Регионология 30 вопросов
p>22.Международные отношения в Восточной Азии.
ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ (входят части Российской Федерации и Китая, Японию, КНДР и
Республику Корея).
Регион Восточной Азии — очень непростой регион, где перекрещиваются и экономические и геополитические интересы ядерных держав — постоянных членов
СБ ООНВ, глобальных и региональных субъектов международных отношений. В условиях биполярного мира международные отношения в Восточной Азии в основном определялись соотношением сил в треугольнике США (плюс Япония на территории которой военные базы) - Китай - СССР. Китай на разных этапах выступал в различном качестве, то как ближайший союзник СССР, то как его противник, то как стоящая в стороне независимая сила. Причем Китай всегда придерживался подчеркнуто независимой политики. США основную задачу видели в сдерживании влияния СССР и возможных притязаний Китая на свое влияние в регионе и в мире. Сегодня ситуация изменилась, но Россия была и остается азиатской державой, имеющей геополитические интересы в Восточной Азии как и во всем Азиатско-Тихоокеанском регионе. Здесь перед Россией открываются, прежде всего, дополнительные ворота в Мировой океан и индустриально развитый мир, новые рынки сырьевых и промышленных товаров.
Благоприятствующим для России фактором является то, что, не считая территориального спора с Японией (Курильские острова), у нее нет в регионе сколько-нибудь серьезных проблем. Восточная Азия уже стал одним из ведущих центров мирового развития. Япония занимает лидирующую позицию среди развитых стран всего мира, занимает достойные позиции и Южная Корея. Китай поражает темпами экономического развития. Япония является последовательным союзником США в этом регионе. Китай не смотря на идеологические и политические разногласия с США пользуется большой финансовой поддержкой с его стороны. После окончания холодной войны в глазах США и Запада в целом в определенной степени снизилась роль Китая в качестве противовеса российской мощи, все же они опасаются сближения России и Китая. Вьетнам и Северная
Корея потеряли свою былую значимость как союзники России, а Южная Корея — как союзник США. Начали существенно изменяться отношения России с Южной
Кореей. Установились более тесных экономические связи. Международные отношения укрепляются посредством международных организаций, таких как
ООН, АТЭС (Форум Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества)— консультативный орган правительств 21 страны Азиатско-Тихоокеанского региона, СЩА, Япония,
Южная Корея, КНР, Гонконг, Тайвань, Таиланд, и т.д. Россия тоже недавно вступила,
Важное значение для этого региона имеет характер развития ситуации на
Корейском полуострове. На сегодня это, пожалуй, по крайней мере, внешне, - самый конфликтный ареал региона, с учетом ядерной программы КНДР (она должна быть свернута), которая использует ее для давления на партнеров по переговорам и продовольственных доноров. КНДР — одна из немногих стран в мире, которая остается на своих социалистических позициях, в трудной экономической ситуации (не хватает даже продовольствия) и одновременно в международной изоляции. Россия фактически полностью отошла от КНДР, потеряв тем самым возможности не только определенного воздействия на ее политику, но и лишившись части и так не столь заметного своего политического влияния в регионе. Китай также в последнее время несколько отдалился от Северной
Кореи. Пхеньян стал полагаться больше на «абсолютные» средства обороны
(разработку ядерной программы ускорил работы в ракетной сфере). И как результат это вызвало большую тревогу не только в Южной Корее, но и в
Китае, и в Японии. КНДР находится в международной изоляции. Единая Корея могла бы сыграть важную роль в качестве элемента регионального баланса, но противостояние двух корейских государств не прекратилось.
При всех существующих в японо-российских отношениях проблемах нельзя не отметить ряд признаков смягчения Японией традиционно жесткой позиции по вопросу о Курильских островах. Так, она расширила культурный обмен с
Москвой, смягчила свое противодействие участию России в региональных и международных организациях. Одновременно Страна Восходящего Солнца изъявила готовность реализовать совместно с Россией целый ряд двусторонних проектов по разработке мер доверия в Восточно-азиатском регионе. Отношения Р и Я завязаны на решении территориальной проблемы. Реальная попытка для
«разрубания узла» была предпринята, но подписание до 2000 г. мирного договора не состоялось (после Второй мировой войны мирный договор Японии с
Р еще не подписан). В целом можно сказать, что Япония не хочет оставаться в стороне от процесса достижения смягчения напряженности с Москвой.
Укрепляется военное сотрудничество США и Японии, в мае 1999 г. парламент
Японии одобрил пакет изменений в законодательство, который направлен на укрепление этого сотрудничества, но это сотрудничество направлено не только на обеспечение безопасности этих двух государств, но распространяется на региональный и глобальный уровень (в зону японско-американского сотрудничества попадают Корейский полуостров и Тайвань). Намерения США и
Японии расширить сферу деятельности своего военного альянса не могут не вызывать негативное отношение России. Это вызывает и беспокойство государств региона. С резким протестом выступает руководство Китая, призывая Японию придерживаться ранее взятых обязательств по Тайваню. В рассматриваемом контексте особо важное значение имеет нормализация российско-китайских отношений.
В отношениях с Китаем у России сняты почти в полной мере проблемы установления границ двух соседствующих государств как на восточном, так и на западном участках (правда, не без компромиссных уступок с российской стороны), кроме, пожалуй, двух самых проблемных участков, в том числе под
Хабаровском. Китайской стороне переданы некоторые территории Приморского края, заключено соглашение о совместном использовании земель на ряде островов. В последние годы резко нарастают незаконное проникновение, проживание и деловая активность сотен тысяч китайцев на Дальнем Востоке
России(этому способствует формирование свободных экономических зон в приграничных с Китаем областях Дальнего Востока). В настоящее время задача
России сделать Китай своим союзником, а не новым противником. Ведь речь идет не просто о ближайшем соседе России на востоке, с которым наибольшая протяженность сухопутных границ, а об одном из крупнейших государств мира.). Стабильны и высоки темпы его экономического роста (прирост ВНП порядка 6% в год), военно-экономического потенциала. Добрососедские отношения и полноценные экономические связи необходимы и для России, и для
Китая. Возрождение ислама во многих государствах Центральной Азии составляет головную боль как для России, так и для Китая Последний озабочен тем, какое именно влияние такое развитие событий способно оказать на его мусульманское население. Например, неблагоприятная ситуация в той или иной центрально-азиатской стране при определенных условиях может стать дестабилизирующим фактором для Синьцзянуйгурского автономного округа Китая, где проживают около 1 млн. казахов, 375 тыс. киргизов и представители других центрально-азиатских пародов. Провозглашенный во время встреч руководителей государств на высшем уровне «стратегический союз» так и остался лишь декларацией о намерениях. А они таковы, что политические заявления и текущие связи России и Китая не дотягивают до широкомасштабного сотрудничества. То, что национальные интересы России и Китая в главном совпадают или параллельны - весьма спорно. Китай как и Россия претендуют на лидерство не только в этом регионе, но и в мире (Китайская концепция многополюсного мира). Но расширение и углубление российско-китайского сотрудничества могут служить определенным противовесом сверхдержавным претензиям США и возможным притязаниям Японии на статус политической и военной супердержавы. В условиях экономического и военно-политического соперничества между Китаем и Японией. Россия нужна каждой из сторон в качестве балансира друг против друга. «Российская карта» как со стороны
Китая в его отношениях с США, Японией, Европой, так и со стороны этих последних друг с другом и Китаем может приобрести все более растущую актуальность и притягательность для каждого из названных сторон. В последнее время наблюдается охлаждение отношений России и США после косовского кризиса и угрозы введения экономических санкций из-за Чечни.
Перспективы, открывающиеся после введения санкций, естественным образом ускорят сближение России с теми странами, которые так же, как и она, не разделяют мнение Запада о возможности "гуманитарного" вмешательства во внутренние дела, концепцию "ограниченного суверенитета". Об этом свидетельствует и визит президента РФ Бориса Ельцина в Китай в конце
99г.Если Россия и Китай намерены выступить единой силой в обеспечении безопасности и стабильности в мире, то сила немалая - два ядерных государства, два постоянных члена СБ ООН, один из которых - крупнейшее государство по территории, другой - по численности населения. К тому же
Китай уже неоднократно на официальном уровне поддерживал Россию. Хотя между
Китаем и Россией достаточно много скрытых и явных противоречий, в том числе и по территориальному вопросу. Но события 99 года и визит Ельцина в декабре лишь сблизили позиции двух стран. Москва и Пекин тандемом выступили против агрессии НАТО на Балканах, поддержал российскую позицию по Чечне, и в вопросе о Договоре по противоракетной обороне (который хочет пересмотреть
США — а Россия сопротивляется). Сегодня особенно важно в условиях жесткой критики по Чечне, когда Европейский союз может ввести экономические санкции против Москвы. Потому сближение России и Китая вполне естественно: возможно осуществления идей о создании различных политических —"ось Минск - Москва -
Пекин" (идея Лукашенко) или "треугольник Россия - Индия – Китай (идея
Примакова). Но Западу и США это не выгодно.
Южная Корея несомненно претендует на региональное лидерство, хотя между ней и Северной Кореей после окончания кровопролития на Корейском полуострове все еще не заключен мирный договор, и поиск путей к нему, очевидно, займет долгие годы. Слишком велики психологические и эмоциональные барьеры. В
Сеуле все еще действует закон о национальной безопасности, который рассматривает Север как "террористическую организацию". Идут длительные переговоры с участием США, Китая, КНДР и Южной Кореи и Несмотря на тупик, в последнее время наметилось явное снижение напряженности между Севером и
Югом. Но в этой тонкой игре более конструктивно выглядит все-таки диалог между Пхеньяном и Вашингтоном, в котором Пхеньян видит гарантию ненападения американцев и возможность получить доступ к международной помощи и кредитам. Недавно Вашингтон объявил о частичном ослаблении экономических санкций против Северной Кореи в обмен на ее согласие не проводить испытания новой баллистической ракеты большой дальности. Американским компаниям разрешено вести с КНДР торговлю нестратегическими товарами и осуществлять морские и авиационные грузоперевозки. Снят запрет на некоторые виды финансовых операций, необходимых для торговли между двумя странами.
Координатор американской политики в отношении КНДР, бывший министр обороны
Уильям Перри, рекомендует даже восстановить дипотношения с Северной Кореей, если та согласится присоединиться к международному режиму контроля за ракетными технологиями. Сеул, понимая необходимость стратегического взаимодействия с США, испытывает некоторую ревность из-за того, что
Вашингтон может продвинуться в диалоге с Пхеньяном дальше, чем Сеул.
Сотрудничество со странами Восточной Азии для России становится одной из важнейших предпосылок решения стратегической задачи ускоренного экономического развития российского Дальнего Востока. Курс на дальнейшую нормализацию отношений с ведущими странами в этой части планеты будет способствовать реальному участию России в процессе региональной экономической интеграции. В случае успешного выполнения уже намеченных программ и заключенных договоров российское Приморье может стать крупнейшим торгово-промышленным и транспортно-транзитным центром перевалки товаров из
Восточной Азии в Западное полушарие, Западную Европу и Центральную Азию.
Такой курс представляется залогом сохранения территориальной целостности страны на Дальнем Востоке. Для сохранения безопасности в этом регионе важным является сохранение здесь достаточного российского военного потенциала, в частности военно-морского. В целом страны Восточной Азии заинтересованы в политическом и военном присутствии России, поскольку такое присутствие позволяет поддерживать баланс сил в регионе.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты