Регионология 30 вопросов
p>14.Перспективы интеграции на постсоветском пространстве.
Страны постсоветского пространства имеют не только общую историю, общие хозяйственно-экономические связи, но и общее будущее которое неизбежно ведет к интеграции в той или иной степени. Это следует из контекста происходящих в мире событий: интеграции Европы, военно-политического доминирования НАТО во главе с США, рост крупнейших стран Азии и прежде всего КНР и Индии. У каждого государства свои цели и интересы в политики, зачастую они противоречивы, но есть ряд моментов, которые сближают эти цели и интересы способствуя интеграции в различных формах:
Безопасность постсоветского пространства: Границы с бывшими республиками долгое время практически отсутствовали. Но и до сих пор оборона границ остается общим делом со многими странами БЗ. Угроза распространения религиозного экстремизма на постсоветском пространстве вынуждает Россию и страны ближнего зарубежья уделять большее внимание этим вопросам. Возникли и обострились вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном
Карабахе, Молдове.
Экономические интересы. Страны постсоветского пространства имеют не только общую историю, общие хозяйственно-экономические связи. Государства постсоветского пространства соединены системой магистральных трубопроводов, железных и шоссейных дорог, линиями электропередачи - это хорошая основа для экономического взаимодействия. Страны БЗ взаимно заинтересованы друг в друге с точки зрения рынков сбыта, т.к. их продукция (за исключением сырья) слабо конкурирует с западными образцами. Народнохозяйственные комплексы многих новых государств постсосветского пространства были рассчитаны на взаимное сотрудничество, поэтому многие из них не могут функционировать без прежнего сотрудничества.).
Политические интересы. Эти интересы различны, Некоторые страны ближнего зарубежья связывают свои планы на будущее с Европейским союзом и НАТО.
Недавно была создана новая региональная группа ГУУАМ (Грузия, Украина,
Узбекистан, Азербайджан, Молдова), принимавшая участие в саммите НАТО. Но в тоже время сохраняется и политическое влияние России на страны ближнего зарубежья
С большей частью государств постсоветского пространства (кроме стран
Балтии) отношения строились в рамках СНГ и Договора о коллективной безопасности. Он предусматривает формирование оборонного союза с целью сдерживания агрессии. Договор о коллективной безопасности подписанный 6 странами (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения.
Военное сотрудничество включает в себя: военно-техническое сотрудничество, воздушную оборону, защита границ, поддержка мира, предотвращение и урегулирование конфликтов. На территориях ряда государств с их согласия остались военные базы России и российские войска в составе миротворческих сил СНГ. На территории БЗ продолжаются миротворческие операции в
Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, Таджикистане. Часть государств входит в Таможенный Союз: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
Перспективы интеграции со странами Балтии в настоящее время не кажутся реальными. Страны Балтии интегрируются в Европу — Эстония стала членом ЕС,
Латвия и Литва — кандидатами. Перспектива развития интеграционных процессов в рамках СНГ зависит от многих факторов, как внутренних (состояния экономики, смены правящих элит, внутриполитической обстановки), так и внешних (связанных с влиянием стран Запада, вступлением в союзы и организации Европы и т.д.) Россия и Белоруссия подписали в конце 99г
Договора о создании Союзного государства, и только приступают к созданию
Союзного государства Это может значительно изменить геополитическую расстановку сил и явиться основой дляприсоединения других членов СНГ.
Наиболее заинтересованы в сотрудничестве с Россией Белоруссия, Армения,
Киргизия и Таджикистан. Интеграционный процесс в рамках СНГ во многом принял затяжной характер. 2 апреля 1999г. подписаны Декларации о об основных направлениях развития СНГ. Но, ожидать в скором будущем масштабных позитивных перемен, связанных с формированием Экономического союза стран
СНГ едва ли стоит из-за того, что трудно увязать воедино противоречивые интересы 12 стран. В основном большинство заинтересованы в восстановлении и развитии экономических связей связей из-за зависимости от поставок топливно- энергетических ресурсов и кооперационных связей. Действительность такова: спад взаимного товарооборота на фоне роста внешней торговли стран СНГ с 3- им странам. Помимо интеграции существуют и противоположные тенденции.
Грузия вышла из организации по коллективной безопасности. Недавно была создана новая региональная группа ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан,
Азербайджан, Молдова), принимавшая участие в саммите НАТОи ориентирующаяся на Запад. Россия разделяет стремление стран постсоветского пространства войти в мировое сообщество, в роли демократических государств, но протестует против стремления некоторых (Молдова, Украина, Грузия,
Азербайджан войти в НАТО). По сути СНГ фактически раскололось на блоки и союзы, самые крупные из которых: Договор о коллективной безопасности
(Россия, Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан(и ГУУАМ
(Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия).
В интеграционных процессах играют роль и соседние государства, например —
Организация Черноморского экономического сотрудничества: участники —
Россия, Азербайджан, Албания, Армения, Болгария, Греция, Молдавия, Румыния,
Турция и Украина. Все страны постсоветского пространства являются членами
ООН. В конце 99г Россия и страны постсоветского пространства приняли участие в стамбульском саммите ОБСЕ, многие лидеры молодых государств стремились предстать перед мировым сообществом в качестве демократически настроенных и либерально относящихся к интересам Запада. Проблемой для многих стран БЗ остаются права человека - повод для претензий со стороны мирового сообщества, поэтому создаются институты представительства уполномоченных по правам человека, на выборах прошедших и будущих они приглашают представителей ОБСЕ. Россия разделяет стремление стран постсоветского пространства войти в мировое сообщество в роли демократических государств, но протестует против стремления некоторых
(страны Балтии,Украина, Молдавия, Грузия, Азербайджан) войти в НАТО).
Основная задача политики России - обеспечить стабильность во всех ее измерениях: полит., экон., гуманитарной, оказывать и правовое содействие становлению стран СНГ в качестве политически и экономически устойчивых государств, проводящих дружественную политику по отношению к России. Хотя все новые государства — являются государствами переходной экономики, но методы различны. От наиболее демократических режимов в Балтии до авторитарных в Азии. Казахстан - и Туркмения, Узбекистан, Киргизия идут примерно одним путем - к авторитарно-клановой власти, держа дистанцию от
Москвы, а также опасаясь роста исламского влияния. После распада СССР постсоветские народы искать новые ориентиры, главными из которых для
Средней Азии и восточного Закавказья не могли не оказаться ислам и тюркизм.
Разумеется, здесь не обошлось без внешних влияний. В ряде вышедших в последнее время западных монографий достаточно подробно описан процесс реанимации исламских и этнических (прежде всего тюркских) ориентаций советских окраин, который, руководствуясь тезисом Бжезинского о "мягком исламском подбрюшье России", осуществляли наши геополитические оппоненты.
Это препятствует процессам интеграции на постсоветском пространстве в рамках СНГ. В целом структура СНГ играет не достаточно активную роль, но есть мнение, что ее время еще придет - но в будущем.

15.Современная система международных отношений.
Современная система международных отношений — это совокупность международных отношений в сфере политики, экономики, культуры и т.д.
Международные отношения реализуются в международной политике, проводимой суверенными государствами, их союзами и международными организациями в том числе и неправительственными (профсоюзы, молодежные, спортивные, культурные, организации экологов и т.п.). В отношениях между государствами лежит их стремление обеспечить реализацию своих специфических интересов с помощью определенных средств (дипломатических, военных и т.д.). Глубинной основой межгосударственных отношений являются все те же основополагающие отношения властвования, подчинения. При этом они могут реализовываться по – разному: от господства – аннексии (захвата чужой территории) или контрибуции (материальной уплаты победителю) установления протектората
(всеохватывающего контроля) и до вовлечения или включения в сферу своего влияния, своих интересов. Что же касается отношений между негосударственными организациями, то они, как правило, строятся на принципах равноправия и сотрудничества. Существуют различные теории международных отношений, и подхода к решению проблем международных отношений. В последние годы весьма существенно разработана концепция национальных государственных интересов. К ним относят национальную безопасность, связанную с: 1 — обороной страны, 2 — экономическими интересами, 3 — позицией на мировом рынке и защитой внутреннего рынка.
Задачей международных отношений является создание стабильной системы международной безопасности, обеспечение безопасности и защищенности человека. В международных отношениях главным субъектом являются государства
(около 200 государств, из них 185члена ООН). Каждое государство защищает свои национальные интересы. Обычно выделяют две формы выражения и защиты нац. интереса в международных отношениях: традиционную, когда функции защиты нац. интересов целиком принадлежат государству, современную, когда проблемы отстаивания нац. интересов все в большей мере реализуется международными организациями и неправительственными структурами.
Современные международные организации делятся на 3 основных типа: межправительственные (межгосударственные), неправительственные организации и транснациональные корпорации (ТНК):
В современном мире международные организации являются основным организатором общения государств, но роль транснациональных компаний возрастает, многие из них действуют уже поверх голов правительств.(Подтверждение этому —недавние кризисы фондовых рынков то в одном, то в др. регионе, что не в последнюю очередь связано с перетоками финансовых ресурсов.) Современная система международных отношений складывается исходя из национальных интересов государств (которые можно условно поделить на: ведущие страны семерки, развитые страны партнеры семерки (типа Швеции, Дании и т.д.), и остальные), а также из интересов их союзов и блоков. При этом просматривается тенденция доминирования США не только в рамках НАТО, но и во всех регионах мира. Европейское сообщество в какой-то мере сопротивляется этому, пытаясь усилить роль ОБСЕ (созданием сил быстрого реагирования), но основным противником укрепления влияния США является Россия (хотя экономически ослабленная, теряющая влияние на постсоветском пространстве и в восточной Европе, но сохраняющая частично прежний военный и политический потенциал). Огромное влияние оказывают на современные международные отношения глобальные организация ООН, региональные организации —НАТО, ОБСЕ, ЕС, субрегиональные АСЕАН, отраслевые
ОПЕК, межправительственные организации и международные неправительственные организации, в том числе мощные транснациональные корпорации. Все больший вес в международных отношениях приобретают финансово-экономические организации — МВФ, Всемирный банк, региональные экон. организации типа АТЭС
(Азиатско-тихоокеанское экономическое сообщество), АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной Азии), Латиноамериканская Ассоциация, а также ряд отраслевых экономических группировок, самая важная из которых - Организация стран - экспортеров нефти ОПЕК. Расширение участия в международных многосторонних организациях — это путь интеграции в мировое сообщество.
Международные отношения строятся в соответствии с международным правом.
Принципы международного права выполняют две функции: способствуют стабилизации международных отношений, ограничивая их определенными нормативными рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике международных отношений, и таким образом способствуют их развитию. Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе (Организации объединенных наций). Теоретически международные отношения строятся в соответствии с принципами ООН, хотя на практике возникает их различная трактовка (как в случае косовского конфликта): принцип суверенного, государств, неприменения силы и угрозы силой, принцип нерушимости государственных границ, принцип территориальной целостности государств, принцип мирного разрешения международных споров, принцип невмешательства во внутренние дела, принцип всеобщего уважения прав человека, принцип самоопределения народов и наций, принцип сотрудничества, принцип добросовестного выполнения международных обязательств. Постепенно на Западе складывается новый подход, основанный на примате космополитических прав человека над международным правом, опирающимся на фундаментальную категорию государственного суверенитета. Существует расхождение, если не прямое противоречие, между правилами мирового порядка, положенными в основу Устава
ОООН и правами, сформулированными во Всеобщей декларации прав человека – второй опоре мироустройства. Устав запрещает применение силы, нарушающее государственный суверенитет. Декларация же защищает права индивидуума от государственного подавления. Проблема «гуманитарного вмешательства» проистекает из этого расхождения. В этот «зазор» и «втиснулся» блок НАТО со своей операцией в Югославии.
Современная система международных отношений определяется современной ситуацией сложившейся в мире или «новым порядком». С выходом в свет книги голландского ученого Яна Тинбергена «Пересмотр международного порядка» это понятие прочно вошло в научный оборот. С тех пор концепция «нового порядка» в международных отношениях, которая включает в себя три аспекта: экономический политический и информационный – стала предметом изучения многих исследователей. Характерные черты современности:
Мир находиться в переходном состоянии от биполярного к многополюсному или иному устройству, например, доминированию США. До распада СССР в геополитическом отношении существовал биполярный мир — главный стержень системы международных отношений являлось противоборство России и США.
Современный мир называют постбиполярный — характеризуется переходным состоянием. В настоящее время в геополитике существует 2 основных тенденции: американская идея униполярного мира (т.е. одно государство лидер
— гегемон) и китайская идея многополярного мира (много сильных государств — между ними равноправное сотрудничество). Существуют и др. идеи, например, геополитическая идея европейских новых правых —объединение континентальной
Европы против США. Существует предположение (Хантингтон) что на смену борьбы капитализма и коммунизма выходит конфликт культурных общностей. Как свидетельствую события последних лет, мировой политический процесс развивается в направлении создания нового мирового порядка, что связано: с ликвидацией биполярной системы международных отношений (роспуске СЭВ и
Организации Варшавского договора; продвижением НАТО на восток, с провозглашением принципа «Партнерство во имя мира» в отношениях стран НАТО и бывших Европейских членов мировой социалистической системы. экономическим и политическим ослаблением России, усиление позиций США и НАТО в Восточной Европе и на постсоветском пространстве. Первыми вступили в НАТО Польша, Чехия и Венгрия. Сейчас 19 стран члены НАТО, конечно паритета с одной Россией быть не может. Все это создает объективную и реальную возможность ориентации мирового развития и сообщества на одного лидера – США или ограниченную группу государств с ними во главе. Это стало особенно ясно во время трагических событий в Югославии, где США через НАТО беспрепятственно проводят свою линию внешней политики, пользуясь поддержкой ООН и оттесняя Россию на второстепенные позиции.
Распад социалистических государств сопровождался возникновением региональных конфликтов, которые используются США и НАТО: для продвижения и закрепления на новых геополитических плацдармах и рубежах (Косово, Закавказье), для демонстрации мощи и проверки в боевых условиях технических новинок
(Косово).
Передел мира сопровождается всплеском сепаратизма и международными конфликтами. Мировое сообщество дезориентировано и для подавления региональных конфликтов использует взрывоопасной смесью из показного гуманизма и явно избыточного силового давления.
Многие международные конфликты порождают террористические акты, причем не только на конфликтной территории, но и в др. странах. Примером может служить деятельность Курдской Рабочей партии. Борьба длится уже 15 лет и унесла жизни 35 тыс. людей. Международный терроризм в условиях переходного миропорядка — это угроза всему миру. Многие события последнего времени, в том числе на Северном Кавказе, заставили еще более пристально взглянуть на проблему международного терроризма (МТ), в настоящее время происходит интернационализация и даже глобализация терроризма. Общий "бюджет терроризма" в мире сегодня составляет, по разным оценкам, от 5 до 20 млрд. долл. в год. Терроризм превратился в крайне выгодный бизнес уже не местного, а глобального масштаба, в особый "узаконенный" вид деятельности, с развитым "рынком труда и приложения капитала". Имеют место масштабный перелив вооружений и спецтехники посредством нелегальных поставок, переток боевиков, осуществление их подготовки в спецлагерях, обмен опытом и т.д.
Многократно возросла оснащенность МТ самыми современными средствами, включая информационные, и соответственно возможность по нанесению непоправимого ущерба миропорядку, международной стабильности.
Накоплены запасы невиданного по своей мощи оружия массового поражения, происходит глобализация проблем международной политики. В условиях, когда старого порядка в значительной мере уже не существует (распалась мировая система социализма, распалась сверхдержава СССР и т.д.), а нет четкого новый мирового порядка возник беспорядок в мировой политики. Возникла реальная угроза расползания ядерного оружия.
Нынешняя ситуация характеризуется ростом в мире социально-экономических, даже межцивилизационных противоречий, противостоянием мирового Севера и мирового Юга. Наиболее экономически развитые страны завершают индустриальную фазу развития и переходят к постиндустриальному развитию, характеризующемуся скачком производительных сил на базе электроники, информатики и энергосберегающих технологий. Еще сильнее отдаляются друг от друга (по интересам, возможностям, средствам самовыражения) "мировой север", ядро современной промышленно-информационной цивилизации, с одной стороны, - и «мировой юг» — геостратегическая периферия (ГСП), с другой.
Однако после краха биполярного мира ГСП перестала привлекать столь пристальное внимание в качестве арены противостояния, как ранее (новые два миллиона погибших за год в Центральной Африке могут остаться как бы незамеченными мировым сообществом). На самой ГСП конфликтность иметь перманентный характер, как под влиянием экономических проблем, так и (все в большей степени) под влиянием растущих межэтнической и межконфессиональной нетерпимости и розни. В международном сообществе сложилось крайняя неравнозначное социально – экономическое положение: в развитых государствах и странах, сравнительно недавно вступивших на путь самостоятельного развития. Так, в экономически развитых странах около 16% населения планеты производят более 60% мировой промышленной продукции. В то же время в развивающихся странах – 50% населения около 15 % продукции. Уровень национального дохода на душу населения имеет очень разнородную картину. В беднейших странах с населением 2.5 млрд. человек, он равнялся 350 долларов в год.(Азия — Лаос, Бангладеш, Бутан, Камбоджа, Мьянму, Афганистан; Африка
— Мозамбик, Чад, Заир, Эфиопия, сомали, Гвинея, ЦАР; Латинская Америка —
Гаити) В самых богатых превышает 7000 в год (Франция, Австрия, Нидерланды,
Великобритания, Италия, США, Швеция, Япония, ФРГ, Швейцария, ОАЭ и др.
Беднейшие страны на сегодняшний день имеют следующий комплекс проблем: более 700 миллионов голодающих, 1.5 млрд. человек практически лишены квалифицированной медицинской помощи, 350 млн. неграмотных, 1 млрд. человек не имеют нормального жилья. При этом разрыв в жизненном уровне наиболее богатых и бедных стран увеличивается.
20 век заканчивается в условиях усиления на мировой арене одной сверх державы США. Распад СССР, внутренние проблемы второй экономически мощной страны — Японии и дорогая цена Германии за объединение немецких земель — все это предопределило усиление положения США в мире. Результатом новой расстановки сил в мире и ослабления роли России уже стали бомбардировки
Ирака и Югославии, вопреки решения Совета Безопасности ООН (против бомбардировок Ирака голосовали Россия, Франция и Китай). США предлагает пересмотр важнейших договоров по противоракетной обороне.
Косовский кризис стал концом послевоенной эпохи, когда противостояние двух мировых держав создавало глобальную "систему сдержек и противовесов", в которой было место договоренностям и дипломатии. Исчезновение одной из этих держав не просто породило "однополярный мир" - оно сделало дипломатию избыточной и сняло все ограничители для применения грубой силы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты