Регионология 30 вопросов
p> Казахстан наиболее экономически развитое государство среди прочих.
Стремиться стать региональной супердержавой. Проводит самостоятельную политику. Обладает всеми необходимыми ресурсами (руда, зерно, нефть) для торговли с мировым сообществом. Однако в силу своего пограничного положения с Россией ей выгодней торговать с ней. Зерно традиционно продавалось в
Россию так же как и руда, поэтому легче торговать с Р чем искать новые рынки. Нефть и газ Казахстана интересует западных партнеров, но транспортировка опять осуществляется через Р. Среди существующих вариантов прокладки новых трубопроводов наиболее экономически выгодным является северный вариант через территорию Р. Поэтому Казахстан вынужден экономически ориентироваться на Россию. Кроме того нельзя не учитывать и фактор русского населения, компактно проживающего на севере Казахстана.
Одна из причин переноса столицы — укрепление власти в северных районах населенных русскими. Периодически происходят охлаждение в отношениях с
Россией и трения по поводу эксплуатации Байконура.
Туркмения наиболее обособленное государство, проводит нейтральный курс, ввела визовый режим со всеми странами СНГ. В области военно-политического сотрудничества с Россией не участвует. Туркмения провозгласила принцип самообеспечения в экономике, опоры на собственные силы. Туркмения третья страна в мире по запасам газа, но является заложницей своего географического положения — единственный газопровод проходит через Россию.
Москва как монополист предпочитает продавать в Европу свой газ, а Туркмении остается продавать газ странам СНГ. Туркмения около двух лет тому назад почти была загнанна в угол позицией Газпрома, который лишил ее возможности транспортировки газа через российскую трубу. Она искала возможности новых путей транспортировки. Теперь под патронажем США это стало возможным.
Туркмения, Азербайджан, Грузия и Турция подписали соглашение о строительства ТрансКаспийского газопровода для транспортировки в Турцию туркменского газа с участием американских фирм. Он явно направлен против российско-турецкого проекта "Голубой поток". Россия вдруг прозрела, поняла, что транспортировка туркменского газа выгодна. Но Туркмения (по заявлению властей) не занимает позицию обиженной стороны и с пониманием относиться к трудностям Р. и надеется на возвращение Р в экономическое поле Т на основе встречных интересов. Туркмения придерживается позиции многовариантности и экономической целесообразности в вопросе доставки газа.

Страны этого региона идут примерно одним путем - к авторитарно- клановой власти, держа дистанцию от Москвы, а также опасаясь роста исламского влияния. После распада СССР постсоветские народы искать новые ориентиры, главными из которых для Средней Азии и восточного Закавказья не могли не оказаться ислам и тюркизм. Разумеется, здесь не обошлось без внешних влияний, в прессе подробно описан процесс реанимации исламских и этнических (прежде всего тюркских) ориентаций советских окраин, который, руководствуясь тезисом Бжезинского о "мягком исламском подбрюшье России", осуществляли наши геополитические оппоненты. Туркмения сейчас достаточно устойчива к исламскому фактору, благодаря сильному президенту. Именно и только авторитет Туркменбаши стабилизирует межплеменные и межклановые отношения, обеспечивая относительный баланс сил и интересов. В узбекистане несмотря на определенную дань мусульманским ритуалам, президент очень бдительно отслеживает любые проявления исламизма и отсекает попытки его политического становления. Но именно на территории Узбекистана находятся самые древние, мощные и вовсе не пассивные исламские центры (Коканд,
Фергана, Андижан в Ферганской долине, а также Бухара, Самарканд, Хива). Уже очень хорошо известно, что эти центры имеют прочные и отлаженные связи с дальним исламским зарубежьем. Огромна роль радикального ислама в таджикской трагедии. Противостояние саудовского ваххабизма и местного народного ислама, осложненное регионально-клановыми антагонизмами, специалисты признают главным фактором, создавшим этноклановый раскол. В Киргизии одним из главных факторов политической неустойчивости власти, помимо экономических трудностей, является нарастающий разрыв ориентаций между
Севером и Югом. При этом частично "евангелизированнный" за последние годы западноевропейскими протестантими) Север оказывается в конфронтации с исламизированным Югом. Казахстан из всех республик региона, пожалуй, исламизирован в наименьшей степени. Глубокое влияние ислама налицо лишь в южных областях, и прежде всего исторически и этнически связанные с узбеками. Однако при этом, несмотря на то, что Коран был переведен на казахский язык лишь в 1992 году, на всей территории республики за последние годы активно действует множество исламских организаций, управляемых из
Турции и Саудовской Аравии, строится большое количество мечетей. При усилении влияния ислама влияние России будет ослабевать. Потенциальную опасность для России представляет и захват талибами северного Афганистана, вплотную примыкающего к центрально-азиатским республикам СНГ, что грозит вылиться, мощным взрывом исламского фундаментализма и радикализма. В августе 99г на юг Киргизии вторглись исламские боевики, затем нападение боевиков на милицию в Узбекистане. Плацдармом религиозных экстремистов является Афганистан, где 20 лет продолжается гражданская война, превратившая страну в полигон, где готовят террористов и находят приют международные террористы и экстремисты, где выращивание и продажа наркотиков стали основными источниками существования. Угроза распространения религиозного экстремизма на постсоветском пространстве вынуждает Россию и страны Центральной Азии уделять большее внимание этим вопросам.

7.Балтия и Россия

Отношения между странами Балтии (Латвия, Литва, Эстония) и Россией после распада СССР складывались под влиянием двух моментов: Россия пытается играть ведущую роль; страны Балтии — дистанцироваться от России. Страны
Балтии не смотря на ее вхождение в СССР, всегда были ближе к Европе, они еще не полностью утратили демократические традиции довоенной досоветской жизни и им было легче приобщаться к демократическим ценностям. В настоящее время в республиках уже по сути функционирует рыночная экономика, существуют все демократические структуры, они все ближе приближаются к европейским стандартам. В конце 99г принято решение о принятии в ЕС Эстонии и о присвоении официального статуса кандидатов в ЕС Латвии и Литвы.
Намерены вступать в НАТО для обеспечения своей безопасности. Россия считает, что вступление их в НАТО может дестабилизировать обстановку в этом регионе и повернуть вспять установившиеся добрососедские отношения.
Президентом Латвии впервые выбрана женщина, к тому же ранее имевшая канадское гражданство. На выборах президента в Литве победил бывший гражданин США. Существует мнение, что идет борьба между Европой (прежде всего Германией) и США за страны этого региона. Если после распада СССР страны Балтии выступали едино по отношению к проводимой Россией политике экономического давления, то сейчас складывается впечатление, что в своем стремлении опередить конкурентов за право вхождения в европейские структуры в этой зоне все больше каждый старается играть за себя. Проблемы, которые мешают сближению стран Балтии — территориальные претензии между соседями
(хотя с Россией таких претензий не осталось); споры по поводу шельфа с возможными нефтяными месторождениями; по поводу рыбных промыслов; идет состязание за вступление в Европейский союз; не отменены таможенные барьеры
(хотя режим безвизовый). Наметилось обособление Литвы как беспроблемного соседа России (русское население менее 10% и проблем в основном нет).
У каждого государства свои цели и интересы в политики, зачастую они противоречивы. Но есть ряд моментов, которые сближают эти цели и интересы:
1. Политические интересы, связанные с безопасность. Эти интересы различны — с одной стороны планы стран Балтии на будущее, связанные с Европейским союзом и НАТО; с другой стороны противодействие России вхождению этих стран в НАТО. Россия разделяет стремление стран Б войти в мировое сообщество, но протестует против стремления войти в НАТО, Страны Балтии видят возможность обеспечения своей безопасности только в союзе с НАТО, что не может не осложнять отношения с Россией т.к. НАТО приближается к границам Р. Но необходимо мирным путем увязать воедино во многом противоречивые интересы.
2. Экономические интересы. Страны постсоветского пространства имеют не только общую историю, общие хозяйственно-экономические связи. Государства соединены системой магистральных трубопроводов - это хорошая основа для экономического взаимодействия. Страны Балтии и Россия взаимно заинтересованы друг в друге с точки зрения рынков сбыта, т.к. их продукция (за исключением сырья) слабо конкурирует с западными образцами.

Страны Балтии строят свои отношения с Россией и между собой на основе уважения суверенитета этих стран, сотрудничества в решении общих проблем.

Активно развивают контакты стран Балтии со Скандинавскими странами.
Проблемой для стран Балтии остаются права человека (особенно права русского населения в странах Балтии) — это повод для претензий со стороны Р и мирового сообщества. Если в первые годы отношения стран Балтии и России сохраняли напряженность, то теперь большинство территориальных и других проблем урегулировано, кроме проблемы русскоязычного населения, которая обостряется время от времени. В ряде случаев русскоязычное население остается заложником межгосударственной политики. В странах Балтии сильно затруднено получение гражданства для русскоязычных. В Эстонии 200 тысяч не имеют гражданства. В Латвии русскоязычные составляют 1/3 населения, на них распространяется частичное ограничение на трудоустройство, затруднена процедура получения гражданства.
Основной задачей внешней политики России является усиление влияние России в странах Балтии с целью укрепления собственной безопасности, защиты своих экономических интересов и обеспечение прав русских в этом регионе через сотрудничество со всеми странами Балтии.

8.СНГ на рубеже 21 века.
После распада СССР на отдельные независимые государства, большинство из них
(кроме стран Балтии) образовали Содружество Независимых государств с целью восстановления в новых условиях экон. и культурно-исторических связей. В декабре 1991г. было подписано Минское соглашение лидерами 3 славянских республик (России, Белоруссии, Украины) о создании СНГ, затем присоединились 5 азиатских. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности. В 1993г. принят устав СНГ. В настоящее время в состав СНГ входят 12 стран страны, подписавшие и ратифицировавшие 2 документа: Минское соглашение и Алма-Атинский протокол. Каждая из стран СНГ проводит самостоятельную экон. политику, имеет свою денежно-финансовую систему.
Странами СНГ подписано соглашения о принципах и механизмах обслуживания внешнего долга СССР, таможенном режиме, о единой системе сообщения, созданы структуры внешнеполитических консультаций и военного взаимодействия. Всего подписано более тысячи договоров, но они в основном остались протоколами о намерениях. За эти годы было создано несколько десятков органов СНГ. Они делятся на уставные и отраслевые (специализированные). К основным органам относятся: Совет Глав государств, Совет Глав правительств, Межпарламентская
Ассамблея, Совет Министров иностранных дел, Совет министров обороны,
Межгосударственный экономический комитет, Совет командующих пограничных войск, Совет министров внутренних дел, Исполнительный секретариат. Но эффективно работающей структуры органов СНГ нет. Решения руководителями органов принимаются на основе консенсуса всех заинтересованных сторон.
Каждое государство имеет право заявить о своей незаинтересованности.
Консенсус достигается между органами подписывающими этот документ. 2 апреля
1999г. подписаны Декларации о об основных направлениях развития СНГ.
Выработаны положения об Экономическом совете и Исполнительном комитете СНГ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты