Регионология 30 вопросов
p>Современная ситуация в мире
Современная система международных отношений определяется современной ситуацией сложившейся в мире или «новым порядком». С выходом в свет книги голландского ученого Яна Тинбергена «Пересмотр международного порядка» это понятие прочно вошло в научный оборот. С тех пор концепция «нового порядка» в международных отношениях, которая включает в себя три аспекта: экономический политический и информационный – стала предметом изучения многих исследователей. Характерные черты современности:
Мир находиться в переходном состоянии от биполярного к многополюсному или иному устройству, например, доминированию США. До распада СССР в геополитическом отношении существовал биполярный мир — главный стержень системы международных отношений являлось противоборство России и США.
Современный мир называют постбиполярный — характеризуется переходным состоянием. В настоящее время в геополитике существует 2 основных тенденции: американская идея униполярного мира (т.е. одно государство лидер
— гегемон) и китайская идея многополярного мира (много сильных государств — между ними равноправное сотрудничество). Существуют и др. идеи, например, геополитическая идея европейских новых правых —объединение континентальной
Европы против США. Существует предположение (Хантингтон) что на смену борьбы капитализма и коммунизма выходит конфликт культурных общностей. Как свидетельствую события последних лет, мировой политический процесс развивается в направлении создания нового мирового порядка, что связано: с ликвидацией биполярной системы международных отношений (роспуске СЭВ и
Организации Варшавского договора; продвижением НАТО на восток, с провозглашением принципа «Партнерство во имя мира» в отношениях стран НАТО и бывших Европейских членов мировой социалистической системы. экономическим и политическим ослаблением России, усиление позиций США и НАТО в Восточной Европе и на постсоветском пространстве. Первыми вступили в НАТО Польша, Чехия и Венгрия. Сейчас 19 стран члены НАТО, конечно паритета с одной Россией быть не может. Все это создает объективную и реальную возможность ориентации мирового развития и сообщества на одного лидера – США или ограниченную группу государств с ними во главе. Это стало особенно ясно во время трагических событий в Югославии, где США через НАТО беспрепятственно проводят свою линию внешней политики, пользуясь поддержкой ООН и оттесняя Россию на второстепенные позиции.
Распад социалистических государств сопровождался возникновением региональных конфликтов, которые используются США и НАТО: для продвижения и закрепления на новых геополитических плацдармах и рубежах (Косово, Закавказье), для демонстрации мощи и проверки в боевых условиях технических новинок
(Косово).
Передел мира сопровождается всплеском сепаратизма и международными конфликтами. Мировое сообщество дезориентировано и для подавления региональных конфликтов использует взрывоопасной смесью из показного гуманизма и явно избыточного силового давления.
Многие международные конфликты порождают террористические акты, причем не только на конфликтной территории, но и в др. странах. Примером может служить деятельность Курдской Рабочей партии. Борьба длится уже 15 лет и унесла жизни 35 тыс. людей. Международный терроризм в условиях переходного миропорядка — это угроза всему миру. Многие события последнего времени, в том числе на Северном Кавказе, заставили еще более пристально взглянуть на проблему международного терроризма (МТ), в настоящее время происходит интернационализация и даже глобализация терроризма. Общий "бюджет терроризма" в мире сегодня составляет, по разным оценкам, от 5 до 20 млрд. долл. в год. Терроризм превратился в крайне выгодный бизнес уже не местного, а глобального масштаба, в особый "узаконенный" вид деятельности, с развитым "рынком труда и приложения капитала". Имеют место масштабный перелив вооружений и спецтехники посредством нелегальных поставок, переток боевиков, осуществление их подготовки в спецлагерях, обмен опытом и т.д.
Многократно возросла оснащенность МТ самыми современными средствами, включая информационные, и соответственно возможность по нанесению непоправимого ущерба миропорядку, международной стабильности.
Накоплены запасы невиданного по своей мощи оружия массового поражения, происходит глобализация проблем международной политики. В условиях, когда старого порядка в значительной мере уже не существует (распалась мировая система социализма, распалась сверхдержава СССР и т.д.), а нет четкого новый мирового порядка возник беспорядок в мировой политики. Возникла реальная угроза расползания ядерного оружия.
Нынешняя ситуация характеризуется ростом в мире социально-экономических, даже межцивилизационных противоречий, противостоянием мирового Севера и мирового Юга. Наиболее экономически развитые страны завершают индустриальную фазу развития и переходят к постиндустриальному развитию, характеризующемуся скачком производительных сил на базе электроники, информатики и энергосберегающих технологий. Еще сильнее отдаляются друг от друга (по интересам, возможностям, средствам самовыражения) "мировой север", ядро современной промышленно-информационной цивилизации, с одной стороны, - и «мировой юг» — геостратегическая периферия (ГСП), с другой.
Однако после краха биполярного мира ГСП перестала привлекать столь пристальное внимание в качестве арены противостояния, как ранее (новые два миллиона погибших за год в Центральной Африке могут остаться как бы незамеченными мировым сообществом). На самой ГСП конфликтность иметь перманентный характер, как под влиянием экономических проблем, так и (все в большей степени) под влиянием растущих межэтнической и межконфессиональной нетерпимости и розни. В международном сообществе сложилось крайняя неравнозначное социально – экономическое положение: в развитых государствах и странах, сравнительно недавно вступивших на путь самостоятельного развития. Так, в экономически развитых странах около 16% населения планеты производят более 60% мировой промышленной продукции. В то же время в развивающихся странах – 50% населения около 15 % продукции. Уровень национального дохода на душу населения имеет очень разнородную картину. В беднейших странах с населением 2.5 млрд. человек, он равнялся 350 долларов в год.(Азия — Лаос, Бангладеш, Бутан, Камбоджа, Мьянму, Афганистан; Африка
— Мозамбик, Чад, Заир, Эфиопия, сомали, Гвинея, ЦАР; Латинская Америка —
Гаити) В самых богатых превышает 7000 в год (Франция, Австрия, Нидерланды,
Великобритания, Италия, США, Швеция, Япония, ФРГ, Швейцария, ОАЭ и др.
Беднейшие страны на сегодняшний день имеют следующий комплекс проблем: более 700 миллионов голодающих, 1.5 млрд. человек практически лишены квалифицированной медицинской помощи, 350 млн. неграмотных, 1 млрд. человек не имеют нормального жилья. При этом разрыв в жизненном уровне наиболее богатых и бедных стран увеличивается.
20 век заканчивается в условиях усиления на мировой арене одной сверх державы США. Распад СССР, внутренние проблемы второй экономически мощной страны — Японии и дорогая цена Германии за объединение немецких земель — все это предопределило усиление положения США в мире. Результатом новой расстановки сил в мире и ослабления роли России уже стали бомбардировки
Ирака и Югославии, вопреки решения Совета Безопасности ООН (против бомбардировок Ирака голосовали Россия, Франция и Китай). США предлагает пересмотр важнейших договоров по противоракетной обороне.
Косовский кризис стал концом послевоенной эпохи, когда противостояние двух мировых держав создавало глобальную "систему сдержек и противовесов", в которой было место договоренностям и дипломатии. Исчезновение одной из этих держав не просто породило "однополярный мир" - оно сделало дипломатию избыточной и сняло все ограничители для применения грубой силы. В адрес
России впервые прозвучала угроза введения экономических санкций. Запад начинает пугать Москву изоляцией. Совет министров иностранных дел ЕС, а затем президент и госдепартамент США резко осудили действия и планы российских войск в Чечне и выразили обеспокоенность судьбой остающихся в чеченской столице мирных жителей. Все это может ускорить сближение России с теми странами, которые так же, как и она, не разделяют мнение Запада о возможности "гуманитарного" вмешательства во внутренние дела, концепцию
"ограниченного суверенитета» (Китай, Иран). К тому же Китай уже неоднократно на официальном уровне поддерживал Россию. Противостояние с
Россией может привести к новой "холодной войне". Это в свою очередь может ускорить многие негативные глобальные факторы. Так, ключевой стратегической угрозой для США является перевод мировых долларовых активов в "евро".
Противодействие ей - один из основных мотивов американской политики. Таким образом, США могут быть заинтересованы в возврате к "холодной войне" и в создании "управляемого кризиса" в отношениях с Россией как элемента общей стратегии "глобальной управляемой дестабилизации" и ослабления Европы.
Помимо сознаваемых ими глобальных интересов, США движимы и, по-видимому, не осознаваемым ими "комплексом сверхдержавы", которая живет за счет предоставления своим "младшим партнерам" военно-политической защиты в обмен на ослабление экономической конкуренции. В Европе стремятся задержать проникновение глобальных кризисных явлений; обеспокоены проблемами, связанными с первым этапом введения "евро; косовский конфликт остается незаживающей раной на юге Европы на стыке цивилизаций; в Боснии сохранится шаткое, но равновесие. Страны ЦВЕ бывшие члены соцлагеря стремятся в ЕС.
Отношение стран ЦВЕ к России остается (пока) более чем прохладным.
Трансатлантическое сотрудничество Запада в рамках НАТО подвергается определенным испытаниям, выявляются разновекторность интересов США и
Европы. Отношения России США испытывают охлаждение в своих отношениях после событий в Косово и в связи с чеченской операцией. Проявляется нежелание дальнейшей финансовой подпитки России со стороны Запада. В то же время США проводят более активную политику на постсоветском пространстве, в частности, в отношении Украины, Закавказья, в меньшей мере - Средней Азии.
Еще сильнее отдалены друг от друга (по интересам, возможностям) "мировой север", ядро современной промышленно-информационной цивилизации, с одной стороны, - и «мировой юг» с другой. Однако их противоречия пока не выходят из-под контроля. Продолжаются международные санкции против Ирака.
Сохраняется напряженность в зоне Ближнего Востока. Медленно осуществляются решения по урегулированию палестино-израильской проблемы, но сохраняться равновесие между основными региональными политическими полюсами (в его нарушении сегодня не заинтересован никто как на самом Ближнем Востоке, так и вне его). Продолжается ситуация противостояния между США и Ираном (как воплощением исламского мира), которая вполне вписывается в концепцию т.н.
“цивилизационного подхода” (который разрабатывался еще А. Тойнби в последнее время вновь введен. Хантингтоном). С точки зрения этой концепции частная проблема конфликта между двумя странами превращается в глобальную проблему противостояния между западной и исламской цивилизациями. В этом отношении США в отдаленной перспективе могут столкнуться и с Ираном, и с
Пакистаном, и с созданным ими движением “Талибан” (Афганистан), короче, со всем исламским миром.
В Африке происходят достаточно бурные, по региональным меркам, и противоречивые события, на фоне повышенной конфликтности. В Латинской
Америке преобладает стагнация после экономических кризисов. В целом зона
"дальней ГСП" (Африка, Латинская Америка) для Запада, США и России сегодня играет куда менее важную роль, чем во времена СССР. Азиатско-тихоокеанский регион еще не вышел из полосы экономического кризиса. Китай сохраняет высокие темпы экономического развития, сконцентрировавшись на своих внутренних проблемах. Индия и Пакистан находятся а конфронтации, угрожая использовать ядерное оружие. В Афганистане соблюдается "динамическое равновесие" пока не произойдет серьезного вмешательства извне. Конфронтация различных сил в Индонезии продолжается, однако она не сильно скажется за пределами архипелага. Сохраняется напряженность в отношениях Северная Корея с Южной Кореей. Положение России на азиатских рынках оружия сохраняется несмотря на попытки Запада потеснить ее. Япония стремиться решить с Россией проблему Южных Курил. Зона СНГ (вне России) - и как организационная структура, и как геополитическое пространство испытывает стагнацию и состояние неопределенности (в экономике зоны СНГ ситуация тяжелая, желание влиться в Европейское сообщество не реализуется быстро, быстрее происходит сближение некоторых с НАТО. Проблема Приднестровья законсервирована, отсутствует прогресс в разрешении абхазской, да и югоосетинской проблем.
Российское военное присутствие в Грузии сокращается. Усиливается влияние
США и НАТО на Кавказе. Но НАТО не готова действовать в Абхазии. Карабахский конфликт будет законсервирован, хотя бы по причине необходимости для Запада использовать его в качестве инструмента давления на Баку. Попытки усиления американского влияния на Кавказе затрагивают интересы безопасности как
России, так и Ирана. Вашингтон стремится нарушить там баланс сил, обеспечить себе более активную роль на Кавказе по сравнению с ролью России и Ирана. В противовес этому активизировались международные контакты Ирана и
России. В среднеазиатском регионе Казахстан Туркмения, Узбекистан, Киргизия идут примерно одним путем - к авторитарно-клановой власти, держа дистанцию от Москвы, а также опасаясь роста исламского влияния. Таджикистан переходит на мирную жизнь. Российское военное присутствие в Таджикистане сохранится: оно пока нужно и оппозиции. В целом структура СНГ сохраняется. В результате интеграции с Белоруссией Россия получила ряд неоспоримых геополитических выгод: непосредственный выход к границам Центрально-Европейского региона; устранение потенциальной угрозы создания так называемого Балтийско-
Черноморского пояса изоляции России; укрепление позиции России в ее взаимоотношениях с государствами, блоками и союзами, и прежде всего в
Европе; увеличение военных возможностей государства. Создание объединенной российско-белорусской группировки в регионе значительно снизит военные угрозы, вытекающие из вероятности создания инфраструктуры НАТО в Прибалтике и размещения там войск альянса. Наблюдается негативная реакцию мирового сообщества, политической элиты ряда ведущих держав, на последние события в
Чечне.
Хотя между Китаем и Россией достаточно много скрытых и явных противоречий, в том числе и по территориальному вопросу. Но события 99 года и визит
Ельцина в декабре лишь сблизили позиции двух стран. Москва и Пекин тандемом выступили против агрессии НАТО на Балканах, поддержал российскую позицию по
Чечне, и в вопросе о Договоре по противоракетной обороне (который хочет пересмотреть США — а Россия сопротивляется). Сегодня особенно важно в условиях жесткой критики по Чечне, когда Европейский союз может ввести экономические санкции против Москвы. Потому сближение России и Китая вполне естественно: возможно осуществления идей о создании различных политических
—"ось Минск - Москва - Пекин" (идея Лукашенко) или "треугольник Россия -
Индия – Китай (идея Примакова). Но Западу и США это не выгодно.
В адрес России впервые прозвучала угроза введения экономических санкций.
Запад начинает пугать Москву изоляцией. Совет министров иностранных дел ЕС, а затем президент и госдепартамент США резко осудили действия и планы российских войск в Чечне и выразили обеспокоенность судьбой остающихся в чеченской столице мирных жителей. Европа уже готова ввести санкции, Америка раздумывает. В брюссельском заявлении министров говорится, что в чеченском конфликте необходимо активно задействовать ОБСЕ, и высказывается требование, чтобы были наконец допущены наблюдатели, чтобы регулярно доставлялась помощь беженцам. Кроме того, Евросоюз настаивает на жестком контроле за распределением этой помощи. Отсрочено предоставление финансовой помощи Москве через МВФ. Россия - ядерная держава, постоянный член Совета
Безопасности ООН, полноправный (как специально подчеркивали на последних саммитах мировые лидеры) участник "большой восьмерки", крупнейший поставщик газа на европейский рынок. Такому государству угрожать - дело достаточно безответственное – это лишь первый шаг к началу более масштабной акции противостояния по линии Восток - Запад. Масштабы этого противостояния, возможно, будут не столь большими, как в случае с двумя недавними войнами на Балканах (Босния и Косово. Перспективы, открывающиеся после введения санкций, естественным образом ускорят сближение России с теми странами, которые так же, как и она, не разделяют мнение Запада о возможности
"гуманитарного" вмешательства во внутренние дела, концепцию "ограниченного суверенитета". Похоже, визит президента РФ Бориса Ельцина в Китай в этой связи может стать точкой отсчета процесса обратной реакции - реакции
Востока на угрозы Запада. Россия и Китай намерены выступить единой силой в обеспечении безопасности и стабильности в мире. Вероятно, лидерам ЕС придется серьезно подумать, прежде чем принимать решение о санкциях в момент, когда Москва и Пекин выступят как "единая сила". Сила немалая - два ядерных государства, два постоянных члена СБ ООН, один из которых - крупнейшее государство по территории, другой - по численности населения. К тому же Китай уже неоднократно на официальном уровне поддерживал Россию. И вчера представитель МИД КНР заявил, что Пекин согласен с тем ультиматумом, который российские власти предъявили чеченским террористам. Делегация
Организации Исламская конференция (ОИК) вчера посетила Северный Кавказ, в том числе некоторые районы Чечни, уже освобожденные российскими войсками.
Накануне глава делегации, министр иностранных дел Ирана Камаль Харрази особо подчеркнул, что руководимая им миссия носит сугубо ознакомительный характер, с тем чтобы определить вид и размеры необходимой гуманитарной помощи для беженцев из Чечни. Иранский дипломат, страна которого председательствует сейчас в ОИК, неоднократно заявлял, что исламский мир рассматривает проблему Чечни как внутреннее дело России и поддерживает борьбу Москвы с проявлениями терроризма. Эту позицию разделяют также Китай,
Казахстан и многие другие государства мира.
Кроме 5 общепризнаных ядерных держав — России, США, Англии, Франции,
Китая, ядерное оружие есть у Индии, Пакистана, Израиля, возможно у Ирака и
Северной Кореи.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20