Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

Маркс: «человек не удовлетворяется ситуацией, когда жизнь оказывается

средством к жизни. Человеку мало: когда он живет чтобы есть и ест чтобы

жить»

1. смысл жизни изначально присущ жизни, он скрыт в ее глубинных основаниях.

Смысл жизни не имеет временных рамок. Данная позиция характерна для

религиозного толкования смысла жизни. Цель смысла жизни- служение высшему

началу.

2. Смысл жизни- за пределами настоящей жизни. Светская интерпретация

религиозного толкования. Наше поколение живет для того, чтобы жило другое

поколение и тд.–прогрессирует

3. Смысл жизни создается самим субъектом. Жизнь не имеет смысла, который

происходил бы из прошлого и будущего, создается самим человеком.

Проблема смысла жизни имеет еще одно прочтение в рамках проблемы бытия.

Смысл проблемы человеческого бытия многие философы видят, что в жизни

человека соперничают 2 установки: 1. Установка на бытие. 2. Установка на

обладание.

Эрих Фром: «быть или иметь»

Установка на бытие: то есть внутренние блага, которые нам присущи: знания,

мысли, чувства, переживания- внешние усилия не властны.

Обладания- имущество, слава, почести, доблести- то, что мы не можем себе

постоянно гарантировать.

Большинство мыслителей утверждали, что более ценной является установка на

бытие. Обладание- необходимое условие существования счастливой жизни.

Обладание- приятное, но необязательное условие. Обладание- не нужно,

отрекались от всего внешнего.

Человек есть то, сколько он стоит.

Преимущество установки на бытие в плане психологического комфорта более

приемлемо, так как человек, ориетированный на обладание, живет в постоянном

страхе перед его утратой. Примирение позиций на бытие и на обладание

послужило развитием предпринимательства в Западной Европе (Лютеранская

церковь)

42Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека

Аспекты проблемы смерти:

1.Как определить, что данный человек уже умер?

2.Может быть имеет смысл определить, что этому человеку уже пора умереть?

3.Непримеримость человеческого сознания, гордого человеческого духа с

фактом своей физической смерти.

Ситуация глобального цивилизационного кризиса, который может привести к

гибели всего человечества: цена человеческой жизни возросла, а ценность

упала. Сейчас осознание своей смертности вызывает сильнейшие эмоциональные

потрясения у людей.

Шкала ценностей:

1.шкала биологическая–феномен самопорождения жизни, ее саморазвитие.

Право на жизнь для любого живого существа в силу его рождения.

2.Акцентирует внимание на специфику человеческой жизни. Человеческая жизнь

принципиально отличается от жизни всего другого. Жизнь и смерть не связаны

с человеческим разумом, с оценками его современниками и потомками.

3.Идея обретения бессмертия. Волнует всех зрелых людей. Различные категории

людей определяют бессмертие по-разному:

- бессмертие в генах потомства–увековечить себя в своих детях.

- Мумификация тела с расчетом на его вечное хранение–характерна для

тоталитарных обществ

- Упование на растворение тела и духа в космическом

бессмертии–характерно для восточных религиозных и философских течений

- Результаты человеческого творчества–произведения, идеологические

концепции

- Достижение различных состояний, смерть–возможный прорыв в другие миры.

Средневековая философия: жизнь человека–мука, настоящая жизнь наступит

после смерти.

Древний мир: жизнь–это пир–кровавый или веселый.

Эпоха рационализма: человек–механизм, его задача–не умереть раньше времени,

нужно вовремя его отремонтировать.

Эпоха просвещения: в своей жизни руководствоваться духовными ценностями.

Экзистенциальная философия: преддверие смерти заставляет человека всерьез

ощутить ценность своей жизни.

Христианство: стремление к жизни вечной, которая наступит после жизни

телесной.

Ислам: исходит из факта того, что все подчинено воле Аллаха, более легкое

отношение к смерти, человек более легко может стать причастным к смерти

человека. Та религия, которая постоянно разрастается.

Общее для христианства и ислама: человек живет для того, чтобы умереть и

воскреснуть.

Буддизм: человек живет для того, чтобы, умерев, прервать цепь возрождений,

не возрождаться в этом виде.

Марксистская философия: смерть–естественный конец всего живого, обмен между

органической и и неорганической природой.

Жизнь сама является смыслом, страдание–это тоже жизнь.

Смысл жизни имеет биологическое происхождение:

1.Жизнь для себя, подпитывается инстинктом самосохранения.

2.Жизня для семьи–подпитывется половым инстинктом

3. Жизнь для вида, для коллектива.

Проблема: право на жизнь и право на смерть

Все, рожденное женщиной–человек, имеет право на жизнь, все живое должно

жить.

Категорический эмпиратив Канта: «Жизнь человека ценна сама по себе»

Проблема эвтаназии: как быть с теми людьми, которые обречены на смерть.

Человек должен иметь право на достойную смерть–позиция патерналистов.

Позиция антипатерналистов–за эвтаназию.»Патер»-семья.

Патерналисты: эвтаназия недопустима, человек, который решил уйти из жизни,

приносит страдания близким, возникают проблемы: кто это сделает, «дурной

пример», вдруг изобретут лекарство и человека можно будет спасти..

№44 Диалектика чувственного и рационального познания.

Гносеология–изучает общие закономерности познания.

Обыденное познание–основано на использовании социального опыта(трудового,

семейного и т.д.). Отражает свои объекты в зависимости от реальных

жизненных потребностей людей. Использует обыденный язык. Основной метод

классификации знания–здравый смысл. Носит рецептурный характер, дает

предписания, результат его предписаний–этикет. Обыденное знание очень

субъективно.

Научное познание- отличается по уровню, глубине проникновения в сущность

вещей, стремится выявить законы для мира и его компонент.

Основное отличие О.П. от Н.П.–научное познание предполагает своим

результатом систему знания, которая носит концептуальный характер:

процедура доказательства, обоснования знания.

Наиболее совершенная форма знания–теория–выступает как обобщение(не все

обобщения–теория).

Познание–разновидность духовного воспроизводства. Задействованы: чувства и

разум, мышление, интуиция и т.д. Виды познания:

- Чувственно–сенситивное(на чувственном уровне)

- Абстрактно–логическое(способность человека)

- Интуиция(способность человека)

С одной стороны знание обусловлено познавательной способностью человека.

С другой стороны знание–как резюме, итог всей человеческой деятельности.

Соотношение чувственного и рационального

Существуют: сенсуализм(«чувство») и рационализм(«разум»).

Сенсуализм. В основе познавательной деятельности–чувства человека,

ощущение–источник(Гоббс, Локк, Фейербах–в той или иной мере сенсуалисты).

Рационализм. Доказывали, что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести

из чувственного опыта(Декарт, Лейбниц, Гегель).

Интуитивистские направления философии.

Интуиция может восприниматься по–разному:

- Как божественное озарение

- Чувственное озарение

- Как особое психическое состояние

В современной философии–рационалистическая традиция

Чувственное познание. Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью

он связан с внешним миром, если лишить этого канала–нет познания).

Наличие органов чувств–необходимое и достаточное условие для многосторонней

познавательной деятельности.

Формы чувственного познания:

1. Ощущение–отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств

предмета.

2. Восприятие- это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса

ощущений.

3. Представление–чувственно–наглядный образ предмета(сейчас не

воспринимаем, но воспринимали ранее).

4. Воображение–способность сознания на основе сохраненных представлений

комбинировать новые образы.

Рациональное познание. Это не чисто природное свойство человека, оно

вырабатывается в ходе социологизации человека, в процессе общения и т.д.

Уровни рационального познания: рассудок т разум.

Рассудок. Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных

схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и

т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека.

Разум. Более высокий уровень рационального познания, характерно

оперирование самими абстракциями, меняет абстракции, конструирует их, его

задача–постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической

логики–разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Именно

Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни эти

уровни тесно связаны.

Формы рационального мышления: понятия, суждения, умозаключения.

. Понятие–исходная форма мышления, отражает общие закономерные связи

объекта. Сущность его–в дефинициях, предъявляется ряд требований: 1.

Гибкие и неподвижные; 2. Выражение в виде определенных слов. Само понятие

мысли не выражает, оно–атом мысли.

. Суждения–отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные

и положительные.

. Умозаключения–на основании известных двух суждений выводится новое.(У

Аристотеля это–сииллогизм–роза- цветок, цветок–растение, роза–растение)

. Определение дополнительные формы рационального мышления, первых 3-х

достаточно для обоснования любой теории

. Сомнение

. Мнение

. Интуиция

Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием.

Выделять эти познание в чистом виде нельзя.

№ 45 Субъект и объект познания.

1. Объект познания–природа, весь мир.

2. Субъект- мыслящий человек, общество, либо коллектив(конкретный процесс–в

голове конкретного субъекта).

3. Отношения между субъектом и объектом–базис практики, если нет этого

отношения, то нет познания.

Объект

Ранее: кто имел свойства, состояния и действия=понятию субстанция

Понятие объекта приобрело гносеологический смысл с 17 века, т.к. объект

соотносится с субъектом(самостоятельно объект уже не рассматривается),

методологически–необходимо выделить ту часть объективной реальности,

которая в данный момент освоена или осваивается человеком.

Помимо объекта познания–предмет познания–конкретные аспекты, стороны

объекта познания, куда направлено острие человеческой мысли. Любое познание

обязано иметь свой предмет познания.

Субъект

- мыслящее, чувственно предметное существо, в широком смысле–это общество,

коллектив(познавательные возможности конкретного субъекта определяются

обществом).

Связи между субъектом и объектом

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты