собен сформулировать идею, которая придаст осмысленный, целенаправлен-
ный характер активности самых широких слоев общества. Настало время
выступить с такой инициативой Компартии России, обозначить свой виде-
ние этой проблемы.
Опыт и здравый смысл, научный анализ и культурная традиция подт-
верждают:
- с точки зрения исторической Россия являет собой особый тип ци-
вилизации, наследующий и продолжающий тысячелетнюю традицию Киевской
Руси, Московского царства, Российской империи и Союза ССР;
- с точки зрения геополитической Россия есть стержень и главная
опора евразийского континентального блока, интересы которого противос-
тоят гегемонистским тенденциям "океанской державы" США и атлантическо-
го "большого пространства";
- с точки зрения мировоззренчески идеологической Россия есть вы-
разитель культурно-исторической и нравственной традиции, фундаменталь-
ными ценностями которой являются соборность (коллективизм), держав-
ность (государственная самодостаточность) и стремление к воплощению
высших идеалов добра и справедливости;
- с точки зрения национальной Россия есть сложная этническая общ-
ность, в основе жизнеспособности которой лежит мощное национальное яд-
ро великороссов, малороссов и белорусов;
- с точки зрения экономической Россия есть автономный хозяйствен-
ный организм, принципиально отличающийся по законам своей деятельности
от западной модели "свободного рынка".
Короче говоря, Россия - это самобытный организм со своими особыми
закономерностями развития. Насколько этот вывод согласуется с общими
теоретическими принципами научного социализма и материалистического
понимания истории - к этому вопросу вернемся ниже. Сейчас же можно
подчеркнуть, что выход из переживаемого кризиса увенчается успехом
только при выборе таких конкретных экономических и политических реше-
ний, которые будут направлены на восстановление и развитие указанного
российского своеобразия и самобытности.
Ближайший период развития России должен рассматриваться прежде
всего как период стабилизационный, в ходе которого необходимо в первую
очередь обеспечить минимизацию ущерба, нанесенного стране непродуман-
ными, бездарными действиями политиков-авантюристов за последние годы.
Проработать механизмы мобилизации всех потенциальных возможностей об-
щества с целью скорейшего вывода страны из глубокого системного кризи-
са. Гарантировать приоритетное внимание внутренним проблемам социаль-
ного оздоровления и национального возрождения. Сократить внешнюю госу-
дарственную активность до уровня необходимого минимума.
Качественно изменившаяся геополитическая и военно-стратегическая
ситуация требует радикально и комплексно переосмыслить военную
доктрину предыдущего периода, основывавшуюся на биполярной схеме миро-
вого баланса сил. Это предполагает отказ от непомерных, истощавших
экономику геополитических амбиций, диктовавшихся зачастую не нацио-
нальными, государственными или историческими интересами страны, а иде-
ологическими претензиями; это предполагает также переориентацию Воору-
женных Сил на первоочередное противодействие региональным угрозам на-
шей безопасности. Естественно, при безусловном поддержании стратеги-
ческого военного потенциала на том уровне, когда гарантировано нанесе-
ние "неприемлемого ущерба" любому потенциальному агрессору.
Внешнеполитическая деятельность России на территории бывшего Сою-
за ССР должна быть ориентирована на восстановление единого государства
- обновленного союза братских народов, открытого для добровольного
присоединения к нему всех желающих мирно жить в общем доме.
Разумеется, воссоздание единого государства должно происходить на
принципиально новой и сугубо добровольной основе, обеспечивать реаль-
ное равенства всех вошедших в него народов, возможность реализации в
полном объеме их законных национальных чаяний. Процесс возрождения со-
юза должен развиваться поэтапно, естественным путем.
На нынешнем этапе первоочередной задачей российской политики ста-
новится воссоздание хозяйственных связей между республиками бывшего
СССР, искусственно разорванных в результате беловежского сговора. Не
менее важно вести дело к обеспечению общего культурного, научного и
информационного пространства.
КАК СЛОЖИТЬ ПРОГРАММНЫЙ ОБРАЗ БУДУЩЕГО
Участники конференции предложили два проекта программы: тезисы к
разработке программы КП РФ "От кризиса - к устойчивому развитию, наро-
довластию и социализму" и дополняющая их резолюция "О государственном
патриотизме".
Наибольшее число замечаний и вопросов вызвало опять-таки непри-
вычное понятие государственного патриотизма, впервые вводимое в теоре-
тический обиход КП РФ. Самые непримиримые обвиняют руководство партии
в том, что его позиция ничем-де не отличается от точки зрения
нынешнего правящего режима, который тоже заговорил об укреплении рос-
сийской государственности. Некоторые терминологические совпадения с
позицией наших политических оппонентов - явно недостаточный повод для
отказа от собственных позиций.
Во-первых, налицо попытка режима перехватить лозунги оппозиции.
Это само по себе свидетельство идейного краха режима, не рискующего и
далее выступать под своим подлинным идейным знаменем, вынужденного
прибегать к словесной маскировке. Во-вторых, не исключено, что опреде-
ленное понимание стоящих перед страной объективных задач доступно и
некоторым кругам правящей группировки.
Подлинная же суть в том, что даже при сходном понимании нацио-
нально-государственных потребностей между оппозицией и режимом
по-прежнему пролегает водораздел в понимании конкретных путей их удов-
летворения и выхода из кризиса.
Даже если предположить, что намерения авторов "шокотерапии" абсо-
лютно благородны и честны, они ищут решение там, где, по нашему убеж-
дению, его просто нет - в переходе экономики страны к "дикому капита-
лизму" на основе свободного рынка. Эти расчеты основываются на том,
что либерализация цен и ликвидация прямого государственного регулиро-
вания вызовут крах отсталых нерентабельных производств, перетекание
капиталов и рабочей силы в прогрессивные конкурентоспособные отрасли
и, таким образом, структурная перестройка произойдет "сама собой",
наступить новое равновесие.
Жизнь опрокинула эти умозрительные схемы. Настаивание на обанкро-
тившемся курсе привело к тому, что сегодня российское общество вступи-
ло уже в фазу системного кризиса, точнее - рукотворной катастрофы.
Новизна положения, во-первых, в том, что кризис в равной мере
глубоко поразил все главные сферы жизнедеятельности общества и не мо-
жет быть преодолен в какой-либо из них без оздоровления обстановки в
других.
Во-вторых, регрессивные изменения вплотную приблизились к крити-
ческому пределу, за которым они грозят стать необратимыми и на неопре-
деленный срок закрыть для России путь социального и экономического
прогресса.
В экономике продолжающийся спад производства привел к резкому
ухудшению структуры производительных сил. Гибнут в первую очередь не
отсталые, а высокотехнологичные и наукоемкие производства - именно те,
которые обеспечивают прорыв на качественно новые рубежи развития.
Быстрее всего разрушается отечественный научно-технический потенциал.
Идет также катастрофический спад производства продукции инвестиционно-
го назначения (машин, оборудования, строительных и конструкционных ма-
териалов), от наличия которой зависит возможность восстановления про-
изводства с опорой на собственные силы. Таким образом, опасно сузились
перспективы не только интенсивного, но и экстенсивного экономического
роста.
Применяемое правительством экономическое регулирование основано
на балансировании между ростом инфляции и ростом безработицы, полити-
чески приемлемый уровень который обеспечивается за счет проедания все-
го накопленного в предыдущие десятилетия, распродажи невозобновляемых
ресурсов.
В области производственных отношений резкое имущественное рассло-
ение не привело к образованию каких-либо новых производительных клас-
сов. Происходит не "классическая" (по Марксу) капитализация обществен-
ных отношений, а стремительная социальная деградация, разрастание на
всех уровнях паразитических слоев, существующих за счет перераспреде-
ления и воровства, а не благодаря производительному накоплению общест-
венного богатства. Особенно сильный урон нанесен молодежи. Растет по-
коление, питающее презрение к производительному физическому и умствен-
ному труду, попросту к нему не способное. Идет стремительное сокраще-
ние и деквалификация трудовых резервов. Еще немного - и восстанавли-
вать экономику будет не только не с чем, но и некому.
Начался процесс вымирания население, причем растущая смертность в
значительной мере обусловлена алкоголизмом, убийствами и самоубийства-
ми. Быстро снижаются качественные характеристики общества: растет чис-
ло нищих, бомжей, алкоголиков, наркоманов, падает иммунитет против
массовых заболеваний, начались эпидемии болезней, с которыми за годы
Советской власти, казалось, покончили навсегда. Рушатся нравственные
устои семьи и общества, теряются идеалы и социальные ценности.
Опасно снизился культурный и нравственный потенциал общества.
Дальнейшее его размывание и подмена усредненными "общечеловеческими"
ценностями западного образца угрожает потерей чувства национально-го-
сударственного самосохранения, утратой воли к сопротивлению экономи-
ческой, политической и духовной колонизации.
В результате "черного октября" 93-го в политической жизни возник
конституционно-правовой вакуум. Прежние органы власти насильственно
ликвидированы, а новые не имеют по отношению к ним законной правопре-
емственности. Новая Конституция, поддержанная менее чем одной третью
избирателей и направленная на закрепление итогов госпереворота, не
служит общественной стабилизации,основанной на уважении к закону. Ре-
альная власть узурпирована бюрократическими исполнительными структура-
ми, свободными от эффективного общественного контроля и все более опи-
рающимися на насилие или угрозу его применения. одновременно в роли
"регулятора" экономической и политической жизни все более уверенно
выступает организованная преступность. Обе структуры интенсивно срас-
таются между собой, формируется механизм криминально-бюрократической
диктатуры.
Снижается общественная безопасность во всех ее аспектах:
-- личная и имущественная безопасность граждан;
-- социальная защищенность трудящихся;
-- технологическая безопасность производства;
-- экономическая и военная безопасность страны.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24