Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

Он считал, что доказать существование бога невозможно, в него нужно только

верить(«Верую ибо это нелепо», «Вера выше разума»). Вера–единственный

способ объяснения чудес христианства. Философия должна подчиниться

теологии, как разум вере.

Для пропаганды христианства нужен был набор основ, догм, понятный всем.

Каподокийские отцы церкви( два Григория и Василий Великий) занимались этой

проблемой. «Символ веры» принят на Вселенском соборе:

1. Догмат о сотворении мира.

2. Догмат о богочеловеке Христе.

3. Догмат о первородном грехе.

4. Догмат о святой троице(бог един, проявляет себя в трех ипостасях,

неравных друг другу).

Толкование последнего догмата стало причиной разделения церкви на

католическую и православную. Католики считали, что святой дух исходит от

бога-отца и бога-сына, православные–только от бога-отца.

Аврелий Августин(354–430 гг.)- основоположник С.Ф. Родился в Северной

Африке, получил классическое образованеи в Карфагене, преподавал риторику.

Семья А.А. была языческой(отец) и христианской(мать) одновременно. До 33

лет шел по стопам отца, в 33 года принял христианство. Был великолепным

логиком, что позволило ему стать выдающимся философом. Сущность его

философии в трех работах: «Исповедь»(«Конфесионас»), «О святой троице», «О

граде божьем». Основные идеи А.А.:

- В мире постоянно идет борьба между царством божьим и царством дьявола.

- Олицетворение царства божьего–христианская церковь, этого было

достаточно, чтобы его церковь объявила святым.

Философия А.А. теоцентрична, Бог–высшая сущность. Он существует независимо

от всего остального, мир существует благодаря божественной воле. Бог создал

этот мир и постоянно все контролирует. Счастье человека–в познании бога,

инструмент познания–душа. Душа состоит из разума и воли. Разум помогает

понять добро и зло, что еще не делает человека добродетельным. Выбор между

добром и злом делает воля. Величие бога в том, что он дал человеку волю, и

он обладает свободой выбора, в который бог не может вмешаться. Значит бог

не имеет отношения ко злу. Бог–абсолютное добро, абсолютного зла нет.

Зло–отсутствие добра. Чем дальше человек от бога, тем больше зла. Учение

А.А. о воле–основа волюнтаризма(воля–первом месте, стремление добиться чего-

либо во что бы то ни стало). Учение о воле сделало христианство более

популярным и доступным. Спасение- в руках человека( он волен выбирать

добро).

№12 Учение Фомы Аквинского об эссенции и экзисенции, вере и знании(расцвет

схоластики).

Фома Аквинский-(1225–1274)–«доктор Ангелиус»(ученик Альберта

Великого–«доктор Универсалис»- знал библию наизусть, обладал

энциклопедическими знаниями.)

Перед католическими теологами руководством церкви была поставлена задача

выработать средства противодействия влиянию свободомыслия, и в то же время

учесть возросший авторитет науки и философии. Он обосновывает единство веры

и разума, философии и религии. В 1323 г Фому Католическая Церковь

провозгласила святым, а его теория ставится идеологией католической церкви.

Основные работы: о троице, о сущном и сущности(эссенции и экзистенции),

сумма теологии.

Учение Фомы опирается на учение Аристотеля. Фома выделяет четыре уровня

бытия вещей в зависимости от связи материи и формы. Форма выступает как

активное начало, материя- как пассивное.

1-ый уровень- бытийности вещей- неорганическая степень, здесь форма

выступает как внешняя определенность вещи.

2-ой- растение

3-ий- животный мир

4-ый- разумная душа.

Форма выступает сама по себе, несвязанная с материей. Разум и вера не

исключают друг друга, а гармонически связаны, истина одна- учение Христа.

Ее постигают и с помощью веры и разума. Путь разума на много длиннее и

труднее. Фома Аквинский по-новому решает спор между номиналистами и

реалистами. Общее это бог, который присутствует во всех сущных вещах.

Ф.А.–имел ангельский характер. Родился в знатной семье, не был старшим

сыном и поэтому не наследовал титул и землю по праву майората. Благодаря

этому правилу появилось рыцарство(система определенных нравственных

ценностей, изобретенная людьми, которые не имели ничего, кроме благородного

происхождения). Ф.А. учился в монастырской школе при ордене св. Бенедикта.

В 17 лет решил посвятить себя богу и вступил в Доминиканский орден. Орден

готовил преподавательские кадры и соблюдал чистоту христианства. Ф.А.

послали в Кельн на стажировку. Альберт Великий передал Ф.А. свои

универсальные знания. Затем Ф.А. переехал в Париж, где и создал свое

учение(«томизм»).

Ф.А.–умеренный реалист. Универсалии–самостоятельные сущности, существуют

трояко:

1. До вещей–как мысль бога

2. В вещах–то, что дано в определении вещи(определение и есть универсалия)

3. После вещей–в человеческом сознании(логическое мышление)

Ф.А. утверждал, что самое истинное бытие–бог, он–самая совершенная

реальность.

Эссенция каждой вещи выражена в ее определении, экзистенция–существование

каждой вещи. В Боге эссенция и экзистенция совпадают. Он самодостаточен.

Это самое общее понятие, определить его через другие понятия нельзя. В

других вещах сущность и существование не совпадают(вещь нельзя определить

через саму себя: дерево–деревянное–глупость, они имеют свое порождение чем-

либо: бог–причина всех вещей).

Бог обладает простым бытием, а все остальное–сложным. Ф.А. пытался

логически доказать бытие бога(«Сумма теологии»), устранить противоречие

между верой и разумом:

1. Все движущееся чем-то движимо, а перводвигатель–Бог.

2. Доказательство из сущности действующей причины(причина не может быть

причиной самой себя, нужна первопричина)

3. Взаимоотношение случайного и необходимого(все происходит по-

необходимости и первая из них–Бог).

4. Степени сравнения качества( самая высшая степень качества–Бог, он самый

добрый; зло–низшая степень добра и т.д.)

5. Телеологическое доказательство(телеология–учение о целесообразности; в

мире все прилажено, а за этой слаженностью стоит Бог).

Ф.А. выделил три христианских добродетели: вера, надежда, любовь+четыре

античных добродетели: справедливость, мудрость, мужество, умеренность.

Следует подчеркнуть, что С.Ф. внесла существенный вклад в дальнейшее

развитие гносеологии, разработав и уточнив все логически возможные варианты

соотношения рационального, эмпирического и априорного, соотношения, которое

станет впоследствии уже не только предметом схоластических споров, но

фундаментом для формирования основ естественно-научного и философского

знания. Философия эпохи зрелого средневековья, начиная с XI–XII вв.,

пребывая под влиянием христианства, дала удивительно яркие плоды в своем

развитии, подготовив весьма благоприятную почву для дальнейшего своего

движения. Творчество Августина, Фомы Аквинского, Авиценны, Аверроэса,

Маймонида, Дунса Скота, Роджэра Бэкона, Уильяма Оккама и др. по уровню

своей интеллектуальной культуры и значимости не уступает выдающимся учениям

мыслителей последующих времен.

№13 Антропоцентризм и гуманизм в философской мысли Возрождения.

Средние века заканчиваются XIV веком и начинается двухвековая эпоха

Возрождения, за которой, в XVII веке, наступает Новое время. В

средневековье господствовал твоцентризм, теперь наступает час

антропоцентризма. В эпоху Нового времени в центре философских изысканий

ставят человека(по-гречески человек называется антропосом). В философии же

эпохи Возрождения два центра–Бог и человек. Это соответствует тому, что

эпоха Возрождения является переходом от средних веков к Новому времени.

Термин «возрождение» дал название целой эпохе прежде всего в связи с тем,

что ставилась задача возродить на новой, итальянской почве античное

культурное наследие, особенно философию, в первую очередь творения Платона,

Аристотеля и Эпикура.

основные ИДЕИ ВОЗРОЖДЕНЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Сдвиг в сторону антропоцентризма. Внимание возрожденческих философов

направлено по преимуществу на человека, именно он становится адресатом

философского интереса. Мыслителей интересуют уже не столько заоблачные

религиозные дали, сколько сам человек, его природа, его самостоятельность,

его творчество, его самоутверждение, наконец, красота. Истоки такого

философского интереса во многом определились переходом от феодально-

сельского к буржуазно-городскому образу жизни и индустриальному хозяйству.

Самим ходом истории выявлялась особая роль творчества человека, его

активности.

Понимание человека как творческой личности. Сдвиг в сторону

антропоцентризма означал понимание творчества как первостепенного

достоинства человека. В средние века считалось, что творчество является

прерогативой Бога. Теперь же считают по-другому. Человек, полагает Фичино,

могущественен подобно Богу. Он в состоянии и должен реализовывать себя и в

искусстве, и в политике, и в технике. Человек эпохи Возрождения стремится

максимально расширить поле своих дерзаний. Леонардо да Винчи–живописец и

изобретатель, Микеланджело–живописец и поэт, оба к тому же талантливые

философы.

Эстетическое–доминирующий аспект философии Возрождения. В средние века была

широко распространена моралистика, не знавшая разумного предела. Напротив,

к телесно-природному, способному, как считалось, умалить достоинство

божественного, относились подозрительно: если в церкви петь слишком

благозвучно и приходить туда в нарядной одежде, то внимание от

божественного будет отвлечено.

Возрожденческое мировоззрение выдвигает на первый план не мораль, она

многим надоела, и не науку, она была развита слабо, а искусство и вместе с

ним прекрасное. Главным объектом искусства становятся человеческое тело,

безмерное любование его красотой. Отнюдь не случайно необычайного расцвета

достигает живопись. Работы Леонардо да Винчи, Микеланджело(например, серия

картин на потолке Сикстинской капеллы е? Ватикане), Рафаэля

Санти(«Сикстинская мадонна» и др.), Альбрехта Дюрера(«Портрет молодого

человека» и др.) выше всяких похвал. Как внимательно относились художники к

человеческому телу: Дюрер многие годы изучал его пропорции, а рост человека

он делил на 1800(!) частей.

Эстетическое, что в переводе с греческого означает относящееся к чувству,

доминирует в возрожденческой философии.

Гуманизм(от латинского гуманос–человечный)–есть воззрение, основывающееся

на самоценности человека как личности, его праве на свободу, счастье,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты