тенденция к «всеобъемлющему» синтезу. Для его трудов характерны четкость и
ясность изложения.
П.А. Флоренский(1882–1937)–религиозный философ, ученый-энциклопедист.
Обладал блестящими дарованиями и изумительной ученостью в самых различных
областях. Закончив математическое отделение Московского университета,
поступил в Московскую духовную академию, читал лекции по философии. Его
диссертация «Столп и утверждение истины(Опыт православной теодицеи в 12
письмах)» обратила на себя всеобщее внимание. Здесь он изложил свои идеи не
от своего имени, а как выражение церковной незыблемой истины. Хотя
Флоренский блестяще знал западную философию, он искал для себя опору в
православном сознании и развивал свои философские взгляды в пределах
религиозного сознания. Космология у Флоренского развертывается в систему
философии и облекается богословскими данными. Решая проблему всеединства,
Флоренский с большой силой подчеркнул живое единство Космоса как тайну
природного бытия.
С.Н. Булгаков(1871–1944) был философом-богословом. В молодости испытал
влияние марксизма, но впоследствии резко его отверг(сб. «От марксизма к
идеализму»). Духовный кризис, обративший его к религии, не позволил ему
ограничиться «чистой философией». Это свидетельствует о его зорком уме, ибо
философия всегда занята проблемами Абсолюта, т.е. всегда соприкасается с
богословием, и поэтому «чистой философии» быть не может. Углубив темы
космологии, философское творчество Булгакова повлияло на развитие русской
философии. В «Свете Невечернем» он связал проблемы космологии с религиозной
тематикой. Восприняв от Вл. Соловьева идею философии всеединства, Булгаков
развивает учение о Софии–Премудрости Божией–как предвечно сущей в
божественном замысле мировой душе, женственной по своему существу,
вместившей Божественную любовь и излучающей ее в мир. По Булгакову, София
имеет действенный характер–одновременно небесный, божественный, и тварно-
человеческий. Человек, сотворенный по образу и подобию Божьему, как муж и
жена в любви, восстанавливает единство мира и полноту образа Божьего-'.
А.Ф. Лосев(1893–1988)–философ, филолог, автор ряда фундаментальных работ по
античной эстетике, логике, языковедению, переводчик философской и
художественной литературы с древних языков. В философии Лосева развивается
платоновско-ге-гелевская линия диалектического мировоззрения, традиция
православия и русской философии, используется феноменологический метод Э.
Гуссерля.
В мире нет и не было мыслителя, который написал бы такое количество работ,
какое написал этот исключительно одаренный и неимоверно трудолюбивый
человек. Его работы по античной философии несравнимы по своей обширности,
глубине и научности анализа, совмещающего в себе одновременно философские,
филологические и искусствоведческие аспекты. Думается, что они останутся в
веках как неподражаемый образец.(Я говорю об этом с уверенностью человека,
общавшегося с А.Ф. Лосевым более 30 лет. А в молодости я учился у него
латинскому и греческому языкам.)
№ 27 Общие черты классического типа философствования.
Философские направления: классическая и неклассическая. Основные этапы
развития знания:
1. Магико-архаическая форма
2. Античное научно–философское знание
3. Традиционное священнокнижие
4. Европейское теологизированное знание(богословие)
5. Классическое рациональное знание(Декарт, Спиноза, Лейбниц, Локк, Юм,
немецкая классическая)–17-19 века
6. Неклассическое(постклассическое) философствование начало 20 века.
Для Европы 19 век–классический.
Основные принципы классической философии в ее понимании мира и человека:
1. Безграничная вера в «рацио»- разум, т.е. классика 17-19 вв. выразила и
провела позицию индивида, который самостоятельно может ориентироваться в
мире и рационально перестраивать общественный строй и
миропорядок(взаимоотношение человека и природы).(Декарт–считал идеи
врожденными, Лейбниц–монада, ее предрасположенность к мышлению;
Спиноза–возможно интуитивно отражать структуру бытия).
2. Оптимизм в отношении познания–возможность разума беспредельна.
3. Не признается возможность противоречия или конфликта между знанием и
бытием. Истинное знание тождественно бытию.(Кант пытался разрушить
идиллию между знанием и бытием).
4. Беспередпосылочность знания. Когда мы мыслим, наша мысль незамутнена
ничем, знание объективно. Человек познает окружающий мир адекватным
образом независимо от того, к какому классу он принадлежит.
5. Идея механицизма. Мир представляется как единый механизм, созданный
Богом. Механицизм–предтеча попытки подчинить себе природу. Механицизм
противостоял безумию мира.
6. Вера в целесообразность(телеологичность) развития общества, в
определенный смысл общественного развития, в то, что существуют законы
развития общества, подчиняющиеся определенной схеме.
7. Вера в то, что разум задает направления этого развития.
8. Вера в прогресс. Источник прогресса–развитие человеческого разума, что
проявлялось в развитии наук.
Прогрессистская философия истории, которая начала формироваться в 18–19
в(Вольтер, Гердер). Эта философия подвигла Маркса создать свое учение о
формациях.
Рационализм–классический тип философствования, он не знал противоречий,
противоречия преодолевались по мере возникновения. В середине 19 века
господство рационализма было нарушено.
№ 25 Русская философия 19 в.(основные идеи темы)
Истоки русской философии.
Одна их проблем философского знания заключается в определении понятия
«национальная философия».
С X века говорят о наличии русской философии. Крещение Руси способствовало
возникновению философских взглядов на Руси, отработке национальной
философской проблематики. До принятия христианства было множество племен, у
каждого племени были свои Боги. Принятие христианства позволяло говорить
каждому славянину, что мы молимся одному Богу.
Первые священники были греки. На Руси–православное
христианство(ортодоксальное христианство).
Монголо-татарское нашествие способствовало формированию специфической
государственной системы Руси, консолидации нации. Стала формироваться
специфическая тематика философской проблемы. В русском этносе стали
происходить расколы общества(первые–по линии церкви, по чисто религиозному
признаку).
Основной удар нанес Петр I(можно говорить уже о социальных противоречиях).
Он решил приобщить Россию к европейской культуре. Насильственно внедрял
европейские технологии, языки, стиль жизни. Бояре формально перенимали
европейскую моду, общение и т.д. Народ стал воспринимать господ как
иностранцев. Возникла трещина между власть имущими и остальной частью
населения. Прослойка–интеллигенция(«интеллигент»–появилось в конце
30–начале 40 гг. 19 века). Формировался государственный аппарат из мещан,
низшего духовного сословия.
Николай I–произвел множество реформ, одна–касалась образования(после
окончания университета–либо на службу, либо 2 года отработать в провинции).
Появились студенты, которые после 1–2 курсов учиться не хотели, их называли
интеллигентами.
Интеллигент–это настрой души. Первым интеллигентом можно назвать Радищева.
Первая волна российской интеллигенции была настроена миролюбиво. После
реформ 1861 года выделилась радикальная часть, которая возглавила борьбу с
царизмом, вышла из дворянства. Привело к распространению по всей России
трагедии «Вишневых садов»(реформа 1861 года). Этого дворянство не могло
простить царизму.
До начала 19 века российской философии не было, но возникнув, за небольшой
отрезок времени она сделала грандиозный рывок. К началу 19 века стала
формироваться русская философская проблематика. Одна из причин связана с
войной 1812 года, с восстанием декабристов. Два направления:
славянофильство и западничество.Сущность проблемы: после похода по Европе,
когда российский император почувствовал ответственность не только за
Россию, но и за Европу, возник вопрос: «Почему победители живут хуже
побежденных?». Встала проблема дальнейшего развития России.
Крымская война–Россия потерпела поражение. Возник вопрос: «Почему Россия
потерпела поражение от Турции?». Бюрократическая машина России не могла
обеспечить национальную безопасность.
Собственно философская мысль в России формировалась не на пустом месте, а
под влиянием достижений мировой философии. Но этот источник и не
единственный, и недостаточный, чтобы с его помощью объяснить специфику
русской философской мысли. Она во многом складывалась под влиянием
социально-культурных процессов, происходивших на Руси: предпосылки для
возникновения философского сознания созревали уже в культуре языческой
Руси, ее христианизация(X в.) сыграла важную роль в становлении русской
философской культуры. Русская философская мысль имеет своим источником
произведения киевского философа–митрополита Иллариона, давшего философско-
историческое и этико-гносеологическое толкование русской жизни конца
Х–начала XI в., поставившего вопрос о месте русского народа в мировой
истории, об историческом значении принятия им христианства(«Слово о законе
и благодати», «Молитва», «Исповедание веры»). Ценными источниками русской
средневековой общественной мысли явились литературные памятники: «Слово о
полку Игореве»(XII в.), летописные своды «Повесть временных лет»(XI–XII
вв.) и др. Процессы политического единения Руси. образования русской
национальности, укрепления феодализма, приобщения Руси к мировой
культуре(через Византию), настойчиво требовавшие глубокого социально-
философского осмысления, также в немалой степени обусловили своеобразие
русской философской культуры.
Первым русским мыслителем мирового значения явился Михаил Васильевич
Ломоносов(1711–1765)–гениальный ученый-энциклопедист, обогативший своими
открытиями почти все области знания, разработавший естественно-научные
проблемы и внесший огромный вклад в гуманитарные науки, в частности, в
филологию, к тому же незаурядный поэт.
Материю он понимал как состоящую из мельчайших частиц–атомов, образующих
более сложные формы–корпускулы(или молекулы), которые, сочетаясь в разных
комбинациях и количествах, порождают все многообразие видимого в природе.
В своих философских воззрениях Ломоносов стоял на позиции примирения
научного и религиозного объяснения мира. «У многих глубоко укоренилось
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33