В связи с признанием брака, лишь зарегистрированного установленным порядком, поднимается вопрос о правовом положении женщины, имеющей ребенка от мужчины, с которым она не состоит в зарегистрированном браке. В этом случае, впервые в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 года используется термин "одинокая мать" не состоящая в браке женщина (ст.З) и впервые устанавливается пособие для одиноких матерей, которое выплачивается матери, до достижения ребенком 12ти лет. Ранее существовавшее право одинокой матери обращаться в суд с иском об установлении отцовства, теперь отменено. При регистрации рождения ребенка записывается фамилия матери с присвоением отчества по указанию матери (ст.21 Указа). Статья 20 Указа отменяет также ранее существовавшее право обращения матери в суд о взыскании алиментов на содержание ребенка, родившегося от лица, с которым она не состоит в зарегистрированном браке. Содержание ребенка одинокой матери берет на себя государство, либо, выплачивая одинокой матери государственное пособие, либо принимая такого ребенка (по желанию матери) на воспитание в государственное детское учреждение. Нужно отметить, что при вступлении одинокой матери в брак, выплата назначенного ей пособия, установленного для одиноких матерей не прекращалось (см. ст. 15 Постановления СНК СССР от 18 августа 1944 года "Положение о порядке назначения и выплаты государственных пособий и предоставления льгот беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям"). Указом 1944 года 8 июля значительно расширялся круг женщин, имеющих право получать государственное пособие по многодетности (уже с рождения третьего ребенка). Многодетные матери получали при рождении ребенка единовременное пособие, а со второго года — после рождения ребенка и до достижения им пяти лет ежемесячное пособие.
Не существовало нормативных актов, обязывающих, или, по крайней мере, подразумевающих обязанность мужчины брать на себя ответственность в случае, если женщина, с которой он не состоит в зарегистрированном браке, собирается стать матерью. Таким образом, государство, с одной стороны, провозглашало равноправие между мужчиной и женщиной, а с другой стороны, подобные меры привели к практически полному освобождению мужчин от ответственности за женщину, с которой он фактически состоял в брачных отношениях и от ответственности за воспитание ребенка. Подобными мерами государство, по сути, наделило мужчину большими свободами и правами, чем женщину. На мой взгляд, перед нами источник необдуманного вступления в брак и увеличения разводов. В рассматриваемом Указе от 8 июля 1944 года государство позволяет одинокой матери (по ее желанию) отдать своего ребенка на воспитание в государственное детское учреждение. Нужно отметить, тот факт, что не оговариваются специальные условия, при которых бы матери разрешалось поместить своего ребенка на воспитание в подобное учреждение. Такими условиями могут быть, например, недостаточное материальное положение, но в этом случае, законодательно предусмотрены меры социального обеспечения: пособия для одиноких матерей по достижению детьми 12ти летнего возраста, при этом право на подобное пособие сохраняется в случае вступления одинокой матери в брак (Указ от 8 июля 1944 года, раздел I, п.З). Предоставлялась полная свобода в выборе: заботиться матери самой о своем ребенке или отдать государству на воспитание. Очевидно, что государство само поощряло одиноких матерей отказываться от своих детей и помещать их в государственные учреждения (приюты), вместо того, чтобы пропагандировать ценность семейного воспитания и важность участия в нем обоих родителей.
К действию рассматриваемого законодательного акта целесообразно применить теорию явных и латентных функций, разработанную американским социологом Робертом Мертоном. Получается, что действие подобной законодательной нормы имеет две функции: явную и латентную. Явная функция носит осознаваемый и преднамеренный характер, т.е. то, что сказано в формулировке закона. Латентная функция скрытая функция (дисфункция) действия нормы, т.е. не предусмотренная, но проявляющаяся на практике и как правило никем не ожидаемая. Явной функцией Постановления от 18 августа 1944 года является забота государства об одинокой матери, посредством выплаты пособия или путем помещения (по желанию матери) ее ребенка в государственное учреждение. Латентной распространение безответственности у женщин и мужчин, необдуманное вступление в брак, иждивенчество.
Справедливо заметить периодическое усовершенствование поддержки материального положения многодетных матерей. Еще Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года было установлено государственное пособие многодетным матерям, имеющим 6 детей, при рождении 7го и каждого следующего ребенка. Указом от 8 июля 1944 года государственное пособие многодетным матерям не только значительно увеличено в своем размере, но подлежит выплате матери, имеющей двух в 2 с половиной раза больше, чем в довоенном 1940 году. Государство предоставляет беременным женщинам и матерям, имеющим детей в возрасте до 1 года, право перехода на другую работу по месту жительства с сохранением за ними непрерывности трудового стажа, а также снижает плату за содержание в детских садах и детских яслях детей одиноких матерей, с определенным ежемесячным заработком на 50% (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1949 года "Об улучшении дела государственной помощи многодетным и одиноким матерям и улучшении условий труда и быта женщин").
Пособие — это денежная выплата (из средств государственного социального страхования). В 60е годы в советском праве юристы рассматривали юридические признаки пособия следующим образом. Пособия выплачивались в виде: денежных выплат (пособия, пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, материальная помощь на проезд в санатории); материальных благ: санаторнокурортное лечение, лечебное (диетическое) питание и т.д.
Одной из существенных форм государственной помощи в воспитании детей являлось право матери на помещение ребенка в закрытое государственное учреждение и на пребывание ее самой в этом учреждении вместе с ребенком. В домах матери и ребенка и мать, и ребенок содержались за счет государства. Эта помощь иногда оказывалась еще до рождения ребенка: еще во время беременности женщина может быть направлена в дом матери и ребенка. Как и другие дома отдыха, дома матери и ребенка организовывались профсоюзными организациями, которые помогали женщинам получить билеты на железнодорожный и водный транспорт, организовать посадку в поезд и т.д.".
С целью оказания социально-правовой помощи беременным матерям в родильных домах, домах ребенка и других учреждениях охраны материнства и детства были организованы социально-правовые кабинеты и консультации. Их работа регулировалась Положением, утвержденным Наркомздравом СССР 9 мая 1938 года. ш Кабинеты оказывали социально-правовую помощь в различных направлениях: многодетным и одиноким матерям, социально-правовую помощь по вопросам брака и семьи, осуществляли патронаж в родильном доме, в домах матери и ребенка, в домах ребенка. В консультациях для женщин, которые являлись акушерско-гинекологическими лечебно-профилактическими учреждениями ("Положение о городской консультации для женщин", утверждено Наркомздравом СССР 20 октября 1942г.) разрешался вопрос о предупреждении внебольничных абортов, наносящих вред здоровью женщины. Задачей детских консультаций являлось снижение детской заболеваемости и смертности путем проведения внеболышчного обслуживания детей в возрасте от рождения до 3х лет ("Положение о городской детской консультации", утверждено Наркомздравом СССР 7 июня 1940г.). В обязанность кабинетов входило проведение мероприятий по ликвидации безнадзорности детей раннего возраста, участие в борьбе с подпольными абортами, обеспечение охраны прав женщины в области труда, своевременной правовой помощи матери по взысканию алиментов, получению государственного пособия по многодетности, пенсии, пособия по социальному страхованию и т.п. Также осуществляли борьбу с невыполнением родительских обязанностей в отношении детей. Одной из важных задач кабинетов являлась: Как можно шире популяризировать советское законодательство по охране материнства и детства среди населения, в первую очередь, среди самих родителей. От имени органов ОММ (охраны материнства и младенчества) социально-правовые кабинеты имели право предъявлять иски о взыскании средств на содержание детей. Социально-правовая помощь во всех ее формах оказывалась бесплатно. Постепенно социально-правовые кабинеты прекратили свое существование, некоторые полномочия перешли в сферу деятельности, органов опеки и попечительства.
Итак, в завершении первой главы подводя итог рассмотрению проблем теории и практики социально-правовой защиты семьи и ее исторических моделей в СССР и некоторых зарубежных странах, можно сформулировать резюмирующие выводы:
1. Формирование семейной политики в Швеции происходило под эгидой социально-демократических принципов и имеет многолетний опыт развития и устоявшиеся традиции. В деле защиты семьи в Великобритании находят свое воплощение идеи либеральных умонастроений. Специалисты в области исследований социальных институтов, процессов, явлений и отношений констатируют высокий уровень социального благосостояния населения в этих странах, в том числе и в области социально-правовой защиты отдельно взятой семьи. Проблемы семьи и детей считаются в этих странах ключевыми. В Швеции основой в области социально-правовой защиты семьи является психосоциальный аспект, индивидуальная работа с каждой семьей. Хотелось бы заострить внимание на принципе равенства между мужчиной и женщиной, который проявляется, например, в том, что пособие по уходу за ребенком предоставляется тому родителю, который осуществляет уход за ребенком, т.е. не только женщине, акцентировав, таким образом, совместную ответственность мужчины и женщины по экономическому содержанию и уходу за ребенком. Заслуживает внимание Закон о частичных пенсиях (с 1976 г. в Швеции), который дает возможность человеку в возрасте от 60 до 65 лет сократить свое рабочее время и получить частичную компенсацию за потерянный доход с условием работы по 34 часа в день при рабочей неделе в 5 дней. Таким образом, с помощью вышеназванной законодательной меры решаются одновременно две задачи: первая трудоустройство и возможность заработка для людей пенсионного возраста с щадящим графиком работы и вторая воспитание подрастающего поколения (внуков), возможность для детей получать воспитание в семейной среде в то время, пока родители заняты заработком. Огромное значение для благополучия семьи имеет меры по введению "отцовского месяца" и выплата пособия родителям в течение 12 месяцев при рождении ребенка за счет средств социального страхования. И последнее, что хотелось бы выделить из шведского опыта социально-правовой защиты семьи это так называемая компенсация пособия (общественная компенсация одинокому родителю), если его бывший супруг или супруга не имеет экономических возможностей платить элементы.
В Великобритании упор делается на профилактические, воспитательные меры для подрастающего поколения и для будущих родителей. Для этого создаются специальные бригады по несовершеннолетним правонарушителям, политики профилактики подростковой беременности и т.д. Среди общих мер социально-правовой защиты семьи, обнаруженных в обеих странах, следует выделить "отцовский" отпуск по уходу за ребенком каждому работающему отцу, которому правительства этих стран придают большое значение. Разница лишь в том, что в Швеции он по сроку равен одному месяцу, а в Великобритании этот отпуск в два раза короче. Потребительский кредит как способ поддержания материального благополучия малообеспеченных и среднеобеспеченных семей, также является одной из самых предпочтительных, формой социальной защиты, т.к. он, вследствие своей возвратности и платности, может выступать достаточно сильным экономическим стимулом к трудовой деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30