Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

усиление децентрализованного начала в финансировании социальных программ за счет смещения центра тяжести в негосударственные финансовые структуры, а также на муниципальный уровень.

3) На этапе экономического подъема реформаторы предполагали, что к этому периоду произойдет увеличение частных накоплений, что в свою очередь позволит расширить применение принципа платности в социальной сфере. По замыслу, перенос центра тяжести в финансировании расходов на социальные нужды с государственного бюджета на частные сбережения граждан должен был позволить:

сосредоточить государственную поддержку на действительно нуждающихся слоях населения, ликвидировав существующую на тот период уравнительную систему;

сделать частные сбережения граждан существенным источником внутренних инвестиций;

снизить долю налоговых изъятий из доходов предприятий, увеличив тем самым внутрихозяйственное накопление.

Ожидаемые результаты реформы, к сожалению, достигнуты не были. В частности, предполагалось, что возникнут новые институты в социальной сфере, и что граждане смогут оплачивать более высокую часть социальных услуг из своих доходов, в том числе получаемых в виде целевых сертификатов. Экономические преобразования, в итоге, должны были привести к повышению уровня благосостояния каждой российской семьи, а социальная помощь и защита со стороны государства должна была оказываться самым нуждающимся.

Несмотря на предусмотренную реформу, уровень жизни населения в стране продолжал оставаться крайне низким. К середине 90х годов социально-экономическую ситуацию в стране можно охарактеризовать следующим образом: рост социальных конфликтов по причине высокой инфляции, низкого уровня жизни значительной части населения, уменьшения размера реальной заработной платы и пенсий, роста безработицы. Недостаток бюджетных средств ограничил возможности государства в проведении активной социальной политики. Уровень реальных денежных доходов населения в 1997 году, по сравнению с 1991 годом был примерно на 40 % ниже. Как следствие возникла массовая бедность и число граждан, имеющих доходы ниже прожиточного минимума, составлял около четверти общей численности населения. Усилилась дифференциация доходов, обозначилась нелегальная и нетрудовая основа имущественного и социального расслоения, ослабли стимулы к созидательному труду. Значительная часть предприятий, прежде всего оборонного комплекса, легкой промышленности и сельского хозяйства, оказалась в тяжелом финансовом положении. Это не могло не привести к таким социальным последствиям, как задолженности по заработной плате, неполной занятости, разрушению социальной инфраструктуры, ранее содержавшейся счет предприятий.

В этот период обострилась проблема функционирования бюджетных учреждений, образования, здравоохранения, науки и культуры. Заметно ухудшилось положение дел с защитой социальных и трудовых прав и гарантий граждан. В сложившихся экономических условиях предпринимались меры. Направленные на смятение отрицательных последствий резкого падения уровня жизни и на частичную компенсацию потерь наиболее нуждающимся группам населения. Были созданы механизмы защиты доходов работников бюджетной сферы, социальной поддержки семей с детьми, ветеранов, инвалидов, граждан, потерявших работу. Вместе с тем эта работа проводилась недостаточно эффективно. Многочисленные льготы, компенсации, социальные выплаты и пособия вводились нередко без учета материального положения семей и реальных возможностей людей обеспечить собственное благополучие. В результате в обществе нарастало социальное иждивенчество, ограничивались возможности для оказания помощи тем, кто действительно в ней нуждался. В целом ситуацию в социальной сфере можно охарактеризовать как неоднозначную и противоречивую. Наряду с определенными положительными сдвигами, многие негативные явления приобрели застойный характер, отдельные социальные проблемы усугубились и стали представлять серьезную опасность для социально-экономической стабильности общества. В связи с этим, правительством была предпринята вторая попытка реализации программы по улучшению благосостояния и защищенности российских семей в середине 90х годов. Была разработана "Программа социальных реформ в Российской Федерации на период 19962000 годов", которая предусматривала следующие направления деятельности:

реформа в сфере труда и трудовых отношений;

политика в области занятости населения и развития кадрового потенциала;

миграционная политика;

реформирование социального страхования;

реформирование пенсионного обеспечения;

реформирование системы социальной защиты населения;

реформы в отраслях социальной сферы (образования; здравоохранения; культуры; физической культуры, спорта, отдыха и туризма).

Наибольший интерес для нас, безусловно, представляет раздел о семье, детях и молодежи (реформирование системы социальной защиты населения), но и остальные сферы преобразований прямым или косвенным образом влияют на жизнедеятельность российской семьи, поэтому рассмотрению будут подвергнуты, noвозможности, все направления.

В условиях сложившейся социально-экономической ситуации, были поставлены следующие стратегические цели социальной политики:

1. Достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни людей;

2. Обеспечение эффективной занятости населения, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы;

3. Гарантия конституционных прав граждан в области труда, социальной защиты населения, образования, охраны здоровья, культуры, обеспечения жильем;

4. Переориентация социальной политики на семью, обеспечение прав и социальных гарантий, предоставляемых семье, женщинам, детям и молодежи;

5. Нормализация и улучшение демографической ситуации, снижение смертности населения, особенно детской и граждан трудоспособного возраста;

6. Существенное улучшение социальной инфраструктуры.

Для достижения поставленных целей, относительно социально-правовой защиты семьи были определены многочисленные задачи. Приведем пример самых характерных из них:

усилить адресность социальной поддержки нуждающихся граждан на основе учета материального положения семей и заявительского принципа назначения пособий;

создать полноценные условия жизнедеятельности семьи, женщин, молодежи, улучшить условия жизнеобеспечения детей;

повысить роль социального страхования как важнейшего механизма защиты граждан при утрате заработка в случае безработицы, болезни, других социальных и профессиональных рисков;

обеспечить стабильное финансирование отраслей социальной сферы и социальных программ, гарантировать всем гражданам доступность медицинской помощи, социального обслуживания, образования, культуры и отдыха.

К сожалению, намеченные задачи в области социально-правовой защиты семьи, как было предусмотрено в рассмотренных выше концепциях ("Программа углубления экономических реформ" 1992 г., "Программа социальных реформ в РФ на период 19962000 годы"), а также в среднесрочной программе Правительства РФ на 19972000 годы "Структурная перестройка и экономический рост", не реализовались. Свидетельством тому могут служить данные Российского статистического ежегодника. Минимальный размер оплаты труда в соотношении с величиной прожиточного минимума (на 1 января, в %) был следующий: 1993 г. 39; 1994 г. 28; 1995 г. 10; 1996 г. 16; 1997 г. 19; 1998 г. 18; 1999 г. 10; 1й квартал 2000 г. 8; 4й квартал 2000 г. 14,2; 1й квартал 2001 г. 13,2; 41 квартал 2001 г. 17,5; 1й квартал 2002 г. 16,1; 4й квартал 2002 г. 21,8. Соответственно, в соотношении с величиной прожиточного минимума минимальный размер социальных пенсий неотвратимо уменьшается. Перечислим существовавшие на тот момент социальные пенсии: размер пенсии по старости (мужчинам старше 65 лет, женщинам старше 60 лет), по инвалидности (инвалидам с детства), по случаю потери кормильца, ежемесячное пособие на каждого ребенка в возрасте до 16 лет, минимальный размер стипендии студентам ВУЗов и студентам (учащимся) учреждений среднего специального и начального профессионального образования.

Не удалось создать, как предполагалось, надежную экономическую основу для повышения занятости и доходов населения. Намеченные цели социальной политики предполагалось реализовывать поэтапно, путем осуществления комплекса мер по стабилизации уровня жизни населения. Следует отметить, что именно в среднесрочной программе Правительства РФ на 19972000 годы "Структурная перестройка и экономический рост" планировалось определить порядок взаимодействия в области социальной политики между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и министерствами и ведомствами, общественными и коммерческими организациями.

В этот период планировалось заметно улучшить материальное положение большинства населения и весь комплекс социальных показателей, характеризующих качество жизни людей. В ходе реформ предстояло решить одну из ключевых задач социального характера обеспечить повышение уровня социальной защищенности и социального обслуживания ветеранов, инвалидов, людей пожилого возраста, детей и других нетрудоспособных и социально уязвимых групп населения. Кроме этого, предполагалось создать равные стартовые условия для всех граждан независимо от места жительства и уровня доходов в реализации прав на охрану здоровья и получение образования.

Для этого предусматривалось завершить в первую очередь формирование:

1) Законодательной базы, обеспечивающей проведение активной и действенной социальной политики.

2) В целях повышения эффективности правовой защиты предусматривалась социальная экспертиза проектов федеральных законов и других нормативных правовых актов силами негосударственных организаций и научных учреждений.

Предусмотренные направления деятельности в социальной реформе на 19962000 годы имели огромное значение для нуждающихся групп населения, а многие из них являлись новыми.

Что касается вопроса проведения социальных реформ, то предусматривалось обеспечить единство действий Федеральных органов государственной власти, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку многие вопросы, в том числе защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в ведении Российской Федерации находятся вопросы определения основ федеральной политики и разработки федеральных программ в области социального развития. Федеральные органы исполнительной власти принимают нормативные акты, регулирующие общие принципы социальной политики, устанавливают единую систему государственных минимальных социальных стандартов в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, пособий, стипендий, медицинского обслуживания, образования, культуры, разрабатывают федеральные целевые социальные программы, принимают меры по их реализации и определяют источники финансирования. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления решают конкретные задачи в социальной области, исходя из местных условий, уровня экономического развития, демографической ситуации, финансовых возможностей, национальных и культурных традиций коренного населения.

Основным содержанием реформ в системе социальной защиты населения являлось усиление адресности социальной поддержки, концентрация финансовых и материальных ресурсов на оказании помощи социально уязвимым группам населения. Предстояло упорядочить систему действующих и не всегда достаточно обоснованных льгот, с тем, чтобы увеличить размеры пособий реально нуждающимся семьям.

Что касается развития социального обслуживания населения, то за годы реформирования экономики ситуация в этой сфере претерпела значительные изменения. Количество учреждений социального обслуживания семьи и детей к 1996 году выросло в четыре раза. Были введены в действие новые стационарные учреждения для престарелых и инвалидов, территориальные центры социального обслуживания, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи, внедряются новые социальные технологии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты