Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов представляют собой инструмент для выработки политики в стремлении к построению "общества для всех". Термин "обеспечение равных возможностей" означает процесс, благодаря которому различные системы общества и окружающей среды, такие как обслуживание, трудовая деятельность и информация, оказываются доступными всем, особенно инвалидам.
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов были разработаны на основе опыта, приобретенного в ходе проведения
Десятилетия инвалидов Организацией Объединенных Наций (19831992 годы). Политической и моральной основой настоящих Правил являются:
Международный билль о правах человека, включающий Всеобщую декларацию прав человека;
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
Международный пакт о гражданских и политических правах;
Конвенция о правах ребенка;
Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин;
Всемирная программа действий в отношении инвалидов.
На основе анализа вышеперечисленных международных документов можно сделать следующие выводы:
Принцип равенства прав, заключающийся в понятии прав человека и четко обозначенный во всех документах, предоставляет инвалидам те же права, что и всем людям. Провозглашение прав и свобод человека в международных законодательных актах неотделимо от возложения на граждан определенных обязанностей. Любое государство, принимая решение о ратификации того или иного международного правового документа, обязуется привести свое национальное законодательство в соответствие с принципами, отраженными в этом документе.
Основным правовым актом в нашей стране является Конституция Российской Федерации, которая была принята в декабре 1993 г. В ст. 7 предусматривается государственная поддержка, инвалидов и их семей, в ст. 39 (часть 2) гарантируется социальное обеспечение по инвалидности.
Среди принципиально важных законодательных решений в области защиты прав человека и в частности детей-инвалидов в Российской Федерации за последние годы можно выделить следующие:
закрепление прав детей в главных сферах их жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и заключительными замечаниями Комитета ООН по правам ребенка (Конституция Российской Федерации, Семейный Кодекс РФ, Федеральный Закон "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об образовании"", указ президента РФ "О мерах по формированию доступной для инвалидов сферы жизнедеятельности", Федеральная программа "Дети России"); разработка мер по улучшению здоровья населения, в том числе инвалидов, их физического, умственного и психического развития (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, законы РФ "О социальной защите инвалидов", "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об образовании", указ президента РФ "О гарантиях прав граждан на получение образования", Семейный кодекс РФ, постановление правительства РФ и парламента "О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования", послание президента РФ парламенту "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов");
определение через государственные и общественные институты системы компенсаций, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов (указ президента РФ "О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, повышении их размеров", закон РФ "О социальной защите инвалидов"); преодоление генетически обусловленных заболеваний ("Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан", указ президента РФ "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ", Федеральная программа "Дети России");
формирование и реализация государственной политики в интересах детей и других незащищенных слоев населения (Постановление правительства РФ "О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей", закон РФ "О социальной защите инвалидов", Указ Президента РФ "О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов") Знание содержания нормативно-правовых актов по вопросам социальной защиты и социальнопедагогической помощи детям с ограничениями жизнедеятельности является непременным условием юридически грамотного осуществления практической работы специалистов, занимающихся проблемами полноценной реализации личностных прав детей с особыми потребностями. С расширением в современном обществе масштабов социальной работы развивается и законодательная база. Основополагающее значение для реализации и наполнения конкретным содержанием деятельности учебновоспитательных учреждений, реабилитационных центров и социальных служб являются принятые в конце 1995 — начале 1996 г. Федеральные законы РФ "О социальной защите инвалидов" (2 декабря 1995 г.), "Семейный кодекс РФ" (1 марта 1996 г.), "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об образовании" (5 января 1996 г.).
Основные статьи закона РФ "О социальной защите инвалидов" вступили в силу с 1 января 1996 г. (за исключением ст.28, 29, 30). Согласно этому закону целью социальной защиты инвалидов признается обеспечение равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ. Помимо того, что настоящий закон вводит правовое понятие "инвалид", еще закон предусматривает порядок присвоения за ребенком категории — "ребенок-инвалид". А также Закон закрепляет за инвалидами особые условия реализации их имущественных прав (ст. 15, 17). Статья 18 закона посвящена воспитанию и обучению детей-инвалидов. Согласно ей, образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов. Общее образование осуществляется бесплатно как в общеобразовательных, так и в специальных учреждениях. Закон предусматривает создание специальных условий для пребывания детей-инвалидов в детских дошкольных учреждениях общего типа. Для детей, возможности которых не позволяют посещать такие учреждения, создаются специальные дошкольные учреждения. Если и это невозможно, специальное обучение организуют на дому. Оговариваются в законе особые права инвалидов на труд, медицинское обслуживание и лечение, транспортное обслуживание и жилищные льготы.
Важным документом является закон "О внесении изменений и дополнений в закон РФ "Об образовании". Он вступил в силу с 5 января 1996 г. Закон утверждает государственные гарантии на получение образования лицам с ограничениями жизнедеятельности. В частности, ст. 50, п. 10 закона предусматривает создание для таких детей и подростков специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Направление детей и подростков в эти учреждения проводится только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) по заключению специальных психологопедагогической и медикопедагогической комиссий.
Новый Семейный Кодекс введен в действие 1 марта 1996 г. Его принятие связано в первую очередь с коренными изменениями в политической и социально-экономической жизни страны, непосредственно затрагивающими такие важные социальные институты общества, как брак и семья. Регулирование семейных отношений приведено в соответствие с Конституцией РФ, другими Федеральными законами и прежде всего с новым Гражданским Кодексом РФ. В нормах Семейного Кодекса получили свое отражение положения международных правовых актов в области прав человека, ратифицируемых Российской Федерацией, а также положительный опыт реформирования семейного законодательства в зарубежных странах.
Одной из важных тенденций нового Кодекса является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект родительской власти. Соответствующие нормы Семейного Кодекса исходят из основополагающего принципа — правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей) и включает следующие основные права ребенка:
• жить и воспитываться в семье;
• знать своих родителей (насколько это возможно);
• право на заботу и воспитание своими родителями (а при их отсутствии — другими ответственными за это лицами);
• на обеспечение его интересов, всестороннее развитие и уважение его человеческого достоинства (ст. 54);
• на общение с обоими родителями и другим родственниками (ст. 55);
• на защиту своих прав и законных интересов (в том числе право самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении 14 лет в суд — ст. 56);
• выражать своё мнение по всем вопросам, касающимся его жизни (ст. 57)
• на имя и фамилию (ст. 58);
• на получение содержания и права собственности на принадлежащее ему имущество (ст. 60)
Впервые в Семейном Кодексе определены основы правовой защиты детей от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65).
Дети с ограничениями жизнедеятельности имеют многочисленные льготы и пенсии. Ребенок, признанный инвалидом, имеет право на социальную пенсию, которую, до наступления ему 18 лет, получает один из родителей или опекун. При этом родители сохраняют все права на получение пособий на детей и иные социальные выплаты (Закон РФ "О государственные пенсиях в РФ", № 3401 в ред. от 04.11.2000 г., ст. 113, 114; Закон РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" № 181ФЗ от 24.11.95 г., в ред. от 27.05.2000 г. и Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" № 172ФЗ от и 182 17.07.99г.).
Семья, поместившая ребенка-инвалида в государственное учреждение (интернат, детский дом, школу-интернат) на полное государственное обеспечение, теряет право на получение социальной пенсии и пособий.
К установленной на ребенка с ограничениями жизнедеятельности пенсии неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за ребенком в возрасте до 18 лет, предоставляется ежемесячная компенсационная выплата в размере 60% МРОТ (Указ Президента РФ от 17.03.94 г. № 551 "О повышении размера компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами", в ред. от 27.04.2000 г.).
Ежемесячные компенсационные выплаты производятся к установленной пенсии на период ухода и прекращаются при возникновении ряда обстоятельств, в частности при назначении лицу, осуществляющему уход, пенсии (например, по возрасту), или в случаях, когда ребенку с ограничениями жизнедеятельности, достигшему 18 лет, не была установлена инвалидность 1 группы.
Право на ежемесячное пособие на ребенка ("детские") имеет один из родителей до достижения ребенком 16 лет (на учащегося до 18 лет) (ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" от 19.05.95 г. № 81, ст. 16,17). Данное пособие назначается органами социальной защиты и выплачивается вместе с пенсией на ребенка.
Размер ежемесячного пособия на ребенка увеличивается:
на 100% на детей одиноких матерей;
на 50 % на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов либо в других случаях, предусмотренных законодательством РФ, когда взыскание алиментов невозможно;
на детей военнослужащих, проходящих службу по призыву.
Семьям с детьми-инвалидами устанавливается 50 % скидка за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой (ст. 28 Закона "О социальной защите инвалидов в РФ" № 181ФЗ от 24.11.95 г., в ред. от 27.05.2000 г.).
Инвалидам и семьям, имеющим в своем составе детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50% с квартирной платы (в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда) и оплаты коммунальных услуг (включая электроэнергию) независимо от принадлежности фонда (ст. 17 ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ" № 181ФЗ в ред. от 27.05.2000 г. и Постановление Правительства РФ № 901 от 27.07.96 г., "Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг").
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30