Грузия протестовала против использования военных российских баз в качестве плацдарма при переброске военных в Чечню, не согласилась защищать свою границу со стороны Чечни совместно с Россией. Москва в свою очередь выдвигает обвинения Азербайджан и Грузии чуть ли не в пособничестве чеченским террористам. (базы на их территории, доставка оружия через их границу и т.д.) Россия заявила о намерениях ввести визовый режим с ними.
- Результат карабахский конфликта — неурегулированность армяно- азербайджанские и армяно-турецкие отношения, границы Армении блокированы этими государствами с 91года, дипломатические отношения не устанавливаются, осложнение в азербайджанско-российских отношениях из-за военной помощи Армении.
- Абхазский конфликт осложняет отношения Грузии и России. В Грузии расположены военные базы Российской армии, которая выполняют миротворческую функцию, но функционирование которых не соответствует всем нормам международного права. Официальные власти Грузии стремятся через добиться их вывода (многие представители Грузии высказываются за их вывод и замену на миротворческие силы ООН. С одной стороны Грузия стремиться дистанцироваться от России, с другой стороны — раскол государства (Абхазия) и наличие вблизи границ Чечни не позволяет Грузии прервать добрососедские отношения с Россией.
Азербайджан, обладающий огромными энергоресурсами и занимающий выгодное
геостратегическое положение связывающее Черноморье с Каспием вызывает
повышенный интерес со стороны Запада и прежде всего США. Здесь сыграла роль
и близость Азербайджана к Турции, стратегическому партнеру Запада по НАТО,
и возможность через Азербайджан воздействовать на Иран. Поэтому Азербайджан
выдвинулся на особое место среди Закавказских республик. Все государства
Закавказья — члены СНГ. Грузия и Азербайджан связывают свои планы на
будущее с Европейским союзом и НАТО. Недавно была создана новая
региональная группа ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан,
Молдова) принимавшая участие в саммите НАТО. Сегодня можно говорить о
сокращение присутствия (экономического, политического, военного,
культурного) России в государствах Закавказья, отдаляющихся от нее за
исключением Армении. В области военно-политического сотрудничества с
Россией крепнут связи только с Арменией. На современной ситуации не может
не сказываться экономическое и политическое состояние России, ее слабость в
возможности решения экономических и политических проблем. Из-за
невозможности реализации северного варианта нефтепровода, Азербайджан,
Турция и Грузия подписали пакет соглашений по экспортному трубопроводу Баку-
Тбилиси- Джейхан, тот южный вариант, который поддерживали США. И хотя нет
уверенности, что он будет реализован к 2005г (остается нерешенная проблема
статуса Каспия, что не возможно без достижения компромисса с Россией), но
политический проигрыш Москвы налицо - этот договор закрепляет влияние США.
Фактически Россия отстранена от транспортировки каспийской нефти
(российская ветка трубопровода Баку- Новороссийск проходит по мятежной
Чечне). Кроме того Туркмения, Азербайджан, Грузия и Турция подписали
соглашение о строительства ТрансКаспийского газопровода для транспортировки
в Турцию туркменского газа с участием американских фирм. Он явно направлен
против российско-турецкого проекта "Голубой поток". США очень
заинтересованы в этом, подписание договоров происходило в присутствии
Клинтона, финансирование предполагается через американских инвесторов.
Азербайджан и Грузия становятся стратегическими партнерами США. Это многими
воспринимается как продолжение политики США по вытеснению России из
Закавказья.
6.Россия и постсоветские государства Центральной Азии.
Центрально-азиатский регион постсоветского пространства (Казахстан,
Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан) является сферой интересов
России по ряду причин:
1. Государства этого региона и Россия долгие годы входили в СССР, их объединяло и историческое развитие и экономические связи. Это регион проживания значительного числа русских.
2. Экономические интересы России в этом регионе обусловлены тем, что —это перспективный рынок для ее товаров и технологий; район богатый энергоресурсами и др. мин. ресурсами; это район через который проходят важные транспортные коммуникации, в перспективе их будет еще больше.
3. Это регион, где расположены партнеры России по СНГ, Таможенному союзу(Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Таджикиста), Договору о коллективной безопасности (Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан,
Туркмения, Армения).
4. Политические интересы обусловлены необходимостью обеспечения национальной безопасности России. Границы между Россией и государствами этого региона остаются прозрачными. Вооруженный конфликты в Таджикистане,
20-летняя война Афганистане несут угрозу распространения межэтнических конфликтов, контрабанды наркотиков, оружия, терроризма, религиозного экстремизма(усиление исламского фактора) и агрессивного национализма
5. Для России этот регион представляет интерес с точки зрения геостратегии
— это часть важного транспортного коридора Центральная Азия- Кавказ-
Европа, Перектекресток транспортных путей с Востока на Запад, с Севера на
Юг, имеющий перспективу развития.
После распада СССР перед молодыми государствами стал вопрос на кого им
ориентироваться: на Россию или искать новых стратегических партнеров. В
начале 90-х казалось, что в образовавшийся геополитичический вакуум хлынут
новые претенденты на политическое и экономическое лидерство.
Предположительно на эти роли могли претендовать Турция (народы Средней Азии
за исключением таджиков принадлежат к тюркской языковой группе) и Иран
(территории Узбекистана, Таджикистана, Туркмении и Ирана в течение многих
веков составляли единое этнокультурное пространство). Но этого не произошло
из-за того, что эти государства были заняты своими проблемами: Турция
решала курдскую проблему; у Ирана не было экономических ресурсов для
экономической экспансии, т.к. в течение 20 лет после исламской революции
она находится в международной изоляции. Да и идеологически Иран не был
близок бывшим республикам СССР, идея исламского государства была для них не
приемлема. С другой стороны страны постсоветского пространства Центральной
Азии и Россия имеют не только общую историю, но и общие хозяйственно-
экономические связи. Они соединены системой магистральных трубопроводов -
это было хорошей основой для экономического взаимодействия. Кроме того, Р
обеспечивает защиту внешних границ СНГ, осуществляет миротворческую функцию
в Таджикистане. Сегодня можно говорить о сокращение присутствия
(экономического, политического, военного, культурного) России в
государствах отдаляющихся от нее, за исключением Таджикистана, отчасти
Казахстана хотя и сохраняет свое влияние в регионе, три из пяти государств
заинтересованы в сотрудничестве с Р, а Узбекистану и Туркмении по крайней
мере не выгодно резкое удаление. Но экономическая слабость России мешает ей
выполнять свои обязательства перед странами-союзниками, тем самым
подталкивая их к новым партнерам. США стремиться вытеснить Р и из
Центральной Азии. Реализация проекта ТрансКаспийского газопровода будет
способствовать их независимости прежде всего от Р и интеграции в Европу.
США очень заинтересованы в этом договоре, финансирование предполагается
через американских инвесторов. Однако американская политика двойного
стандарта показала, что главная цель Вашингтона - не помочь новым
независимым республикам региона в становлении их государственности и в
экономическом возрождении, а вытеснить Россию из важного транспортного
коридора Центральная Азия- Кавказ- Европа. Но Россия продолжает играть
основную роль в обеспечении безопасности на таджико-афганской границе, в
борьбе с угрозой распространения экстремисткого ислама. Основная задача
политики России относительно Центральной Азии - обеспечить стабильность во
всех ее измерениях: полит., экон., гуманитарной, оказывать и правовое
содействие становлению стран Центральной Азии в качестве политически и
экономически устойчивых государств, проводящих дружественную политику по
отношению к России.
Узбекистан стремиться стать региональной супердержавой, что
просматривается по его внешнеполитической концепции нового независимого
государства. Во многих выступлениях политиков звучат слова о едином доме —
Туркестане. Узбекистан сейчас является одним из наиболее ярких примеров
восточной авторитарной модернизации. Кроме того, Узбекистан стремился
укрепить свое влияние в Афганистане и Таджикистане. Свои цели Узбекистан
стремиться достигнуть как экономическими методами — (например, прекращением
подачи газа в Южный Казахстан и Киргизию), так и силовыми. Узбекистан
опирается на мощные узбекские общины на территории соседних государств, что
является мощным средством влияния. Узбекистан сыграл свою роль во
внутритаджикском и афганском конфликтах. Проявляет активность Узбекистан в
Киргизии и на границе с Казахстаном. Но после разгрома узбекского
ставленника в Афганистане (генерала Дустума) и провала мятежа узбекского
оппозиционера в Таджикистане Узбекистан уже не может играть столь
значительную роль. Взаимоотношения России и Узбекистана строятся на основе
2-х стороннего договора, отношения равноправных партнеров, отношения в
последнее время улучшаются. Недавно Узбекистан вошел в новую региональную
группу ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдова). Эта
региональная группа создана с целью экономического сотрудничества, создания
стержня евразийского транспортного коридора. Узбекистан присоединился из-за
отсутствия других путей для вывоза сырьевых ресурсов на западные рынки.
Узбекистан не приветствовал развертывание российских военных баз на
территории Таджикистана.
Таджикистан. Россия в Таджикистане играет основную роль, от которой
поступают и кредитами и военной помощью. В свою очередь Таджикистан —
основной союзник России в этом регионе. В Таджикистане политическая борьба
неотделима от региональной, т.к. идет между тремя основными кланами:
ленинабадским (северный р-н);каратегинским (горный район); кулябский (юг).
В результате гражданской войны власть захватил кулябский клан. Это
устраивало Россию, т.к. эта власть была ориентирована на Москву и надеялась
на ее поддержку. В какой-то период таджикская оппозиция поддерживалась
Ираном, в 92г при оппозиционной власти ощущалось влияние иранских
богословов, но это был недолгий период. Москва в период гражданской войны
поддерживала пророссийское руководство Таджикистана; Узбекистан граничащий
с ленинабадским районом (а к его позиции примыкают Киргизия и Казахстан)
выступали за компромисс Душанбе и оппозиции. Россия сыграла огромную роль в
длительных межтаджикских переговорах, на которых было достигнуто согласие
между правительством Таджикистана и оппозицией. Создано коалиционное
правительство, прошли выборы президента. Таджикистаном движут проблемы
внутренней и внешней безопасности, поэтому основным для него является
военно-политическое сотрудничество с Россией. На территории Таджикистана
дислоцируются группа погранвойск России и миротворческие силы СНГ (в
основном Российские). Она выполняет роль буфера между Афганистаном и
Россией.
Киргизия. Экономически ориентирован в первую очередь на Россию, т.к.
рассматривается мировым сообществом как периферийное государство не
обладающее значительными ресурсами и важным геополитическим положением.
Поэтому К выступает за укрепление структур СНГ. Близость с Р обусловлена и
большим количеством русскоговорящего населения. Киргизия стремиться к
связям смировым сообществом — вступила в ВТО. Но Россия по прежнему
остается основным торговым партнером, хотя по сравнению с 96г товарооборот
снизился. Существует задолженность Киргизии по выплате долгов, взятых у
России. Сейчас активизируются процессы нахождения взаимопонимания. После
нападения на Киргизию банды экстремистов в августе 99, стало ясно, что без
военно-технической помощи Киргизия не сможет защитить себя. И хотя мнения К
и Р совпадают далеко не всегда, но при согласовании находят общие позиции.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20