- геополитическим положением Белоруссии,
- экономическими интересами.
Белоруссия имеет на западных рубежах исключительное значение для России.
Оно прежде всего связано с ее стратегическим положением. В условиях
расширения НАТО на восток и ликвидации радиолокационной станции в Латвии у
Р не оказалась необходимых систем защиты. Разворачивание такой системы на
территории Белоруссии поможет решить эту проблему обеспечения безопасности
обоих государств. По белорусским транспортным путям Россия осуществляет до
80% транзитных грузоперевозок в страны Западной Европы. Новые нефте- и
газотрубопроводы из Р на Запад планируются прокладываться через территорию
Белоруссии. Эта территория остается стабильным регионом, что особенно
привлекательно с точки зрения обеспечения бесперебойного функционирования
трубопровода, в отличие от нестабильного кавказского региона. Белоруссия
входит в десятку основных торговых партнеров Р. В составе импорта в Р
преобладают машины и оборудование, продовольствие. На болю Р приходится
более 60% товарооборота Белоруссии, т.е. она является основным торговым
партнером Б. Общие экономические интересы Р и Б заключаются прежде всего в
договорной системе оплаты взаимных поставок без расчета в валюте (оплата
ниже мировых цен). Политику Запада в отношении Белоруссии можно было бы
определить как политику выборочного", или "дозированного" диалога, который
не ведет к полной изоляции республики, однако ставит ее в жесткие
ограничительные рамки. Основные принципы довольно просты: поддержание
минимальных отношений с целью оказывать влияние на "режим Лукашенко", но
без контактов с парламентом, признанным незаконным; ограничение
экономического сотрудничества и помощи, за исключением гуманитарных
программ и проектов, целью которых являются материальная поддержка
оппозиции. Запад не приветствует процессы объединения Р и Б.
Конфедеративные черты союзного государства —государства практически
полностью сохраняют свой суверенитет, право ее субъектов на свободный выход
из Союза, особый порядке формирования армии и бюджета, согласование
проведения внешней, оборонной и правоохранительной политики. Вместе с тем в
ведение союзного государства включены также вопросы, характерные обычно для
федеративных стран: единое гражданство, организация высших органов власти,
совместное развитие транспорта и коммуникаций, единая валюта (в будущем).
Договор о создании Союзного государства между Россией и Белоруссией
вызывает различные суждения (против самой идеи воссоединения мало кто
выступает, выступают за медленное воссоединение). Противники приводят
следующие аргументы:
- различие в правовой базе и реальной экономическойситуации (предстоит работа по приближению к единым условиям хозяйствования). Экономическая нецелесообразность - к слабой экономике России присоединяется еще более слабая экономика Белоруссии с совершенно другими механизмами, ведь
Москва и Минск не смогут на равных проводить ни таможенную, ни валютную политику.
- Легитимность. При создании Союзного государства России и Белоруссии легитимность не должна подвергаться сомнению. Поэтому нужно для этого провести еще и референдумы (в России и второй раз в Белоруссии) Тогда легитимность будет абсолютная. Легитимность президента Лукашенко подвергается сомнению, т.к. свои полномочия он продлил не через выборы, а на референдуме, внеся изменения в конституцию и распустив парламент.
- Подписание союзного договора России и Белоруссии вызвало довольно резкую реакцию со стороны белорусской оппозиции и ряда российских региональных лидеров (президентов Ингушетии, Башкирии, Татарстана). Шаймиев заявил, что в случае объединения России и Белоруссии Татарстан будет добиваться повышения собственного статуса. По сути, это означает изменение федеративного устройства государства и серьезные коррективы конституционного строя.
Первый этап экономической интеграции - создание таможенного союза, основы
единого экономического пространства - уже принес существенные выгоды для
экономик России и Белоруссии, прежде всего в реальном секторе. Прилагаются
усилия в сфере формирования общего экономического пространства. Заключены
или готовятся к заключению договоры (вопросы ценовой, тарифной, налоговой
политики, введения единой валюты, экспортного контроля. Идет унификация
законодательства для создания общего рынка ценных бумаг, энергоресурсов,
услуг связи и транспорта, формирования общего инвестиционного,
информационного, научного, технологического и образовательного
пространства. Реализовано на законодательном уровне равенство прав граждан
Союза в трудоустройстве, оплате труда, в получении различных видов
образования, медицинской помощи в России и в Белоруссии. Идет работа по
созданию объединенной энергосистемы Союза, формированию общей транспортной
системы с едиными тарифами по перевозке грузов и пассажиров. На пути к
единому экономическому пространству существует ряд проблем. В первую
очередь это постоянный долг Минска за энергоносители. ругая серьезная
проблема - свободная конвертация национальных валют для взаимных расчетов.
В результате интеграции с Белоруссией Россия получит ряд неоспоримых
геополитических выгод: непосредственный выход к границам Центрально-
Европейского региона; устранение потенциальной угрозы создания так
называемого Балтийско-Черноморского пояса изоляции России; укрепление
позиции России в ее взаимоотношениях с государствами, блоками и союзами, и
прежде всего в Европе; увеличение военных возможностей государства.
Создание объединенной российско-белорусской группировки в регионе
значительно снизит военные угрозы, вытекающие из вероятности создания
инфраструктуры НАТО в Прибалтике и размещения там войск альянса.
5.Россия и постсоветские государства Закавказья.
Государства Закавказья (Грузия, Азербайджан, Армения) — суверенные
государства, образовавшиеся после распада СССР. Этот регион имеет для
России особое экономическое и геополитическое значение и является сферой
особых интересов по ряду причин:
1. Государства этого региона и Россия долгие годы входили в СССР, их объединяло историческое развитие и экономические связи. Они соединены системой магистральных трубопроводов Это районы проживания значительного числа русских.
2. Экономические интересы России в этом регионе обусловлены тем, что —это перспективный рынок для ее товаров и технологий; район богатый энергоресурсами и др. мин. ресурсами; это район через который проходят важные транспортные коммуникации, в перспективе их будет еще больше.
3. Это регион, где расположены партнеры России по СНГ. Договору о коллективной безопасности (Армения) и т.д.
4. Политические интересы обусловлены необходимостью обеспечения национальной безопасности России. Т.к. этот регион представляет угрозу как источник распространения межэтнических конфликтов, контрабанды наркотиков, оружия, терроризма, религиозного экстремизма и агрессивного национализма. Границы между Россией и государствами этого региона остаются прозрачными. Существуют угрозы со стороны внешних границ соседних государств. Россия выходит в Закавказье наиболее уязвимым регионом — Северным Кавказом, где существует межнациональная напряженность, тяжелая социально-экономическая ситуация, вооруженный конфликт в Чечне.
5. Для Р этот регион представляет интерес с точки зрения геостратегии:
Закавказье связывает Черное море с Каспием, Россию с Ближним Востоком.
Свой отпечаток на отношения в этом регионе накладывает:
- многовековая история, связанная с многонациональным и многоконфессиональным составом и столкновением этих народов в прошлые века,
- изменения государственного деления и территориально- административного деления,
- депортации народов в сталинские времена и их возвращение на прежние места без выработки механизма урегулирования этого возвращения, геноцид армян в начале века (со стороны Турции)
- запутанные межгосударственные и внутригосударственные территориальные споры,
- современность с ее обострением борьбы за власть ресурсы, финансы, рынки сбыта и пути транспортировки нефти и газа, окрашенная этническими спорами и конфликтами.
Закавказье (учитывая его геополитическое положение на стыке цивилизаций
Европы и Азии, на стыке мировых религий) становиться ареной столкновения
геополитических, экономических и религиозных интересов многих
государств.После распада СССР перед новыми суверенными государствами стал
вопрос на кого им ориентироваться: на Россию или искать новых
стратегических партнеров. Предположительно на эти роли могли претендовать
кроме стран Запада Иран (этнически и конфессиально близкий Азербайджану,
треть населения Ирана азербайджанцы) и Турция. Но этого не произошло из-за
того, что эти государства были заняты своими проблемами: Турция решала
курдскую проблему; у Ирана не было экономических ресурсов для экономической
экспансии, т.к. в течение 20 лет после исламской революции она находится в
международной изоляции. Да и идеологически Иран не был близок бывшим
республикам СССР, идея исламского государства была для них не приемлема. С
другой стороны страны постсоветского пространства и Россия имеют не только
общую историю, но и общие хозяйственно-экономические связи. Они соединены
системой магистральных трубопроводов - это было хорошей основой для
экономического взаимодействия. На отношения России и стран Закавказья
влияют следующие факторы.
1. Исторически нестабильный регион — Закавказье на протяжении веков являлся ареной соперничества. Сегодня к трем тяжеловесам (Турции, Ирана, России) присоединились США. Сегодня налицо попытки усиление в этом регионе влияния Запада (США и западноевропейских стран). Помимо преследования военно-стратегических целей эти страны стремятся к контролю над экономическим и политическим развитием Кавказа. Попытки усиления американского влияния на Кавказе затрагивают интересы безопасности как
России, так и Ирана. Вашингтон стремится нарушить там баланс сил, обеспечить себе более активную роль на Кавказе по сравнению с ролью
России и Ирана. В противовес этому активизировались международные контакты Ирана и России. С одной стороны происходит усиление армяно- российского военного сотрудничества, и с другой стороны активные усилия
Грузии и Азербайджана по вступлению в НАТО. Может возникнуть противостояние на Кавказе двух военно-оборонительных систем: Договора о коллективной безопасности СНГ (куда входит Армения) и НАТО (куда стремятся Азер и Грузия).
2. Дистабилизируюший фактор — радикальный и экстремистский исламизм. В
Грузии очевидными точками исламского влияния на политические процессы оказываются в первую очередь Аджария и особенно Абхазия где высокую роль в развязывании и эскалации абхазо-грузинского конфликта сыграло внимание
Турции и ближневосточных исламских государств. Экспертные данные свидетельствуют, что вовлечение в этот конфликт Конфедерации горских народов (и в том числе знаменитого Абхазского батальона Шамиля Басаева) также не обошлось без турецкого планирования. Для Армении, вовлеченной в
Карабахский конфликт и зажатой между исламизированным Азербайджаном и исламскими Турцией и Ираном, мусульманский фактор оказывается внешним, но от этого не менее существенным. Ресурсно-этническая масса и радикальный идеологический потенциал исламских соседей, а также сложная политическая игра США, в сегодняшней острой ситуации серьезно влияют на данный регион.
3. Очаги карабахского, абхазского и югоосетинского конфликтов негативно влияют на Северо-Кавказский регион России, чеченский конфликт не может не сказываться влияние на Грузии. Негативную роль здесь сыграли накопленные огромные запасы оружия, оставшегося после развала СССР. Наличие непризнанных самопровозглашенных республик вносит осложнения в межгосударственные отношения.:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20