Семейная политика этих стран отличается всеобъемлющей законодательной обеспеченностью в области защиты прав и интересов семьи, а также исполнением правовых норм и скоординированной деятельностью социальных институтов.
2. В СССР формирование нового советского права привело к нарушению преемственности развития правового сознания, нормативно-правовой базы, укрепления демократических прав и свобод. В отличие от Швеции и Великобритании, в Советском Союзе основой советского права являлись принципы, сформулированные В.И.Лениным. Теоретическая и основополагающая часть социально-правовой деятельности была сформирована под влиянием господствовавшей идеологии. Безусловно, анализ права социального обеспечения, нормативно-правовых актов в области защиты интересов семьи дали возможность сформулировать некоторые основополагающие положения, которыми руководствовались специалисты в области законодательства.
3. Источниками норм права в области защиты женщин, семьи и детей являлись не только международно-правовые акты, но также происходящие события в мире и стране. На принятие многих законопроектов повлияли последствия прошедших в XX веке двух Мировых Войн и заставили взглянуть на проблемы женщин, семьи и детей по-другому. В свою очередь наделение равными правами мужчин и женщин в послереволюционной России повлекло за собой увеличение бракоразводных процессов. Из приведенных примеров очевиден тот факт, что социальные процессы неизбежно влияют на социально-экономическое положение и на сознание людей, их ценности, а создаваемые нормативно-правовые акты призваны урегулировать, сгладить негативные процессы и упорядочить жизнедеятельность каждого человека, семьи и общества в целом.
4. Если рассматривать влияние сложившегося государственного строя на благосостояние семьи, то следует выделить положительные результаты деятельности государства в области защиты семьи. Первый советский Кодекс законов о браке, семье и опеке 1926г. (утвержден в ноябре 1926 года, с 1 января 1927 года введен в действие) уничтожил разницу между детьми законными и незаконными, т.е. наделил всех детей одинаковыми правами (ст.133). Статья 14 Кодекса законов о браке, семье и опеке 1926 г. предусматривал право на получение материального содержания нуждающегося бывшего супруга от другого супруга, при условии, что суд признал последнего в состоянии оказать ему поддержку. После расторжения брака, право одного из супругов на получение алиментов от другого возникает при наличии одновременно 3х условий: если супруг, желающий получить алименты, является нетрудоспособным; если он нуждается в материальной поддержке другого супруга; и если второй супруг в состоянии оказать ему материальную поддержку. В случае отсутствия хотя бы одного из этих условий у супруга не возникает права на получение алиментов от другого супруга.
Относительно проблемы инвалидности, были приняты следующие нормативно-правовые акты:
В Постановлении Совета Министров СССР от 28 августа 1969 г. № 705 рекомендовано, в частности, широко практиковать прием на работу пенсионеров, инвалидов и других категорий граждан на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю, а также в качестве надомников предприятий и организаций;
Порядок обучения детей, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии, установлен в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании, утвержденных Верховным Советом СССР 19 июля 1973 г.;
Основным правовым источником, определяющим право на ежемесячные пособия инвалидов с детства, является постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 27 марта 1986 г. № 400 "О мерах по дальнейшему улучшению условий жизни инвалидов с детства".
На социально-экономическом уровне осуществлялось бесплатное обучение, медицинское обслуживание, санаторнокурортное лечение, обеспечение жильем. В Основах жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик особо выделялись правила о первоочередном предоставлении жилых помещений нуждающимся в них инвалидам войны и труда, лицам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний (начало 1980). Постановления КПСС и Совета Министров СССР (1980е годы) предусматривало развитие традиционных видов обеспечения и новых форм социального обеспечения, в частности надомного обслуживания одиноких лиц, нуждающихся в такой помощи. Существовало большое многообразие видов пособий, таких как: пособия на детей малообеспеченным семьям; условия обеспечения пособиями в порядке государственной помощи семьям, имеющим детей, (работающим матерям предоставляется частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет), (в первом случае женщине назначается пособие по уходу за ребенком в твердом размере); пособие по беременности и родам женщинам членам колхоза.
Кроме того, хотелось бы сказать о том, что государство способствовало организации детских садов, яслей для детей женщин, занятых на производстве на промышленных предприятиях. Одним из эффективных методов социально-правовой защиты семьи в советский период была организация консультаций и социально-правовых кабинетов ("Положение о социально-правовых кабинетах охраны материнства и младенчества", утверждено Наркомздравом СССР от 9 мая 1938г).
5. В качестве отрицательных черт советского законодательства о браке и семье можно назвать созданные нормативно-правовые акты, которые привели к облегченной процедуре развода, что неизбежно явилось причиной легкомысленного и необдуманного вступления в брак. В качестве еще одной причины необдуманного вступления в брак и и увеличения разводов можно привести тот факт, что не существовало нормативных актов, подразумевающих обязанность мужчины брать на себя ответственность в случае, если женщина, с которой он не состоит в зарегистрированном браке, собирается стать матерью. Таким образом, государство, с одной стороны, провозглашало равноправие между мужчиной и женщиной, а с другой стороны, подобные меры привели к практически полному освобождению мужчин от ответственности за женщину, с которой он фактически состоял в брачных отношениях и от ответственности за воспитание ребенка. Подобными законодательными мерами государство, сделало мужчин и женщин неравноправными в сфере брачносемейных отношений, на фоне провозглашенного равноправия между полами.
Следует отметить одно положение в Указе от 8 июля 1944 года, которое позволяет одинокой матери (по ее желанию) отдать своего ребенка на воспитание в государственное детское учреждение. Нужно отметить, тот факт, что не оговариваются специальные условия, при которых бы матери разрешалось поместить своего ребенка на воспитание в подобное учреждение. Такими условиями могут быть, например, недостаточное материальное положение, но в этом случае, законодательно предусмотрены меры социального обеспечения: пособия для одиноких матерей по достижению детьми 12ти летнего возраста, при этом право на подобное пособие сохраняется в случае вступления одинокой матери в брак (Указ от 8 июля 1944 года, раздел I, п.З). Очевидно, что государство само поощряло одиноких матерей отказываться от своих детей и помещать их в государственные учреждения (приюты), вместо того, чтобы пропагандировать ценность семейного воспитания и важность участия в нем обоих родителей.
Одной из самых важных, является проблема инвалидности, которая в Советском Союзе была тщательно завуалирована от глаз общественности. Несмотря на принятые нормативные правовые акты, эта проблема не ставилась на широкое рассмотрение. Тем самым инвалиды, в том числе и дети-инвалиды, были изолированы от общества и довольствовались лишь назначенными льготами и пособиями. Социальный уровень жизни этих людей был крайне низок. Речь идет об отсутствии интеграции этих людей в общество и предоставлении элементарных вспомогательных возможностей осуществления их деятельности.
Разработанные нормы законодательства о браке и семье защищали интересы каждого члена семьи, в особенности женщин и детей. Трудовой Кодекс, нормы жилищного законодательства также предусматривали регулирование отношений в области охраны и защиты семей, женщин и детей. На основе принятых законодательных документов можно проследить динамику общественных отношений, влияние тех или иных процессов, событий в стране и мире, к примеру, на взаимоотношение полов. Существует следующая взаимозависимость: последствия событий в жизни общества влияют на ценностные ориентации людей, на их сознание и поступки. Право же призвано реагировать на изменения в общественных настроения и регулировать процессы брака, развода, деторождения, в целях сохранения нации, здорового общества и его полноценного развития.
Итак, подводя итог проведенному анализу, можно сделать следующие выводы:
1. Наибольшим эвристическим потенциалом в исследовании системного содержания социально-правовой защиты семьи обладают системносоциаологический подход и диалектикоматериалистическая методология.
2. Социально-правовая защита как система представляет собой целостный комплекс социальных, нормотворческих и правоприменительных компонентов (социальные субъекты, институты, социально-правовые процессы и др.), обеспечивающих прав и свобод каждого члена семьи, воспроизводство и развитие семьи как социального института и малой социальной группы.
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ СЕМЬИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Проведенный в предыдущей главе анализ специфики и содержания социально-правовой защиты семьи, позволяет в настоящей главе акцентировать внимание на сравнительном анализе ее основных особенностей в условиях "ельцинского" и "путинского" этапов постсоветской модернизации России.
2.1 Особенности социально-правовой защиты семьи в постсоветской России в 90е годы
Для выяснения социально-экономического положения, в котором находилась семья в перестроечный период (19881991г.г., М.С.Горбачев), а также в постперестроечное время (19921999 г.г., Б.Н.Ельцин), необходимо кратко осветить наиболее важные социальные события и преобразования, так или иначе повлиявшие на жизнедеятельность семей. Итак, в условиях нестабильной экономики и политической жизни страны особому риску подвергаются слабо защищенные слои населения, к которым относятся дети, пенсионеры, люди с ограничениями жизнедеятельности, малообеспеченные семьи. Подробный анализ нормативной документации, проводимых социально-экономических реформ, и результатов их выполнения, освещение статистических данных, касающихся как уровня жизни в целом, так и отдельных аспектов функционирования семьи, позволяет в полной мере охарактеризовать степень социально-правовой защиты указанного социального института в вышеперечисленные исторические периоды.
Как известно, кончина Ю.В.Андропова в феврале 1984 года приостановила реализацию программы намеченных преобразований советского общества. Последовавший после этого годо бесцветного правления К.У.Черненко только усугубил ситуацию. К 1985 году усложнились внешнеполитические и внутриполитические задачи СССР, общий уровень развития общества (эскалация ракетной доктрины, афганская война, социальная апатия, идеологический кризис бюрократизация, застой в технологии и т.д.) требовали радикальных реформ, которые сдерживало только нереформируемое государство. После назначения в марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС М.С.Горбачева, была закреплена политика гласности и обновления (январь 1987г.), ставшая основой проводившихся политических реформ. Как следствие начались многочисленные политические изменения в стране. Конституционные реформы в стране берут свое начало с XIX партийной конференции КПСС, проведенной летом 1988 года. В 1989 году Горбачев отменяет ст.6 Конституции СССР, закреплявшей монополию КПСС на власть, и одновременно инициировал преобразования исполнительной власти. Необходимо было, по мнению Горбачева, расширять социальную базу партийно-государственной власти. В результате в период президентства М.С.Горбачева правительством уделялось крайне мало внимания преобразованиям в социальной сфере. Далее произошел августовский(1991 г.) путч ГКЧП, распад СССР (25 декабря 1991 г.), образование СНГ и другие события, чему способствовали прозглашенная 12 июня 1990 года "Декларация о государственном суверенитете РСФСР", первые выборы Президента России (12 июня 1991 г.), в результате которых побудил Б.Н.Ельцин. После распада СССР и начала экономических реформ в России в январе 1992 г. произошло существенное ухудшение социальных условий в стране. В 1990е годы активизировался процесс перехода к криминально-олигархическому общественному строю. В результате происходивших преобразований обогащались люди, имевшие доступ к государственной собственности, распределению дефицита и выдаче различных разрешений, т.е. бывшая советская номенклатура. Кроме того, появились "деловые" люди, сделавшие капитал из ничего в условиях экономического хаоса (удачливые торговцы, строители финансовых "пирамид", рэкетиры, продавцы секретной информации и т.д.). Наконец, возник слой людей среднего достатка, занимающихся фермерским хозяйством, сервисом, производством, строительством и другими видами легальной экономической деятельности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30