Инвалидам, родителям детей-инвалидов компенсируются расходы, связанные с эксплуатацией специальных автотранспортных средств (ст. 30, Закон "О социальной защите инвалидов" № 181ФЗ, в ред. от 27.05.2000 г.).
Это лишь часть из перечисленных льгот для детей с ограничениями жизнедеятельности, которые предусмотрены различными нормативно-правовыми актами и в сфере транспортного обслуживания и в сфере жилищного обеспечения.
Иными словами, в Российской Федерации на всех уровнях действуют органы, занимающиеся проблемами данной группы населения. В настоящее время государственная политика в отношении детей с ограничениями жизнедеятельности и их семей направлена в основном на оказание различных видов социальной помощи. Тогда как назрела необходимость изменить общественное сознание и деятельность государственных учреждений всех уровней в отношении этой части населения, создать условия для интеграции их в общество и укрепления предпосылок независимой жизни.
В Санкт-Петербурге в 1995 г. были нормативно закреплены основные направления социальной семейной политики, а именно социальной защиты семьи, материнства и детства:
• обеспечение социальной поддержки семей, имеющих детей;
• помощь детям оказавшимся в особо трудной жизненной ситуации;
• рождение здорового ребенка;
• безопасное материнство и здоровье женщин;
• обеспечение условий равного и свободного получения основного общего образования;
• поддержка инициативы негосударственных, некоммерческих организаций и реализация социальных программ поддержки семьи.
В связи с введением нового закона от 22.08.2004 г. № 122ФЗ ежемесячная денежная выплата соответствующим категориям населения заменила пенсию по инвалидности. Ежемесячная денежная выплата детям-инвалидам (Одинакова с выплатами для инвалидов 2 степени ограничения способности к трудовой деятельности) равна 550 рублям и предназначена для оплаты абонентной платы за телефон (50%) 85 руб., радиотрансяционной точки (50%) 9 руб, проезд на городском транспорте 230 руб, и другие личные расходы — 226 руб. В натуральном же виде сохранены следующие льготы, так называемый социальный пакет (450 руб.): 1. Обеспечение бесплатными лекарствами по рецептам врачей. 2. Предоставление путевок на санитарно-курортное лечение. 3. Бесплатный междугородный проезд к месту лечения и обратно. 4. Бесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте. Дополнительно для детей-инвалидов Законом предусмотрено обеспечение протезноортопедическими средствами реабилитации, оплата жилья, коммунальных услуг, электроэнергии в размере 50 процентов и зубопротезирование (кроме изделий из драгоценных металлов и металлокерамики).
Анализируя законодательную политику Российской Федерации, можно констатировать, что в последние годы на государственном уровне приняты определенные меры по ратификации и реализации ряда международных документов. Свободы, права и обязанности граждан, закрепленные в нормах международного права, регулируются системой нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственной власти и другими компетентными органами. Нами рассмотрено законодательство в отношении детей с ограничениями жизнедеятельности, как на федеральном уровне, так и на уровне Санкт-Петербурга. В процессе анализа были выявлены следующие особенности социально-правовой защиты детей с ограничениями жизнедеятельности и их семей:
с 1 января 1996 г. Закон РФ "О социальной защите инвалидов" вводит правовое понятие "инвалид", кроме этого, закон предусматривает порядок присвоения ребенку категории "ребенок-инвалид";
введено сравнительно новое понятие в российском законодательстве — "лица с ограничениями жизнедеятельности", которое указывает на полную или частичную утрату лицом способности или возможности самообслуживания, возможности самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью;
понятие "степень ограничения жизнедеятельности" означает и полную и частичную утрату не только трудоспособности, (понятие инвалидности до 1995 года трактовалось как степень утраты трудоспособности), но в том числе и способности или возможности самообслуживания, возможности самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью;
одной из особенностей законодательства Санкт-Петербурга является создание городских межведомственных психологомедикопедагогических комиссий и консультаций, определяющих степень ограничения жизнедеятельности ребенка для возможности дальнейшего обучения. Тогда как в законодательстве на федеральном уровне организация подобных учреждений не предусмотрена (см. Закон СПб. от 31.01.2003 г., № 111 "О дополнительных мерах социальной защиты граждан с ограничениями жизнедеятельности по реализации права на образование в Санкт-Петербурге", ст. 3);
одной из важных тенденций нового Семейного Кодекса является стремление рассматривать ребенка как самостоятельный субъект права, а не как зависимый объект родительской власти. Соответствующие нормы Семейного Кодекса исходят из основополагающего принципа — правовое положение ребенка в семье определяется с точки зрения интересов ребенка (а не прав и обязанностей родителей). Подобный подход способен постепенно изменить российское законодательство, привести его в полное соответствие с принципами гуманности и справедливости.
Несмотря на то, что законодательством города Санкт-Петербурга предусмотрен обширный перечень оказания социальных услуг по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей с ограничениями жизнедеятельности, остается целый ряд нерешенных проблем:
отсутствует государственная система учета детей с ограничениями жизнедеятельности;
требует совершенствования развитие сети как государственных, так и негосударственных учреждений восстановительного лечения и системы обучения детей с ограничениями жизнедеятельности;
необходимо усиление патронажа за теми семьями, где родители или опекун получают социальную пенсию на своего несовершеннолетнего ребенка или подопечного. Данная мера поможет оценить уровень жизни ребенка, выявить потребности и установить факт нарушения прав и законных интересов ребенка с ограничениями жизнедеятельности;
реабилитация детей-инвалидов без отрыва от семьи, содействие развитию интегрированного образования, создание среды, позволяющей человеку использовать свои собственные ресурсы для полноценного развития;
работа с детьмиинвалидами, создание благоприятных условий для их адаптации в общество, создание и развитие центров интеграционного образования ("Ковчег", "Родник", "Даун Синдром", "Такие же, как вы", "Дорога в мир"). Эти организации работают с детьмиинвалидами, организуют центры дневного пребывания для детей, службы помощи семьям, имеющим таких детей и т.п.;
Итак, проведенный анализ позволяет говорить о неудовлетворительности правоприменительной практики и отсутствии контроля за исполнением законодательных предписаний, а также недостаточность всех видов помощи, оказываемой семьям с детьми с ограничениями жизнедеятельности. В более широком контексте социологический анализ содержания социально-правовой защиты семьи в современной России, в особенности семьи с детьми-инвалидами привел к выводу, что в классово-антагонистическом обществе криминально-олигархического капитализма, существующего в нашей стране, право во всех его ипостясях, по справедливому замечанию К.Маркса, является инструментом выражения политической воли господствующих классов, закрепленной в законах, осуществляющих интересы лишь названных классов. И это положение не способны изменить ни обещания Президента, содержащиеся в его известном "социальном послании", ни тем более существующая правоприменительная практика, неудовлетворительно обеспечивающая исполнение даже уже существующих нормативных правовых актов по вопросам социально-правовой защиты семьи. Более того, если такие компоненты системы социально-правовой защиты семьи, как социальные субъекты и институты данной защиты в той или иной мере сформированы, то процессуаль-нонормативные элементы этой системы оставляют желать много лучшего.
Заключение
Проведенный системно-социологический анализ социально-правовой защиты семьи приводит к выводу о том, что события переломных исторических этапов России влияют на характер последней и развитие семейно-брачных отношений. В постреволюционный период в 19181930 гг. увеличилось количество незарегистрированных браков. В начале 90х годов XX столетия в России наблюдается такой же процесс. Отличие состоит в том, что в начале века причиной послужило "объявленное" Семейным Кодексом равноправие полов, а в 90е годы причина состояла в ломке политической и экономической сферы страны, повлиявшей на семейную общность. В 19301965 годы государство влияло на общественные взгляды в области семейно-брачных отношений путем осложнения процесса развода, путем идеологически насаждаемого мнения о таком социально недопустимом феномене как супружеская неверность и повторный брак, приближая тем самым образ советской семьи к восточному типу брачно-семейных отношений. В процессе социальных трансформаций семья вступила в определенное противоречие с обществом и с государством. Такое положение сохранится до тех пор, пока со стороны государства и общества не будет признан приоритет интересов семьи над иными социальными интересами, а личность не почувствует больших преимуществ в семейном образе жизни по сравнению с несемейным. Поэтому поддержка государства в подобных ситуациях является единственным и главным источником социально-правовой поддержки семьи.
Если государство создаст необходимые предпосылки для благополучного функционирования семьи, то с учетом этого личность с помощью семейно-брачных отношений сможет привести свои интересы в единство с интересами общества, а соответственно государство, в итоге, приобретет уверенность в стабильности и процветании нации и развитии российского общества. Ключевой особенностью становления социально-правовой защиты семьи в современной России в условиях модернизации социально-экономического положения изменение ценностных установок и массового сознания людей. Поэтому эффективное использование социо-культурных рычагов первично, а закрепление законодательно уже сформировавшихся в массах тех или иных социальных норм с учетом современных тенденций развития общественного сознания (если существует практика отказа от родившихся детей, значит, в обществе преобладают негативные тенденции, которые необходимо искоренять) вторично.
Исходя из того, что в основе системного подхода как методологии научного познания и социальной практики лежит рассмотрение объектов как целостных систем, следует ориентироваться на раскрытие всей совокупности структурных компонентов объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в единую теоретическую картину. Использование данной методологию в работе позволило предпринять попытку систематизации мер социально-правовой защиты и раскрыть основные компоненты содержания социально-правовой защиты семьи как системы: социальные субъекты, институциональные элементы (службы и учреждения социально-правовой защиты), процессуально-нормативные (Конституция, Кодексы, Законы, Постановления и т.д.), духовноментальные (социально-правовые ценности, влияние общественности на формирование современных представлений о семье у молодежи)
Можно констатировать, что события переломных исторических этапов России, изменяющие характер и природу общественного строя, влияют на развитие семейно-брачных отношений, формирование законодательства и правоприменительной практики. Рассматривая содержание и основные приоритеты социально-правовой защиты семьи, важно учитывать, каким типам семьи, с точки зрения государства, необходима защита? В первую очередь, речь идет о том, что современная российская семья находится в процессе модернизации, что, собственно говоря, показывает анализ социально-экономического и правового положения семьи на всем протяжении XX века. Причем, на любом историческом отрезке институт семьи подвергался влиянию и изменению со стороны государства и общества. Современная модернизация ведет к изменению в массовом сознании и поведении, "когда на первый план выходит удовлетворение индивидуально-личностных потребностей отдельных представителей семейной общности в обход решения семейных задач".
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30