Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

• разрешенными и неразрешенными;

• общими и антагоническими.

Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их конфликт, борьба

являются внутренним двигателем развития общества. Однако различие интересов

способствует прогрессу и не приводит к разрушительным последствиям только в

том случае, если потребности и интересы не являются крайне

антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение(человека, группы,

класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами.

• Особым аспектом нормальной жизни человека(личности) в обществе является

наличие социальных норм.

Социальные нормы- общепринятые в обществе правила, регулирующие поведение

людей. Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:

• поддерживают порядок, равновесие в обществе;

• подавляют скрытые, в человеке биологические инстинкты, "окультуривают"

человека;

• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социализироваться.

Видами социальных норм являются: «^ нормы морали;

• нормы группы, коллектива;

• специальные(профессиональные) нормы;

• нормы права.

Нормы морали регулируют наиболее общие варианты поведения людей. Они

охватывают большой круг общественных отношений, признаны всеми(или

большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм

является сам человек(его совесть) и общество, которое может подвергнуть

осуждению нарушителя норм морали.

Групповые нормы- особые нормы, регулирующие поведение членов узких

коллективов(ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы

преступной группировки, нормы секты и т. д.).

Специальные(профессиональные) нормы регламентируют поведение представителей

тех или иных профессий(например, нормы поведения грузчиков, сезонных

рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения

распространены среди медработников, артистов, военных и т. д.).

Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:

• устанавливаются особыми уполномоченными госулярственными органами:

• имеют общеобязательный характер;

• формально-определенны(четко сформулированы в письменной форме);

• регулируют четко определенный круг общественных отношений(а не

общественные отношения вообще);

• подкреплены принудительной силой государства(возможностью применения

насилия, санкций со стороны специальных государственных органов в

установленном законом порядке по отношению к лицам, их преступившим).

Жизнь человека и общества невозможна бездеятельности- целостных,

системных, последовательных, направленных на определенный результат

действий. Основным видом деятельности является труд.

В современном развитом обществе труд- одна из высших социальных ценностей.

Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою

мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека

и отрицательно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и

обществу труд способствует развитию потенциала человека...

Труд сыграл исключительную роль в формировании и развитии человеческого

сознания, способности человека, в эволюции в целом.

Благодаря труду и его результатам человек выделился из окружающего

животного мира, сумел создать высокоорганизованное общество.

Жизненная позиция- отношение человека к окружающему миру, выражающееся в

его мыслях и поступках.

Выделяются две основные жизненные позиции:

. пассивная(конформистская), направленная на подчинение окружающему миру,

следованию обстоятельствам.

. активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над

ситуацией;

В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:

• авторитарно-конформистская(человек в своем поведении ориентируется на

поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и

авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);

• групповая-конформистская(отдельный человек, как и другие члены группы,

жестко придерживается норм, принятых в группе);

• общественно-конформистская(отдельный индивид подчиняется нормам общества

и "плывет по течению"); данное поведение особенно было свойственно

гражданам тоталитарных государств.

Активная жизненная позиция также имеет свои грани:

• активное, самостоятельное поведение по отношению к другим индивидам, но

подчинение лидеру группы;

• подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе,

коллективе;

• игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне

общества- в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;

• непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других

изменить всю окружающую действительность(пример: революционеры- Ленин и

другие).

Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации,

гармоничного существования самого общества необходимо воспитание личности.

Воспитание- это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре,

подготовка его к труду и будущей жизни.

Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья,

школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное

сообщество, общество в целом.

В качестве воспитателя, примера для подражания может выступить отдельный

человек: учитель в школе, авторитетный сверстник, командир, начальник,

представитель мира культуры, харизматический политический деятель.

Огромную роль в воспитании личности со стороны современного общества имеют

средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной

культуры(книги, выставки, технические устройства и т. д.).

Основные цели воспитания:

. подготовить человека к жизни в обществе(передать ему материальную,

духовную культуру, опыт);

. развить общественно ценные качества личности;

. стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обществе качества;

. научить человека взаимодействию с другими людьми;

. научить человека труду.

61 Проблемы и перспективы современной цивилизации

Сегодня уже вызрело представление о том, что мы находимся на переломном

этапе, ближних подступах к вступлению в новое историческое измерение. С

напряженным вниманием всматриваются христианские богословы в 2000 г. от

Рождества Христова. Умножаются грозные пророчества. Апокалиптическне

умонастроения выражаются на страницах печати. “Философия конца”,

пронизывающая весь текст Откровения Святого Иоанна Богослова, завершающей

главы Библии, сейчас актуализируется. Об этом говорят в проповедях и пишут

в религиозных изданиях, предвещается появление АнтихрИста и затем второе

пришествие Христово. “Глаголь вещие” уже звучат–эта нота становится все

более громкой.

Трагические предсказания звучат не только в христианских храмах. И в

мусульманских мечетях все чаще раздаются тирады типа: “О, рабы Аллаха, я

боюсь для вас ужасного наказания”. Появляются “персонажи”, объявляющие себя

пророками и грозящие бедствиями. Что уже говорить о многочисленных сектах.

Все их устремления замешаны на идее грядущей катастрофы.

Один за другим ставятся зловещие диагнозы, что мир находится на одной из

последних ступеней духовной нищеты и деградации, что вот-вот обрушатся на

головы людей невиданные ранее жестокие войны, губительные для земли,

ураганы, землетрясения, что не менее 90% землян будет испепелено,

уничтожено и т. д., и т.п

Грустно смотрит на происходящее и наша российская интеллигепция. Один из

наиболее ярких и честных прозаиков последних десятилетий Юрий Нагибин в

начале 80-х гг. писал в своем дневнике, опубликованном в 1995 г. “Похоже,

сейчас могучий органический и неорганический мир постигло полное

разочарование,–институт, именуемый “человечество”, будет закрыт навсегда. А

Земля, отмывшись в воздушном океане, поплывет дальше в своей изначальной

чистоте”.

Люди рационального мышления, ученые и социологи полагают, что грядущий век

несет в себе противоречивые возможности как взлета, так и упадка. Они

настаивают на том, что мы вступаем в многомерный мир и возникает новая

неведомая еще модель мировой цивилизации. Теоретики “по-стпрнгожинской”

формации толкуют 9 вхождении человечества в зону точек бифуркации,

обозначившегося разлома, поворота истории в непредсказуемом направлении.

Ввиду этого представляется правомерным вновь применить введе-ное К.

Ясиерсом понятие “осевого времени”, но уже не к прошлому (между 800 н 200

г. до н.э.), а к нынешним событиям, актуальным свершениям современников.

Действительно, привычный мир XX в., насыщенный бурными событиями, на наших

глазах стремительно трансформируется, преображается коренным образом. Мы

смотрим в лицо новому историческому времени.

Сейчас уже ясно, что без “раздумий” в масштабе человечества” нельзя

продуктивно проанализировать ни одной локальной задачи на ином уровне:

континента, страны, региона, города и т. д. Любые кризисы в экономике н

политике, в преуспевающих или отстающих странах, глубинные или

поверхностные по сути дела, есть проявление общего кризиса, сотрясающего

человеческую цивилизацию. Политики н экономисты разных направлений все чаще

приходят к выводу, что наступает кризис современной мировой цивилизации,

охвативший природу, мировую экономику, политические отношения, культуру, и

особенно самого человека.

Характеризуя глобальную ситуацию конца века, следует отметить, что

человечество, будучи сущностно единым, вместе с тем представлено

неисчерпаемым многообразием динамичных социокультурных форм. Высочайшие

достижения общечеловеческого прогресса выражены в высокой технологии,

эффективном промышленном и сельскохозяйственном производстве, разветвленной

информационной сети, мире утонченного искусства. В то же время в ряде

регионов земного шара сохраняются реликтовые, архаические образования,

сотни и сотни миллионов людей не имеют возможности пользоваться благами

цивилизации, влачат существование аутсайдеров

Первая угроза термоядерного пожара. Призрак “судного дня”, “омницида”,

глобального уничтожения всех и вся все еще бродит по планете. Возможности

возникновения “всесжигающего пламени” и последующей “ядерной зимы” отнюдь

не абстрактны, у них есть зримые черты. Еще 38-я сессия Генеральной

Ассамблеи ООН объявила подготовку и развязывание ядерной войны величайшим

преступлением перед человечеством. В Декларации ООН 1981 г. о

предотвращении ядерной катастрофы было заявлено, что с законами

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты