Формирование региональной политико-административной элиты (на примере Краснодарского края)

Формирование региональной политико-административной элиты (на примере Краснодарского края)

Федеральное агентство по образованию

Министерства образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет»

Институт по переподготовке и повышению квалификации

преподавателей гуманитарных и социальных наук

Отделение «Регионоведение»

 

 

 

 

 

И.В. Пацева

 

 

 

 

Формирование региональной политико-административной элиты

(на примере Краснодарского края)

 

 

 

 

 

Дипломная работа

Студента 5 курса отделения

«Регионоведение»

 

 

 

 

 

 

Научный руководитель

кандидат политических наук, доцент

В.В. Черноус

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2006

СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1.    Теоретические основы исследования региональных

               политических элит России………………………………………….10

               1.1. Политические региональные элиты: сущность, роль и значение………………………………………………………………..10  

               1.2. Формирование и структура региональных политических

               элит России……………………………………………………………29

               1.3. Региональный элитогенез в современном

               научном дискурсе……………………………………………………..40

Глава 2.        Особенность трансформации региональной политической

               элиты на Северном Кавказе………………………………………..52

               2.1. Особенности функционирования элит Северного Кавказа……52

               2.2. Трансформация региональной элиты Краснодарского края

               в постсоветский период.……………………………………………...57

               2.3. Политическая активность элиты Краснодарского края в контексте регионального политического процесса………………...69


Заключение……………………………………………………………………...84

Список использованных источников и литературы………………………91


Введение


Актуальность темы исследования. Распад Советского Союза повлёк за собой трансформацию социокультурных оснований системы государственного управления, сложившихся на протяжении сотен лет и проявившихся как мобилизационный тип организации в различных формах: в историческом облике Московского государства, в облике Российской империи, Советского Союза. Заявленный курс на переход к инновационному типу развития, который сможет обеспечить конкурентоспособность российского общества и влиятельный статус российского государства в системе международных отношений, не мог не затронуть структуры власти и не отразиться на изменении культурных смыслов её формирования. Ключевая роль в переходе к инновационному типу развития отводится политической элите страны. Это определено как её непосредственными функциями, так и спецификой территориально-политического пространства Российской Федерации.[1]

Политическая элита – один из самых влиятельных субъектов политического процесса. В странах с непрочными традициями демократии статус, авторитет и престиж элиты особенно высоки, поскольку негосударственные субъекты политики (партии, массовые общественные движения, профсоюзы) играют подчиненную роль в системе власти. Значение элиты также возрастает во времена трансформаций политических систем, становления новых институтов и практик деятельности. Присущие элитам интересы, ценностные и целевые установки являются важнейшими факторами принятия политических решений. Поэтому элиты играют ведущую роль в политическом процессе постсоветской России.

На региональном уровне политической системы деятельность элит особенно значима. Такие устойчивые факторы российского политического пространства, как централизация и персонализация власти, культурная зависимость провинции от «столичной» политической жизни, слабость негосударственных субъектов политики, зависимость средств информации от власти делают региональную элиту ведущим «игроком» на политической сцене.[2]

Актуальность изучения политической элиты Краснодарского края в качестве субъекта политического процесса вызвана тем, что до сих пор тема не была предметом специализированного исследования. Различные аспекты темы – теоретические основы анализа региональных элит, их структура и функции, формы деятельности изучались до сих пор порознь. Почти не уделялось внимания вопросам социального состава и рекрутирования политической элиты Кубани.

Тема дипломной работы актуальна также в прикладном аспекте. Она позволяет лучше понять механизмы принятия политических решений, взаимодействия субъектов политики в Краснодарском крае, мотивы политических ориентаций элит.

Степень научной разработанности темы. Изучение изменения механизма формирования элит невозможно без опоры на изучение методологических подходов к анализу этой социальной группы. Следует отметить, что проблематика элитогенеза имеет глубокую теоретико-методологическую традицию. Она изображена в классических работах Н. Макиавелли, Г. Моска, Р. Парето, М. Вебера и др.

В отечественной исследовательской литературе за последние два десятилетия возник ряд направлений в изучении проблем формирования и функционирования политических элит. Они представлены именами таких ученых, как Ашин Г.К., Гаман-Голутвина О.В., Понеделков А.В., Старостин А.В. и др.

Критические разработки по западноевропейским и американским элитарным теориям Г.К. Ашина стали первыми отечественными трудами в области элитологии. Созданная им при МГИМО школа плодотворно занимается осмыслением  проблем формирования и функционирования элит и в частности трансформации российских элит в процессе модернизации страны, восприятия ими новых политических реалий России.

Исследования О.В. Гаман-Голутвиной посвящены анализу истории становления политических элит России и зависимости этого процесса от инновационного и мобилизационного пути развития общества. Ученый рассматривает особенности российской политической элиты, деятельность и формирование которой напрямую были связаны с неблагоприятными климатическими, географическими, экономическими и внешне-политическими реалиями Российского государства.[3]

Научно-исследовательское направление элитологии, сложившееся на Юге России под руководством А.В. Понеделкова, нацелено на анализ социально-политических аспектов формирования региональных элит (изучается влияние образовательных, возрастных, половых, партийных характеристик на формирование элит).[4] В последние десятилетия активно разрабатывается проблема природы активности этноэлит. В этом направлении можно выделить две противоположных объяснительных модели: конструктивистскую, представленную в отечественных исследованиях работами В.А. Тишкова, Э.Ф. Кисриева и примордиалистскую, отстаиваемую в работах Л.Л. Хоперской. Эти ученые акцентируют внимание на различных аспектах политологического анализа функционирования этноэлит. Их позиции расходятся в вопросе о природе формирования этноэлит: так, для В.А. Тишкова этноэлиты выступают рационально мотивированными этническими антрепренерами[5], а для Л.Л. Хоперской – действительными выразителями интересов и потребностей народов.[6]

Вместе с тем в деятельности этноэлит просматриваются оба этих аспекта, анализ которых предполагает, с одной стороны, изучение взаимодействия по линии «элиты – массы», с другой – взаимодействия по линии «региональная элита – федеральная элита». Данный подход вскрывает не политологический, а социокультурный пласт проблемы, поскольку ориентирует ее исследование на соотношение рациональных и ценностных элементов в мотивации деятельности элит, аскриптивных и достигательных установок, которыми руководствуются представители этноэлит и пр. Такой подход к анализу возможен благодаря этносоциологическим исследованиям, которые представлены в работах целого ряда социологов: Л.М. Дробижевой. Г.С. Денисовой, З.В. Сикевич. Однако следует отметить, что, затрагивая проблемы специфики функционирования этноэлит, данные авторы специально не занимаются изучением влияния этнокультурного фактора, который может выступать (и выступает, в частности, в северокавказских республиках) основанием элитогенеза, задавать вектор функционирования этноэлит в регионе. С некоторого времени этот аспект привлекает внимание А.В. Понеделкова, но в его работах он не получил всестороннего анализа.

Вместе с тем в последние годы под воздействием этнокультурного компонента начала формироваться новая политическая сила – этнократия, влияние которой в регионах с сохранившейся традиционной культурой значительно превосходит силу и ресурсы представителей неэтнической элиты. Чтобы определить механизм формирования этноэлит в северокавказском регионе на современном этапе, были также изучены материалы исследований, не всегда связанных с проблемами политических элит. Например, большой научный интерес в этом плане представляла работа Солдатовой Г.У. «Психология межэтнической напряженности». Данное исследование, проведенное на примере народов Северного Кавказа, позволяет выявить значимые психологические качества полиэтничной социальной среды, ее роль в структурировании социальных отношений традиционных обществ региона.

Выделенные направления дипломной работы позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время создана теоретико-методологическая база для анализа проблем формирования и функционирования региональных политических элит, наметились общие подходы к анализу особенностей элитообразования в полиэтничных регионах, накоплен обширный эмпирический материал, выявляющий специфические особенности формирования и функционирования региональной политической элиты Северного Кавказа.

Постановка проблемы. Региональный элитогенез в России типологически разнообразен и асинхронен. В Краснодарском крае динамично трансформируется этнодемографическая и социальная структура населения, формы политического процесса. В крае в постсоветский период эволюционно и радикально сменилось несколько типов административно-политических элит, что сказывается на качественных характеристиках современной региональной элиты.

Объектом исследования выступает региональная политическая элита.

Предмет исследования – формирование региональной политико-административной элиты Краснодарского края, а также её политические ориентации.

Цель и задачи исследования. Целью работы является изучение процесса формирования региональной политико-административной элиты Краснодарского края в качестве субъекта политического процесса. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты