Законодательная (представительная) ветвь власти в крае принадлежала Краснодарскому Совету народных депутатов, избиравшемуся на 5 лет. Крайсовет возглавлял его председатель. Из состава своих 180 депутатов крайсовет выделил в октябре 1991 г. так называемый Малый Совет (28 чел.). Последний состоял из председателя крайсовета и его заместителя, председателей 9 постоянных комитетов и подкомитетов, представителей районных депутатских групп, председателей городских и районных Советов. Крайсовет принял также Государственный устав Краснодарского края (впоследствии коренным образом обновленный в 1997 г.). Но Устав оказался малодейственным актом из-за конфронтации между губернатором и крайсоветом, а вскоре система Советов была ликвидирована по Указам Президента России.
Деятельность территориальных структур федеральных ведомств в Краснодарском крае координировалась представителем Президента РСФСР. Однако на практике представители не имели ресурсов влияния, сопоставимых с губернаторскими. В итоге они занимали до 2000 г. третьестепенное место в системе региональной власти, что проявлялось в большинстве субъектов федерации.[58]
Сложившаяся в августе 1991 – сентябре 1993 гг. модель институтов власти означала определенный баланс законодательных и исполнительных органов. Но политический процесс развивался по пути установления президентской формы правления, что порождало институциональные и функциональные конфликты в неотлаженной постсоветской системе власти. Уже в январе 1992 г. члены правительства Краснодарского края подали в отставку, которая была принята губернатором. Администрация края и крайсовет обменивались хлёсткими обвинениями в непрофессионализме и номенклатурности. Бывший глава правительства края Н.Д. Егоров потребовал 8 июня 1992 г: отставки губернатора В.Н. Дьяконова, обвинив его в единовластии, подборе кадров по личной выгоде, в конфронтации с законодателями. 30 июня 1992 г. крайсовет выразил недоверие губернатору, на что имел законное право, и попросил Президента РСФСР освободить Дьяконова от должности. Но кризис власти затянулся в связи с противодействием губернатора. Только спустя 5 месяцев, 27 ноября 1992 г. Б.Н. Ельцин отстранил Дьяконова от должности. Еще 1 месяц потребовался для принятия президентского указа о назначении Н.Д. Егорова (по согласованию с крайсоветом) главой администрации края.
Внутрирегиональный функциональный конфликт между сегментами элит был к 1993 г. преодолен. Новый губернатор создавал вертикально-интегрированную модель власти, избавляясь от клиентелы Дьяконова и «случайных выдвиженцев» революционного периода.
В 1993 г. главную роль стал играть институциональный конфликт между законодательной и исполнительной властью, инициируемый федеральными структурами. Как известно, длительная конфронтация между Президентом и Правительством РФ (с одной стороны) и Съездом народных депутатов РФ (с другой) переросла в насильственный конфликт 21 сентября - 4 октября 1993 г. XIV чрезвычайная сессия Краснодарского крайсовета народных депутатов 22 сентября 1993 г. осудила Указ Президента РФ № 1400 как попытку «ликвидации законно избранных органов власти и установления в стране режима личной диктатуры», признала указ неконституционным и не подлежащим исполнению. Губернатор Кубани Н.Д Егоров занял диаметрально противоположную позицию поддержки Президента РФ.
Серия Указов Президента РФ, принятая в ходе борьбы после победы исполнительной власти над законодательной определила качественно новую систему региональной власти.
Так, Указ № 1465 от 27 сентября 1993 г. запретил отрешать глав администраций субъектов РФ от должности иначе, как по решению Президента страны; запретил выборы губернаторов и вывел из их ведения территориальные управления федеральных ведомств. Указ № 1597 передал исключительное право выдвижение кандидатур глав администраций премьер-министру РФ. Указ № 1617 от 9 октября 1993 г. означал ликвидацию системы Советов народных депутатов и замену ее на законодательные органы, построенные в соответствии с принципом разделения властей. До проведения выборов новых органов деятельность районных и городских Советов прекращалась Временно их функции передавались местным администрациям.[59]
В Краснодарском крае процесс ликвидации системы Советов проходил замедленно и конфликтно. Сессия крайсовета прекратила свои пленарные заседания с 11 ноября 1993 г., но приняла компромиссное решение – передать свои полномочия Малому Совету. Он продолжал работать до 6 января 1994 г., когда глава администрации края постановил прекратить полномочия данного органа. Сеть районных, городских и поселковых Советов самоупразднилась раньше и без особого сопротивления. Степень остроты конфликта между ветвями власти во многом преувеличивалась группировками элиты. Причины тому – идеологизированность восприятия разногласий, противоречивая и нарушаемая на деле нормативно-правовая база взаимодействий, стереотипы понимания власти как неограниченной и персонифицированной. Можно признать, что протест против роспуска Советов был слабым вследствие спада политической активности общества.
Окончательно принципы системы были сформулированы в Конституции Российской Федерации, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г.
В соответствии с краевыми законами, пришлыми за 1995-1997 гг. и по новой редакции Устава Краснодарского края от 18 июля 1997 г. создана система органов государственной власти регионального уровня. Она, как и система общенационального (федерального) уровня, строится на основе принципов гражданского общества и правового государства, разделения властей, распределения полномочий и предметов ведения между РФ и её субъектами.
Законодательное собрание Краснодарского края состоит из 50 (с 2002 г. – из 70) депутатов, избираемых на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании. Срок полномочий – 4 года в созывах 1994 и 1998 гг., 5 лет – с 2002 г. Выборы депутатов ЗСК не могут проводиться одновременно с выборами главы администрации края либо в срок менее 1 года до или после выборов губернатора.
Депутатом ЗСК может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и обладающий пассивным избирательным правом. Депутат ЗСК не может быть депутатом иных законодательных органов государственной власти, представительного органа местного самоуправления, замещать иные государственные и муниципальные должности. Депутаты ЗСК работают как на профессиональной постоянной, так и на непостоянной основе. Депутаты, работающие на постоянной основе, не могут заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой. Они не вправе получать вознаграждения от физических лиц, предприятий, организаций, кроме доходов по акциям и паям (ст.27 Устава края в современной редакции).
Законодательное собрание края образует из числа депутатов постоянные и
временные комитеты и комиссии, избирает председателя ЗСК и его заместителей.
Сфера компетенции каждого из комитетов достаточно обширна. Ввиду отсутствия за
7 последних лет деятельности (1997-2004 гг.) партийно-идеологических
противоречий с исполнительной властью ЗСК достаточно деполитизирован. В составе
ЗСК действуют ныне 4 управления: информационно-аналитическое, правовое,
финансово-экономическое и управление делами. Созданы 13 постоянных комитетов.
Политический характер функций в наибольшей мере присущ 4 из них: 1) комитету по
военным вопросам, воспитанию допризывной молодежи и делам казачества; 2) по
вопросам местного самоуправления, административно-территориального устройства и
социально-экономического развития территорий; 3) по вопросам законности,
правопорядка и правовой защиты;
4) по культуре, спорту, информационной политике и взаимодействию с
общественными объединениями.[60]
Глава администрации (губернатор) Краснодарского края возглавляет исполнительную власть региона (ст.41 п.1 Устава). До 1996 г. губернатор назначался и смещался по Указам Президента РФ. В соответствии с реформой федеральной власти в 1996 г. были введены всеобщие равные и прямые выборы при тайном голосовании. Главой администрации края может быть избран гражданин РФ не моложе 30 лет. Срок его полномочий - 5 лет (по редакции ст.41 п.2 от 2001 г, до этого – 4 года). Одно и то же лицо не может занимать должность губернатора Краснодарского края более 2 сроков подряд. Глава администрации края не может также быть депутатом законодательного органа либо органа местного самоуправления; занимать иные государственные, общественные, коммерческие должности. Губернатор может прекратить полномочия досрочно в случаях принятия ЗСК его отставки, отзыва его по итогам голосования избирателей края, отставки по Указу Президента РФ за неисполнение судебных решений. Полномочия главы администрации края (ст.42, 46-49 Устава края) строятся на основе модели «президенциализма». Система сдержек и противовесов «ветвей» региональной власти построена так (ст.46-49 Устава края), что губернатор имеет больше возможностей повлиять на решения депутатов, чем они – на исполнительную власть.
Администрация Краснодарского края является высшим исполнительным органом государственной власти региона. Она формируется главой администрации, подконтрольна ЗСК и вышестоящим органам исполнительной власти РФ. Администрация состоит из главы администрации (губернатора), его первого заместителя, 6 заместителей и структурных подразделений – 20 департаментов, 10 управлений, а также комитетов и отделов. С 1997 по 2000 гг. действовало Правительство края как исполнительно-распорядительный орган Администрации. Ныне его существование признано нецелесообразным, хотя Устав края позволяет воссоздать Правительство. Современный вариант институционального строения исполнительной власти можно назвать интегральным, т.к. функции председателя правительства совмещает глава администрации.
Судебная власть в Краснодарском крае осуществляется федеральными судами, а также Уставным судом края. Последний создан для вердиктов о соответствии законов и нормативно-правовых актов края, актов органов местного самоуправления Уставу края.[61]
Институциональная модель власти элиты оказывает весомое влияние на тип элитообразования, на каналы рекрутации и формы политической деятельности элиты. Напротив, зависимость между институциональной моделью и политико-идеологическими ориентациями элит регионов крайне слаба. На материалах Краснодарского края выявлены две взаимно исключающие модели институтов власти элит. За 1990-1993 гг. сложился симбиоз советской системы с элементами конкурентной публичной демократии. В условиях идеологической и конституционно-правовой неопределенности регионального режима оформился полицентризм власти. Состоялась консолидация соперничавших сегментов элит вокруг Администрации Краснодарского края и краевого Совета народных депутатов. Но данная модель была шаткой и рухнула в итоге острых политических конфликтов между ветвями власти, а также центр-регионального противостояния. Напротив, для 1994-2006 гг. характерна институциональная модель, которая сочетает нормативно-правовое разделение властей с моноцентризмом реальной власти Администрации края. Модель предполагает неформальный консенсус ветвей власти под патронажем губернатора. Партии, общественные движения, негосударственные СМИ играют соподчиненную роль в политической системе края. Можно прогнозировать интеграцию региональной и федеральной элит вследствие институциональных реформ 2000-2005 гг.[62]
Сделаем вывод.
Институциональная модель власти элиты оказывает весомое влияние на тип элитообразования, на каналы рекрутирования и формы политической деятельности элиты. Напротив, зависимость между институциональной моделью и политико-идеологическими ориентациями элит регионов крайне слаба. На материалах Краснодарского края выявлены две взаимоисключающие модели институтов власти элит. За 1990-1993 гг. сложился симбиоз советской системы с элементами конкурентной публичной демократии. В условиях идеологической и конституционно-правовой неопределенности регионального режима оформился полицентризм власти. Состоялась консолидация соперничавших сегментов элит вокруг Администрации Краснодарского края и краевого Совета народных депутатов. Но данная модель была шаткой и рухнула в итоге острых политических конфликтов между ветвями власти, а также центр-регионального противостояния. Ошибка демократических сил, приведшая к закреплению авторитарной власти лидеров регионов, отказ от досрочных выборов в 1991-1992 гг., которые могли бы коренным образом изменить легитимный состав институтов власти. Тем самым был упущен шанс формирования конкурентной политической системы и её институтов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15