Из положительных моментов можно отметить снижение коэффициента младенческой смертности: в 1990 г. он составлял 17,4 промилле, в 2000 г. сократился до 15,3. За период с 1990 по 2000 гг. показатель смертности детей в возрасте от 1 до 14 лет сократился на 20%. Кроме того, период с 1990 по 2000 гг. отмечен стабилизацией показателя смертности детей в возрасте от 0 до 4 лет: в 1990 21, 4, в 1999 г. 21.
Одной из серьезных социальных проблем в постперестроечный период стал кризис семьи. За период с 1990 по 1999 гг. численность детей, чьи родители были лишены родительских прав, возросла в 1,5 раза. Кризис семьи привел к росту детской беспризорности и безнадзорности, детской наркомании и алкоголизма, детской преступности.
Выросло количество беспризорных детей. Сотни тысяч российских детей лишены родительского тепла и ухода, зачастую подвергаясь жестокому обращению. Значительная часть из них стала воспитанниками государственных учреждений (детские дома и интернаты). По данным Генеральной прокуратуры на июнь 2001 г., в России насчитывалось 678 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, причем, только 5% из них являются действительно сиротами, остальные — "социальные сироты" (при живых родителях). Из них воспитанников государственных учреждений 173,4 тыс. человек. Число фактически безнадзорных детей не поддается статистическому учету, около 440 тыс. подростков состоят на учете в органах по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, на конец 2000 года более 27 тыс. детей и подростков находились в следственных изоляторах и колониях.
Ежегодно в России выявляется около 100 тыс. детей, нуждающихся в опеке. Одной из серьезнейших проблем в России является социальное сиротство. Впрочем, так же, как и для многих стран Восточной Европы. Среди детей, которые воспитываются в детских домах и интернатах, количество социальных сирот (фактически, сирот при живых родителях) составляет, по различным оценкам, от 85 до 95 %.
Качественно новое явление так называемое "скрытое" социальное сиротство, результат которого — безнадзорные дети. Эти дети формально живут в семьях, но их родители не занимаются их воспитанием, дети фактически предоставлены сами себе, при этом нарушения их прав — на нормальные жизненные условия, на защиту взрослых, на обеспечение образования, медицинского ухода и т.п. не поддаются исчислению. По мнению известного правозащитника, руководителя общественной организации "Право ребенка" Б.Л.Альтшуллера, "...права детей и семей с детьми у нас повсеместно нарушаются. Речь при этом идет, конечно, не только о насилии и т.п., но и о правах социально-экономических, не только о нарушениях прав действием, но об их нарушении непозволительным бездействием государственных органов, когда ребенку или семье, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, обратиться за помощью некуда.
Отсюда и сотни тысяч социальных сирот, и миллионы безнадзорных и беспризорных детей".
Проблема защиты прав детей и обеспечения практического механизма действия Конвенции ООН "О правах ребенка" на территории РФ имеет сейчас для нашей страны огромное значение. К Конвенции "О правах ребенка" СССР присоединился в 1990 г. В 1992 г. Россия, как его правопреемница, представила первый доклад о реализации Конвенции. На его основе Комитет ООН в 1993 г. сформулировал свои замечания и рекомендации. С того времени были приняты некоторые программные документы и законы, обеспечивающие практическую реализацию требований Конвенции в России. В 1999 г., после того, как Россия представила второй Доклад, Комитетом были даны новые рекомендации. Однако к 2002 г. далеко не все из них были выполнены. Основные положения рекомендаций Комитета ООН заключаются в следующем:
— Создание на всех уровнях — федеральном, региональном, местном действенных организационных механизмов рассмотрения жалоб детей и контроля за соблюдением их прав.
— Привлечение гражданского общества к решению проблем детства и защите прав детей, а также преодоление ведомственного разделения ответственности за ребенка.
Развитие семейных форм жизнеустройства детей, альтернативных помещению детей в госучреждения, активная работа по реабилитации "семей риска".
— Принятие законов о специализированной юстиции для несовершеннолетних (ювенальной юстиции), ориентированной на реабилитацию ребенка и его семейной среды.
Вполне уместно сказать об одном очень важном инструменте системы защиты прав детей ювенальной юстиции. Это особая система правосудия для несовершеннолетних. В основе этой системы лежит такая доктрина, согласно которой государство ведет себя как попечитель или ответственное лицо за несовершеннолетних, защищая их от опасного поведения и вредного окружения.
Этот подход основан на двух идеях: что подростки по развитию своему еще не способны в действительности осознавать свои поступки, и нести за них полную ответственность; что подростки еще находятся в том возрасте, когда их можно перевоспитать, чтобы в будущем у них не было побуждений совершать какиелибо правонарушения. Таким образом, в ювенальной юстиции правонарушитель важнее, чем само правонарушение.
В России система детских судов появилась в 1910 г. По мнению научного сотрудника Института государства и права РАН Эвелины Мельниковой, "Российская модель ювенальной юстиции была очень удачной. — До 70% несовершеннолетних правонарушителей "детские" суды отправляли не в тюрьмы, а под надзор попечителей, наблюдавших за их поведением. Да и сам суд рассматривался как "орган государственного попечения о несовершеннолетних"".
Однако в 1918 г. Совнарком России решил отменить эту практику, заменив ее другой, по мнению правительства, более "гуманной". Тогда и появились комиссии по несовершеннолетним, которым фактически подчинялись суды, выносившие решения по "детским" делам. Участие юристов в таких комиссиях было сведено к минимуму.
Но полным крахом системы ювенальной юстиции в России стало постановление ЦИК и СНК СССР (апрель 1935 г.), по которому возраст ответственности для правонарушителей был снижен до 12 лет. К детям снова могли применять все виды наказаний — фактически и смертную казнь. Через несколько месяцев, "в целях повышения ответственности детей и родителей", упразднили комиссии по несовершеннолетним, хоть както защищавшие права детей. В 1941 г. был принят указ Президиума Верховного совета СССР, распространявший ответственность детей не только на умышленные преступления, но и на преступления, совершенные по неосторожности. Указ действовал в СССР вплоть до конца 50х гг.
Многие эксперты считают, что эти акты надолго "задали тон" системе советского правосудия в отношении детей. И не в последнюю очередь, именно поэтому сегодня проблема организации системы ювенальной юстиции является одной из наиболее актуальных проблем Российской Федерации в области защиты прав детей.
Таким образом, в переломный период для России во время перестройки советская семья, с огромным трудом приспосабливаясь к новым условиям, безусловно, пережила трудные в социально-экономическом, моральном и эмоциональном плане времена. Перестраиваясь "на новые рельсы" во времена острейших социальных перемен институт семьи, для того, чтобы приспособиться, вынужден был в буквальном смысле, "выживать. Кроме того, новые тенденции (пропаганда западного образа жизни, возможность заработать "легкие деньги" и др.) меняли стереотипы мышления людей, молодежи в том числе. Самым непосредственным образом это отразилось негативно на многих российских семьях.
Одна из первых попыток правительства сконструировать социально-экономическое пространсво и положить начало правовому оформлению защиты семьи была предпринята в программе углубления экономических реформ, разработанной под руководством Егора Гайдара в 1992 году. В программе, наряду с общеэкономическими, были предусмотрены меры, направленные на поддержание семейного благосостояния.
Так, одной из мер социально-правовой защиты семьи можно считать поддержку частного (малого) предпринимательства, которое составляло ядро институциональных преобразований в России в расматриваемый период.
Для решения данной задачи Правительство предполагало осуществлять меры в экономической, правовой и административной областях:
В частности, в экономической области предполагалось:
предоставлять льготный кредит предпринимателям на срок до 2х лет;
открыть частным предпринимателям приоритетный доступ к иностранным кредитам;
создать Фонд поддержки предпринимательства, который финансировался бы в основном за счет иностранной помощи. Он должен был существенно облегчить Правительству защитить российскую семью в период финансового кризиса. Средства Фонда, как предполагалось, должны были направляться на предоставление индивидуальных ссуд отдельным категориям граждан.
В законодательной сфере предусматривалось "завершить оформление правового института собственности, включающего в себя конституционную декларацию права частной собственности, законы, регламентирующие основные позиции защиты и реализации права собственности, а также соответствующие положения в нормативных документах".
Все перечисленные выше меры, связаны с проблемой защиты семьи. Выполнение поставленных выше задач имело бы огромное значение для российских семей, имеющих потенциал в области частного предпринимательства. Защита и развитие малого семейного бизнеса имело бы огромное значение не только для роста благополучия семьи, но также для поднятия экономики страны в целом.
Впервые после августовского переворота в 1991 году и распада Советского Союза были сформулированы цели, задачи и направления социальной политики новой России. Главной целью социальной политики явилось "повышение трудовой и хозяйственной активности населения, предоставление каждому трудоспособному человеку условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечивать благосостояние семьи, формирование сбережение и их эффективное инвестирование. Социальная поддержка должна оказываться только тем, кто без нее не может обойтись, и носить целевой, адресный характер".
Особенность проведения реформы в социальной сфере в указанный период состояла в том, что приоритеты были расставлены в пользу особо нуждающихся категорий семей и населения в целом. В качестве основных направлений активной социальной политики на всех этапах реформы можно выделить следующие:
регулирование доходов населения;
целевую помощь наиболее социально уязвимым его группам;
обеспечение занятости и поддержку работников, высвобождающихся в ходе структурной перестройки;
реформу организационных структур и источников финансирования здравоохранения, образования, пенсионного обеспечения, жилищную реформу.
Условно было выделено три этапа, каждый из которых имел свои задачи. Первый этап этап кризисного развития. Второй этап восстановления. Третий этап экономического подъема.
Первостепенное значение на этапе кризисного развития имела задача социальной поддержки наименее защищенных групп людей (малообеспеченных семей с детьми, учащейся молодежи пенсионеров, инвалидов);
2) На этапе восстановления на передний план должны выдвигаться задачи создания предпосылок для устойчивого функционирования рынка труда и социальной сферы, что потребует увеличения доли накопления, которая должна служить источником внутренних инвестиций через соответствующие финансовые институты (пенсионные фонды, различного рода страховые компании). Поэтому, для проведения активной социальной политики были предусмотрены действия по следующим направлениям:
повышение эффективности использования средств, выделяемых за счет бюджета, в том числе путем введения системы целевых платежных средств (социальных ваучеров);
постепенное увеличение доли платности в социальной сфере;
повышение роли соответствующих финансовых институтов (негосударственных страховых и пенсионных фондов);
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30