Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

В связи с неблагоприятной экономической обстановкой обострились и социальные проблемы. Поэтому было запланировано организовать деятельность как уже существующих, так и вновь создаваемых учреждений социального обслуживания по оказанию помощи пожилым гражданам, инвалидам, детямсиротам. Активно развивать методы работы над решением проблем детской безнадзорности, профилактики правонарушений несовершеннолетних, "социального сиротства", социальной помощи лицам без определенного места жительства. Вместе с тем, недостаточным оставалась материальнотехническая база и финансирование отрасли, отсутствовали стандарты социального обслуживания населения и порядок лицензирования этой деятельности.

Цель реформы социального обслуживания состояла в обеспечении гарантированного уровня социальной защиты. Ее основные задачи:

введение новых, дифференцированных подходов к реализации права на социальную защиту и обслуживание нетрудоспособных граждан в зависимости от их индивидуальных потребностей и материальной обеспеченности приоритетным же направлением должно было стать развитие работы по социальному обслуживанию в нестационарных учреждениях, предполагающее дальнейшее развитие сети учреждений различных видов (центры комплексного социального обслуживания семьи и детей, специализированные отделения социальной помощи на дому и другие).

Необходимо было организовать выполнение поставленных задач по следующим направлениям:

разработать и внедрить государственные стандарты социального обслуживания, устанавливающие основные требования к объему и качеству социальных услуг, порядку и условиям их оказания;

организовать лицензирование деятельности социальных служб независимо от формы собственности, а также физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в этой области без образования юридического лица;

обеспечить реализацию принятых федеральных и региональных программ;

развивать и совершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов учреждений социального обслуживания.

В рамках рассматриваемой программы социальных реформ на период 19962000 годов правительством была сформулирована цель политики относительно проблем инвалидности и инвалидов: обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Перечислим основные мероприятия, которые были предусмотрены в рамках социальной интеграции инвалидов:

разработать и внедрить федеральную базовую программу реабилитации гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет бюджетных средств, а также программу профилактики инвалидности;

установить порядок обязательного участия работодателя в проведении мероприятий по реабилитации работников, пострадавших на производстве;

обеспечить условия для реализации потенциальных возможностей инвалидов во всех сферах жизни на объектах социального и производственного назначения, связи и информатизации, на транспорте, а также создать оптимальные условия для самообслуживания инвалидов путем формирования новой инфраструктуры и развития сложившейся;

сформировать всероссийский банк данных по проблемам инвалидности и инвалидов;

разработать программу государственной поддержки общественных объединений инвалидов и специализированных предприятий, использующих труд инвалидов.

На Федеральном уровне за исследуемый период (19952000 годы) были приняты основные нормативно-правовые акты, предусматривающие защиту семьи, основные из них:

1. Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122ФЗ

"О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов";

2. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195ФЗ

"Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации";

3. Закон Санкт-Петербурга от 31 января 2003 г. № 111

"О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге";

4. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";

5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

6. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";

7. Указ Президента РФ от 1 июля 1996 г. № 1011 "О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов";

8. Указ Президента РФ от 2 октября 1992 г. № 1157 "О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов";

9. Постановление Правительства РФ от 14 января 2000 г. № 36 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 20002005 годы"";

10. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1996 г. № 965 "О порядке признания граждан инвалидами";

11. Постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения";

12. Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 178ФЗ "О государственной социальной помощи";

13. Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 53 "Об утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр психологопедагогической помощи населению"";

14. Федеральный закон от 4 февраля 1999 г. № 21ФЗ "О базовой стоимости необходимого социального набора";

15. Постановление Минтруда РФ от 19 июля 2000 г. № 52 утверждении Методических рекомендаций по организации деятельности государственного (муниципального) учреждения "Центр социальной помощи семье и детям"";

16. Постановление Правительства РФ от 24 июня 1996 г. № 739 "О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами";

17. Постановление Правительства Ленинградской области от 27 ноября 2000 г. № 29 "О региональной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов Ленинградской области" на 20012003 годы";

18. Федеральный закон от 30 марта 1995 г. № 38ФЗ

"О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧинфекции)";

19. Федеральный закон от 24 октября 1997 г. № 134ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации";

20. Постановление Минтруда РФ от 29 октября 1998 г. № 44

"О Рекомендациях по созданию и организации деятельности попечительских (общественных) советов при учреждениях социальной защиты населения";

21. Распоряжение Правительства РФ от 3 июля 1996 г. № 1063р Социальные нормативы и нормы

22. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 1996 г. № 473

"О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания";

23. Постановление губернатора Ленинградской области от 3 марта 2000 г. № 88пг "О Гарантированном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалидам Ленинградской области бесплатно";

24. Постановление Госстандарта РФ от 17 декабря 1999 г. № 545ст Общероссийский классификатор информации по социальной защите населения ОК 00399 (ОКИСЗН).

В рассматриваемый период (19952000 гг.) происходит разработка системы социальных выплат, пособий, компенсаций и других. Высокая инфляция повлекла за собой потерю денежных средств у населения и возникла необходимость разработки системы социальных пособий, компенсаций и других выплат. Целью реформ в этой области явилось формирование подобной системы для обеспечения помощи действительно нуждающимся в этом семьям и отдельным гражданам. В дополнение к пособиям и компенсационным выплатам, установленным на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации предполось развивать и совершенствовать систему денежной и натуральной помощи малообеспеченным категориям граждан. Размеры такой помощи намечалось определять с учетом сложившихся в регионе среднедушевого дохода семьи, прожиточного минимума и демографической ситуации.

Быд принят Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19 мая 1995 г. № 981, который устанавливает единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, обеспечивает гарантированную государством материальную подцержку материнства, отцовства и детства.

Постановлением Правительства РФ "Об утверждении положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей" от 4 сентября 1995 г. № 883 предусмотрены следующие виды пособий: по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, ставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет; ежемесячное пособие на ребенка.

Пособие по беременности и родам (от органов социальной защиты населения) получают только женщины, уволенные в связи с ликвидацией предприятия. Отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно и предоставляется женщине полностью. Оплачивается этот отпуск в размере минимальной заработной платы. При нормальных родах оплачивается 140 дней (70 до и 70 после родов); при осложненных родах — 156 дней (70 до и 86 после родов); при многоплодных родах — 194 дня (84 до и 110 после родов). Выплачивается это пособие за счет средств Фонда социального страхования 1 раз.

В качестве особой выплаты было выделено ежемесячное пособие на ребенка, ролители (или родитель) которого находятся в розыске, так называемые ДРР — дети разыскиваемых родителей. Ежемесячное пособие на ребенка, родитель которого уклоняется от уплаты алиментов, либо в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно, назначается и выплачивается, если решение суда о взыскании алиментов не исполняется в следующих случаях:

розыска их органами внутренних дел на основании .определения судов и постановлений следственных органов в связи с уклонением от уплаты алиментов;

отсутствия заработка у родителей, в случае если родитель отбывает наказание в исправительнотрудовых учреждениях;

нахождения родителей на принудительном лечении по решению суда;

постоянного проживания родителей на территории иностранных государств, в том числе на территории союзных республик, с которыми у РФ отсутствуют договоры о правовой помощи.

Основной акцент в реформировании системы социальной поддержки семьи, женщин, детей и молодежи был сделан на меры профилактики социальных рисков, внимание на которые было обращено до сих пор недостаточно.

В это время продолжается снижение уровня и качества жизни большинства российских семей: среди семей, имеющих детей доля бедных составляет около 50 процентов, среди молодых семей — более 60 процентов. Усиливаются неблагоприятные тенденции в отношении женщин в различных сферах жизнедеятельности: сокращается их представительство в органах государственной власти, снижается их конкурентоспособность на рынке труда, ограничиваются возможности получения новой работы. Около 4 млн. женщин работают в этот период в неблагоприятных, тяжелых и особо вредных условиях.

Особой остроты в этот момент достигла проблема воспроизводства населения. Анализируя показатели рождаемости у женщин различных возрастов за период с 1958 по 1999 годы, можно сделать вывод о том, что рождаемость неуклонно снижается. Если суммарный коэффициент рождаемости в 19581959 годах (т.е. среднее число детей, рожденных женщиной за свою жизнь) составил 2,626, то в 1999 году он равнялся 1,171 (в 19851986 годах наблюдается подъем рождаемости до 2,111, по сравнению с 19751981 годами 1,969; 1,895). Попрежнему высокой остается смертность, особенно младенческая и детская, высок процент заболеваемости и инвалидности детей. Ухудшается здоровье женщин, ослабевают их репродуктивные возможности. Увеличивается число разводов, наблюдается рост социальной дезадаптации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты