Весь этот шквал ненависти и цинизма преследовал в качестве одной
из главных целей выявление патриотических сил и оценку возможностей их
влияния на массовое сознание, так сказать, "разведку боем". Кроме то-
го, не без оснований предполагалось, что грязный и оскорбительный тон
полемики заставит патриотов в свою очередь сорваться в кликушество и
экстремизм, дискредитируя таким образом саму идею патриотизма и нацио-
нально осмысленной государственности. Весьма вероятный в этих условиях
альянс народников-патриотов и коммунистов-государственников тоже прек-
расно вписывался в сценарий игры.
ТРЕТЬЯ ФАЗА - кризисная. Она, пожалуй, является ключевой, важней-
шей среди всех. Ее реализация требует от "дирижера" особенно тщатель-
ной, всесторонней подготовки и изощренного мастерства политической
интриги. Главным содержанием этой фазы игры является искусное стравли-
вание противников, нагнетание субъективных противоречий, исключающих
возможность договоренностей, направленных на выход из кризиса. При
этом ситуация переводится в патовое, тупиковое состояние, когда обра-
щение к помощи нормальных, правовых, эволюционных политических средств
становится невозможным.
Одновременно всемерно провоцируется столкновение "игроков" в ус-
ловиях, заведомо невыгодных противникам "дирижера" и благоприятных для
его союзников.
Именно так развивались события в конце 90-го - первой половине
91-го года. развал мировой системы социализма,прогрессирующий распад
СССР, агрессивных национализм окраин, январские события в Литве, не-
объяснимое бездействие генсека-президента,облеченного необъятной
властью, волнения в партийных низах, истерика "демократических" СМИ,
шельмование армии и потеря всех стратегических союзников, игнорирова-
ние результатов мартовского референдума, подтвердившего единство стра-
ны,- все это в результате привело к тому, что у партии - точнее, у ее
консервативно-государственного крыла - практически не осталось выбора.
Надо было либо безоговорочно капитулировать перед новыми реальностями,
либо предпринять решительные действия по стабилизации внутреннего и
внешнего положения СССР.
Так был спровоцирован августовский "путч".
ЧЕТВЕРТАЯ ФАЗА процесса - силовая, или революционная. По времени
она самая короткая, по значению - решающая. Ее течение почти полностью
зависит от того, насколько тщательно была проведена подготовка на
предшествующем этапе игры. Конечно, элемент риска остается всегда, од-
нако при грамотных действиях "дирижера" он довольно мал.
Эта фаза предполагает выход "игроков" за рамки правового поля и
устоявшихся политических стереотипов. Такой взрыв создает идеальные
предварительные условия для решительного изменения политического ланд-
шафта. Затем пребывающее в шоке общественное мнение позволяет победив-
шему "игроку" совершать любые революционные манипуляции, не опасаясь
ответственности и организованного противодействия.
В случае с ГКЧП плачевный для его вдохновителей и участников ре-
зультат был предопределен изначально, а возможность неконтролируемого
развития "путча" сведена к минимуму. Этому способствовали следующие
факторы:
1. Предсказуемость самого события.
Путч, что называется, "витал в воздухе" задолго до попытки его
практической реализации. То, что нечто подобное должно вот-вот прои-
зойти, главным "игрокам" было очевидно заранее, так что "посвященные"
имели полную возможность подготовиться к развязке.
2. Изначально бутафорский, робкий и нерешительный характер
"путча".
Даже самими организаторами он никогда не планировался всерьез.
Молчаливо предполагалось, что демонстрация решительности и силы сама
по себе расставит все по своим местам, став затем декорацией, эффект-
ным фоном, на котором беспрепятственно и легко будут проведены стаби-
лизационные меры.
3. Странное поведение главы партии и государства.
Двойная игра президента-генсека на этом этапе очевидна. Открыв
своим бездействием "зеленый свет" ГКЧП, он мгновенно "сдал" всех со-
ратников-партийцев, как только ситуация стала необратимой. Притом его
персональные политические цели незамысловаты и понятны: избавиться от
стеснительной опеки "консерваторов", развязать себе руки для дальней-
ших политических и кадровых комбинаций и т.д.
Цели "дирижера", однако, были иными. И именно они предопределили
содержание заключительного, пятого этапа этой игры.
ПЯТАЯ ФАЗА может быть определена как обвальная. В результате
спровоцированного политического взрыва враждебный силовой полюс оказы-
вается "вне закона" и безжалостно ликвидируется. Разрыв правового
пространства и паралич потрясенного неожиданным оборотом дел противни-
ка позволяет победившим "игрокам" оперативно разгромить своих оппонен-
тов, быстро занять все командные высоты и решительно перевести ситуа-
цию в новое, выгодное для себя качество - что и предусматривалось той
методикой, в рамках которой действовал "дирижер".
В случае с августовским "путчем" эта обвальная фаза длилась
вплоть до декабря 1991 года, когда в результате беловежского сговора,
закономерно увенчавшего "перестроечный процесс", был юридически ликви-
дирован СССР - исторический и геополитический преемник Российской им-
перии. Искомое "новое качество" как внутрироссийского, так и глобаль-
ного, общемирового баланса сил было достигнуто...
На примере ГКЧП в самых общих чертах была описана методика "конт-
ролируемой катастрофы", применяемая для манипуляции политическими про-
цессами в России. Подведем итог.
Вкратце эту методику можно сформулировать следующим образом:
"РАСКОЛ - КОНФЛИКТ - ТУПИК - ВЗРЫВ - ОБВАЛ". В правящую политическую
группировку вносится семя раскола (или стимулируется уже существую-
щее). Соперничающие фракции искусственно поляризуются по отношению к
заданной идеологической паре (коммунизм - демократия; космополитизм -
национализм; капитализм - социализм;рынок - план и т.п.). Противоречия
целенаправленно подогреваются, превращая противостояние в открытый
конфликт. Далее следует политический тупик, затем жестокий кризис, в
ходе силового преодоления которого "враждебная" политическая группи-
ровка ликвидируется.
В случае необходимости все опять повторяется сначала по мере то-
го, как команда победителей теряет свою монолитность и в ее среде
вновь начинают нарастать "нежелательные" тенденции. Последовательная
серия таких взрывов раз за разом "фильтрует" политический спектр пра-
вящей элиты, постепенно выбивая неугодные силы из всех структур власти
и государственного управления, дробя и уничтожая их социальную базу,
дезорганизуя и препятствуя идеологической и практической консолидации.
И СНОВА ОКТЯБРЬ...
К осени 1993 года расклад политических сил в стране некоторыми
своими чертами до боли напоминал предпутчевую ситуацию августа девя-
носто первого. Были, однако, и принципиально новые моменты, придавав-
шие ситуации несомненное своеобразие.
Удачно проведенная "дирижером" игра, завершившаяся развалом СССР
и разгромом партийно-государственной номенклатуры, в стратегическом
отношении представляла собой лишь первый акт обширного сценария под
названием "укрощение русского медведя". Суть сценария, как уже говори-
лось, заключается в уничтожении исторически сложившегося геополитичес-
кого российского "центра силы" и последовательной интеграции его ос-
колков в транснациональные структуры "единого мирового сообщества".
Старая партийная элита была далеко не единственным препятствием
на этом пути. В огромной политической ориентации, но равно противосто-
ящие "демократической" перспективе превращения России в сырьевой при-
даток, в плацдарм "нового мирового порядка". Эти силы - в значительной
мере лишенные ясного идеологического и политического самосознания,
размытые и неорганизованные - "дирижеру" надо было выманить на поверх-
ность политической жизни и разбить поодиночке, не допуская их объеди-
нения и становления.
Такая необходимость предопределила повторение - на новом уровне -
того же "игрового цикла", который был рассмотрен ранее.
Силовой рисунок российского политического поля, сложившийся после
ликвидации СССР и начала шоковых рыночных реформ, предоставлял для
этого все возможности. Реальная власть - силовые структуры, средства
массовой информации, оперативное управление хозяйственным механизмом
страны, внешняя политика и другие ключевые области находились почти
полностью под контролем президентской команды. С другой стороны, нема-
лые возможности влиять на ситуацию оставались у Верховного Совета, ко-
торый по логике событий должен был занять критическую позицию в отно-
шении президента и правительства.
Первая, установочная фаза "игры" в этой ситуации не представляла
для "дирижера" большой сложности. Старые, проверенные кадры были в
своем большинстве сосредоточены в радикально-демократическом стане
президента, что, впрочем, не исключало возможности их пополнения та-
лантливыми новобранцами со стороны и использования дополнительных
опорных точек. Эти "игроки" должны были быть закреплены в общественном
сознании как "реформаторы".
Согласно уже известной нам методике такому "положительному" полю-
су обязательно должен быть противопоставлен антиполюс, предназначенный
к ликвидации. На его роль и был определен Верховный Совет, первона-
чально вовсе даже не помышлявший о каких бы то ни было конфликтах, а
предполагавший "честно" и "законно" делить власть с исполнительными
структурами на основе обычных закулисных договоренностей и компромис-
сов. Но его "игрокам" уже заранее была отведена роль "консерваторов" и
"реваншистов". Стоит ли говорить, что исподволь нагнетавшаяся в об-
ществе истерика по поводу "консервативных нападок" на "реформаторские
силы" или "красно-коричневой опасности", якобы грозящей юной российс-
кой демократии, не имела ничего общего с реальностью и отражала лишь
тот пропагандистский миф, в рамках которого предполагалось готовить
общество к грядущим событиям.
Ситуация несколько осложнялась наличием все более самостоятельных
регионов, позицию которых сложно было предусмотреть наперед, но в це-
лом она вполне подходила для игры. Углубляющийся экономический кризис
даже создавал для нее особо выгодный фон, естественным образом поляри-
зуя общественное мнение по отношению ко всему происходящему. Короче
говоря, первая фаза процесса много времени не заняла, и уже в начале
1992 года игра вступила во вторую - накопительную - фазу.
Здесь тоже никаких трудностей не встретилось. Бескопромиссная и
жесткая политика "реформаторов" и, главное, категорический отказ до-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24