| |
|На органы государственной власти и управления |
|0,6 |
|0,9 |
|1,1 |
|0,7 |
|0,8 |
|1,1 |
|1,1 |
| |
|На оборону |
|4,7 |
|4,4 |
|4,4 |
|3,0 |
|2,9 |
|3,0 |
|2,1 |
| |
|На правоохранительные органы |
|1,4 |
|1,6 |
|1,8 |
|1,6 |
|1,8 |
|2,1 |
|1,6 |
| |
|На науку |
|0,6 |
|0,6 |
|0,5 |
|0,3 |
|0,4 |
|0,4 |
|0,2 |
| |
|На социальные и коммунальные услуги |
|13,8 |
|18,0 |
|18,0 |
|16,0 |
|16,6 |
|17,4 |
|16,6 |
| |
| |
|на образование |
| |
| |
|3,8 |
|4,3 |
|4,4 |
|3,6 |
|3,8 |
|4,1 |
|3,6 |
| |
| |
|на культуру, искусство, средства массовой информации |
| |
| |
|0,6 |
|0,6 |
|0,7 |
|0,6 |
|0,5 |
|0,6 |
|0,4 |
| |
| |
|на здравоохранение и физкультуру |
| |
| |
|2,6 |
|3,3 |
|3,1 |
|2,5 |
|2,6 |
|4,1 |
|3,8 |
| |
| |
|на социальное обеспечение |
| |
| |
|6,8 |
|9,7 |
|9,7 |
|9,3 |
|9,7 |
|8,7 |
|8,7 |
| |
|На государственные услуги, предоставляемые народному хозяйству|
| |
|20,9 |
|12,7 |
|10,9 |
|9,7 |
|9,0 |
|9,4 |
|7,4 |
| |
Доходная часть бюджета систематически падает, а расходы государства
сокращаются медленнее и недостаточно для того, чтобы установилось бюджетное
равновесие. Кроме того, в условиях хронического недовыполнения бюджетных
планов по доходам секвестирование расходов проводилось под давлением
лоббирующих групп (АПК, ВПК, банковский и минерально-сырьевой сектор и
др.). В результате сложилась крайне нерациональная структура расходов,
которая не способна обеспечить ни экономический рост, ни поддержание
достаточного уровня социально-политической стабильности в обществе.
Правительство пыталось (особенно на рубеже 1997-1998 гг.) навести
порядок в расходовании бюджетных средств - в основном упорядочить отдельные
расходы, выявить и ликвидировать нерациональные расходы. Но проблема
сложнее.
С одной стороны, государству нужно отказаться от значительной части
своих обязательств. Обязательства российского государства (идущие еще от
советской эпохи и принятые позже Госдумой - индексация зарплаты
бюджетников, детские пособия, выплаты офицерам при увольнении в запас или
отставку, долги бесчисленных бюджетных организаций по оплате топлива,
энергии и т.п.) в рамках федерального бюджета составили в 1998 г. около 25%
ВВП, в рамках консолидированного бюджета - 45-50%, что непосильно для
российской экономики (и для процветающей германской многовато: Германия
намерена к 2000 г. сократить госрасходы с 50 до 46%). Наличие таких
обязательств, даже если они не выполняются, порождает неплатежи и подрывает
авторитет государства.
За 1992-1999 гг. расходы консолидированного бюджета (по отношению к
ВВП) уменьшились на оборону и науку, а на социальные цели несколько выросли
(правда, реальные расходы государства сократились в 2,5 раза, а на
социальные нужды значительно меньше - сокращение примерно на треть).
С другой стороны, существуют серьезные ограничения на дальнейшее
сокращение расходов. Сказывается сложившийся в советское время и ставший
привычным уровень государственной поддержки населения. Кроме того,
отношение россиян к экономическим преобразованиям во многом определяется
динамикой социальных расходов государства. А его расходы на поддержание
высокого уровня образования населения отражаются на темпах экономического
роста. Важно и то, что дальше уменьшать расходы на управление, оборону,
правоохранительные органы, дотации региональным бюджетам вряд ли удастся
без предварительных радикальных реформ в этих сферах. Что, в свою очередь,
требует немалых бюджетных средств.
На возможности сокращения расходных обязательств государства серьезно
влияет заложенный в Конституцию 1993 года механизм формирования институтов
власти. Сильная президентская республика была призвана ограничить
популистскую и лоббистскую активность законодателей. Однако на практике
независимость от Государственной Думы не только оградила правительство от
популизма, но и поставила депутатов в комфортную и политически
беспроигрышную ситуацию, когда парламент не несет ответственности за
результаты социально-экономического курса. Особенно болезненно такое
положение отражается при прохождении через Госдуму федерального бюджета. У
депутатов нет желания делить ответственность с правительством за социальные
последствия исполнения нереального по расходам бюджета.
Превышение расходов над доходами приводит к дефициту бюджета. В бывшем
СССР дефицит бюджета начал расти еще в 1986 г. из-за падения мировых цен на
нефть и в результате капиталовложений в рамках политики "ускорения"
(реформ, направленных на возобновление экономического роста). За 1985-1989
гг. дефицит бюджета вырос с 2 до 9% ВНП. Особенно пагубную роль сыграл в
этом принятый в 1987 г. закон "О государственном предприятии",
предоставивший руководству предприятий неограниченную свободу повышения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17