Социально-правовая защита семьи в современном российском обществе

В рамках социальной интеграции инвалидов (в концепции среднесрочной программы Правительства РФ на 19972000 годы "Структурная перестройка и экономический рост") были предусмотрены многочисленные мероприятия, которые так и не были реализованы, среди которых, например, несформированный до сих пор всероссийский банк данных по проблемам инвалидности и инвалидов.

Один из положительных моментов, который следует отметить в сфере социального обслуживания населения состоит в следующем: за годы реформирования экономики ситуация в этой сфере претерпела значительные изменения. Количество учреждений социального обслуживания семьи и детей к 1996 году выросло в четыре раза. Были созданы новые стационарные учреждения для престарелых и инвалидов, территориальные центры социального обслуживания, отделения социальной помощи на дому и службы срочной социальной помощи, внедряются новые социальные технологии.

Предусмотренные меры по разработке и совершенствованию мер социальной поддержки в период становления всей системы социально-правовой защиты семьи были закреплены законодательно, но реализовывались крайне медленно в силу отсутствия отлаженной системы.


2.2 Социально-правовое содержание семейной политики российского государства в современной России


Оценивая социально-экономическую обстановку в России на начало нового столетия, можно привести высказывание академика Р.Гринберга, по мнению которого "в последнее время Россия достигла значительных успехов в отношении темпов экономического роста, улучшения сальдо внешнеторгового баланса, прироста золотовалютных резервов, выплаты внешних долгов и т.п.... для поддержания высоких темпов ее положительной динамики надо усердно улучшать инвестиционный климат для своих и внешних предпринимателей, бороться с коррупцией и обеспечивать диктатуру закона"". Нельзя не назвать одну из преград, перечисляемых автором и которые самым непосредственным образом влияют на состояние социально-экономической сферы, в т.ч. и на социально-правовую защиту семьи. Это "так называемые структурные реформы, под которыми понимаются прежде всего "непопулярные" меры по коммерциализации образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства, вот, собственно, все, чем ограничиваются намерения обновленного федерального правительства". Существуют "такие области жизнедеятельности общества, куда частный бизнес либо вообще не инвестирует средства, либо идет на это в порядке одноразовых филантропических акций. Частный капитал, в т.ч. российский, просто не в состоянии вообще или, во всяком случае, в существенной мере содержать, например, начальное и среднее образование, фундаментальную науку, культуру, значительную часть здравоохранения. Это зона ответственности любого современного, а тем более социально ориентированного государства, каким, согласно известной конституционной норме, должна быть Россия". По мнению Р.Гринберга, "либеральная модернизация" России "в экономическом плане в самом лучшем случае обрекает страну на "рост без развития". В социальном аспекте означает продолжение тенденций пятнадцатилетнего "обнищания основной массы населения"".

Однако, несмотря на очень болезненный процесс российских реформ, можно все же говорить и о положительных сторонах. И таким положительным моментом является инициатива самих граждан. Преобразования в России привели к созданию "третьего" неправительственного сектора. Этот сектор, существуя наряду с государственным и частным секторами экономики, имеет устойчивую динамику развития и является неотъемлемой чертой становления гражданского общества в России. Основу неправительственного сектора составляют общественные объединения, некоммерческие и благотворительные организации, фонды, профессиональные ассоциации, которые по терминологии ООН объединяются под общим названием "неправительственные организации". Количество зарегистрированных на территории России подобных организаций составляет более 150 тысяч. Почти половина НПО в той или иной степени связаны с социальными проблемами, помощью наиболее незащищенным группам населения. Их роль в борьбе с обнищанием населения значительна.

Вопервых, деятельность НПО реализуется в социальной области, где средств государства на осуществление адресных социальных программ не хватает. Вовторых, сегодня в штате НПО работает значительная часть работоспособного населения, снижая тем самым уровень безработицы. И, наконец, ряд неправительственных организаций реализует свои проекты совместно с международными организациями, привлекая международный опыт и контакты. Это очень важные характеристики новой России, поскольку только становление гражданского общества, открытость страны гуманистическим идеалам и участие в их реализации, являются главными гарантиями становления демократического общества. Российские парламентарии должны не только поддерживать эти процессы, но и стараться максимально способствовать им. Это относится к законотворчеству.

В целях расширения взаимодействия неправительственных организаций в международных вопросах между неправительственными организациями и Федеральным Собранием, а также официальными структурами государства, в 1996 году при Комитете Государственной Думы по международным делам был создан Консультативный Совет неправительственных организаций, насчитывающий 58 членов. Тем самым был сделан еще один шаг на пути к гражданскому обществу, поскольку расширение участия широкой общественности, в частности, неправительственных организаций, в формировании государственной политики, практическим управлении, решении социально-экономических, образовательных, экологических проблем, развитии связей с зарубежными партнерами в канун вступления человечества в третье тысячелетие исключительно актуально, необходимо и своевременно.

Неправительственные организации, участвующие в работе Консультативного Совета, неправительственных организаций, пользуются устойчивой репутацией в России и за рубежом, имеют компетенцию и опыт в области налаживания международнополитического, социально-экономического, экологического, гуманитарного, культурнообразовательного, правозащитного, миротворческого и информационного сотрудничества и представляют практически все регионы России.

Одной из его задач является экспертиза социального законодательства и содействие реализации социальных программ, направленных на поддержание достойного уровня жизни граждан. Это главный путь к социально-экономической и политической стабильности в России. Поскольку парламентарии играют важную роль в установлении необходимых связей между правительствами, частным сектором и населением. Парламентарии, являются "естественными посредниками" и одновременно партнерами в процессе достижения устойчивого развития во всем мире и искоренении бедности.

Согласно Концепции, российские некоммерческие организации свою роль в области защиты прав детей видят в систематизации и распространении опыта наиболее эффективных социальных программ и проектов в области защиты прав детей, подростков и молодежи по приоритетным направлениям:

поддержка семьи в интересах обеспечения здоровья, благополучия и полноценного развития будущих поколений нации;

— продвижение программ здорового образа жизни подростков и молодежи;

поддержка форм трудовой занятости подростков и молодежи;

организация досуга детей, подростков и молодежи в рамках культурных, творческих и спортивнооздоровительных инициатив;

профилактика детской инвалидности;

реабилитация детей-инвалидов без отрыва от семьи, содействие развитию интегрированного образования, создание среды, позволяющей человеку использовать свои собственные ресурсы для полноценного развития;

развитие семейных форм устройства детей, оставшихся без родительского попечения;

социальная реинтеграция выпускников интернатов;

воссоздание в России системы ювенальной юстиции;

— внедрение институтов и механизмов независимого общественного контроля за соблюдением прав детей на федеральном, региональном и местном уровнях таких, как уполномоченные по правам детей, общественные инспекторы, и др.;

развитие сотрудничества с государственными органами и структурами, в том числе через систему социального заказа по программам, осуществляемым в интересах детей;

развитие моделей партнерства с социально ответственным бизнесом;

— продвижение законопроектов, поощряющих благотворительность в интересах детей и в поддержку соответствующих гражданских инициатив.

Таким образом, российские НКО являются перспективным партнером для государства в развитии и совершенствовании социально-правовой защиты детей и семьи.

Подводя итоги, можно отметить, что к началу XXI века в мире сложилась система защиты прав детей на международном уровне, подкрепленная соответствующими правовыми документами. Что касается России, то основной задачей государства является практическое обеспечение принципов Конвенции "О правах детей", выполнение рекомендаций ООН.

Остановимся на проблеме защиты прав семей и детей общественными организациями. В целом, за период с 1999 по 2002 гг. ситуация начала меняться в лучшую сторону. Прежде всего, большое развитие получили местные, региональные программы, действующие в рамках области или края. Следует учесть, что во многих регионах решение проблем практической защиты прав детей обеспечивается за счет сотрудничества соответствующих властных структур и общественных организаций. Тем более что роль общественных организаций за указанный период в сфере помощи детям и семьям заметно выросла. Гражданский сектор в России в начале 21 века представляет собой довольно развитое сообщество, мощный ресурс для развития социального партнерства общественных организаций и государства. В феврале 2002 г. в Москве появилась должность Уполномоченного по правам ребенка. Первым уполномоченным по правам ребенка в Москве стал Алексей Головань — руководитель Общественной Организации "Соучастие в судьбе".

Общественные организации занимаются не только жилищными правами детей-сирот. Они ведут активную работу практически во всех направлениях сферы помощи детям и семьям.

Вот только некоторые из направлений их деятельности:

предоставление непосредственной правовой защиты и работа по совершенствованию законодательства ("Право ребенка", "Соучастие в судьбе", комитет "За гражданские права");

работа с детьмиинвалидами, создание благоприятных условий для их адаптации в общество, создание и развитие центров интеграционного образования ("Ковчег", "Родник", "Даун Синдром", "Такие же, как вы", "Дорога в мир"). Эти организации работают с детьмиинвалидами, организуют центры дневного пребывания для детей, службы помощи семьям, имеющим таких детей и т.п.;

— работа с кризисными семьями, создание "социальных гостиниц"; Кризисные семьи одна из самых сложных категорий. Именно в этих семьях часто нарушаются элементарные права детей: на здоровое развитие, образование, нормальный уровень жизни и т.п. в России уже существуют общественные организации, которые создают центры помощи и поддержки не только для детей из таких семей, но и для всех членов семьи. Их работа направлена не только на оказание помощи ребенку (или семье) в кризисной ситуации, но и на то, чтобы помочь решить проблемы, спровоцировавшие этот кризис, восстановить нормальную жизнь семьи (а соответственно, и ребенка);

социальная адаптация детей, воспитывающихся в детских домах и интернатах и т.п.

Характеризуя социально-экономическую ситуацию в исследуемый период, нужно отметить, что минимальный размер оплаты труда, в соотношении с величиной прожиточного минимума начиная с 1993 года неуклонно уменьшается вплоть до 2000 года, хотя за период с 2000 по 2002 гг. этот показатель постепенно увеличивается. В соотношении с величиной прожиточного минимума минимальный размер пенсии инвалидам с детства неотвратимо уменьшается. В том числе это касается минимальных размеров пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца и всех социальных пенсий (инвалидам с детства; лицам старше 65 (мужчины), 60 (женщины) лет, не имеющие трудового стажа; ежемесячное пособие на каждого ребенка в возрасте до 16 лет; минимальный размер стипендии студентам ВУЗов и студентам (учащимся) учреждений среднего специального и начального профессионального образования). Что касается жилищного вопроса, то число семей (включая одиночек), получивших жилье и улучшивших жилищные условия за год сократилось: (1990 г. 1296, 1999 г. 282) (статистическое наблюдение за наличием очередников на получение жилья ведется с 1989 года). Несмотря на то, что величина прожиточного минимума (в среднем на душу трудоспособного населения в месяц по Санкт-Петербургу) постепенно увеличивается (1999 г. 1002,8 руб., 2002 2603 руб.) уровень жизни населения не становится лучше. В Санкт-Петербурге в первом полугодии 2004 года зафиксирована средняя заработная плата в размере 7739 рублей, "по сравнению с аналогичным периодом прошлого года индекс потребительских цен увеличился на 5%, а реальные денежные доходы населения выросли на 18%".

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты