Регионология 30 вопросов
1.Процессы децентрализации, дезинтеграции и суверенизации на советском и
постсоветском пространстве.
Во всем мире одновременно с процессами интеграции (интеграция Европы в ЕС)
протекают и процессы дезинтеграции (образовалось около 2 десятков новых
независимых государств Европы). Существуют объективные и субъективные
причины. Причинами дезинтеграционных процессов в СССР:
- несовершенство государственного устройства (фиктивная федерация с четырьмя неравноправными уровнями — союзная республика, автономная республика, национальная область, национальный округ,
- неоднородность государства по причине огромной территории, истор. соц. и экон развития;
- крушение коммунистической идеологии и административно-командной системы управления
На эти причины наложилось множество субъективных причин, побуждавшие бывшие
республики выйти из состава СССР. В ходе перестройки руководство СССР
столкнулся с огромными трудностями: падение авторитета, кризис доверия,
социальная напряженность, многолюдные митинги протеста, выступления
шахтеров, противостояние консервативных лидеров партии. Слабость
горбачевского правительства, его неспособность обеспечить интересы
номенклатуры и подавить сепаратистские тенденции в национальных регионах,
привели к усилению стремлений республик выйти из состава СССР. СССР вступил
в полосу дезинтеграции, в 1990г. — Латвия, Литва и Эстония в одностороннем
порядке объявили о суверенитете. В некоторых регионах вспыхнули
межнациональные конфликты (в Фергане, Нагорный Карабах, Орша в Киргизии).
По стране прокатилась «волна суверенитетов», «война законов», формирования
собственных органов власти и новых названий республик (Кыргызстан и т.д.).
Россия 12 июня 1990г приняла Декларацию о суверенитете. В 90-91гг.
активизировались сепаратистские настроения на Украине и в других союзных
республиках, обострилось противостояние союзного Центра и РФ. Попытка
президента СССР Горбачев сохранить СССР в обновленном виде путем заключения
нового Союзного договора была сорвана путчем 91г. Процесс распада СССР
завершился в декабре 91г. объявлением роспуска СССР и оформлением договора
о СНГ (Содружество Независимых Государств) главами 3 бывших славянских
республик РФ, Украины и Белоруссии («Беловежское соглашение»), позже к СНГ
присоединились остальные бывшие республики (кроме Балтии). Крушение жестко-
централизованного государственного образования (каким был СССР) неизбежно
сопровождается продолжением центробежных процессов уже на территории новых
государств. Что было обусловлено следующими причинами:
1. Политика государственного строительства основывалась на принципе «право наций на самоопределение». Национально - культурная автономия, принятая во всем мире была отвергнута.
2. Последствия национальной политики бывшего СССР — границы национальных образований устанавливались без учета исторических и этнических особенностей.
3. Последствия огромной миграции, связанной с депортациями целых народов и рассеяние их среди других национальностей, с великими стройками, освоением целины и т.д.
4. В ходе демократизации политического устройства государств на постсоветском пространстве и формирования открытой экономики неизбежно происходили процессы децентрализации.
Децентрализация в России шла перераспределением полномочий между различными
уровнями власти: федеральной властью, властью субъекта федерации и местного
самоуправления. Желание национальных меньшинств получить юольше прав,
улучшить материальное, и социальное положение привело к развитию процессов
дезинтеграции и суверенизации на постсоветском пространстве. Республики и
автономии решили стать действительно суверенными, приобрести реальный
статус самостоятельных государственных образований, защитить свой язык и
культуру, обеспечить их нормальное развитие. В этих демократических по сути
стремлениях, проявилось и стремление обеспечить приоритетные права коренной
нации за счет других национальностей. Процессы децентрализации,
дезинтеграции и суверенизации усугублялись: 1. экономическими причинами
(экономический кризис, безработица, обнищание); 2. социально-
психологическими (межнациональные барьеры общения, негативные формы
национального самоутверждения, открытый национализм, амбиции национальных
вождей); 3. территориальными и другими. Пик развития этих процессов в
России пришелся на 1991-1993 годы, когда возникла угроза распада РФ,
республики, входившие в ее состав объявили о своем суверенитете и отказа от
статуса автономий, требовали равноправия и большей самостоятельности,
вносились предложения о создании конфедерации взамен федерации. Татарстан,
Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из РФ. Отчисления в
федеральный бюджет ими задерживаются или прекращаются. В условиях
обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей, обнищания
населения элита национальных республик подогревала националистические
чувства. Тем не менее в 1992г. был подписан Федеральный договор.
Конституция РФ 1993г. закрепила принципы федеративного договора и
подтвердила принцип смешанной федерации. Появилась возможность выстроить
новую конституционную систему власти и федеративных отношений, которая
положила бы конец процессу дезинтеграции. Но для этого необходимо было
создать механизмы реализации, т.е. конституционных законов — о
разграничении полномочий между Центром и субъектами Федерации, и об
организации власти в регионах. Но сепаратистские настроения в регионах и
собственные интересы региональных элит направили процесс в договорное русло
(раграничение полномочий не на основе конституционных законов, а в
соответствии с Договором). В феврале 1994г. был подписан отдельный договор
с Татарстаном, не подписавшим общий федеративный договор. Позже остальные
субъекты федерации инициировали подписание таки же договоров с Центром.
Одновременно с процессами дезинтеграции обостряются межнациональные
отношения в некоторых регионах — конфликт между осетинами и ингушами в
1992г ; фактическое отделение Чечни и вооруженный конфликт с Центром.
Не обошли процессы децентрализации, дезинтеграции и суверенизации и
другие новые государства на территории бывшего СССР, что обусловлено теми
же причинами. Вполне естественно, что попытки продолжить дезинтеграцию на
постсоветском пространстве предприняли лидеры «двойных меньшинств» — армян
в Азербайджане, абхазы и южные осетины в Грузии. Эти попытки встретили
жесткий отпор со стороны властей новых государств. В результате конфликты
переросли в вооруженную фазу. Такие конфликты затронули Азербайджан,
Молдову, Грузию. Власти одних государств втягивались в вооруженные
конфликты, выступая за сохранение территориальной целостности страны
(Азербайджан — конфликт между азербайджанцами и армянами в Нагорном
Карабахе; Грузия - конфликте между грузинами и осетинами в Южной Осетии,
между грузинами и абхазами в Абхазии; Молдова — конфликт молдаван с
русскоязычным населением в Приднестровье), власти других государств в таких
случаях воздерживаются от эксцессов, могущих послужить поводами для
насилия. Аналогичные формы латентного межнационального конфликта пока
наблюдаются в Эстонии, Латвии и Казахстане между титульными нациями и
русскоязычным населением, которое сохраняет цивилизованное поведение
На сегодняшней день процессы дезинтеграции и децентрализации не
остановлены, они усиливаются в условиях экономического кризиса, в котором
находится Россия и многие постсоветские государства. Неудачи эконом. реформ
усилило неприятие проводимой Центром политики, стимулирует центробежные
процессы и национальный и региональный сепаратизм. Этому способствуют узкие
региональные интересы, толкающие руководителей на решения, нарушающие
единое пространство: экономическое (например, запреты на вывоз продукции);
правовое (несоответствие законов субъекта Конституции РФ). Субъекты
Федерации требуют от федерального Центра все большую часть налоговых
поступлений и расширения прав. Открытая экономика способствует расширению
внешних связей регионов помимо федерального центра. Появляются предложения
о передаче властям субъектов полномочий федеральных судов и силовых
ведомств. Существует мнение, что вертикаль гос. власти ослаблена и все три
уровня власти (федеральный, региональный и местное самоуправление)
существуют как бы параллельно. Во многом это связано с отсутствием
законодательно закрепленного разграничения полномочий и обязанностей и
неотрегулированностью взаимоотношений, особенно бюджетных. Главным фактором
влияния Центра на регионы является распределение финансовых ресурсов через
трансферты. Если учесть, что регионов-доноров в России меньше десятка, то
сокращение федерального финансирования усугубляет положение. Процессы
дезинтеграции можно остановить с помощью правильной региональной и
национальной политики, при стабильной экон. ситуации и постепенном
выравнивании соц.-экон. состояния регионов, при четком законодательно
закрепленном порядке распределения полномочий между центром и регионами,
учете всех специфических моментов национального и конфессионального
своеобразия регионов.
2.Россия и ближнее зарубежье (БЗ): интересы и цели политики.
После распада СССР Россия сократилась в своих геополитических параметрах,
получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд новых государств БЗ. Бывшие
республики национализировали наиболее мощные военные группировки на своих
территориях. Раздел черноморского флота с Украиной долгие годы портил их
взаимные отношения. Разрастались военные конфликты у ее границ и на самой
территории России (Нагорный Карабах в Азербайджане, Абхазия в Грузии,
Таджикистан, Чечня). Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и
беженцев из соседних государств в Россию. Все это ставило новые
внешнеполитические вопросы в отношениях со странами БЗ. Россия постепенно
отошла от двух крайних позиций - имперских привычек и самоустранения от
возникающих проблем. Именно благодаря этому удалось избежать серьезного
конфликта между Россией и БЗ. Все бывшие республики СССР, став членами ООН,
несколько дистанцировались от России, у каждой из них складывались свои
экономические и политические интересы, перед каждым стал вопрос на кого им
ориентироваться: на Россию или искать новых стратегических партнеров на
Западе или на Востоке. Направленность внешней политики каждого государства
складывалось под воздействием многих факторов и не всегда их цели совпадают
с целями России (Молдавия сближается с Румынией, Украина, Грузия,
Азербайджан, страны Балтии стремятся в ЕС и НАТО). Но т.к. Россия остается
их ближним соседом, то взаимодействие неизбежно. С точки зрения политики
национальной безопасности главной целью является формирование внешнего
окружения, благоприятного для внутреннего развития страны. Поэтому
приоритетным для всех стран становиться налаживание добрососедских и
взаимовыгодных отношений. БЗ является сферой интересов России по ряду
причин:
1. Долгие годы входили в СССР, их объединяло историческое развитие и экономические связи. Они соединены системой магистральных трубопроводов
Это районы проживания значительного числа русских.
2. Экономические интересы России обусловлены тем, что БЗ это — перспективный рынок для ее товаров и технологий; районы богатый энергоресурсами и др. мин. ресурсами; это районы через который проходят важные транспортные коммуникации, в перспективе их будет еще больше.
3. Это регион, где расположены партнеры России по СНГ, Договору о коллективной безопасности и т.д.
4. Необходимость обеспечения национальной безопасности России. Границы между Россией и государствами БЗ остаются прозрачными. Возникли вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове.
Существуют угрозы со стороны внешних границ соседних государств, прежде всего со стороны Афганистана. Существует угроща распространения межэтнических конфликтов, контрабанды наркотиков, оружия, терроризма, религиозного экстремизма и агрессивного национализма
5. Для России БЗ представляет интерес с т.зрения геостратегии: Закавказье связывает Черное море с Каспием, Россию с Ближним Востоком: Украина и
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20