Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

Общая численность контингента детей-инвалидов реагировала на все изменения законодательства, что хорошо видно из показателей темпов ее ежегодного прироста. После пика 20 %ного прироста в первый год после узаконивания детской инвалидности (1981 г.) в 80х годах темп прироста

численности был равен 89 %, а в конце десятилетия он увеличился до 1213 %, и затем произошел гигантский скачек в 19911992 г.г., который составил 35 % ежегодно. После 1992 г. сохранялись высокие, но снижались темпы. В 1997 г. были отмечены минимальные в этом десятилетии значения, но и они оказались очень высоки — почти 10 %.

На 01.01.2001 года в Санкт-Петербурге насчитывается 19 369 детей-инвалидов. В декабре 2000 года это число составляло на 145 человек меньше. Снижение количества детей-инвалидов в городе связано с началом работы (со 2ой половины октября 2000 г.) педиатрических бюро медико-социальных экспертных комиссий, которые руководствуются новыми критериями инвалидности, более жесткими по сравнению с ранее действовавшими.

Вместе с тем показатель детской инвалидности в Санкт-Петербурге имеет тенденцию к увеличению и составляет 19,18 (в 1998 году 18,02, в 1997 году 16,9). Это объясняется снижением общего количества детского населения, проживающего в Санкт-Петербурге. В государственных учреждениях города находится 7,7% детей-инвалидов. Остальные воспитываются в семьях. По данным социологических опросов ГАООРДИ около 40% семей с детьми-инвалидами неполные, и 50% родителей в таких семьях разведены.

По расчетам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) реальная численность детей-инвалидов в России в 2000 г. составляла около 900 тыс. — 23 % детской популяции. Исследованиями А.А.Баранова установлено, что в России около 2 млн. детей имеют ограничения жизнедеятельности, социальных и физических возможностей, причем половину из них можно признать инвалидами с детства.

В современном российском законодательстве используется сравнителыю новое понятие — "лица с ограничениями жизнедеятельности". К этой категории относятся "инвалиды и лица, полностью или частично утратившие способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью" (ст. 2 Закона Санкт-Петербурга от 31 января 2003 г. № 111 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге").

В данной параграфе используются не только понятия "инвалид", "ребенок-инвалид", но и такое определение, как "лицо с ограничениями жизнедеятельности", что никак не противоречит законодательству РФ. Последнее понятие является более полным и подразумевает под собой людей, имеющих закрепленный за собой статус инвалида (инвалида с детства или ребенка-инвалида), так и лиц, еще не прошедших освидетельствование. Определение статуса ребенка-инвалида связано с определением двух терминов — "инвалид" и "ребенок". В нашей стране термин "дети-инвалиды" был впервые официально употреблен в Приказе Министерства здравоохранения № 1265 от 14.12.1979 г. "О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов с детства в возрасте до 16 лет". Таким образом, уже в названии нормативного акта устанавливалась возрастная граница, до которой лицо считалось ребенком-инвалидом— 16 лет. В первоначальной редакции Федерального Закона "О социальной защите инвалидов" ребенком также признавалось лицо до 16-летнего возраста. Затем в новой редакции закона была установлена другая возрастная граница. В ст.1 в закона от 2 декабря 1995 г. указывается, что детьми-инвалидами признаются лица до 18-летнего возраста. Кроме этого, в Федеральном Законе от 24 июля 1998 г. № 124ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" дано четкое определение возрастной границы ребенка: "Ребенок — лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия)".

До 1995 г. понятие инвалидности трактовалось как степень утраты трудоспособности. Более обширное понятие, делающее акцент на степень ограничения трудоспособности, а не на степень ее утраты было зафиксировано Федеральным Законом "О социальной защите инвалидов". В соответствии со ст. 1 Закона инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". К этой категории относятся дети, имеющие "значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю над своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем" (Приказ Министерства здравоохранения РФ № 117 от 4 июля 1991 г. "О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет"). Таким образом, новое понятие включает в себя характеристики, дающие более полное представление о понятии инвалидности.

После принятия этого закона шли споры о том, стоит ли выделять понятие "дети-инвалиды" из общего понятия инвалидности. Сторонники того, что не следует выделять данную категорию, мотивировали свою позицию тем, что возникнут дополнительные сложности как в области толкования настоящего закона, так и в области его применения, поскольку в соответствии с настоящим законом и определением инвалидности назначались льготы, в том числе и детями-нвалидам.

По нашему мнению, выделение детей-инвалидов в особую категорию является целесообразным, поскольку в Российской Федерации процедура признания ребенка инвалидом с медицинской точки зрения отличается от процедуры признания инвалидом взрослого человека. Признание взрослого человека инвалидом осуществляется государственными службами медико-социальной экспертизы (МСЭ) (ранее врачебно-трудовые экспертизы ВТЭК) (ст.1 Закона РФ "О социальной защите инвалидов в РФ" № 181ФЗ, в редакции от 27.05.2000 г.). Признание же ребенка инвалидом осуществляется педиатрическими бюро на базе МСЭ (Распоряжение от 12.10.2000 г. 07Р/354Р). Для дальнейшего обучения ребенка с ограничениями жизнедеятельности в Санкт-Петербурге, например, созданы городские межведомственные психолого-медико-педагогические комиссии и консультации, определяющие степень ограничения его жизнедеятельности (Закон СПб. от 31.01.2003 г., № 111 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге", ст. 3).

В настоящее время ребенок-инвалид, достигнув 18летнего возраста, проходит взрослую медико-социальную экспертизу, на которой и решается вопрос о присвоении ему статуса "инвалид с детства" или об исключении его из категории "ребенок-инвалид" в случае выздоровления. Количество и размер социальных выплат с получением статуса "инвалид с детства" меняется.

В современном законодательстве — в законе РФ "О социальной защите инвалидов" категория "дети-инвалиды" входит в общее понятие об инвалидах. Тем не менее, существует юридически зафиксированное определение "дети-инвалиды". Такой подход, безусловно, отражается на присвоении детям, страдающим стойким расстройством функций организма, определенных прав, отличных от прав инвалидоввзрослых. В зависимости от того, каким образом будет обозначаться тот или иной статус человека, будут зависеть его права и возможности.

Подобный вывод убеждает в том, что очень важную роль играет правильное истолкование тех или иных понятий. От этого зависит эффективность социально-правовой защиты детей с ограничениями жизнедеятельности, так как складывается в первую очередь на основании прописанных в законодательстве норм. Обладание правовым статусом инвалида позволяет лицу получать соответствующие пенсии, пособия, компенсации и другие социальные блага, способствующие более полноценной жизнедеятельности, улучшению условий жизни и возможностей поправить здоровье.

Проблема правового аспекта помощи детям с ограничениями жизнедеятельности и их семьям может рассматриваться в рамках правовой помощи детям как одной из категорий граждан. Эта проблема имеет многолетнюю историю, и отражена в ряде международных документов, таких как:

• Всеобщая декларация прав человека,

• Декларация о правах инвалидов,

• Декларация о правах умственно отсталых лиц,

• Конвенция о правах ребенка,

• Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов,

• Варшавская декларация (на основании конференции "Права человека в отношении умственно отсталых лиц". 24 октября 1995 г., г. Варшава) и т.д.

Вопрос о правах детей впервые рассматривался Лигой Наций. В 1913 г. была создана Международная ассоциация защиты детства. В 1923 г. в Женеве принята Декларация о правах ребенка, где формулировались условия для полного развития его личности. В 1924, 1934 и 1959 гг. она была вновь утверждена без особых изменений, но сам факт признания этого документа на международном уровне позволил привлечь внимание к проблемам детей в различных ситуациях. 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека. Исходя из этого универсального и общепринятого документа, дети обладают всеми правами человека. Ст. 1 Декларации подчеркивается недопустимость дискриминации человека по какойлибо причине.

Конвенция о правах ребенка принята Генеральной Ассамблеей ООН в НьюЙорке 20 ноября 1989 г. Сегодня этот документ утвержден 14 странами Восточной Европы и 122 странами мира. Наша страна эту конвенцию ратифицировала 13 июня 1990 г. Согласно документу, дети имеют равенство перед законом, право на юридическую защиту, право на развитие, право на жизнь, здоровье, выбор места жительства, право на воссоединение со своей семьей, на выражение мнения, свободу объединения, право на личную жизнь, на доступ к достоверной информации, право на образование.

Дети с ограничениями жизнедеятельности, как и остальные дети, имеют равные права на защиту. Они имеют право на особое внимание реабилитационных служб и на получение образования. Право на здоровье и медицинские услуги заключается в том, что дети могут беспрепятственно пользоваться медицинскими услугами для абилитации, реабилитации и профилактики. Ст. 23 Конвенции о правах ребенка признает право детей с ограниченными возможностями жить полноценной жизнью в условиях, которые гарантируют их достоинство, благоприятствуют их самостоятельности и облегчают им активное участие в жизни общества.

В Конвенции отмечается, что права ребенка должны соблюдаться внутри семьи, которая признается естественной средой для роста и благополучия детей. Государства, принявшие этот документ, должны уважать права родителей, несущих непосредственную ответственность за благополучие, воспитание и развитие ребенка, так как для полного и гармоничного развития ребенку самой природой предназначено расти в семье в атмосфере доброжелательности, любви и понимания. Таким образом, права ребенка неотделимы от семьи, и именно семья несет за него ответственность.

Не менее значимым является еще один международный документ Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной ассамблеей ООН 9 декабря 1971 г. ратифицирована СССР в 1988 г. В ней отмечается, что инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие люди. Декларация заявляет, что инвалиды должны пользоваться особыми правами в получении специальных услуг, которые позволили бы им максимально проявлять свои способности и ускорили бы процесс их интеграции в общество.

На изменение отношения к людям, имеющим ограничения жизнедеятельности, направлены основные положения Декларации ООН о правах умственно отсталых лиц. Этот документ подтверждает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на человеческое достоинство. Настоящее и будущее этих людей основано на соблюдении тех же самых прав человека, которые являются благодеянием для всех людей на всем земном шаре. К сожалению, в нашей стране эта декларация не действует, так как при принятии этой декларации на Генеральной ассамблеи ООН 20 декабря 1971 г. СССР при голосовании воздержался.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты