Роль бюджетной политики в совершенствовании межбюджетных отношений в Российской Федерации

возможностей по повышению доходов и требовала огромных средств для своей

реализации.[15]

Такое восстановление сейчас может стать экономически и политически

гибельным, потому что:

. помощь центра (например, по детским пособиям) одному региону и отказ в

помощи другому крайне сложно обосновать с точки зрения Конституции;

. ограниченность ФФПР не позволяет проводить балансировку по всем статьям,

что неизбежно приведет к использованию конфликта в политических целях

(например, "центр против общественного транспорта" или "против

ветеранов") или даже к судебным спорам (которые, скорее всего, выиграют

регионы);

. предоставляя подобную помощь, центр де-факто берет на себя часть

ответственности за финансирование мероприятий, находящихся в полном

ведении региональных и местных властей. Тем самым он оказывается в

заведомо проигрышном политическом и экономическом положении.

Специалисты предлагают альтернативу восстановлению неэффективной

системы постатейной балансировки бюджетов. Чтобы стимулировать регионы к

более полному использованию собственных источников доходов и достижению

финансовой самодостаточности, целесообразно выделять трансферты из ФФПР,

фиксируя повышенную долю субъектов РФ в федеральных налогах в размере,

который позволил бы обеспечить поступление причитающегося им объема

поддержки из ФФПР без финансовых потоков из центра. Эта доля должна

закрепляться за регионами на несколько лет и не пересматриваться даже при

росте или снижении бюджетной потребности субъектов Федерации. Иными

словами, при единых для всех регионов ставках расщепления федеральных

налогов этот фонд будет финансироваться не через выделение средств из

федерального бюджета, а через установление повышенной доли НДС и налога на

прибыль, которые подлежат зачислению в региональный бюджет в счет ФФПР.

Предположим, субъекту Федерации намечено выделить 100 млн рублей

финансовой поддержки, а в базовом периоде в его бюджет по НДС поступило 400

млн. Тогда фонд мог бы финансироваться следующим образом. Поскольку по

закону 75% НДС поступает в федеральный бюджет, 25% - в региональный (300 и

100 млн рублей), финансирование ФФПР в размере 100 млн рублей в данном

случае равно 25% поступлений по НДС. Следовательно, на 3-5 лет следует

установить, что фактическая пропорция расщепления НДС для данного субъекта

Федерации составляет 50:50 независимо от изменения доходов его бюджета.

Через 3-5 лет пропорция распределения ФФПР может измениться и

соответственно будут пересмотрены доли федеральных налогов, дополнительно

зачисляемые в бюджеты субъектов Федерации в счет финансирования фонда.

Таким образом, регион получил бы значительные стимулы к развитию

собственной налоговой базы. Но стимулирующий эффект гарантированно

достигается лишь при фиксации предложенного порядка финансирования фонда на

3-5 лет. При ежегодном перераспределении ФФПР субъекты Федерации

заинтересованы в занижении доходов своих бюджетов, чтобы получить

дополнительную финансовую поддержку. В случае неизменности пропорций

распределения фонда на длительный период (сравнимый с периодичностью

губернаторских выборов) при финансировании фонда через закрепление

повышенных ставок отчислений от федеральных налогов занижение доходов

становится невыгодным. В результате недобора налогов не будут выполнены

социальные обязательства, что чревато проигрышем на выборах.

Следовательно, территориальные органы власти будут заинтересованы в

развитии собственной налоговой базы и ликвидации дотационности. Не центр, а

регион будет искать резервы роста доходов, способы реализации социальных

стандартов на своей территории и нести ответственность перед избирателями

за ошибки при планировании и исполнении региональных бюджетов.

Величина ФФПР в 1994 г. определялась в размере 22% НДС (кроме НДС по

импортным товарам), в 1995 г. - 27%, в 1996 г. законом "О федеральном

бюджете" было установлено, что фонд формируется за счет 15% (с 1998 г. -

14%) налоговых поступлений в федеральный бюджет за исключением ввозных

таможенных пошлин и подоходного налога с физических лиц (до 1997 г. 10%

подоходного налога с физических лиц подлежало зачислению в федеральный

бюджет)(см. Приложение 1).[16]

Как видно из диаграммы, размеры выделенных трансфертов в среднем за

период 1994 – 1997 гг. колеблятся в зависимости от финансовой

обеспеченности регионов. В частности, Республике Адыгея за данный период из

ФФПР было выделено 90 % от запланированого объема, что говорит о низкой

величине собственных доходов республики.

Министерство финансов в рамках реализации Концепции к осени 1998 г.

подписало соглашения об оздоровлении финансов с администрациями более 80

регионов и не подписало с девятью субъектами - Краснодарским краем и

регионами-донорами, которые не пользуются дополнительной поддержкой из

федерального бюджета и требуют перераспределения налоговых поступлений.

Далее региональные администрации должны заключать аналогичные

соглашения с муниципальными образованиями.

[pic]

Рис. 2.3 Диаграмма финансовой поддержки регионов, реально выделенной через

ФФПР, % запланированного объема

По типовому варианту соглашения (в конкретных соглашениях отдельные

пункты скорректированы) регионы должны увеличить денежное наполнение

бюджета, сократить долю зачетных форм по регулирующим федеральным налогам в

1998 г. и отказаться от них полностью в 1999 г. Кроме того, администрации

субъектов Федерации обязались провести реструктуризацию задолженности

юридических лиц перед своими бюджетами с предоставлением отсрочки на 4 года

по налогам и сборам, на 10 лет - по штрафам и пеням. Условием

реструктуризации является своевременное и полное погашение текущих

платежей.

Регионы также должны сократить свои бюджетные расходы; привести

условия оплаты труда работников бюджетной сферы в соответствие с Единой

тарифной сеткой и нормативными актами (т.е. снять необеспеченные

региональные льготы и надбавки); привести тарифы ЖКХ в соответствие с

федеральными стандартами; установить лимиты по электро- и теплоэнергии для

организаций-бюджетополучателей; сократить перекрестное субсидирование по

энергетике и транспорту. Есть и другие ограничения - по реализации

инвестиционных программ (только после выплаты зарплаты), по поддержке

предприятий (нельзя поддерживать должников) и по расходам самих

администраций.

"Приманкой" для согласия регионов на столь радикальные меры послужили

ответные обязательства центра. Он предоставил регионам, согласившимся на

финансовое оздоровление, отсрочку на погашение беспроцентных ссуд по

зарплате за 1997 г. (около 13 млрд рублей), а затем за 1998 г. Кроме того,

обращения региональных администраций о предоставлении средств из

федерального бюджета теперь будут рассматриваться только в случае, если

соглашение заключено и выполняется.

Иногда в договоры включалось обязательство центра погасить кредитную

задолженность федеральных министерств предприятиям региона. Были

предоставлены ссуды на кассовый разрыв, особенно по сельскохозяйственным

районам. Некоторым регионам обещана помощь при выплате купонного дохода по

областным облигациям. Регионы, особенно прибегавшие к внешним

заимствованиям, и сами понимают необходимость оздоровления финансов. Более

60 регионов представили собственные программы финансового оздоровления с

конкретным наполнением статей соглашения.

Региону, который не выполнит свои обязательства (свертывание зачетных

схем и ликвидация неденежных средств в налоговых поступлениях) и не

перечислит средства в федеральный бюджет или не вернет ссуды, грозят

санкции (приостановка финансирования из федерального бюджета и отказ в

предоставлении дополнительной помощи). В этой связи важен переход на

финансирование через Федеральное казначейство. Кроме того, министерство

будет проводить аудит исполнения региональных бюджетов.

Глава 3. Пути и методы совершенствования бюджетной политики и межбюджетных

отношений в условиях рыночной экономики

3.1 Основные направления бюджетной политики в России

Российская экономика переживает большие трудности: остановился рост

валового внутреннего продукта, продолжается спад инвестиций, уменьшается

собираемость налогов и других государственных сборов и платежей, растут

расходы по обслуживанию сборов и платежей, растут расходы по обслуживанию

внутреннего и внешнего государственного долга. Сложное положение в

социальной сфере, снижаются доходы населения, а значит, и уровень

потребления.

В результате ухудшения коньюнктуры на мировом рынке сократились доходы

России от продажи нефти, газа, цветных металлов в весьма ощутимых размерах

- около 30 млрд.руб.

В этих сложнейших условиях в Министерстве финансов России подготовлены

основные направления бюджетной и налоговой политики на период до 2001 года.

Ее целями и задачами являются:

. достижение устойчивого экономического роста и создание для этого

соответствующих макроэкономических условий;

. рост реальных доходов и потребления населения.

Чтобы успешно решить поставленные задачи, приоритетными направлениями

бюджетной политики на среднесрочную перспективу были определены:

. осуществление налоговой реформы на основе принятия Налогового кодекса и

повышение на этой основе собираемости налогов;

. осуществление бюджетной реформы на основе принятия Бюджетного кодекса и

упорядочения бюджетного процесса в Российской Федерации;

. полномасштабный переход на казначейское исполнение федерального бюджета,

а также бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов,

государственных внебюджетных фондов;

. сокращение государственных расходов при полном выполнении бюджетных

обязательств;

. сокращение дефицита федерального бюджета до 2% ВВП;

. снижение государственных заимствований, увеличение сроков их погашения

при уменьшении доходности государственных ценных бумаг и процентных

ставок до уровня, обеспечивающего движение финансовых ресурсов в реальный

сектор экономики;

. совершенствование межбюджетных отношений.

Поставленные цели можно достичь только при реализации активной

промышленной политики на основе разработки реалистичного федерального

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты