Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

Мероприятия в детских домах планируются и осуществляются коммунами и должны быть ориентированы на детей от 1 до б лет. До тех пор, пока ребенку не исполнится 1 год, любой из родителей имеет возможность оставаться дома и получать экономическое пособие, соответствующее пособию по болезни (в настоящее время 75% от заработной платы определенного уровня). Например, детям, у которых возникли проблемы в семье, должна быть предоставлена возможность временно пожить в детском доме или "другом отдельном доме". По закону об уходе за молодыми подобные меры могут назначаться без согласия данного лица в случае возникновения особых обстоятельств, допустим, когда подвергается риску его собственная жизнь и безопасность или жизнь и безопасность других людей. Коммуны также обязаны предоставлять родителям возможность диалога под руководством эксперта для достижения единства между родителями в вопросах, связанных с уходом за детьми и общением с ними.

Уход за лицами с семьей подразумевает меры в отношении детей и взрослых, которые нуждаются в помощи и услугах социальных служб. Это может быть, например, экономическая помощь для обеспечения семьям жизни определенного стандарта, а также социальной помощи и профилактической работы.

Семье установлено пособие на ребенка в возрасте до 16 лет. Выплачивается 4 раза в год, не облагается налогом. С 1974 года в систему пособий для семей были внесены изменения: вместо пособия по беременности и родам, которое выплачивалось матери, теперь после рождения ребенка выплачивается пособие обоим родителям, его нужно получить в течение 180 дней после рождения ребенка. Также предусматривается десятидневное пособие в тех случаях, когда ребенок нуждается в дополнительном уходе. Срок выплаты может быть назначен на период от рождения ребенка до окончания им 1го класса школы.

В современной шведской семье мужчина и женщина распределяют трудовые обязанности, и обязанности по уходу за детьми между собой поразному. В конце 60х годов около 70% замужних женщин с малолетними детьми были домохозяйки и приблизительно 30% имели работу. Сегодня трудовая активность женщин равна мужской. Швеция одна из тех стран, где мужчины и женщины составляют приблизительно равные части рабочей силы. Причем шведская семья с работающими родителями имела в конце 80х годов наибольшую рождаемость в Европе более 2х детей на родящую женщину. В 1995 году число детей на одну женщину в Швеции снизилось до такого же уровня, как и в других странах Европы. Шведский пример, однако продемонстрировал, что высокая степень работающего населения страны может сочетаться с высокой детской рождаемостью, что долгое время считалось невозможным. Высокая рождаемость, которая наблюдалась в Швеции довольно долго, можно воспринимать как признак успешной семейной политики, и справедливого разделения ответственности и труда между мужчиной и женщиной. Политика и вмешательство государства в семью были направлены на создание равенства между мужчиной и женщиной путем предоставления им равных возможностей участия в трудовой и общественной жизни. Между тем, равного разделения труда и ответственности в рамках семьи, чего требовал выход женщин на рынок труда не произошло. Женщины продолжают выполнять основную часть работы по дому и уходу за детьми, и для того, чтобы управиться с этими обязанностями, они меньше, чем мужчины, посвящают себя трудовой карьере.

С 1994 года действует закон о поддержке и услугах для людей с некоторыми ограниченными функциями. Его целью является содействие утверждению права на равенство и участие в общественной жизни для людей с заметными функциональными нарушениями.

Анализ системы социально-правовой защиты в Швеции показывает нам высокую степень защиты семьи от различного рода негативных внешних воздействий. Предусмотренная система страхования охватывает широкий круг категорий населения, что, безусловно, положительно сказывается на социальном благополучии семьи.

Учитывая тенденцию к возрастанию разводов, а как следствие неполных или новых семей, нетрудно заметить характер семейной политики в Швеции. Характер семейной политики направлен на равенство супругов, на равное распределение обязанностей по уходу за детьми. В пенсионном обеспечении предусмотрен одинаковый возраст мужчин и женщин для назначения пенсии, а в налоговом законодательстве принцип индивидуального налогообложения доходов. Т.е., если рассматривать с законодательной точки зрения, то семейная политика регулируется не только путем социального обеспечения, но и с помощью налогового законодательства, медицинского страхования, проявляющегося в бесплатном начальном и среднем образовании, бесплатном здравоохранении и стоматологии для детей и подростков. Немало важно, что стоимость предоставляемых социальным сервисом услуг зависит от социального слоя населения, к которому принадлежит семья.

При анализе шведской модели социально-правовой защиты семьи выясняется, что наряду с достижением равенства супругов в семье, есть и другая цель семейной политики. Именуется эта цель "равное распределение общественных благ", которая осуществляется путем создания частного сектора оказания социальных услуг в социальной сфере, четкого и справедливого разделения ответственности и труда между мужчиной и женщиной.

Почему система социального обслуживания или система пенсионного обеспечения называется именно системой. Потому что система, в данном случае — это комплекс мер, способов, приемов и процедур, применяемых в семейной политике, которые обеспечивают последовательное и правильное функционирование всех государственных институтов и служб. Функционирование всех законодательных предписаний зависит от правильного и последовательно составленного плана действий по их осуществлению. Примером такого правильного "плана" может служить финансирование социальной сферы в Швеции, которое происходит за счет государственных и коммунальных средств (налогов). Другим примером может служить Закон о .всеобщем страховании, который вступил в силу в 1962 году, появление/ оторого привело к организованной координации различных форм страхования. Построение шведской системы пенсионного обеспечения основалось на стремлении к "горизонтальному" выравниванию доходов,; г.е. между здоровыми и больными, работающими и безработными), г большей степени, чем к "вертикальному" (то есть между богатыми и бедными).

В Швеции будущих специалистов по социальной работе, прежде всего, обучали знаниям юрисдикции, администрации, социальной политики и экономики. Подобные разносторонние знания, позволяли глубже проникнуть в проблемы социального характера. Большое положительное значение имеет тот факт, что шведы уже в начале 20 века осознали, что социальные проблемы могут быть решены лишь в том случае, если первоначальное внимание будет обращено на семью и отдельную личность. Они первые смогли эффективно совместить новые формы индивидуальной социальной работы, разработанные в США на основе психотерапии Фрейда с реформированием законодательства и экономической системы Швеции.

Что касается законодательства, то, начиная с 1913 года, в Швеции установленная пенсионная система основывалась на страховании и рассчитывалась индивидуально, т.е. размер пенсии зависит величины дохода. Подобный метод расчета размера пенсии, безусловно, является стимулом для повышения профессионального уровня застрахованного и его заработка. Несмотря на высокий возрастной ценз для получения пенсий, люди, получающие пенсию, имеют большое преимущество, благодаря грамотному распределению пенсионных выплат. Напомню, что система национальных пенсий включает в себя народную (основную), дополнительную (служебную, трудовую) и частичную (неполную). Важно то обстоятельство, что закон о частичных пенсиях позволяет решить одновременно два вопроса: трудоустройство людей пенсионного возраста и воспитание детей. Закон о всеобщем страховании регулирует и упорядочивает предоставление медицинских услуг, выплату пособий родителям, выплату народных пенсий и дополнительных пенсий. Примечательно, что стоматологическая помощь осуществляется бесплатно лицам до 20 лет. Система страхования отталкивается, прежде всего, от доходов индивида.

Проблема увеличения разводов не обошла стороной и Швецию и в связи с этим, правительство Швеции расширяет систему поддержки семьи. Можно выделить главные положительные моменты в этой системе. Это пособие родителям в течение 12 месяцев по случаю рождения ребенка, "отцовский месяц", пособие по материнству и многие другие льготы. Особенно хочется заметить, что еще в законопроекте 1987 года закреплено положение о том, что и мужчины и женщины несут равную ответственность за детей и домашнюю работу. Идея совместной семейной ответственности и равенства полов прослеживается во всех законодательных актах по защите семьи.

Вместе с тем, следует подчеркнуть, что, несмотря на отлаженную систему социально-правовой поддержки семьи зависимость последней от государства все более возрастает.

Существование медицинских центров "Контроль здоровья" на предприятиях обеспечивает постоянную защиту детей и беременных женщин. Если предоставление медицинских услуг оказалось не качественным, то пациент всегда может обратиться в государственное учреждение защиты прав пациентов. Шведское законодательство предусматривает принудительный уход за алкоголиками. Очень важна, на мой взгляд, мера по выплате пособия на ребенка в возрасте до 16 лет.

И конечно же, об успешности любого начинания можно судить по результатам деятельности. Речь идет о том, что эффективность социальной политики Швеции в конце 80х годов характеризовалась высокими показателями рождаемости в семьях с двумя работающими родителями. Однако к 1995 году уровень рождаемости снизился и достиг средней отметки по Европе. Возможно, подобный результат вызван не ослаблением эффективности социальной политики, а воздействием процесса глобализации на общество? А может быть, меры социальной политики оказались на определенном этапе мало эффективны и это связано с определенными социальными процессами?

Хочется отметить, что частная альтернатива государственному сервису в Швеции возросла, что свидетельствует о провозглашенных социально-демократических принципах в этом государстве. Об этом также свидетельствует принцип равенства полов, который лежит в основе законодательства.

Несмотря на возникающие трудности, социально-демографического характера, такие как, изменение состава семьи, старение населения, шведская система социально-правовой защиты остается одной из наиболее совершенных в мире.

Очень важными, на мой взгляд, мерами социально-правовой защиты являются следующие: компенсация пособия или подругому общественная компенсация одинокому родителю, выплачиваемая в случае, если бывший супруг или супруга не имеет экономических возможностей платить алименты. И жилищное пособие (общественное пособие по оплате жилищных расходов) для семей с низкими доходами. Перечисленные пособия выплачивает государство.

В отличие от шведской модели, иное содержание имеет опыт социально-правовой защиты семьи в Великобритании. Речь идет о том, что социальные услуги, предоставляемые индивидуальным лицам в Великобритании, начали развиваться после принятия Закона о помощи бедным (1601г.), на основе которого ответственность за работу с бедными несли местные органы власти в приходах.

Основное законодательство по предоставлению социальных услуг индивидуальным лицам содержится в следующих законодательных актах Парламента:

• Закон о национальной помощи 1948г.

• Закон об усыновлении 1958г.

• Закон о системе здравоохранения и общественном здоровье 1968г.

• Закон о детях и подростках 1968г.

• Закон о хронически больных и об инвалидах 1970г.

• Закон о национальной системе здравоохранения 1977г.

• Закон об уголовных преступлениях 1983г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты