ле им привиделся Жириновский, затрубили отбой даже самые ярые ради-
кал-демократы. Одна из "матерей" Конституции, Галина Старовойтова, ко-
торую никак не заподозришь в симпатиях к оппозиции, заявила по "Голосу
Америки", что не рискнула голосовать за проект и унесла бюллетень с
собой.
СЕГОДНЯ в политической системе сложился хорошо известный по исто-
рии дореволюционного российского парламентаризма "треугольник":
а) самодержец (царь, президент), неподконтрольный и неподотчетный
народному правительству;
б) правительство, назначаемое самодержцем и опять-таки неподконт-
рольное народному представительству;
в) двухпалатный парламент (при царе - Дума и Государственный со-
вет, у нас - Дума и Совет Федерации), нижняя палата которого наделена
весьма ограниченными законодательными (по сути - законовещательными) и
бюджетными правами и просто лишена контрольно-распорядительных функ-
ций. Самодержец не может распустить парламент, а тот никак не способен
влиять ни на самодержца, ни на правительство.
Во время экономического и политического кризиса накануне февраль-
ской революции эта система доказала свою неспособность держать ситуа-
цию под контролем. Попытки думского большинства (так называемого
"Прогрессивного блока", недавним аналогом которого было "Российское
единства") убедить царя отказаться от услуг придворной камарильи во
главе с Григорием Распутиным и поручить формирование правительства Ду-
ме успехом не увенчались...
История, как известно, никого ничему не учит, и та же архаичная
система была реанимирована в России после учреждения поста президента
и немедленно породила те же дисбалансы и противоречия, в решающей мере
способствовавшие трагической развязке.
Теперь она вновь воспроизводится в еще более жесткой, закостене-
лой форме, таящей в себе угрозу еще более разрушительного взрыва.
По-прежнему узел всех противоречий стянут в вопросе о реальной
власти парламента, о праве парламентского большинства формировать и
контролировать правительство, реально влиять на политический и эконо-
мический курс...
Возникла дилемма: либо Дума превращается в бессильный декоратив-
ный придаток президентской диктатуры - либо она находит в себе силы
сыграть более позитивную общественную роль, способствовать восстанов-
лению законности и демократического порядка государственного управле-
ния, выходу из катастрофической социально-экономической ситуации.
Сознавая свою государственную ответственность, Думе необходимо
поставить , обсудить и решить следующие вопросы.
Первое. Необходимо дать политическую оценку событиям 21 сентября
3 - 4 октября 1993 года. Образовать компетентную комиссию для рассле-
дования обстоятельств кровавой московской трагедии и причин, ее поро-
дивших, выявления ее организаторов и исполнителей. Пока в это дело не
будет внесена полная ясность, пока не будут приняты действенные меры
против возможности повторения подобного, не может быть и речи о пост-
роении правового государства, ни один гражданин не может чувствовать
себя в безопасности.
Второе. Необходимо оценить с точки зрения закона правомерность
интерпретации результатов референдума 12 декабря 1993 года как юриди-
ческого принятия новой Конституции Российской Федерации. При этом сле-
дует иметь в виду, что по Конституции 1978 года с последующими измене-
ниями и дополнениями президент ненаделен правом назначать референдум и
что подведение итогов его голосования проведено с грубыми нарушениями
Закона о референдуме. Окончательное суждение по данному вопросу может
вынести лишь Конституционный суд, деятельность которого должна быть
восстановлена в первоначальном составе.
Третье. Дума должна определить свой собственный правовой статус,
источники, объем, сроки и границы применения своих возможных полномо-
чий. На наш взгляд, права Федерального собрания как особого представи-
тельного органа в чрезвычайных условиях вакуума законной власти выте-
кают не из указов президента или решений Центральной избирательной ко-
миссии, а из права и обязанности любого гражданина или группы граждан
защищать закон, а также из доверия, оказанного депутатам их избирате-
лями. В таких условиях она должна самоконституироваться, возложить на
себя определенные учредительные, законодательные и распорядительные
полномочия, оговорив при этом, что они действуют в течение некоторого
переходного периода и действительны лишь постольку, поскольку направ-
лены на восстановление законности и правопорядка.
Четвертое. Выполнение предыдущих требований позволит перейти к
общепринятому в демократических государствах принципу формирования
правительства по согласованию с парламентом, подотчетности и подконт-
рольности исполнительной власти законодательной. Никакие устные заяв-
ления о готовности исполнительных структур взаимодействовать с Думой
не могут удовлетворить, пока это остается делом желания и доброй воли,
а не нормой, твердо закрепленной в законе.
Фракция коммунистов поставила в Думе в числе первых и важнейших
вопрос о немедленном отказе от "шоковой терапии" и смене курса реформ.
Предвыборная программа партии требует в этой связи использования мер
государственного регулирования для:
-- прекращения спада производства,борьбы с инфляцией и безработи-
цей;
-- прекращения безудержного роста цен и массового обнищания наро-
да;
-- восстановления жизненного уровня населения и обеспечения ос-
новных социально-экономических прав трудящихся;
-- приоритетной материальной поддержки семьи, материнства и детс-
тва;
-- защиты интеллектуального потенциала страны и т.д.
Решением этих задач должно заняться правительство компетентных
управленцев, последовательно отстаивающее национально-государственные
интересы и сформированное на основе согласия большинства Думы. Сама же
Дума должна обеспечить правовую основу для деятельности правительства
и общий контроль за соблюдением нового курса, не вмешиваясь в решение
оперативных вопросов.
Во внешней политике необходимы более решительные действия, нап-
равленные на защиту безопасности национально-государственных интересов
России, прекращение дальнейшего расхищения ее природных ресурсов. Ос-
новная масса выступает за воссоздание единого союзного государства, но
не путем насилия, а исключительно на основе добровольности и общности
интересов и исторической судьбы братских народов.
Таковы ближайшие шаги, которые коммунисты намерены предпринять на
почве думской работы. Для реализации своей программы коммунисты уже
сотрудничают в Федеральном собрании со всеми фракциями, разделяющими
тревогу за судьбу Отечества, ибо главное противоречие переживаемого
исторического момента - это противоречие между антисоциальными, анти-
государственными силами, опирающимися на компрадорский капитал и про-
водящими политику разрушения России, и государственно-патриотическими
силами, союз которых только еще оформляется. Без разрешения этого про-
тиворечия в пользу патриотических сил немыслимо даже говорить о социа-
листическом возрождении нашей Родины.
Работа в Федеральном собрании требует от депутатов-коммунистов
высокой ответственности, организованности и сознательной дисциплины.
Сейчас образована парламентская фракция КП РФ, которая должна действо-
вать как одна из организации партии, автономная в решении внутренних и
тактических вопросов, но проводящая общую линию, определяемую партий-
ными съездами, конференциями пленумами ЦИК. В связи в этим предлагает-
ся впредь проводить эти форумы с участием депутатов, избранных от Ком-
мунистической партии РФ.
Накануне намеченного на 11 января 1995 года открытия первого за-
седания Федерального собрания важно было еще раз довести до депутатов
требования трудящихся, призвать их к государственной ответственности.
В первой декаде января проводилась Всероссийская акция левых патриоти-
ческих сил за восстановление законности и гражданского мира. В различ-
ных регионах это были встречи, наказы, пикеты, собрания, которые при-
няли и направили в адрес Думы или отдельных ее фракций обращения, от-
ражающие основные требования предвыборной платформы коммунистов.
Одновременно проводилась подготовка к выборам в местные органы
власти, которые в большинстве регионов состоялись в марте. Здесь всем
коммунистам пригодился уже накопленный опыт недавней предвыборной
борьбы. Вместе с тем открылось более широкое поле для взаимодействия с
другими коммунистическими и левопатриотическими силами, создания
единых блоков и т.д.
Все прекрасно отдают себе отчет в том, что голоса, отданные на
выборах коммунистический партии - это большой аванс, который коммунис-
ты обязаны отработать, чтобы оправдать доверие людей.
Ч Т О Д Е Л А Т Ь Д А Л Ь Ш Е ?
(КП РФ: мартовский пленум ЦИК, 1994 год)
Данный пленум был посвящен разговору о положении Коммунистической
партии Российской Федерации, ее внутреннему состоянию и месту на сов-
ременной политической арене в рядах объединенной оппозиции. Обсужда-
лись тезисы к разработке программы КП РФ "От кризиса к устойчивому
развитию", резолюция "О государственном патриотизме" и отношение Ком-
мунистической партии РФ к правящему режиму.
СТО ДНЕЙ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ
В последнее время и особенно в последние полгода оппозиции и ком-
мунистам как ее наиболее многочисленному и организованному отряду
пришлось пережить тяжелейшие испытания, Компартия Российской Федерации
вышла из них в целом организованно, сохранив способность к проведению
широких общероссийский политических акций, какими стали выборы 12 де-
кабря, обогатилась новым для нее опытом парламентской работы.
Необходимо знать, что оппозиция действует в крайне тяжелых усло-
виях. Едва ли не все силы уходят на самовыживание. Время уходит, а
системный кризис углубляется. Порочные деформации в экономике, общест-
венных отношениях, политике, духовно-нравственной сфере вступили в та-
кую стадию, на которой они могут стать необратимыми. Страна фактически
проедает и растрачивает последние материальные и человеческие резервы,
опираясь на которые она смогла бы выйти из катастрофического состоя-
ния.
Необходимы срочные контрмеры. После декабрьских выборов многие ор-
ганизации, особенно первичного и районного звена, остановились перед
вопросом: "Что делать дальше?" и не всегда находят ответ. И как следс-
твие - замыкание организаций в себе, возобновление старых разборок и
расколов, сокращение численности.
Свою долю ответственности за это несут и центральные органы пар-
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24