Регионология 30 вопросов
p>23.Международные отношения в Южной Азии.
ЮЖНАЯ АЗИЯ, область в Азии, охватывающая п-ов Индостан с близлежащими островами, Бангладеш, Бутан, Индия, Мальдивы, Непал, Пакистан, Шри-Ланка.
Иногда в состав Юж. Азии включают страны ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ, Бруней,
Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд, часто Филиппины
Регион Южной Азии — очень непростой регион, где перекрещиваются и экономические и геополитические интересы глобальных и региональных субъектов международных отношений: как признанных ядерных держав — постоянных членов СБ ООНВ (США, Китай, Россия) так и непризнанных (Индия,
Пакистан). Индия — Пакистан —между этими странами идет давняя непримиримая борьба за влияние в регионе, обостряемая большим количеством проживающих в
Индии мусульман. Международные отношения в Южной Азии всегда складывались не только в зависимости от отношений самых крупных государств этого региона, Индии и Пакистана, но и в зависимости от расстановки сил в мире. В годы холодной войны Индия ориентировалась на СССР, Пакистан — на Запад.
Россия была и остается азиатской державой, имеющей геополитические интересы в Южной Азии как и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Здесь перед
Россией открываются, прежде всего, новые рынки оружия, сырьевых и промышленных товаров. После крушения двухполюсного мира Вьетнам, Северная
Корея, да и Индия в какой-то степени потеряли свою былую значимость как союзники России, а Южная Корея и Пакистан — как союзник США. После раскола
Пакистана и образования исламского государства Бангладеш (индийские войска способствовали в 71г его созданию) Индия стала самым сильным государством в
Южной Азии. СССР в те времена рассматривал это как свой успех в холодной войне. Напряженность сегодня в этом регионе во многом обусловлена противостоянием Индии и Пакистана из-за территориальных споров.(Территории
Джамму и Кашмира разделены государственной границей между Индией и
Пакистаном). Так, самолеты ВВС Индии в мае 1999 г. нанесли ракетные удары по территории занятой боевиками проникшими со стороны Пакистана. Со стороны
Пакистана не один год не прекращаются артиллерийские обстрелы индийской стороны, с целью вызвать Индию на ответные шаги. Этот конфликт Индии и
Пакистана — очаг возможной войны между странами, имеющими ядерным оружием.
В Индии удалось установить достаточно сравнительно стабильное демократическое государство, этофедеративное государства с 25 штатами, созданными по национально-территориальному принципу и многими внутренними проблемами (рост населения, межнациональное, конфессиональное и политическая напряженность). Но тем не менее в Индии не было вооруженных переворотов. В Пакистане в очередной раз произошел военный переворот. В результате возможно новое противостояние Пакистана и Индии. Несколько спала напряженность в отношениях между Индией и Китаем, у которых сохранились разногласия по поводу пограничных территорий. У Индии есть претензии к
Китаю из-за китайской военной помощи Пакистану. Индия утверждает, что ее ядерное оружие и недавно проведенные его испытания — это средство сдерживания военной угрозы со стороны Пакистана, обладающего таким же оружием. Международное сообщество объявило экономические санкции против
Индии после испытаний, существуют ограничения в торговле с ней в области высоких технологий, но не в обычной торговли. Индия претендует на признание ее ядерной державой и на постоянное членство в СБ ООН
Во внешней политике Индия придерживается политики неприсоединения к военным блокам, является членом ООН, МВФ, Всемирного банка. Индия традиционно является активным партнером России в двусторонних отношениях. В плане обеспечения российской военной и военно-политической безопасности в Азии индийский фактор выступает, по крайней мере, в двух аспектах. Во-первых, традиционно Индия является одним из наиболее значимых партнеров России в сфере военно-технического сотрудничества, крупным потребителем российской военной техники. Индия постоянно ощущает прессинг со стороны США. В этих условиях, учитывая характер отношений с Пакистаном, делается упор на наращивание обычных видов вооружений, хотя и здесь для Индии действует ряд ограничителей, есть определенные трудности с закупками вооружений, например, в США. Безусловно, действует и тот фактор, что Индия традиционно рассматривается как союзник России в регионе, и почти 60% основных видов вооружения в Индии - это «советские» образцы. Разрушение биполярного мира сильно отразилось как на позициях самой Индии, так и на ее роли формировании военно-политических структур. Безусловно, в период противостояния двух лагерей ей придавалось более важное, нежели сейчас значение как системообразующего звена в военно-политических процессах в
Южной Азии. Затем же Индия оказалась как бы отсеченной от главных ареалов формирования новых центров силы в АТР, что частично снизило на какой-то период высокую заинтересованность в ней других государств. С другой стороны, то же самое прекращение соперничества способствовало появлению военно-политического вакуума в регионе, что обострило соперничество на субрегиональном, локальном уровне. У Индии стала в последнее время более отчетливо проявляться ранее свойственная ей куда в меньшей степени функция регионального центра силы. В этих условиях, если ставить задачей упрочение и расширение военно-политических связей с Индией, Россия будет способна, видимо, делегировать ей часть своих функций в регионе, а именно на обслуживание и модернизацию военной техники российских образцов, в частности, в странах АСЕАН, если российские вооружения смогут закрепить свой прорыв на данный рынок. Особо заинтересована Россия в сохранении Индии в качестве приоритетного геополитического партнера, обеспечивающего определенный баланс сил в Азии. Во всяком случае, Индия остается одним из основных покупателей российских вооружений.
В отличие от Индии в Пакистане неоднократно происходили государственные перевороты и устанавливались военные режимы, последний произошел в 99г.
Пакистан член ООН и МВФ. Значимость этого государства в этом регионе велика из-за наличия у нее ядерного оружия и противостояния Индия — Пакистан.
Определенный интерес для России это государство может представлять с точки зрения влияния на Афганистан, и на среднеазиатские государства бывшего
СССР, для которых он может служить коридором с выходом в южном направлении
(и тем самым быть проводником не только исламского, но и американского влияния). Движение Толибан, успешно воюющее в Афганистане зародилось на территории Пакистана. В отношении Пакистана и США можно сказать, что в случае победы талибов в Афганистане наряду с очевидными преимуществом произойдет усиление влияния Пакистана и США, но можно для них усмотреть и возможные негативные последствия в случае выхода движения из-под их контроля. Для США это будет означать откат назад, потерю влияния, а для
Пакистана может кончиться еще хуже — есть опасность, что, освободившись от пакистанского влияния, талибы снова поднимут вопрос о “великом
Пуштунистане”, т.е. о присоединении к Афганистану зоны свободных племен в
Северо-западной Пограничной провинции Пакистана и пакистанском
Белуджистане. Пакистан вызывает всеобщую обеспокоенность «автономностью» своих ядерных приготовлений и излишней лояльностью к исламским экстремистам, что сдерживает сближение Пакистана с США и отчасти делает его
«чужаком» для многих в Азии. Недавний переворот в Пакистане может повлиять на ситуацию на Кавказе. Т.к. поводом для пакистанских военных послужило недовольство недостаточностью поддержки Пакистана воюющих в Кашмире моджахедов. После прихода военных к власти в Пакистане связи с афганскими радикалами станут еще теснее. Это может привести к активизации глобального конфликта между исламским и западным миром.
Юго-восточной Азии Еще один относительно новый складывающийся центр силы в
Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) - это семерка стран Ассоциации стран
Юго-Восточной Азии (АСЕАН), основана в 1967 в составе Индонезии, Малайзии,
Сингапура, Таиланда, Филиппин, Бруней. Цели экономическое, социальное, культурное и политическое сотрудничество. С сер. 80-х гг. предпринимаются шаги по созданию в регионе зоны мира и нейтралитета, а также безъядерной зоны. Члены АСЕАН начинают в последнее время приобретать большую самостоятельность в своем влиянии на расстановку сил региона. Аналитики считают, что именно динамизм стран АСЕАН и их стремление к проведению независимой региональной политики во многом активизировали деятельность сил, заинтересованных в формировании кризисной ситуации в экономической и финансовой сфере в АТР. Но с геополитической точки зрения для России в первую очередь значимо то, что страны АСЕАН проявляют большую заинтересованность в поддержании баланса сил в АТР, при этом оппонентами этой группировки являются те же страны, в геополитической сдержанности которых заинтересована и Россия. Характерной особенностью стран АСЕАН является тот факт, что в условиях распада биполярного мира большая их часть стала довольно активно наращивать свои военные потенциалы, не полагаясь более, как в прежнее время, лишь на защиту США. Россия продает вооружение
Малайзии, Индонезии. о поставке туда авиационной и бронетехники. Но разразившийся в 1997 году финансовый кризис в очень сильной степени затронул все страны АСЕАН, и это может подтолкнуть их как к более тесному сплочению, в том числе и на базе военного союза, так и к большей раскрытости в экономическом и политическом отношении в сторону США, обеспечить их более тесную привязку к американской политике в регионе.
Одним из самых крупных факторов политики в юго-восточной Азии в последнее время оказывается так называемый "желтый ислам", наиболее явственно представленный в нарастании активности главных исламских членов АСЕАН -
Малайзии и Индонезии. Существенно, что США являются основным неофициальным коспонсором взращивания мощи АСЕАН и выстраивания его все более откровенной антикитайской политики (в том числе за счет вовлечения в блок сильного регионального антагониста Китаю - Вьетнама). Использование исламских инструментов против Китая проявлено уже вполне отчетливо. На юго-востоке это использование выражается в начинающемся "отдавливании" китайцев- иммигрантов ("хуасяо") из ряда исламских стран региона за счет политической и экономической дискриминации. На западе и юго-западе главным инструментом давления на Китай оказывается исламская радикализация уйгурских национально- сепаратистких групп в Синьцзяне, проводником которой в последнее время оказывается Пакистан.

24.Международные отношения на Ближнем и Среднем Востоке.
СРЕДНИЙ ВОСТОК, обозначение стран Ближнего Востока вместе с Ираном и
Афганистаном. БЛИЖНИЙ ВОСТОК, территория на западе Азии и северо-востоке
Африки, на которой расположены Египет, Судан, Израиль, Иордания, Ирак,
Сирия, Ливан, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия,
Йемен, Кувейт, Катар, Бахрейн, Кипр, Турция. Государства входят в различные международные организации: ООН, МВФ, ОПЕК, Лигу арабских стран. Ближний и
Средний Восток являются ареной столкновения территориальных, экономических и геополитических интересов глобальных и региональных субъектов международных отношений, как ядерных держав — постоянных членов СБ ООНВ
(США, Россия) так и имеющих ядерные амбиции (Израиль, Ирак). Ближний Восток в недалеком прошлом был полигоном выяснения отношений между Москвой и
Вашингтоном. Союзниками США в этом регионе являются Израиль, Саудовская
Аравия и Турция (член НАТО). Государства недружественные США: Ирак, Иран,
Ливия, Сирия. С началом войны в Афганистане основной центр наркобизнеса переместился в т.н. треугольник исламского “Золотого полумесяца” (Иран,
Афганистан, Пакистан). Это регион противостояния между западной и исламской цивилизациями. Здесь возрождается тюркизм под патронажем Турции, исламизм под патронажем Саудовской Аравии. Сейчас этот регион имеет огромное значение по причине его геополитического положения, огромных запасов энергоносителей (нефти и газа), возрождения ислама и многих направлений экстремиских исламских течений, в том числе и международного терроризма. В числе подобных организаций: палестинское фундаменталистское движение ХАМАС,
Комитет защиты законных прав в Саудовской Аравии, «Талибана» на территории
Афганистана, Движение за свободу Бахрейна. Среди нефундаменталистских организаций - Организация моджахедов иранского народа и Курдская рабочая партия. Экстремистские организации устраивают террористические акты по всему миру, готовят боевиков в своих лагерях на территории Палестины, и
Ливана. По мере усиления позиций радикального ислама в странах Ближнем
Востоке, все яснее перспективы его продвижения вглубь Африки. Все острее становятся угрозы со стороны радикального ислама в отношении стран Европы.
Это может привести к активизации глобального конфликта между исламским и западным миром. Союзником США против исламской консолидации всегда выступал
Израиль с его опытом противостояния исламскому радикализму. Важнейшим фактором, мешающим консолидации исламского мира, оказывается наличие в исламе разных толков (прежде всего суннизма и шиизма). Наличие на пути преимущественно суннитской "исламской дуги" Евразии шиитского Ирана также является серьезным препятствием его распространения. Далее, внутри сунны очень крупной проблемой всегда была конкуренция за религиозное лидерство, династические, межстрановые, этнические и кланово-племенные противоречия, а также проблема "разделенных народов". В качестве примеров достаточно указать Курдистан, Белуджистан, конфликты между Ираком и Иорданией,
Кувейтом, Сирией, между Турцией и Сирией, Ливией, между Саудовской Аравией и Алжиром, Суданом и т.д. Наконец, очень острыми нередко оказываются конфликты за ресурсы, и в первую очередь за нефть (в том числе в смысле экспортных квот) и за воду. Хорошо известно, например, противодействие стран ОПЕК снятию санкций с Ирака, что неизбежно резко понизило бы доходы каждой из нефтедобывающих стран; не менее известен конфликт между Турцией и
Сирией и Ираком за воду Евфрата и Тигра; противоречия нефтедобывающих стран
Персидского Залива, Турции, Ирана и т.д. в военно-политических, дипломатических и экономических играх вокруг разработки нефтяных месторождений Каспийского бассейна и экспортных трубопроводов из этой энергетической кладовой. Указанные факторы создают в этом регионе высокий фон внутренних и внешних противоречий и антагонизмов, позволяющий легко
"конструировать и программировать" различные конфликты. А современная эпоха с распадом биполярности и временной американской гегемонистской
"униполярностью" мира дает для такого манипулирования дополнительные возможности. В США отрабатывается опробованный в Израиле принципа "мир в обмен на территорию". Этот емкий принцип начинают примерять и к ряду застарелых конфликтов в арабском мире. Подобный принцип действовал в отношении Ирака, когда США сами определяют виновное государство и меру наказания, а также приводят в исполнение приговор - несомненна. Сначала в нужном месте запускается вооруженный конфликт, затем государственность дробится при помощи легализуемого сегодня принципа "мир в обмен на территорию". А для тех, кто не согласен с дипломатическим подходом нового типа и продолжает настаивать на принципе территориальной целостности - уже готов прецедент не санкционированного никакими международными органами вооруженного вмешательства сильного.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты