Регионология 30 вопросов
p> Военные союзы Существуют в Европе множество военных блоков, союзов, группировок: НАТО (Десять стран ЕС являются членами НАТО),
Западноевропейский союз и т.д. В настоящее время в НАТО входят 16 государств: США, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург,
Португалия, Люксембург, Канада, Италия, Норвегия, Дания, Исландия, Греция,
Турция, Испания, Германия. Но Исландия не имеет собственных военных сил и не входит в военную структуру НАТО, она имеет лишь статус наблюдателя.
Франция в 1966г. также вышла из военной структуры НАТО. Но с каждым годом организация планирует расширение, в частности, в перспективе планируется принятие ряда государств Восточной Европы и некоторых республик бывшего
СССР. В 1997г. Польша, Венгрия, Чехия уже получили приглашение вступить в
НАТО. Было заключено в 1997г соглашения между НАТО и Россией об основных принципах сотрудничества и безопасности, после косовского кризиса отношения заморожены. Ранее существовало мнение, что процесс урегулирования и примирения в Европе зиждется на системе европейской безопасности, залогом которой является НАТО. Но отношение к НАТО не однозначно. Одни считают, что он должен отмереть, другие — наоборот, считают, что для выживания
Североатлантического блока ему требуется придать новые функции. США выступили с инициативой предоставления НАТО мандата ОБСЕ на операции по поддержке мира в Европе и активизировали свои действия по расширению географической сферы НАТО (сфера ее деятельности только территория членов
НАТО).
Совет Западноевропейского союза (куда входят 13 стран) проявляет особую активность в плане создания и усиления "военной составляющей" Европейского союза, считая, что в настоящее время "политическое и военное влияние" ЕС на международные дела значительно слабее, чем его "экономическое влияние" в мире. В конце 99г принято решение ЕС о создании единой европейской армии.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Целями ОБСЕ являются: содействие улучшению взаимных отношений, а также создание условий по обеспечению мира и европейской безопасности. Главным органом ОБСЕ является Совещание глав государств и правительств. Каждые 2 года оно собирается на сессии. Совещание определяет приоритеты и основные направления деятельности ОБСЕ. ОБСЕ состоит из представителей парламентов стран, подписавших Хельсинский акт 1975г. ОБСЕ осуществляло посреднические миссии в местах конфликтов: Югославия, Чечне, Абхазии, Приднестровья и других «горячих» точках Европы и Азии. ОБСЕ принадлежит активная роль в деле предупреждения и урегулирования международных конфликтов. В 1999г на саммите ОБСЕ подписана Хартия европейской безопасности. Россия считает, что именно ОБСЕ должна принадлежать системообразующая роль в Европе. США и их некоторые союзники хотели бы поставить в центр европейской безопасности
НАТО. При этом ведется линия на усиление тенденции на вмешательство ОБСЕ во внутренние дела государства. В результате саммита была подписана Хартия, которая предусматривает: признание за ОБСЕ статуса основной организации и инструмента по мирному урегулированию споров и предотвращению конфликтов, регулированию кризисов и постконфликтного восстановления; признание основополагающего значения Устава ООН и общепризнанных норм международного права, что естественно предполагает уважение суверенитета и территориальной целостности государств, неприменение силы, невмешательство во внутренние дела.
АСЕАН Ассоциация ГОСУДАРСТВ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ АЗИИ основана в 1967 в составе
Индонезии, Малайзии, Сингапура, Таиланда и Филиппин. В 1984 принят Бруней.
Цели экономическое, социальное, культурное и политическое сотрудничество. С сер. 80-х гг. предпринимаются шаги по созданию в регионе зоны мира и нейтралитета, а также безъядерной зоны
АТЭС, Форум Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества — консультативный орган правительств 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона, СЩА, Япония,
Канада, Австралия, Таиланд и т.д. Россия тоже недавно вступила,
МВФ, МБРР — организации занимающиеся валютно-финансовыми проблемами.
Мировая общественность оказывает финансовую помощь через Международный банк реконструкции и развития (МБРР или Всемирный или Мировой банк) и
Международный валютный фонд. Целями МБРР являются: оказание финансовой помощи в реконструкции и развитии территории государств. МВФ — специализированное учреждение ООН, имеет следующие цели: оказывает финансовую помощь с целью исправить нарушение равновесия их платёжных балансов. Членами МВФ является 181 государство, в том числе Россия.
ОПЕК Организация стран-экспортеров нефти. Организация преследует экономические отраслевые цели нефтяной промышленности. Входит 11 стран:
Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Катор, ОАЭ, Бахрейн, Оман, Алжир,
Венесуэлла, Нигерия. Эта организация контролирует около 405 добываемой нефти. Она регулирует добычу и продажу нефти посредством определения квот на экспортные поставки.
Международные морские и авиационные организации. Позитивную роль в регулировании международных морских отношений играют и другие международные организации, например, Балтийская международная морская организация,
Международная палата судоходства, Международная ассоциация маячных служб,
Ассоциация латиноамериканских судовладельцев. Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Идея создания всемирной международной организации в области гражданской авиации возникло ещё в первые годы XX в. одновременно с началом быстрого развития воздушного транспорта.
На глобальном уровне — расширение участия в международных организациях это путь интеграции в мировое сообщество. Речь идет о таких институтах как ООН,
Совет Европы, региональные экон. организации типа АТЭС (Азиатско- тихоокеанское экономическое сообщество), с АСЕАН (Ассоциацией государств
Юго-восточной Азии, сотрудничество с Международным валютным фондом и
Всемирным банком. Последовательное отстаивании своих экон. и полит. интересов в мире.

19.Роль ООН в мировой политике.
Созданная после второй мировой войны Организация Объединенных Наций является основой существующей системы мировой безопасности. Война всегда рассматривалась в мировой политике как один из способов решения международных проблем. Устав ООН, подписанный большинством государств в
1945г, провозгласил, что неприменение силы в международных отношениях является основой международного права. Мировая политика осуществляется в соответствии с международным правом, основные положения которого закреплены в Уставе ООН. Кроме того в течение десятилетий ООН выработала множество подходов и механизмов урегулирования международных проблем мирными способами. Входят 185 стран. Высший орган — Генеральная Ассамблея
(собирается раз в год) и Совет Безопасности (постоянно действующий орган)
(куда входят 5 постоянных членов с правом вето — Россия, США,
Великобритания, Франция, Китай) и 10 непостоянных (избираются на 2 года.
Кроме того избирается Экономический и Социальный совет, Международный суд, секретариат во главе с Генеральным секретарем. Существует мнение, что в период холодной войны ООН играла роль мирового жандарма, а Совет безопасности отражал сложившуюся расстановку сил в мире. Сейчас этого нет —
Россия может своим правом вето заблокировать любое решение ООН. Последние события в Косово свидетельствуют о том, что часть мирового сообщества принимает решения в обход ООН. Раздаются предложения о модернизации механизмов ООН. Индия стремится стать постоянным членом, которыми являются признанные ядерные державы). /Кроме 5 общепризнаных ядерных держав —
России, США, Англии, Франции, Китая, ядерное оружие есть у Индии,
Пакистана, Израиля, возможно у Ирака и Северной Кореи.
Роль ООН в мировой политике определяется теми задачами, которые стоят перед мировым сообществом:
1.Мир вступает в эпоху постиндустриального развития. Но современный мир не однороден. Наиболее экономически развитые страны завершают индустриальную фазу развития и переходят к постиндустриальному развитию. Грандиозный прогресс науки в этих странах очень быстро увеличивает разрыв между ними и развивающимися странами. Страны, опаздывающие в развитии, либо живут за счет сырьевых ресурсов, либо стремительно беднеют. Значительная часть современного мира оказывается как бы в зоне неразвития (прежде всего Африка и некоторые страны Азии). Большую часть мировых ресурсов и производимой продукции потребляют развитые страны, оставляя отсталые в нищете, болезнях и войнах. Разрыв между этими странами увеличивается, и в каждой стране увеличивается разрыв между самыми богатыми и самыми бедными, что является потенциальной угрозой социального взрыва. Большинство бедных стран пытается поправить свое положение за счет варварского использования природных ресурсов. Но обнищание этих стран и варварское использование природных ресурсов грозят не только им, но и всему миру социально-демографическими, гуманитарными и экологическими катастрофами. Решить эти проблемы можно только всем мировым сообществом в рамках ООН направляя в эти страны гуманитарную помощь, инвестиции и финансовую помощь социальные программы, здравоохранение и образование.
2.Наиболее остро на сегодняшний день стоят проблемы войны и мира, разоружения и разрешения военных конфликтов. В последние десятилетия в мире полыхало пламя более множества вооруженных конфликтов: в Югославии,
Афганистане, Анголе, Сомали, на Ближнем Востоке, Кавказе и т.д. Абсолютное большинство конфликтов носит межнациональный характер. Они развертывались на территории одной или нескольких стран, переходя нередко полномасштабные современные войны. Многие из них осложнялись религиозными и клановыми противоречиями. Некоторые тянутся столетиями, как, например, ближневосточный конфликт между евреями и арабами, закавказский конфликт между армянами и турками (азербайджанцами). В большинстве межнациональных конфликтов справедливого решения для всех враждующих сторон объективно не существует, но придти к компромиссу и остановить военное развитие конфликта можно. Основные важные вопросы, затрагивающие интересы всего мира решаются в рамках ООН.
3.Кроме того перед миром стоит множество проблем в области развития дружественных отношений между странами, осуществления международного сотрудничества в разрешении проблем экономического, социального и гуманитарного характера. Под эгидой ООН создано много специализированных органов (ЮНЕСКО — образование, наука, культура; ВОЗ — здравоохранение; МОТ
— всемирная организация труда; Детский фонд и т.д.
Международные отношения строятся в соответствии с международным правом.
Основные принципы международного права зафиксированы в Уставе ООН. Широко признано, что принципы Устава ООН не могут быть отменены государствами в одностороннем порядке или по соглашению:
Принцип суверенного равенства государств. Каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, то есть их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств а также самостоятельно проводить с вою внешнюю политику.
Этот принцип включает следующие элементы: государства юридически равны; каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; каждое государство обязано уважать правосубъективность других государств; территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.
Принцип неприменения силы и угрозы силой. Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности и политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Уставом ООН.
В Уставе ООН перечисляются законные случаи применения силы.
Принцип нерушимости государственных границ. Содержание принципа можно свести к трем элементам: признание существующих границ; отказ от каких-либо территориальных претензий сейчас и в будущем; отказ от любых других посягательств на границы, включая угрозу силой или ее применение.
Принцип территориальной целостности государств. государство “должно воздерживаться от любых действий, направленных на нарушение национального единства и территориальной целостности любого другого государства”.
“Территория государства не должна быть объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения”. В связи с этим не должны признаваться законными какие-либо территориальные приобретения, явившиеся результатом угрозы силой или ее применения”.
Принцип мирного разрешения международных споров. Согласно Уставу ООН “все члены ООН разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергнуть угрозе международный мир, безопасность и справедливость”.
Принцип невмешательства во внутренние дела. В соответствии с Уставом ООН, она не имеет права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства”. Это запрещение распространяется на действия любых других участников международного общения, а не только на
ООН.
Принцип всеобщего уважения прав человека. В Уставе ООН обязательства государств по соблюдению прав человека изложены в самой общей форме, и до настоящего времени государства стремятся конкретизировать нормативное содержание принципа всеобщего уважения прав человека. Но непосредственная регламентация и защита прав и свобод человека по-прежнему остается внутренним делом каждого государства.
Принцип самоопределения народов и наций. Принцип декларирует безусловное уважение право каждого народа свободно выбирать пути и формы своего развития. После развала колониальных империй вопрос о самоопределении наций в смысле образования самостоятельных национальных государств в основном решен.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты