "живыми" деньгами и позволяет выдать зарплату и сделать иные

социальные платежи, которые не реализовать в товарной, зачетной и денежно-

суррогатной формах. Это тем более важно, что в условиях обострившегося

хронического недофинансирования и задержек в исполнении бюджетов активно

использовались неденежные формы зачетов. Так, в 1996 г. доля неденежных

поступлений в налоговых доходах федерального бюджета составила 38,5%, в

1997 г. - 15,4, в 1998 г. - 12,4% (было объявлено о полном прекращении с 1

января 1998 г. практики налоговых зачетов, но в связи с бюджетным кризисом

с июня взаимозачеты возобновились).

Таким образом, формирование системы межбюджетных отношений является на

сегодняшний день необходимым и крайне современным шагом. Концепцией

реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации на 1999 г. и

на период до 2000 г., утвержденной Постановлением Правительством РФ

23.04.1998 г. (далее по тексту «Концепцией»), предусмотрен целый комплекс

необходимых мероприятий. Программа стабилизации экономики и финансов также

содержит подробный перечень мер по упорядочению межбюджетных отношений, в

числе которых:

. утверждение новой методики распределения финансовой поддержки регионов,

устраняющей субъективизм и обеспечивающей эффективное выравнивание

бюджетной обеспеченности регионов, стимулирующей увеличение сбора

налогов;

. инвентаризация и жесткое регулирование региональных заимствований,

обеспечивающее их целевой и эффективный характер;

. обеспечение прозрачности региональных бюджетов;

. отмена взаимозачетов по бюджетам субъектов Федерации;

. заключение договоров субъектов РФ об обслуживании в органах Федерального

казначейства и проведение через них денег по оплате за энергию и газ

региональных бюджетополучателей;

. консолидация в региональные бюджеты внебюджетных фондов, стимулирование

собственных налоговых усилий через увязку объемов полученных трансфертов

из ФФПР;

. обусловленность представляемых трансфертов, в том числе отказ от

предоставления трансфертов регионам, использующим зачеты, накапливающим

задолженность по заработной плате работникам бюджетных организаций;

. особый порядок отношений с высокодотационными регионами, включающий

жесткие правила контроля за разработкой, утверждением и исполнением их

бюджетов;

. введение механизма внешнего финансового управления для регионов,

находящихся в состоянии финансового кризиса;

. создание Фонда региональных финансов для стимулирования усилий по

оздоровлению региональных финансов.

Следует также отметить, что принятие нового Бюджетного кодекса РФ

названо данной Программой в числе условий для преодоления финансового

кризиса (БК РФ входит в состав предложенного Правительством антикризисного

пакета нормативных актов) и, несомненно, имеет огромное значение для

нормализации бюджетных отношений в Российской Федерации.[2]

В Концепции расходные полномочия распределены между бюджетами.

Исключительно из федерального бюджета финансируются расходы на федеральные

органы государственной власти, федеральную судебную систему и международную

деятельность в общефедеральных интересах; на оборону, безопасность

государства и конверсию; на фундаментальные исследования и научно-

технический прогресс; на государственную поддержку атомной энергетики,

железнодорожного, воздушного и морского транспорта; на содержание

учреждений в федеральной собственности или ведении федеральных органов

государственной власти; на обслуживание и погашение государственного долга

РФ; на компенсацию внебюджетным фондам выплаты пенсий и пособий,

финансируемых из федерального бюджета; на пополнение государственных

запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного

материального резерва; на реализацию решений федеральных органов, приведших

к увеличению расходов или уменьшению доходов бюджетов других уровней; на

осуществление государственных полномочий, передаваемых на другие уровни

власти; на проведение выборов и референдумов РФ; на федеральные

инвестиционные программы; на финансовую поддержку субъектов Федерации и др.

Исключительно из бюджетов субъектов Федерации финансируются расходы на

органы государственной власти и управления субъектов Федерации; на

формирование их собственности; на международные и внешнеэкономические

связи; на предприятия и организации, находящиеся в ведении органов

государственной власти субъектов РФ; на дорожную сеть регионального

значения; на средства массовой информации субъектов РФ; на обслуживание и

погашение долга субъектов; на проведение выборов и референдумов на их

территории; на региональные целевые программы; на финансовую помощь местным

бюджетам; на осуществление государственных полномочий, передаваемых на

муниципальный уровень; на компенсацию дополнительных расходов, возникших в

результате принятия органами власти субъектов РФ решений, которые повлекли

увеличение бюджетных расходов или уменьшение доходов местных бюджетов, и

др.

Исключительно из бюджетов муниципальных образований финансируются

расходы на органы местного самоуправления; на формирование муниципальной

собственности и управление ею; на учреждения образования, здравоохранения,

культуры, физкультуры и спорта, СМИ, находящихся в муниципальной

собственности или ведении органов местного самоуправления; на муниципальные

органы охраны общественного порядка; на муниципальное жилищно-коммунальное

хозяйство; на муниципальное дорожное строительство и содержание дорог

местного значения; на благоустройство и озеленение территории, утилизацию и

переработку бытовых отходов; на содержание мест захоронения, находящихся в

ведении муниципальных органов; на транспортное обслуживание населения и

муниципальных учреждений; на целевые программы, принимаемые органами

местного самоуправления; на обслуживание и погашение муниципального долга;

на целевое дотирование населения; на проведение муниципальных выборов и

местных референдумов и др.

Совместно из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и

муниципальных образований финансируются расходы на государственную

поддержку отраслей промышленности (кроме атомной энергетики), строительства

и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного и речного

транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; на

правоохранительную деятельность и противопожарную безопасность; на научно-

исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-исследовательские

работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; на социальную защиту

населения; на охрану окружающей среды, охрану и воспроизводство природных

ресурсов; на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций

и стихийных бедствий; на рыночную инфраструктуру; на развитие федеративных

и национальных отношений; на средства массовой информации; на финансовую

помощь другим бюджетам и т.д.

В 1998 г. проведена инвентаризация расходных полномочий федерального,

регионального и местных бюджетов и регламентирующих их нормативных правовых

актов. Согласно Концепции по результатам этой работы в 1999 г. в

федеральном законодательстве, а также в договорах и соглашениях с

субъектами Федерации должно быть конкретизировано разграничение расходов и

бюджетной ответственности органов власти и управления разных уровней.

Субъектам РФ рекомендовано, опираясь на федеральное законодательство и

соглашения с федеральными органами государственной власти законодательно

закрепить расходы за их бюджетами и бюджетами муниципальных образований.

Налоговые доходы следующим образом разграничены в Концепции между

бюджетами разных уровней:

. федеральные налоги - налог на добавленную стоимость, налог на прибыль

(доход), налог на доход от капитала, подоходный налог с физических лиц,

акцизы на минеральное сырье и на отдельные товары и услуги, таможенная

пошлина, налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, налог за

пользование недрами, сбор за право пользования объектами животного мира,

водными, биологическими ресурсами, водный и лесной налоги, налог на

воспроизводство минерально-сырьевой базы, экологический налог,

государственная пошлина, федеральные лицензионные сборы. Кроме того,

федеральным законодательством могут вводиться специальные налоговые

режимы в виде вмененного налога, единого налога на предпринимателей,

применяющих упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности,

единого налога на сельхозпредприятия;

. региональные налоги (их вправе вводить субъекты Федерации на своей

территории) - налог на имущество предприятий и организаций, дорожный и

транспортный налоги, налог с продаж, налог на игорный бизнес,

региональные лицензионные сборы, налог на недвижимость, заменяющий налог

на имущество предприятий и организаций, налог на имущество физических лиц

и земельный налог. В федеральном законодательстве предусмотрены нормы,

обеспечивающие зачисление основной части поступлений от конкретного

налога в местные бюджеты, а также право органов местного самоуправления

определять (в пределах законодательно установленных ограничений)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты