Продолжается ослабление государственно-политического единства и
целостности Российской Федерации. Радикально подорваны основы граж-
данского мира в стране.
Опыт истекших бет однозначно свидетельствует о том, что выход из
системного кризиса и дальнейшее оздоровление экономики на путях вар-
варской капитализации страны в принципе невозможен, причем не только в
"шоковом", но и в более "мягких" ее вариантах. Процессы формирования
"правильных" капиталистических производственных отношений, становления
гражданского (буржуазного) общества и "среднего класса" если и идет,
то неизмеримо медленнее, чем сопутствующие процессы подрыва материаль-
ных и духовных основ общества и государства.
И дело здесь, очевидно, не только в том, что "дикий капитализм"
давно уже изжил себя во всем мире. Дело и в несовместимости западной
буржуазной цивилизации и цивилизации российской.
История свидетельствует о том, что коммунисты добивались реальных
достижений исключительно там и тогда, где и когда они следовали объек-
тивной логике и потребностям развития страны, общества и государства,
когда они опирались на национальную почву, дух и самобытность народов
Союза. И наоборот: в тех случаях, когда они позволяли увлечь себя отв-
леченными построениями, успех переставал им сопутствовать.
ОСТАНОВИТЬ "ПАРТИЮ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ"
Формулируя тактические задачи на ближайшую перспективу, коммунис-
ты исходят из того, что недостаточно выдвинуть общие программные цели,
полномасштабная реализация которых возможна лишь в случае прихода к
власти. Необходимо иметь также план конкретных действий с учетом пре-
бывания партии в оппозиции, ее реальных возможностей влиять на разви-
тие общественно-политической ситуации.
Ближайшие перспективы определяются тем, что в стране подорваны
основы гражданского мира, кризис приобрел черты вялотекущей "гражданс-
кой войны", перемежаемой вспышками насилия над народом. При этом су-
ществует несколько возможностей дальнейшего развития событий.
Наиболее опасная из них состоит в том, что вследствие исчерпания
ресурсов, за счет проедания которых правящему режиму удается пока ба-
лансировать на грани социального взрыва, и социальной люмпенизации об-
щества обострение обстановки выльется в стихийный анархический бунт,
по сути - в "войну всех против всех" за передел остатков общественного
богатства.
Партия обязана быть готовой к такому повороту событий. Если пре-
дотвратить подобный поворот не удастся, ее задача будет заключаться в
том, чтобы придать стихийному движению возможно более организованный
характер, направить его в русло сознательной борьбы трудящихся за свой
коренные интересы, сохранение государства и стабилизацию общества.
В гражданской войне не будет победителей. Партия убеждена в том,
что необходимым условием предотвращения национально-государственной
катастрофы является восстановление и укрепление гражданского мира, пе-
реход на социалистический путь развития. Эта альтернатива полностью
соответствует интересам огромного большинства народа.
Исходя из этого и учитывая свой реальные возможности как оппози-
ционной силы, Компартия Российской Федерации ставит перед собой следу-
ющие задачи на ближайшую перспективу:
1. Обеспечить гражданский мир как главное условие преодоления
системного кризиса и перехода к социалистическому развитию.
2. Образовать широкую социальную и политическую коалицию левых,
центристских, патриотических и демократических сил, способную нейтра-
лизовать и морально изолировать "партию гражданской войны".
3. Привести коалицию к власти в результате победы на выборах либо
иным мирным, ненасильственным путем.
4. Организационно и идейно-теоретически подготовить партию вместе
со своими союзниками к приходу к управлению государством.
Только успешное разрешение этих общедемократических задач создаст
необходимые предпосылки для мирной, цивилизованной борьбы коммунистов
за реализацию их программных целей в условиях прочного народовластия и
общественной стабильности.
ГРАЖДАНСКИЙ МИР
Вышедший из недр президентского окружения проект "Соглашения о
достижении гражданского согласия" пестрит расплывчатыми формулировка-
ми, для разъяснения которых потребуется целый штат "толкователей". Яс-
но, что последнее слово будет принадлежать тем, у кого в руках власть.
Проект являет собой, по существу, ультиматум о полной капитуляции оп-
позиции с требованием сохранить статус-кво. Он пытается законсервиро-
вать порочные тенденции, которые и привели к дестабилизации общества и
государства. В таком виде, на взгляд коммунистов, он не пригоден для
согласия, скорее может стать ширмой для новых провокаций.
Достижение гражданского мира - не одноразовый акт подписания ка-
кого-либо торжественного заявления, а комплекс практических шагов к
устранению конкретных источников гражданской конфронтации. Сегодня к
числу основных "факторов риска" принадлежат:
1) резкое имущественное расслоение на фоне безудержного падения
производства и инфляционных процессов;
2) нарушение социально-экономических прав трудящихся;
3) дисбаланс властей;
4) рост коррупции и преступности, падение общественной и личной
безопасности;
5) духовное оскудение и разрушение традиционной культурной среды;
региональный и национальный сепаратизм;
6) расчленение исторической России в результате развала СССР и
превращение русского народа в разделенный народ.
Следующим шагом может стать приведение конституционных норм в со-
ответствие с элементарными общепринятыми демократическими принципами.
Нынешний политический режим характеризуется предельной монополизацией
власти исполнительными структурами, лишением всех других субъектов по-
литического процесса возможности реально влиять на государственные де-
ла. Для устранения этого постоянного источника политической конфронта-
ции необходимо тесное сотрудничество различных общественных сил в пре-
одолении кризиса и установление такого порядка взаимодействия органов
законодательной, исполнительной и судебной власти, а также политичес-
ких партий, профессиональных союзов, объединений товаропроизводителей,
общественных организаций, который обеспечил бы существенное повышение
и более равномерное распределение их ответственности за положение
страны.
Исполнительная власть безответственна вследствие практически пол-
ной бесконтрольности. Законодательная - вследствие полного бесправия.
Повышение ответственности невозможно без перераспределения полномочий
между ветвями власти и усиления их взаимного контроля. Для этого необ-
ходимо:
- преодоление разобщенности палат Федерального собрания, опреде-
ление сферы их совместного равноправного ведения, охватывающей главным
образом взаимоотношения Федерального собрания с исполнительной
властью;
- преодоление дуализма исполнительной власти - двойного подчине-
ния министерств и ведомств главе государства и главе правительства.
Полное оперативное подчинение их премьер-министру. Уточнение в этой
связи компетенции и функций администрации президента;
- переход к принципу ответственности правительства перед парла-
ментом. Законодательное определение Федеральным собранием структуры и
штатов правительства. Утверждение Федеральным собранием представляемой
кандидатом на пост премьер-министра правительства. Недопустимость вме-
шательства в оперативную деятельность правительства в рамках выполне-
ния им утвержденной программы и возможность отставки правительства по
инициативе Федерального собрания в случае отхода от программы;
- исключение органов, ведающих государственным телерадиовещанием,
из системы исполнительной власти. Формирование их на паритетных нача-
лах парламентом, правительством и судебной властью с учетом мнения по-
литических партий, профессиональных и общественных организаций. Обес-
печение равного доступа в эфир представителям всех ветвей власти, по-
литических партий, движений и т.п.;
- возвращение органов местного самоуправления в систему государс-
твенной власти;
- восстановление полной вертикали органов представительной власти
и распространение принципа ответственности исполнительных органов пе-
ред представительными на все уровни государственного управления;
- строгое разграничение сфер ведения и обеспечение взаимного нев-
мешательства в них между вышестоящими и нижестоящими уровнями госу-
дарственной власти. Ограничение сферы совместного ведения исключитель-
но вопросами статуса субъектов Федерации и административно-территори-
ального деления;
- согласие в том, что главным приоритетом российской политики яв-
ляется воссоздание союзной государственности на новой, добровольной
основе. Денонсация беловежского соглашения в той его части, которая
касается расторжения Союзного договора;
- согласие в необходимости приведения конституционного законода-
тельства в соответствие с вышеизложенными принципами.
Другой важнейшей предпосылкой восстановления гражданского мира
является смена социально-экономического курса. Полная программа эконо-
мического оздоровления может быть согласована лишь совместными усилия-
ми всех заинтересованных сторон.
Однако ряд мер не терпит никакого отлагательства:
- безусловная смена приоритетов экономической политики.
Использование государственных финансовых и административных рычагов
для адресной помощи тем социальным группам и отраслям производства,
науки, образования и культуры, которые находятся на грани необратимой
деградации и распада;
- создание специальной государственной программы поддержки талан-
тов во всех сферах материального и духовного производства;
- приостановление грабительской приватизации, проверка законности
и экономической целесообразности всех уже совершенных сделок. Проверка
происхождения вложенных в приватизацию капиталов;
- законодательное обеспечение преимущественных прав трудовых кол-
лективов на владение и пользование общенародной собственностью, на вы-
бор конкретных форм разгосударствления там, где оно экономически необ-
ходимо и оправданно. Запрет на вмешательство в хозяйственную жизнь
предприятий коллективно-групповой формы собственности, особенно в аг-
ропромышленном комплексе;
- возмещение потерь, понесенных гражданами и субъектами хозяйс-
твования вследствие "шоковой терапии". Найти форму разрешения кризиса
неплатежей, ликвидации задолженности по зарплате, индексации сберега-
тельных вкладов, причем не за счет дополнительной эмиссии;
- законодательное гарантирование социально-экономических прав
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24