предоставление обществу сколь-либо убедительных обоснований своей по-
литики. Считалось , что подавляющее большинство избирателей голосует,
не вникая в сущность дела, по "знаковому принципу" - ставя крестик
там, где присутствует понятный для них символ, будь то президент, не-
известный политический деятель или популярный певец. В определенной
мере это верно, но "знаки", выбранные демократами для своих знамен,
произвели на уставшего и изверившегося избирателя обратный, отталкива-
ющий эффект.
В-третьих, смехотворно короткие сроки предвыборной гонки, начав-
шейся сразу после мощного политического катаклизма, требовавшего от
многих партий кардинального изменения своих тактических программных
установок, просто не оставили времени для внятной формулировки прог-
рамм. В таких условиях чрезвычайно важное значение приобрели краткие,
доступные для понимания и хорошо запоминающиеся лозунги, на основании
которых избиратель мог бы делать осознанный выбор. В этой области
умельцем, как видим, оказался В.Жириновский, что в значительной мере
предопределило его конечный успех.
Подобными причинами объясняется и отсутствие в ходе предвыборной
кампании прямых дискуссий между лидерами различных политических бло-
ков. Так можно предположить, что в будущем эта форма предвыборной
борьбы станет одной из решающих в завоевании голосов избирателей. Со-
ответственно, необходимо учитывать, что в общем виде пакет предвыбор-
ных программ должен обязательно содержать:
-- программу экономических преобразований;
-- программу социальной защиты населения;
-- программу борьбы с преступностью;
-- программу по национальной и религиозной политике;
-- программу государственного (державного) строительства;
-- программу внешнеполитической деятельности;
-- программу обеспечения национальной безопасности.
По мнению Президиума Центрального Исполнительного Комитета, глав-
ный результат прошедшей кампании заключается в том, что Коммунистичес-
кая партия Российской Федерации выдержала проверку на прочность, дока-
зала свою способность работать в самых тяжелых условиях, получила об-
щественное и международное признание, стала влиятельной политической
силой в России. Одни парторганизации работали лучше, другие - хуже, но
работали. Приобретен бесценный опыт проведения единой общепартийной
акции во всероссийском масштабе. Опыт не только положительный, но и
отрицательный. Его необходимо всесторонне проанализировать.
Насколько политически обоснованной и организационно обеспеченной
оказалась принятая конференцией предвыборная стратегия партии?
Как известно, центральным ее пунктом являлось привлечение макси-
мально большего числа граждан на участки голосования с тем, чтобы от-
вергнуть проект Конституции Ельцина большинством голосов.
Надо признать, что эта задача осталась невыполненной. Активность
избирателей по сравнению с апрельским референдумом значительно снизи-
лась - на целых 10 пунктов, составив всего 54,8%. Вот обобщенные ре-
зультаты голосования в процентах от списочного состава всех избирате-
лей: за Конституцию проголосовал 31%, голосовали против или испортили
бюллетени 23,8%, не участвовало 45,2%.
В связи в такими итогами высказывается утверждение, что тактика
бойкота референдума была реалистичнее и политически целесообразнее.
Действительно, элементарные подсчеты показывают, что для срыва рефе-
рендума необходимо было увести с участков еще 4,8% избирателей, т.е.
около 5,1 миллиона человек. А для того, чтобы отвергнуть Конституцию
большинством голосов, нужно было привлечь дополнительно 7,2%, или 7,6
миллиона. Итак, спрашивается, что легче: отговорить пять миллионов от
какого бы то ни было действия или побудить семь с половиной миллионов
к активному, однозначному протесту? Ясно, что первое легче.
Сразу назревает другой вопрос. Что политически целесообразнее и
дальновиднее для партии, претендующей на роль авангарда трудящихся:
сделать ставку на активную деятельность, хотя бы и не достигнув пол-
ностью поставленной цели, либо достичь цели, делая ставку на пассив-
ность?
Именно на пассивность, ибо оправдался вывод, что в данных реаль-
ных условиях активного бойкота не получится, что он обернется лишь са-
моустранением со сцены. Конечно, сторонники бойкота желали другого, но
объективно, на практике вышло прозрение общественной пассивности в ус-
ловиях, когда она и без того крайне опасна для всей страны.
В конечном итоге голосование 12 декабря 1993 года дало
промежуточный результат: Конституция не набрала в свою поддержку ни
абсолютного, ни достаточно внушительного относительного большинства,
которое позволяло бы считать ее принятой, если и не "по закону", то
"по сути"; вместе с тем оппозиция получила достаточно солидное предс-
тавительство и в Государственной думе, и в Совете Федерации, которое
заставляет с нею серьезно считаться.
Результат, достигнутый Коммунистической партией Российской Феде-
рации на выборах в Федеральное собрание, Президиум ЦИК расценивает как
вполне удовлетворительный: 32 места в Думе по общефедеральному списку
и еще 18 членов КП РФ избраны по одномандатным округам, 11 членов КП
РФ стали депутатами Совета Федерации.
Таким образом, в Федеральном собрании, как известно, работает в
общей сложности 61 депутат, чьи кандидатуры были непосредственно выд-
винуты партийными организациями. Кроме того, в состав Думы и Совета
Федерации избрано еще несколько десятков членов партии, прошедших в
качестве независимых кандидатов или по спискам союзнических избира-
тельных объединений, что объясняется некоторыми особенностями прошед-
шей предвыборной кампании.
Хочется особо отметить успех кандидатов партии в ряде регионов.
Так, на выборах в Государственную думу в Мордовии, Курской, Тамбовской
и Тверской областях коммунисты завоевали все 100% мандатов. Такой же
результат достигнут в Амурской области на выборах в Совет Федерации.
Результаты голосования за партийные списки, особенно если сличить
их с итогами референдума, рисуют сложную и противоречивую картину по-
литических настроений и симпатий россиян.
Предварительный количественный и качественный анализ позволил ус-
тановить следующие приблизительные пропорции.
58% принявших участие в голосовании обнаружили оппозиционные
настроения разной степени обостренности - от умеренного недовольства и
общего желания перемен до резкого неприятия всего и вся. В том числе
ЛДПР получила 23% голосов, КП РФ - 12%. Сюда же включены и 4% избира-
телей, голосовавших против всех списков, то есть те, у кого оппозици-
онность переросла в обструкцию.
35% избирателей так или иначе поддержали нынешний правительствен-
ный курс, проголосовав за объединения, отождествляемые в общественном
сознании с этим курсом ("Выбор России", блок "Явлинский - Болдырев -
Лукин", ПРЕС, Движение демократических реформ). 7% голосовавших выра-
зили промежуточные, центристские настроения.
О чем говорят эти результаты?
Во-первых, о явном поражении радикал-демократов, причины которого
следует искать отнюдь не в несогласованности и отсутствии единства
между ними, а в полном банкротстве экстремистского курса "шоковой те-
рапии", которое и вызвало нынешний раскол в их рядах.
Во-вторых, результаты говорят об отсутствии у оппозиционных сил
ясной и четкой альтернативной программы, способной объединить боль-
шинства населения перед лицом социально-экономической катастрофы, в
которую ввергли страну радикал-демократы, здесь также все еще царят
разброд и шатания, в чем не преминула воспользоваться ЛДПР.
И, в-третьих, одним из политических итогов выборов, как это ни
тяжело признать, явилось обнажение существенного противоречия между
руководством нашей партии и руководством других компартий - Всесоюзной
Коммунистической партии большевиков, Российской Коммунистической рабо-
чей партии, Российской партии коммунистов.
Суть противоречия заключается в нежелании их руководства признать
сложившиеся реалии (что вовсе не означает согласие с ними в игнориро-
вании главного противоречия современной России. Большинство рядовых
членов названных партий поступило вопреки решению их центральных орга-
нов о бойкоте выборов, активно сотрудничало с первичными и районными
организациями Коммунистической партии.
ПОЛИТИЧЕСКАЯ конструкция, возникшая в стране в результате госу-
дарственного переворота в сентябре - октябре и выборов 12 декабря 1993
года, отличается крайней неустойчивостью, ибо она построена не на
прочном фундаменте закона, а на зыбучем песке беззакония и произвола.
Сегодня в государстве нет ни одной ветви власти, правомерность сущест-
вования которой не могла бы быть подвергнута серьезному сомнению.
Президент, присягавший на верность Конституции, сам же грубо и
растоптал ее. Федеральное собрание возникло в результате выборов, наз-
наченных в обход Конституции и проведенных недемократично. Независи-
мость Конституционного суда превратилась в горькую насмешку после гру-
бого шантажа, заставившего его замолчать. Страна живет в условиях,
когда все принципиальные политические вопросы разрешаются неизвестно
кем подготовленными указами или угрозами.
Выходов из такого положения теоретически может быть только два:
либо полномасштабная гражданская война с непредсказуемыми последствия-
ми для всего мира, либо сложная и кропотливая работы по восстановлению
законности и правопорядка на основе отказа от насилия и поиска взаи-
моприемлемого баланса общественных интересов.
Поможет ли нахождению и установлению такого баланса Конституция,
проект которой был представлен Ельциным на референдум?
Ясно, что не поможет. Это подтверждается тем, что проект не наб-
рал в свою поддержку положенного по закону большинства голосов. Наобо-
рот, эта Конституция пытается закрепить возникший в результате госу-
дарственного переворота дисбаланс. Резкое смещение центра тяжести в
сторону исполнительных структур несет в себе постоянную угрозу опроки-
дывания государственного корабля.
Граждане, голосовавшие на референдуме за проект, в большинстве
своем руководствовались тем соображением, что жить без Конституции
нельзя - не будет порядка. Однако очень скоро они убедились, что Конс-
титуция не гражданского мира, социальных и правовых гарантий и демок-
ратии, а конституция конфронтации, социальной и правовой незащищеннос-
ти и диктатуры. И это относится не только к рядовым избирателям. Пока
убежденные сторонники Ельцина не видели президентом никого, кроме него
самого, они приветствовали проект. Но как только в президентском крес-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24