КПРФ сегодня

вой войны - важный этап в истории взаимоотношений двух стран.  Оно на-

чалось с июля 1941 года,  а в июне 1942 года было подписано соглашение

о  взаимной  помощи.  По мере нарастания успехов Советской армии в США

укреплялось понимание решающей роли СССР в разгроме Германии. Для Шта-

тов Советский Союз стал важным союзником в войне против очень опасного

врага - Японии.  Молниеносный разгром Советским Союзом основных  сухо-

путных  сил Японии в 1945 году отчетливо показал возросшее военное мо-

гущество СССР как в Европе,  так и в Азии. Рост советской мощи и быст-

рое  расширение сферы влияния СССР сильно встревожили Америку.  Уже во

время войны на конференциях стран "большой тройки" (США,  СССР,  Вели-

кобритания)  и  особенно на послевоенных встречах американцы вместе со

своими европейскими союзниками всеми силами стремились  нейтрализовать

растущее советское влияние.

     Главным результатом второй мировой войны стало  образование  двух

сверхдержав  - СССР и США,  сосредоточивших вокруг себя два крупнейших

геополитических блока:  "океанский" Запад и "континентальный"  Восток.

Американцы  остро  почувствовали  угрозу  своим гегемонистским планам.

Практически сразу после окончания войны Соединенными Штатами был  взят

курс на конфронтацию с Советским Союзом,  воспринимавшемся в его новом

державном качестве как главная угроза американским интересам и  самому

существованию "свободного мира". Следствием такого мировоззрения явил-

ся сорокапятилетний период "холодной войны", закончившийся в 1985-1991

гг.  поражением  СССР  и  распадом советской сверхдержавы в результате

предательства высшего руководства страны...

     Политика "холодной  войны"  впервые  публично  была провозглашено

Уинстоном Черчиллем в его знаменитой речи в Фултоне (США) 5 марта 1946

года.  Черчилль  открыто потребовал создания англо-американского воен-

но-политического союза для борьбы с "мировым коммунизмом  во  главе  с

Советской Россией".  Думается все же, что сегодня такое идеологическое

обоснование уже не способно кого-либо обмануть. Речь на самом деле шла

о  необходимости уничтожения мощного для Запада равно в монархической,

коммунистической и любой иной форме.

     Черчилль, впрочем, был не первым, кто призвал к крестовому походу

для решения "русского вопроса".  Годом раньше президент США Гарри Тру-

мен в своем послании Конгрессу,  датированном 12 марта 1947 года, фак-

тически содержалась внешнеполитическая  доктрина  Соединенных  Штатов,

направленная  на реализацию этой "жгучей необходимости" путем силового

вытеснения СССР с тех позиций,  которые он занял в результате победы в

Великой Отечественной войне.

     "Доктрина Трумэна" стала отправной точкой послевоенной

внешнеполитической эволюции Америки,  которая в самом общем виде может

быть разделена на семь последовательных этапов.

     Первый может быть  назван  этапом  "головокружения  от  успехов".

Включает в себя послевоенные годы (1945-1948). Наличие ядерной монопо-

лии создало у США иллюзию всемогущества,  способности  самостоятельно,

не  учитывая мнения даже союзников,  решить в свою пользу многовековой

спор о глобальном лидерстве.  В скоре,  однако,  стала ясна безоснова-

тельность  столь радужных надежд.  Главный удар по ним нанес Советский

Союз,  создавший в 1949 году собственное ядерное оружие.  Второй  удар

последовал  со  стороны Китая,  полностью вышедшего в конце 40-х годов

из-под влияния Америки.

     Второй этап  эволюции  американской политики стал результатом ос-

мысления новых геополитических реальностей.8  Он занял всего  два  года

(1948-1949).   Его  главным  результатом  явилось  военно-политическое

оформление "океанского" геополитического блока, завершившееся создани-

ем Североатлантической организации НАТО.

     Третий этап послевоенной эволюции Соединенных Штатов охватил 50-е

годы. Его концепцию определили два основных фактора: принятый в начале

1950 года "план СНБ-68",  предполагавший курс на первоочередное увели-

чение военной мощи США (планировалось тратить на вооружения 20% нацио-

нального дохода) и официально провозглашенная стратегия "массированно-

го  возмездия",  исходившая  из наличия решающего преимущества США над

Советским Союзом в ядерных вооружениях и средствах их доставки.  К се-

редине 50-х годов ситуация начала меняться, а к концу десятилетия ста-

ло совершенно явно,  что "континентальная" держава  СССР  нашла  свой,

адекватный ответ на стратегию массированного возмездия "морской" импе-

рии США, основанную на размещении ядерного потенциала в пунктах "пере-

дового базирования", расположенных по периметру границ Восточного нео-

политического блока.

     В России  были  созданы межконтинентальные баллистические ракеты.

Впервые за всю историю Соединенных Штатов их территория перестала быть

неуязвимой.  Осознание этого простого факта вызвало шок у всего амери-

канского общества,  потребовавшего пересмотра устоявшихся военно-поли-

тических концепций.

     Четвертый этап.  Приходится на 60-е годы.  Начался  с  пересмотра

прежних постулатов.  Была принята стратегия "гибкого реагирования".  В

ее основу с учетом растущей мощи стран  социалистического  лагеря  был

положен  принцип "дозированного" применения силы соразмерно с "масшта-

бами возникшей опасности". На деле это означало признание американским

руководством того факта,  что США безвозвратно утратили надежды на ут-

верждение своего мирового лидерства прямым военным путем.

     На этом, однако, дело не кончилось. Глобальный баланс сил продол-

жал меняться не в пользу Соединенных Штатов.  В начале 60-х годов  они

превосходили Советский Союз по ядерным средствам доставки в 10 раз;  к

концу десятилетия это превосходство исчезло. В 1961 году валовой наци-

ональный  продукт США троекратно превосходил объединенный западноевро-

пейский и японский;  через 15 лет эти показатели сравнялись. Необходи-

мость нового пересмотра военно-политической концепции становилась оче-

видной.

     Пятый этап  пришелся на 70-е годы.  Была выдвинута так называемая

"доктрина Никсона", опиравшаяся на новую военно-политическую стратегию

"реалистического  устрашения".  В  ее основу были положены три главных

принципа:

     а) стремление сохранить превосходства в стратегических ядерных

силах;

     б) требование значительного увеличения вклада союзников в "проти-

востояние коммунистической агрессии";

     в) признание необходимости переговоров  с Советским Союзом.

Союзники Соединенных Штатов подразделялись на две категории:

     -- "жизненно важные" (Западная Европа,  Япония,  Изра-

иль),  ради  которых  США готовы были воевать,  даже используя ядерное

оружие;

     -- второстепенные,  которые по существу объявлялись лишь зоной

желательного американского доминирования.

     Шестой период американо-советского соперничества связан в  первую

очередь с именем Р.Рейгана.  Тенденция последовательного роста советс-

кого влияния в послевоенный период не на шутку встревожила транснацио-

нальную торгово-финансовую олигархию, чьим главным оплотом в 20-м сто-

летии являлись Соединенные Штаты.  Поэтому этот этап прошел под знаком

резкого  усиления антисоветизма.  "Америка вновь должна поверить в

себя!" - этот лозунг Рейгана совместно с  его  определением  СССР  как

"империи зла" ярче всего отражает изменение стратегического курса США.

Начались активные активные поиски нереализованных  экономических  воз-

можностей,  способных  обеспечить Штатам технологический отрыв в гонке

вооружений. Но удача ожидала американцев все же не на пути прямого во-

енного и экономического противостояния, а на невидимых фронтах ожесто-

ченной идеологической войны.

     Седьмой этап связан с попытками "развитых" стран реализовать мон-

диалистские сценарии поэтапной политической централизации  международ-

ной политики. О распаде советской сверхдержавы, идеологических просче-

тах СССР и предательстве высшего руководства  страны  сегодня  сказано

уже так много,  что вряд ли имеет смысл что=то повторять. Исчезновение

Советского Союза с мировой арены резко изменило геополитический баланс

сил и позволило Западу поставить вопрос о закреплении своего планетар-

ного лидерства в практической плоскости - путем  установления  "нового

мирового  порядка".  Ослабленная Россия сегодня уже не может выполнять

ту роль геополитического балансира, которую играл Советский Союз.

     Однако здесь Запад ждут новые проблемы.  На сей раз - внутренние,

связанные с растущими противоречиями в треугольнике США - Япония - За-

падная Европа.



                        СОЮЗНИКИ И ПАРТНЕРЫ


     Видимость западного единства и монолитной сплоченности "развитых"

стран на протяжении всего послевоенного периода поддерживалась в  пер-

вую  очередь  наличием  у Запада общего и грозного отношения союзников

между собой и со "старшим партнером" - Соединенными Штатами - были да-

леки от идилии.

     Первые годы после окончания второй мировой войны  США,  пользуясь

ослаблением истощенных страшной бойней европейских держав,  оккупацией

Германии и Японии,  увеличением собственной военной мощи, стремились в

жесткой  силовой  манере навязать всему международному сообществу "мир

по-американски".  Никаких союзов и блоков Соединенные Штаты тогда соз-

давать  не  собирались,  предполагая опираться на двусторонние

(реже - многосторонние) договоры и через них  осуществлять  глобальный

контроль над планетой..

     В Азии США заключили такие военные соглашения с  Японией,  Тайва-

нем,  Филиппинами, Южной Кореей, Ираном, Турцией, Пакистаном. В Европе

их влияние обеспечивалось традиционными связями с Великобританией, но-

вым военным соглашением с Испанией;  но главное - так называемым "пла-

ном Маршалла",  в осуществлении которого принимали участие  17  стран,

ставших таким образом зависимыми от США получателями американских кре-

дитов и иной помощи.  В Латинской  Америке  доминирование  Соединенных

Штатов обеспечивалось подписанным в 1947 году многосторонним договором

о взаимной обороне ("Договор Рио-де-Жанейро").

     Когда же оказалось, что опора на собственные силы не сможет обес-

печить американцам желанной гегемонии,  родилась идея создания НАТО  -

организации,  до  сих  пор  являющейся самым надежным орудием Запада в

борьбе за осуществление своих мондиалистских планов.  Создание Северо-

атлантической организации происходило в два этапа: вначале США поддер-

жали союз западноевропейских стран (Англия,  Франция,  Бельгия, Нидер-

ланды  и Люксембург) и подписание соответствующего Брюссельского пакта

(1948 год), а затем - начались консультации о включении в договор Сое-

диненных Штатов и Канады.

     В 1947 году Объединенный комитет начальников штабов США предложил

участникам Брюссельского соглашения создать единое центральное военное

командование во главе с американским генералом.  Комитет  заявил,  что

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты