Роль бюджетной политики в совершенствовании межбюджетных отношений в Российской Федерации

| |

|На органы государственной власти и управления |

|0,6 |

|0,9 |

|1,1 |

|0,7 |

|0,8 |

|1,1 |

|1,1 |

| |

|На оборону |

|4,7 |

|4,4 |

|4,4 |

|3,0 |

|2,9 |

|3,0 |

|2,1 |

| |

|На правоохранительные органы |

|1,4 |

|1,6 |

|1,8 |

|1,6 |

|1,8 |

|2,1 |

|1,6 |

| |

|На науку |

|0,6 |

|0,6 |

|0,5 |

|0,3 |

|0,4 |

|0,4 |

|0,2 |

| |

|На социальные и коммунальные услуги |

|13,8 |

|18,0 |

|18,0 |

|16,0 |

|16,6 |

|17,4 |

|16,6 |

| |

| |

|на образование |

| |

| |

|3,8 |

|4,3 |

|4,4 |

|3,6 |

|3,8 |

|4,1 |

|3,6 |

| |

| |

|на культуру, искусство, средства массовой информации |

| |

| |

|0,6 |

|0,6 |

|0,7 |

|0,6 |

|0,5 |

|0,6 |

|0,4 |

| |

| |

|на здравоохранение и физкультуру |

| |

| |

|2,6 |

|3,3 |

|3,1 |

|2,5 |

|2,6 |

|4,1 |

|3,8 |

| |

| |

|на социальное обеспечение |

| |

| |

|6,8 |

|9,7 |

|9,7 |

|9,3 |

|9,7 |

|8,7 |

|8,7 |

| |

|На государственные услуги, предоставляемые народному хозяйству|

| |

|20,9 |

|12,7 |

|10,9 |

|9,7 |

|9,0 |

|9,4 |

|7,4 |

| |

Доходная часть бюджета систематически падает, а расходы государства

сокращаются медленнее и недостаточно для того, чтобы установилось бюджетное

равновесие. Кроме того, в условиях хронического недовыполнения бюджетных

планов по доходам секвестирование расходов проводилось под давлением

лоббирующих групп (АПК, ВПК, банковский и минерально-сырьевой сектор и

др.). В результате сложилась крайне нерациональная структура расходов,

которая не способна обеспечить ни экономический рост, ни поддержание

достаточного уровня социально-политической стабильности в обществе.

Правительство пыталось (особенно на рубеже 1997-1998 гг.) навести

порядок в расходовании бюджетных средств - в основном упорядочить отдельные

расходы, выявить и ликвидировать нерациональные расходы. Но проблема

сложнее.

С одной стороны, государству нужно отказаться от значительной части

своих обязательств. Обязательства российского государства (идущие еще от

советской эпохи и принятые позже Госдумой - индексация зарплаты

бюджетников, детские пособия, выплаты офицерам при увольнении в запас или

отставку, долги бесчисленных бюджетных организаций по оплате топлива,

энергии и т.п.) в рамках федерального бюджета составили в 1998 г. около 25%

ВВП, в рамках консолидированного бюджета - 45-50%, что непосильно для

российской экономики (и для процветающей германской многовато: Германия

намерена к 2000 г. сократить госрасходы с 50 до 46%). Наличие таких

обязательств, даже если они не выполняются, порождает неплатежи и подрывает

авторитет государства.

За 1992-1999 гг. расходы консолидированного бюджета (по отношению к

ВВП) уменьшились на оборону и науку, а на социальные цели несколько выросли

(правда, реальные расходы государства сократились в 2,5 раза, а на

социальные нужды значительно меньше - сокращение примерно на треть).

С другой стороны, существуют серьезные ограничения на дальнейшее

сокращение расходов. Сказывается сложившийся в советское время и ставший

привычным уровень государственной поддержки населения. Кроме того,

отношение россиян к экономическим преобразованиям во многом определяется

динамикой социальных расходов государства. А его расходы на поддержание

высокого уровня образования населения отражаются на темпах экономического

роста. Важно и то, что дальше уменьшать расходы на управление, оборону,

правоохранительные органы, дотации региональным бюджетам вряд ли удастся

без предварительных радикальных реформ в этих сферах. Что, в свою очередь,

требует немалых бюджетных средств.

На возможности сокращения расходных обязательств государства серьезно

влияет заложенный в Конституцию 1993 года механизм формирования институтов

власти. Сильная президентская республика была призвана ограничить

популистскую и лоббистскую активность законодателей. Однако на практике

независимость от Государственной Думы не только оградила правительство от

популизма, но и поставила депутатов в комфортную и политически

беспроигрышную ситуацию, когда парламент не несет ответственности за

результаты социально-экономического курса. Особенно болезненно такое

положение отражается при прохождении через Госдуму федерального бюджета. У

депутатов нет желания делить ответственность с правительством за социальные

последствия исполнения нереального по расходам бюджета.

Превышение расходов над доходами приводит к дефициту бюджета. В бывшем

СССР дефицит бюджета начал расти еще в 1986 г. из-за падения мировых цен на

нефть и в результате капиталовложений в рамках политики "ускорения"

(реформ, направленных на возобновление экономического роста). За 1985-1989

гг. дефицит бюджета вырос с 2 до 9% ВНП. Особенно пагубную роль сыграл в

этом принятый в 1987 г. закон "О государственном предприятии",

предоставивший руководству предприятий неограниченную свободу повышения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты