Курдистан; Бирма).
Зоны политической нестабильности в современном мире характеризуются периодически возникающими конфликтами. Конфликт (от латинского — столкновение) означает столкновение двух разнонаправленных сил с целью реализации их интересов. Субъектами региональных конфликтов могут выступать как регионы, так и их части, страны, группы стран и т.д. Конфликты затрагивают различные интересы: экон., полит., соц., нац., терр-ные, конфессиональные. Региональные конфликты в мире не прекращаются на протяжении всей истории человечества. В последние годы в различных частей света полыхало пламя более 40 вооруженных конфликтов: в Афганистане,
Ближнем Востоке, Югославии, Анголе, Сомали, Грузии, Азербайджане, Армении,
Афганистане, Таджикистане, Узбекистане, Кыргызстане, Северо-Кавказском регионе России и других. Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный, межплеменной характер. Они развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями.
Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами. Ближний и Средний Восток являются ареной столкновения территориальных, экономических и геополитических интересов глобальных и региональных субъектов международных отношений, как ядерных держав — постоянных членов СБ ООНВ (США, Россия) так и имеющих ядерные амбиции
(Израиль, Ирак). Это регион противостояния между западной и исламской цивилизациями. Здесь возрождается тюркизм под патронажем Турции, исламизм под патронажем Саудовской Аравии. Сейчас этот регион продолжает оставаться нестабильным из-за неурегулированности многих территориальных вопросов, последствий множества воин, конкуренции за транспортировку и обладание запасов энергоносителей (нефти и газа), возрождения ислама и многих направлений экстремиских исламских течений, в том числе и международного терроризма. В числе подобных организаций: палестинское фундаменталистское движение ХАМАС, Комитет защиты законных прав в Саудовской Аравии,
«Талибана» на территории Афганистана, Движение за свободу Бахрейна. Среди нефундаменталистских организаций - Организация моджахедов иранского народа и Курдская рабочая партия. Экстремистские организации устраивают террористические акты по всему миру, готовят боевиков в своих лагерях на территории Палестины, и Ливана. Крупной проблемой является конкуренция за религиозное лидерство, династические, межстрановые, этнические и кланово- племенные противоречия, а также проблема "разделенных народов". В качестве примеров достаточно указать Курдистан, Белуджистан, конфликты между Ираком и Иорданией, Кувейтом, Сирией, между Турцией и Сирией, Ливией, между
Саудовской Аравией и Алжиром, Суданом и т.д. Наконец, очень острыми нередко оказываются конфликты за ресурсы, и в первую очередь за нефть (в том числе в смысле экспортных квот) и за воду. Хорошо известно, например, противодействие стран ОПЕК снятию санкций с Ирака, что неизбежно резко понизило бы доходы каждой из нефтедобывающих стран; не менее известен конфликт между Турцией и Сирией и Ираком за воду Евфрата и Тигра; противоречия нефтедобывающих стран Персидского Залива, Турции, Ирана и т.д. в военно-политических, дипломатических и экономических играх вокруг разработки нефтяных месторождений Каспийского бассейна и экспортных трубопроводов из этой энергетической кладовой. Указанные факторы создают в этом регионе высокий фон внутренних и внешних противоречий и антагонизмов, позволяющий легко "конструировать и программировать" различные конфликты. А современная эпоха с распадом биполярности и временной американской гегемонистской "униполярностью" мира дает для такого манипулирования дополнительные возможности. В США отрабатывается опробованный в Израиле принципа "мир в обмен на территорию". Этот емкий принцип начинают примерять и к ряду застарелых конфликтов в арабском мире. Подобный принцип действовал в отношении Ирака, когда США сами определяют виновное государство и меру наказания, а также приводят в исполнение приговор - несомненна. Сначала в нужном месте запускается вооруженный конфликт, затем государственность дробится при помощи легализуемого сегодня принципа "мир в обмен на территорию". А для тех, кто не согласен с дипломатическим подходом нового типа и продолжает настаивать на принципе территориальной целостности - уже готов прецедент не санкционированного никакими международными органами вооруженного вмешательства сильного. Проблема Курдистана завязана на многих разнонаправленных геополитических интересах. Курды - один из древнейших народов мира. С Курдистаном связана одна из самых трудных национальных проблем мира. Курдистан —это исторически сложившаяся область проживания курдов, народа иранской группы индоевропейской семьи. Сегодня курды один из этнос мира (около 40 млн. чел) не имеющий государственности. Населенные ими территории входят в состав 4 соседних стран. Первый раздел Курдистана был закреплен между Турцией и Персией в 17 веке. По Лозанскому договору
1923года Курдистан разделили на 4 части — между Турцией (около 20 млн. чел), Ираном (около 9млн), Ираком (около 15 млн.) и Сирией (2 млн.). Эти территории продолжают оставаться нестабильными. Вооруженная борьба курдов за свою независимость, особенно в Ираке и Турции, длится уже несколько десятилетий Примером может служить деятельность Курдской Рабочей партии.
Борьба длится уже 15 лет и унесла жизни 35 тыс. людей. Это постоянный очаг конфликтов по поводу гос. автономии курдов. В ответ правительственные войска проводят жестокие карательные акции, разрушают курдские города, сжигают деревни. В 1992 г жители иракского Курдистана избрали свой парламент, который проголосовал за создание демократического курдского государства на севере Ирака. Но оно не было признано ни Ираком, ни мировым сообществом. США активно вмешиваются в дела Иракского Курдистана, что создавало напряженность в Иранском Курдистане. Турецкие вооруженные силы на своей и соседних территориях ведут борьбу против миллионов турецких курдов, добивающихся автономии. Курдский вопрос много лет тревожит Турцию, особенно с 1984г. Некоторое время Турция не решалась идти на обострение с сильным противником — Ираком, с территории которого курды вели борьбу, использующим не только методы вооруженной борьбы, но и террористические методы. В 95 году Турция провела широкомасштабную военную операцию против курдов на юге
Турции и в северных районах Ирака. После победы НАТО, куда входит и Турция над Ираком, Турция почувствовала свое превосходство, что подвигнула ее на активизацию борьбы против курдов. Некоторые политики Турции считают север
Ирака населенный курдами турецкой провинцией.
Мьянма (Бирма) — государство в Юго-восточной Азии. В 19 веке после трех войн между французской и британской армиями Бирма стала колонией
Великобритании. В 1948г получила независимость. С 1962 года в стране введен военный режим. В результате правления военных Бирма превратилась в одну из беднейших стран мира. В 1990г состоялись первые за 30 лет демократические выборы, победу одержала главная оппозиционная партия, однако военные отказались передать власть. Государство является членом ООН, МВФ.
Многоэтническая страна, каждая этническая группа проживает в своем штате.
Большинство — бирманцы более 60%. Буддисты, христиане, мусульмане, индуисты, язычники.
На севере Шри-Ланки уже много лет идут военные действия между боевиками из организации "Тигры освобождения Тамил илама" (ТОТИ), выступающими за отделение северных, населенных тамилами областей острова, и правительственными войсками, защищающими интересы сингалов - большинства населения страны. И вот за время боев боевики заняли все 10 важнейших городов, жесточайшее поражение правительственным войскам, - впервые за последние пять лет. ТОТИ утверждает, что отказ правительства от услуг международных посредников при проведении переговоров (направленных на прекращение многолетнего межэтнического конфликта. США уже занесли "тигров" в список главных террористических организаций мира. Международный терроризм
(к которому причисляют многие движения ведущую борьбу за независимость и использующие террористические методы) в условиях переходного миропорядка — это угроза всему миру. Прежде всего, мы имеем дело с феноменом интернационализации и даже глобализации терроризма. Общий "бюджет терроризма" в мире сегодня составляет, по разным оценкам, от 5 до 20 млрд. долл. в год. Терроризм превратился в крайне выгодный бизнес уже не местного, а глобального масштаба, в особый "узаконенный" вид деятельности, с развитым "рынком труда и приложения капитала". Имеют место масштабный перелив вооружений и спецтехники посредством нелегальных поставок, переток боевиков, осуществление их подготовки в спецлагерях, обмен опытом и т.д.
Многократно возросла оснащенность МТ самыми современными средствами, включая информационные, и соответственно возможность по нанесению непоправимого ущерба миропорядку, международной стабильности.
Особенно опасны конфликты стран, владеющих ядерным орудием. Так,
самолеты ВВС Индии в мае 1999 г. нанесли ракетные удары по территории
занятой боевиками проникшими со стороны Пакистана. Со стороны Пакистана не
один год не прекращаются артиллерийские обстрелы индийской стороны, с целью
вызвать Индию на ответные шаги. Этот конфликт Индии и Пакистана — очаг
возможной войны между странами, имеющими ядерным оружием. Десятилетие
Афганистан остается горячей точкой мира. Многие десятки национальностей,
населяющих страну, исповедуют самые различные ветви ислама. Пуштуны,
таджики, узбеки, туркмены — суннизм, хазарейцы — шиизм и исламизм,
существуют суфистские ордена. Движение Талибан — наиболее воинствующая
религиозная группировка состоящая из пакистанских воспитанников, оно
пытается навязать свою форму воинствующего ислама всей стране методом
военной силы. После падения промосковского режима Наджибулы последовала
вооруженная междоусобица различных религиозных и этнических группировок.
Все это привело к децентрализации власти, разделило страну на сферы влияния
разных сил, не прекращающимся вооруженным конфликтам, которые нередко
перекидываются на территории Таджикистана. Косовский конфликт перерос в
кризис, повлекший за собой жизни многих людей, разрушение инфраструктуры
Югославии и международную напряженность между Россией и США. Региональные
конфликты необходимо решать полит. методами. США нередко пытаются решить
проблемы силой оружия (как в Ираке и Косово) вопреки решениям Совета
Безопасности ООН, Россия в эти вопросах часто остается в меньшинстве.
Поэтому важно зафиксировать эту принципиальную позицию с Китаем, а затем и
Индией, (несогласие на решение региональных конфликтов методом силы).
29.Югославский кризис.
Распад Югославии вызвал множество терр-ных конфликтов, которые вылились в
военные действия, этнические чистки. Конфессиональные группы являются
участниками конфликтов в Сербии, Хорватии (мусульмане и христиане),
Происходит наложение нац. и полит. фактора. Следует отметить, что процесс
распада Югославии начался с отмены автономного статуса Косово. В1997г на
заседании союзного парламента СРЮ был избран Милошевич. В параллельных
выборах в 1997г в Косово был выбран «президент» Ибрагим Ругова
(непризнанный), который отстаивал мирный путь приобретения независимости.
Косовары (косовские албанцы) могли выбрать до 40 парламентариев из 250
участников союзного парламента (Скупщина), но не участвовали. Т.к. После
ликвидации автономии взяли курс на приобретение независимости. Была
образована Освободительная Армия Косово (ОАК), с ними вели борьбу
вооруженные силы СРЮ, начались этнические чистки. В 1998г наряду с
вооруженными участниками ОАК были уничтожены и мирные жители села Дони-
Обринье. В 1999г началась агрессия НАТО без одобрения Совета Безопасности
ООН. Начался массовый исход косоваров из Косова, подвергнутого
бомбардировкам. (Т. Замятина. Какие права человека. НГ 28.05.99)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20