Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

полное равенство прав женщины и мужчины, вступивших в брак, в вопросах личных и имущественных взаимоотношений;

полное равенство прав и обязанностей родителей по отношению к детям при широкой государственной помощи делу воспитания детей.

Равноправие супругов — основной принцип советского семейного законодательства. Предпосылкой формирования данного принципа в советском праве послужила марксистская теория социального равенства, на основе которой формулировались важнейшие нормативно-правовые акты того времени. "Неравенство полов в общественной жизни обусловлено многими факторами, главными из которых являются физиологические особенности организма того и другого полов, классовое разделение общества, историческое наследие". Положение женщины в обществе всецело зависит от его социального уклада. Марксизм исходит из того, что освобождение женщины невозможно до тех пор, пока она отстранена от общественного труда, поскольку труд в обществе является тем экономическим фундаментом, без которого совершенно невозможно равенство женщин и мужчин. Употребляя термин "равенство", марксисты всегда подразумевали "общественное равенство, равенство общественного положения". Поскольку и марксистская наука под равенством понимает "...право на равные политические и соответственно — социальное значение всех людей или, по крайней мере, всех граждан данного государства...", то можно говорить о равноправии граждан как о равенстве перед законом, т.е. о "правовом равенстве". Таким образом, "равенство представляет собой сложное содержание идей, представлений о месте и назначении личности в обществе, об отношении ее к средствам производства, распределению продукта и т.п. Формой же проявления и закрепления этих идей и представлений служит понятие равноправия, через которое они закрепляются в нормах права". Для того чтобы обеспечить реальное равноправие в сфере общественных отношений, существуют различные правовые нормы, воплощенные в Кодексах РСФСР: О браке и семье, Трудовом, Жилищном. Предусмотренные социальные льготы, пособия для женщин гарантировали определенные правовые "привилегии" для женщин.

Одним из первых декретов советской власти, принятых еще в декабре 1917 г., был Декрет о разводе. Первый брачносемейный Кодекс был принят 18 декабря 1917 года.

Первый советский кодекс законов о браке, семье и опеке 1926г. (утвержден в ноябре 1926 года, с 1 января 1927 года введен в действие) провозглашает свободу выбора будущих супругов, уравнение женщины в ее правах с мужчиной. Была установлена регистрация брака в целях защиты прав женщины, защиты личных и имущественных прав и интересов супругов и их детей. Государство упразднило церковный брак, признало его недействительным, отменило обет безбрачия представителям как черного, так и белого духовенства. Имел силу лишь брак, зарегистрированный в специально отведенном для этого месте и записанный в органах Записи Актов Гражданского Состояния. Кодекс упрощает процедуру развода, таинство совершения бракосочетания исчезло, "Тут простое соглашение и ничего более". Впоследствии окажется, "...как просто они сошлись, так же просто они и разойдутся". Затем процедура развода усложняется. Вступающие в брак дают подписку о том, что нет законных препятствий к регистрации их брака, что они взаимно осведомлены о состоянии их здоровья, а также о том, в который по счету брак каждый из них вступает, и имеются ли дети от предыдущих браков. Сообщение ложных сведений вступающими в брак при его регистрации и сокрытие обстоятельств, препятствующих вступлению в брак, являются преступлением, предусмотренным ст.88 Уголовного Кодекса РСФСР (и соответствующими статьями уголовных других союзных республик), и карается лишением свободы или исправительнотрудовыми работами на срок до 1 года или штрафом до 1000 рублей. В настоящее время в момент подачи заявления представители органов ЗАГСа не требуют исполнения вышеизложенной процедуры от вступающих в брак. Первый Кодекс уничтожил разницу между детьми законными и незаконными, т.е. наделил всех детей одинаковыми правами (ст.133).

Имущественные отношения супругов регулировались нормами Гражданского Кодекса РСФСР, главным принципом которых являлось полное равноправие супругов. Согласно этому принципу, как это указано в ст. 10 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР, имущество, принадлежавшее супругам до вступления в брак, остается их личным раздельным имуществом, а имущество, нажитое супругами за время брака, считается их общим имуществом. В случае развода, общее имущество подлежит разделу, независимо от того, кем оно приобретено. Подобная мера основывалась на том, что труд жены по ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей принимается во внимание наравне с трудом мужа (принцип равноправия супругов).

Вопросы воспитания детей в случае разногласия родителей, разрешали органы опеки и попечительства при участии родителей и всегда с учетом, прежде всего интересов детей. В современном Гражданском Кодексе указан возраст ребенка, после достижения которого он вправе выбрать одного из родителей в случае их развода с которым хотел бы проживать. Право на свидание с детьми по советскому законодательству сохраняли и родители, лишенные родительских прав, если только эти свидания не были вредны для ребенка.

Статья 14 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР предусматривала право на получение материального содержания нуждающегося бывшего супруга от другого супруга, при условии, что суд признал последнего в состоянии оказать ему поддержку. После расторжения брака, право одного из супругов на получение алиментов от другого возникало при наличии одновременно 3х условий: если супруг, желающий получить алименты, является нетрудоспособным; если он нуждается в материальной поддержке другого супруга; и если второй супруг в состоянии оказать ему материальную поддержку. В случае отсутствия хотя бы одного из этих условий у супруга не возникало права на получение алиментов от другого супруга. При наличии нерасторгнутого брака, никакого срока для обязанности взаимного содержания нет и быть не могло. Пока брак существовал, он порождал права и обязанности, в том числе обязанности супруга содержать второго нетрудоспособного и неимущего супруга. При наличии всех необходимых условий, согласно ст. 15 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР, нетрудоспособный бывший нуждающийся супруг вправе мог получать алименты после прекращения брака только в течение 1 года.

В целях социально-правовой защиты и поддержки материнства и детства в случаях отказа супруга материально поддерживать свою супругу в период беременности и родов, суд по иску матери вправе вынести решение о взыскании с отца ребенка средств на содержание ее в указанный период (ст.14, 15 Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР, Постановление Пленума Верховного суда СССР от 4 августа 1950г. (п.7)).

Советская власть Законом от 18 ноября 1920 года разрешила производство абортов (искусственное прерывание беременности) для женщин пока, как писали Народный Комиссариат здравоохранения и Народный Комиссариат юстиции, "моральные пережитки и тяжелые экономические условия настоящего еще вынуждают часть женщин решаться на эту операцию". В 1936 году Правительство СССР постановило запретить аборты (Постановление ЦИК и СНК от 27 июня 1936г. "О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских садов, яслей, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах"). Причиной издания данного Постановления являлось стимулирование деторождения в семье. Наряду с отменой искусственного прерывания беременности, правительство разработало комплекс мер по увеличению материальной помощи роженицам и установило государственную помощь многосемейным, например, увеличило размер пособия на кормление ребенка, устанавило выдачу пособий незастрахованным женщинам за счет касс взаимопомощи. Вместо того чтобы убеждать, что аборт вреден и опасен для здоровья, государство "силой" заставляло женщину рожать детей, об этом свидетельствует ст.4, раздел I Закона. Можно ли было ставить вопрос о запрещении абортов в случаях, когда существующие в то время жилищные условия многим рабочим и служащим не позволяли иметь больше 23 детей. Об этом свидетельствуют многочисленные источники того времени.

Все же, спустя несколько месяцев, Совет Народных Комиссаров издает Постановление, и тем самым, разрешает операцию искусственного прерывания беременности, в случаях, когда "продолжение беременности представляет угрозу жизни или грозит тяжелым ущербом здоровью женщины, а равно при наличии передающихся по наследству тяжелых заболеваний родителей". Впоследствии Указом Верховного Совета от 23 ноября 1955 года было отменено запрещение абортов, в целях устранения, причинения вреда здоровью женщин внебольничными операциями, а также предоставляя возможность женщине самой решать вопрос о материнстве.

Последствия Первой Мировой Войны "сказались на численном составе рабочей силы— Неслучайно в 1930 году при президиуме Центрального Комитета Союза ССР был образован Комитет по улучшению труда и быта работниц и крестьянок. В круг деятельности Комитета входили вопросы переподготовки женской рабочей силы для промышленности, сельского хозяйства, других отраслей народного хозяйства и культурного строительства, борьбы с беспризорностью и проституцией, пропаганды содействия организации общественного питания, обслуживания детей и содействия организации нового быта и многие другие вопросы.

Вынужденные мероприятия по вовлечению женщин в общее производство, проводимые правительством отрицательно влияли на институт семьи. Действия советского правительства можно было оправдать таким образом, что стране необходимо было срочно преодолевать настигнувшие ее кризисы после 1 Мировой Войны, и для этого был неизбежен всеобщий контроль и жесткая организация трудовой и общественной жизни. Но всетаки большинство женщин в СССР трудились на непрестижных и малооплачиваемых рабочих местах и даже на тех участках, где их труд запрещен законодательно (ночные смены, вредные условия). Доля женщин на руководящих постах невысокая: в промышленности при переходе от низшего звена управления к высшему она снизилась в конце 1980х г.г. с 30% до 8%.'

Государство способствовало организации детских садов, яслей для женщин, занятых на производстве на промышленных предприятиях. В Постановлении СНК РСФСР от 29 июня 1927 года "Об усилении обслуживания яслями работниц промышленных предприятий" предусматривается участие предприятий в расходах по содержанию яслей, обслуживающих исключительно работниц данного предприятия в размере одной четвертой процентов от фонда заработной платы данного предприятия.

Изменение социально-экономических и политических условий в послереволюционное время повлекло за собой и изменение отношения общества и одновременно государства к проблеме развода. Об увеличении количества разводов может свидетельствовать тот факт, что в 1936 году был принят закон, согласно которому государственная пошлина за осуществление развода была существенно увеличена. В послевоенные годы процедура расторжения брака усложняется, было предусмотрено две стадни рассмотрения дела в суде, с публикациями о факте развода в печати. Судам было предоставлено право отказывать супругам в расторжении их брака. Прочная семья удерживалась административнопринудительными средствами. В целях поднятия самого акта регистрации брака в глазах новобрачных статья 30 Указа от 8 июля 1944 года предусматривает введение торжественного порядка проведения регистрации и выдачу брачных свидетельств. Кроме того, вступающим в брак предоставлялись транспортные средства для поездки в бюро ЗАГС, оказывалась помощь брачующимся в приобретении необходимой мебели, постельных принадлежностей, посуды и прочих предметов домашнего обихода.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты