Мир вступает в эпоху постиндустриального развития. Но современный мир не однороден. Наиболее экономически развитые страны завершают индустриальную фазу развития и переходят к постиндустриальному развитию, характеризующемуся скачком производительных сил на базе электроники, информатики и энергосберегающих технологий. Грандиозный прогресс науки в этих странах очень быстро увеличивает разрыв между ними и развивающимися странами. Значительная часть современного мира оказывается как бы в зоне неразвития (прежде всего Африка и некоторые страны Азии). Значительную часть мировых ресурсов и производимой продукции потребляют развитые страны, оставляя отсталые в нищете, болезнях и войнах. Разрыв между этими странами увеличивается, что является потенциальной угрозой социального взрыва.
Большинство неразвитых стран пытается поправить свое положение за счет варварского использования природных ресурсов. Но природные ресурсы по прогнозам в этих странах будут исчерпаны в начале 21 в. обнищание этих стран и варварское использование природных ресурсов грозят не только им, но и всему миру социально-демографическими, гуманитарными и экологическими катастрофами. Нынешняя ситуация характеризуется ростом в мире социально- экономических, даже межцивилизационных противоречий, противостоянием мирового Севера и мирового Юга. Наиболее экономически развитые страны завершают индустриальную фазу развития и переходят к постиндустриальному развитию, характеризующемуся скачком производительных сил на базе электроники, информатики и энергосберегающих технологий. В результате еще сильнее отдаляются друг от друга (по интересам, возможностям) "мировой север", ядро современной промышленно-информационной цивилизации, с одной стороны, - и «мировой юг» — геостратегическая периферия (ГСП), с другой
(Африка, часть Азии). В международном сообществе сложилось крайняя неравнозначное социально – экономическое положение: в развитых государствах и странах, сравнительно недавно вступивших на путь самостоятельного развития. Так, в экономически развитых странах около 16% населения планеты производят более 60% мировой промышленной продукции. В то же время в развивающихся странах – 50% населения около 15 % продукции. Уровень национального дохода на душу населения имеет очень разнородную картину. В беднейших странах с населением 2.5 млрд. человек, он равнялся 350 долларов в год. (Азия — Лаос, Бангладеш, Бутан, Камбоджа, Мьянму, Афганистан; Африка
— Мозамбик, Чад, Заир, Эфиопия, сомали, Гвинея, ЦАР; Латинская Америка —
Гаити). В самых богатых превышает 7000 в год (Франция, Австрия, Нидерланды,
Великобритания, Италия, США, Швеция, Япония, ФРГ, Швейцария, ОАЭ и др.
Беднейшие страны на сегодняшний день имеют следующий комплекс проблем: более 700 миллионов голодающих, 1.5 млрд. человек практически лишены квалифицированной медицинской помощи, 350 млн. неграмотных, 1 млрд. человек не имеют нормального жилья. При этом разрыв в жизненном уровне наиболее богатых и бедных стран увеличивается.
Однако после краха биполярного мира и «мировой юг» перестал
привлекать столь пристальное внимание в качестве арены противостояния, как
ранее (новые два миллиона погибших за год в Центральной Африке могут
остаться как бы незамеченными мировым сообществом). На самом и «мировом
юге» конфликтность иметь перманентный характер, как под влиянием
экономических проблем, так и (все в большей степени) под влиянием растущих
межэтнической и межконфессиональной нетерпимости и розни.
Определенная часть мирового сообщества особенно и «мировой юг» сегодня (и в
перспективе) не способна ни воспринять взгляды стран "золотого миллиарда",
ни последовать их примеру. Особенно страны исламского мира не принимают
западных ценностей. Можно констатировать, что усиление размежевания и рост
пропасти между богатыми и бедными странами приводит к маргинализации какой-
то части, результатом которой является усиление маргинального экстремизма и
международного терроризма (МТ) в частности исламского (борьба с
"неверными"). Радикальный политизированный ислам есть стал проблемой для
всей южной Европы, и в первую очередь Франции, Испании, Италии, Португалии.
Ситуация противостояния между США и Ираном вполне вписывается в концепцию
т.н. “цивилизационного подхода”, который разрабатывался еще А. Тойнби и в
последнее время вновь введен в научную полемику работами С. Хантингтона. С
этой точки зрения частная проблема конфликта между двумя странами
превращается в глобальную проблему противостояния между западной и
исламской цивилизациями.
Серьезно расширилась в последнее время финансовая база МТ, в том числе за
счет поддержки со стороны маргинальных режимов и ряда религиозно-этнических
общин, причем в первую очередь из развитых, а также нефтедобывающих стран.
Терроризм сегодня - это не только и не столько диверсанты-одиночки и
угонщики самолетов, это мощные структуры с соответствующим оснащением,
способные вести, в числе прочего, диверсионно-партизанскую войну и даже
участвовать в масштабных (по времени, географическому охвату, вовлекаемым
силам) локальных и региональных конфликтах. Печально сознавать, что
современный "передел мира" повышает роль МТ как инструмента политики даже у
вполне респектабельных государств. Так, МТ в ряде случаев используется "на
заказ", в качестве тарана, дестабилизатора для разрушения существующих
структур, балансов, зон интересов, влияния, взаимодействия. С тем, чтобы
впоследствии или самим попытаться заполнить образовавшийся геополитический
вакуум, или встроиться в те или иные региональные структуры в качестве
балансира, миротворца, регулирующей силы в управляемом (в собственных
интересах) конфликте. В результате мы часто видим симбиоз совершенно
разнородных сил, например исламских экстремистов и западных демократий,
которые, каждая преследуя свою цель, участвуют в своего рода разделении
функций и полномочий. Существенная проблема переходного миропорядка -
резкий всплеск политики двойных стандартов, когда в зависимости от
политической конъюнктуры террористы по воле имиджмейкеров превращаются в
борцов за свободу, со всеми вытекающими последствиями для их
идеологической, экономической, дипломатической, военной подпитки извне. К
сожалению, до гармонизации мира, создания подлинного нового миропорядка,
способных снять многие противоречия, в том числе и противоречия Юга и
Севера, пройдет достаточно долгое время, в лучшем случае - десятилетия.
Пока же силы, не способные на конкуренцию, тем более в военно-силовой
сфере, с ведущими странами и их региональными партнерами, пытаются
компенсировать свои слабости "подручными", наиболее дешевыми средствами,
включая и МТ в различных его проявлениях. Надо сказать, что ведущие мировые
державы во многом сами подталкивают их на подобный путь, проводя жесткую
силовую политику в отношении "слабых мира сего" в области экономики,
финансов, дипломатии, в собственно военной сфере. Такую политику ведущих
держав в ряде случаев можно также охарактеризовать как МТ. Это касается,
например, событий на Балканах. Кроме того, в преддверии нового
многополюсного миропорядка многие страны и региональные объединения
пытаются получить для себя наилучшие "стартовые позиции" и привлечь на свою
сторону самых различных партнеров, особенно на геостратегической периферии.
При этом они мало заботятся о благопристойности последних и совместимости,
надеясь на возможность цивилизованно инкорпорировать их в свои партнерские
структуры в перспективе. Однако на практике встречается ситуация, когда
"хвост виляет собакой", особенно если среди этих младших партнеров
оказываются экстремистские силы, способные втянуть в свои авантюры
потерявших осторожность спонсоров. Международный терроризм в условиях
переходного миропорядка — это угроза всему миру. Многие события последнего
времени заставили еще более пристально взглянуть на проблему международного
терроризма (МТ) и связанных с ним политических аспектов. Прежде всего, мы
имеем дело с феноменом интернационализации и даже глобализации терроризма.
Общий "бюджет терроризма" в мире сегодня составляет, по разным оценкам, от
5 до 20 млрд. долл. в год. Терроризм превратился в крайне выгодный бизнес
уже не местного, а глобального масштаба, в особый "узаконенный" вид
деятельности, с развитым "рынком труда и приложения капитала". Имеют место
масштабный перелив вооружений и спецтехники посредством нелегальных
поставок, переток боевиков, осуществление их подготовки в спецлагерях,
обмен опытом и т.д. Многократно возросла оснащенность МТ самыми
современными средствами, включая информационные, и соответственно
возможность по нанесению непоправимого ущерба миропорядку, международной
стабильности. Передел мира сопровождается всплеском сепаратизма и ответных
жестких мер по его подавлению, мировое сообщество дезориентировано и
поливает разгорающиеся тут и там региональные и локальные конфликты
взрывоопасной смесью из показного гуманизма и явно избыточного силового
давления. В нынешней международной обстановке, в попытках установления
однополюсного миропорядка (который пока больше является нам в виде
международного хаоса и произвола) создалась прекрасная почва для роста МТ и
превращения его в один из важных факторов международной жизни и в
серьезнейшую и постоянно действующую угрозу международной и национальной
безопасности и стабильности.
18.Международные организации как механизмы регулирования международных
отношений.
В международных отношениях главным субъектом являются государства (около
200 государств, из них 185члена ООН). Каждое государство защищает свои
национальные интересы (это сознанные потребности страны как субъекта
международных отношений. Обычно выделяют две формы выражения и защиты нац.
интереса в международных отношениях:
традиционную, когда функции защиты нац. интересов целиком принадлежат
государству,
современную, когда проблемы отстаивания нац. интересов все в большей мере
реализуется международными организациями и неправительственными
структурами.
Международная организация – это объединение государств в соответствии с
международным правом и на основе международного договора для осуществления
сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-
технической, правовой и иных областях. Современные международные
организации делятся на 3 основных типа: межправительственные
(межгосударственные), неправительственные организации и транснациональные
корпорации (ТНК):
межправительственные организации— объединение государств. Самые глобальные
— ООН она юридически имеет право осуществить надгосударственные полномочия.
В структуре ООН есть Генеральная Ассамблея. Генеральный секретарь — но они
не имеют права применения силы. Самый главный орган — Совет Безопасности —
входят 15 членов (5 постоянных членов с правом вето США, Англия, Китай,
Россия, Франция, Великобритания.)
неправительственные организации — международные организации, созданные не
правительствами и государств. Правозащитные, экологические, религиозные,
профсоюзные организации. Они оказывают влияние на политику государства
«Гринпис» (Америка) имеют право направлять свои претензии в ООН.
«Международная амнистия» — цель — защита прав «узников совести» и отмена
смертной казни во всем мире. «Freedom House» — делят страны на несвободные,
частично свободные и свободные (Россия), международный красный крест (штаб-
квартира в Женеве, малое число сотрудников), занимается жертвами военных
конфликтов. (Валенберг — швейцарский дипломат занимавшийся спасением евреев
в годы Второй мировой войны)
транснациональные корпорации занимаются чисто экон. деятельностью, но
пытаются влиять не только экономику, но и на политику государств.
Международные проблемы решаются не с помощью военной силы, а через
созданные международные организации. Через созданные международные
организации регулируются: политические, экономические, научно-технические и
культурные отношения. Разрешая те или иные вопросы, договаривающиеся
стороны на добровольной и равноправной основе вырабатывают возможные
решения с учётом законных интересов всех участником. В современном мире
международные организации являются основным организатором общения
государств, роль транснациональных компаний возрастает, многие из них
действуют уже поверх голов правительств.(Подтверждение этому —недавние
кризисы фондовых рынков то в одном, то в др. регионе, что не в последнюю
очередь связано с перетоками финансовых ресурсов.) Усилия государств в той
или иной области объединяются в рамках международной организации: например,
в политической области — ОБСЕ, военной —НАТО, экономической —ЕС, валютно-
финансовой —МВФ и в других. Такая организация как ООН координирует
деятельность государств почти во всех областях, в ней решаются наиболее
сложные вопросы международных отношений. Каждой международной организации
иметь соответствующую организационную структуру, штаб-квартиры, членов в
лице суверенных государств и вспомогательные органы. Эти признаки как бы
подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличают её от
многочисленных других форм международного сотрудничества. Права и
обязанности закрепляются в учредительном акте, международная организация не
может превысить свои полномочия. Существует и другой тип международных
организаций, это международные неправительственные организации, которыми
считаются любая международная организация, не учрежденная на основании
межправительственного соглашения. Такие организации должны быть признаны,
по крайней мере одним государством, но осуществлять свою деятельность не
менее, чем в двух государствах. Международные неправительственные
организации играют активную роль во всех аспектах современных международных
отношений. А в ряде областей они являются даже лидерами, к примеру, это
комитет Красного креста, принципами деятельности которого является
гуманность, беспристрастность, независимость и добровольность. Различают
глобальные организации, такие как ООН, региональные ОБСЕ, ЕС,
субрегиональные АСЕАН, отраслевые ОПЕК. Все больший вес в международных
отношениях приобретают финансово-экономические организации — МВФ, Всемирный
банк, региональные экон. организации типа АТЭС (Азиатско-тихоокеанское
экономическое сообщество), АСЕАН (Ассоциация государств Юго-Восточной
Азии), Латиноамериканская Ассоциация, а также ряд отраслевых экономических
группировок, самая важная из которых - Организация стран - экспортеров
нефти ОПЕК.
Расширение участия в международных многосторонних организациях — это путь
интеграции в мировое сообщество.
ООН. Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира,
разоружения и разрешения военных конфликтов. Основные важные вопросы,
затрагивающие интересы всего мира решаются в рамках ООН (Организация
объединенных наций). Цель организации — поддержание международного мира и
безопасности, развитие дружественных отношений между странами,
осуществление международного сотрудничества в разрешении проблем
экономического, социального и гуманитарного сотрудничества. Входит 185
стран. Высший орган — Генеральная Ассамблея (собирается раз в год) и Совет
Безопасности куда входят 5 постоянных членов с правом вето (Россия, США,
Великобритания, Франция, Китай) и 10 непостоянных (избираются на 2 года).
Кроме того избирается Экономический и Социальный совет, Международный суд,
секретариат во главе с Генеральным секретарем. Под эгидой ООН создано много
специализированных органов (ЮНЕСКО — образование, наука, культура; ВОЗ —
здравоохранение; МОТ — всемирная организация труда; Детский фонд и т.д.
Совет Европы является политической организацией. Целью этой организации
является достижение большего единства между его членами, развитие
политического партнёрства с новыми демократическими странами Европы,
содействие их экономическому и социальному прогрессу. Руководящими органами
Совета Европы являются Комитет министров, Консультативная ассамблея,
Секретариат. Комитет министров состоит из министров иностранных дел
государств – членов, и является высшим органом Советы Европы. Он принимает
решения по поводу программы работы организации, одобряет рекомендации
Консультативной ассамблеи. На уровне министров он собирается обычно 2 раза
в год. Предусмотрены также ежемесячные встречи на уровне постоянных
представителей государств – членов Совета Европы. Членами Совета Европы
являются 40 государств в том числе Россия. Штаб-квартира организации
находиться в Стамбуле.
Европейский союз— это политический, экономический, валютно-финансовый союз.
Главный аспект политического союза — проведение общей внешней политики,
совместное обеспечение безопасности в Европе, экономическая интеграция.
Современная ситуация в Европе характеризуется последовательным усилением
Евросоюза (15 стран), 11 из которых вошли в зону действия единой валюты —
евро. ЕС — это единый рынок товаров, услуг, рабочей силы и капитала.
Партнерство в этой организации требует не только определенного уровня
развития экономики, но и интеграции в правовую систему и отказа от части
суверенитета в пользу Брюсселя (там органы управления ЕС). ЕС включает 15
самых развитых стран на континенте: Франция, Италия, Бельгия, Германия,
Нидерланды, Греция Великобритания, Ирландия, Дания Люксембург Испания,
Португалия, Австрия, Швеция, Финляндия. Существуют конечно разногласия у
партнеров в вопросах аграрной, промышленной, валютно-финансовой политики,
которые решаются в рамках союза. Процесс расширения ЕС, присоединения новых
членов уже пошел. В конце 99г принято решение о принятии в ЕС 6 новых
членов - Кипра, Чехии, Польши, Венгрии, Словении, Эстонии; о присвоении
официального статуса кандидатов в ЕС Болгарии, Латвии, Литвы, Мальты,
Словакии, Румынии и Турции, (которую ЕС многие годы критикует за нарушение
прав курдов); о создании единой европейской армии; об урегулировании
вопроса по единым налоговым ставкам в ЕС.
Россию приняли в Совет Европы, заключено соглашение о партнерстве с
Европейским союзом. Россия позитивно относится к расширению ЕС, но
отрицательно к расширению НАТО на восток (в страны Восточной Европы и
Балтии).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20