замедлится.
Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в
зависимости от условий взаимодействия материальных тел.
VI. Отражение–способность материальных систем воспроизводить в самих себе
свойства взаимодействующих с ними других материальных систем. Материальным
доказательством отражения может служить наличие следов–человека на грунте,
царапины, эхо, отражение предметов в зеркале и т.д. Отражение бывает:
физическим, химическим, механическим. Особый вид отражения–биологический,
который включает в себя стадии: раздраженности, чувствительности,
психического отражения.
Высшим уровнем(видом) отражения является сознание. Согласно
материалистической концепциии сознание-свойство высокоорганизованной
материи отражать материю.
40.Диалектика природного и социального в человеческой жизни
Рассматривая проблему антропосоциогенеза (происхождения и развития
человека), не миновать проблемы соотношения в человеке биологического и
социального начал.
Неоспорим тот факт, что человек двойственен–он и животное и не животное.
Это существо природное и социальное. Будучи животным, человек обладает теми
же органами чувств, системами (кровеносной, мышечной и т.д.)
Как существо социальное, человек развивает такие виды деятельности как
труд, сознание, реч.
Как соотносятся в человеке эти 2 начала?
1 крайность: сведение человека к животному, плотскому началу. З.Фрейд: во
всех сферах жизни человеком движут главным образом животные инстинкты, но
человек не свободное, ограничение, сдерживание и сексуальная энергия
направляется на иные формы жизнедеятельности.
2 крайность: подчеркивается значение общественного, социального в человеке
и недооценка и игнорирование биологических основ существования человека,
объяснение биологических особенностей социальными причинами: акселерация,
неполноценные дети, влияние радиации на гены.
Вопрос о двух типах наследственности в развитиии общества:
Биологическая наследственность–возможность воспроизводства и развития
биологических свойств людей.
Социальная наследственность–передача социального опыта предыдущих
поколений, их культуры.
Как биосоциальное существо, человек испытывает на себе взаимодействие
генетической и социальной программ.
Носитель генетических свойств–молекула ДНК; носитель социальной
программы–опыт человечества, передается путем обучения и воспитания.
Естественный отбор уже не имеет решающего значения в жизнедеятельности
людей. А социальные условия существования стали все более определять
развитие людей и развитие общества.
37. Проблема антропосоциогенеза (философская проблема человека).
Философия-сфера знания, которая облачено в определенные человеческие
ценности. Философию интересует мир человеческий, вопросы крутятся вокруг
смысла бытия человека в этом мире. Человек-субъект, который способен к
изменению вещного мира и самого себя. Представление о человеке постоянно
меняется. В античной философии-образ космоцентричного человека отрыл для
европейцев душу, но это понимание человеческой души отличалось от
восточного понимания. Душой обладают животные, растения, душа пронизывает
тело, поэтому в понимании древних греков человек мыслит всем телом-"в
здоровом теле-здоровый дух"; поэтому древние греки большое значение уделяли
тренировке тела.
В дальнейшем понимание души менялось. Платон определял человека, как
воплощение бессмертной души. Аристотель: человек-политическое животное
(социальная компонента человека). В средневековой философии: образ человека-
теоцентричный, человек верит в Бога, человек раб божий, земной мир-момент
движения к Богу, заботиться нужно о душе. Фома Аквинский: человек-актер
божественных трагедий и комедий. Воля выше интеллекта, выше разума человека-
А. Августин. Фома Аквинский: в человеке нет субстанционной основы, кроме
разумной души. Человек не может самостоятельно получать знания и
открываются в откровениях.
Деятели эпохи возрождения воспевали гармонию души и тела. Человек-венец
природы, создан по образу и подобию Божию. Макиавелли: желания человека
ненасытны, природа наделила человека желанием ко всему стремиться, а
фортуна благосклонна не ко всем. М. Монтень: все особенности человека
отличаются воспитанием, потому что душа сапожника и душа монарха от
рождения одинаковы.
Изменяется отношение к душе и в эпоху нового времени-механистический подход
к душе человека. Человек-это машина, которая будучи приведена в движение
чувственными ощущениями должна совершить то, что она совершает. Гольбах:
все несчастья человека от незнания законов природы, всё, что в природе
происходит за счет сил инерции движения и отталкивания в душе приобретает
косность, любовное влечение и т.д. антропоцентричный образ человека, Бог
смещается на границу сознания. Что я могу знать? Что я должен делать? На
что я могу надеяться? Что такое человек? Философия должна определить
сущность человека. Первоначально, человек-предмет сам по себе, предмет на
который направлена сила из вне. В Новое время выдвигались мысли о том, что
человеком человек становится.
Проблема становления человека в условиях развития-проблема
антропосоциогенеза. Многие философы высказывали сомнение в разумности
человека. В человеке сильно животное начало. Ницше: человек не только
творец, но и тварь, чтобы уничтожить тварь нужно освободиться от морали,
выдвигающей идеи человека-бога. Н. Бердяев: человек-существо, подчиненное
сверхчеловеческому началу, которое нельзя охватить разумом, присутствует
творческое начало-человек должен стремиться к Богу через творчество.
Природа и сущность человека
Проблема человека-есть основная проблема философии. Человек может начать
философствовать только с познания самого себя. Человек так и остался для
себя загадкой. Платон: человек-животное двуногое, беспёрое. Человек
является неким существом, а все существа делятся на диких и ручных. Человек-
ручное животное.
???????
человек Платона". Платон откорректировал своё определение: человек-животное
двуногое беспёрое и с широкими ногтями.
Человек-существо умеющее изготавливать и употреблять орудия труда, но есть
такие, которые за всю свою жизнь не изготовили ни одного орудия труда.
Человек-Homo sapiens, человек-существо социальное. Каждый человек уникален-
он то, что сам из себя делает. Проблема определяется природой человека,
рассматриваемой в рамках философской антропологии. В институте человека
открыто около 50 направлений изучения человека. Природу человека не
определили.
Классификация:
1. Субъективистский подход: человек-его внутренний субъективный мир.
2. Объективный подход: Человек-носитель внешних объективных условий
существования.
3. Синтезированный подход: субъективный и объективный.
1,-Понятия "природа" и "сущность" человека некоторые понимали как синонимы,
другие-нет. Сущность то, что делает человека человеком: разум, мораль,
нравственность и т. д. Природа-жив. существование человека. Атеисты (Камю,
Сатр) считают, что у человека нет природы, человек-существо, которое в
момент появления не имеет сущности, человек существует настолько, насколько
себя ощущает. Представители религиозного крыла, Хайдегер и Ясперс, считают,
что сущность человека не может существовать без понятия Бога.
Человек-создатель культуры. Сущность человека проявляется тогда, когда он
представляет то, что он есть сам по себе. Проявить себя он может в
пограничной ситуации: болезнь ,борьба и т. д. Человек приобретает сущность
только после смерти, до смерти говорить о сущности не имеет смысла.
2,-Представители научного материализма и марксизма: бытие определяет
сознание.
3,-Его начало заложено в психоанализе З. Фрейда, который пытался
синтезировать различные стороны человеческой жизни, психики.
Концепции антропосоциогенеза должны были объяснить, как сформировались
особенности человека, отличающее его от других животных. Биологическая
природа человека проявляется в том, что ему присущи инстинкты:
самосохранения, половой.
Как человек приобрёл социальные признаки?
Активная вулканическая деятельность, изменение климата на Земле,
космические явления-всё это в совокупности повлияло на человека, который
приобрел 4 признака:
1. Тело-приспособленное для прямохождения.
2. Кисть-развитая для тонких манипуляций.
3. Развитие головного мозга.
4. Голая кожа.
Как появились эти признаки-загадка?
3,5-5 млн. лет назад австралопитеки-только умел прямо ходить, питекантроп
(1,5 млн. лет назад)-еще умел изготавливать орудия труда, неандерталец (150
тыс. лет назад)-еще и пользовался орудиями труда.
Человек как существо ставшее (развившееся)-2 концепции:
1. Общая космологическая теория эволюции.
2. Синтетическая теория эволюции.
1,-разработана в рамках синергетики. Человек сам является процессом
эволюции социального мира.
2,-человек продукт естественного отбора и мутаций. Возникновение человека
связано с возникновением жизни.
В противовес существуют теории, которые связывают возникновение человека с
божественным акт творения, т.е. для того, чтобы счастливым образом
сложились все обстоятельства для возникновения человека нужно много
времени, а времени существования Земли не достаточно.
Трудовая теория антропосоциогенеза.
Сущность: наши предки прагоминиды ~ 5-8 млн. лет назад спустились с
деревьев на землю и заселили жаркие саваны Южной Африки, где постепенно от
собирания растений перешли к охоте на животных. Периодически приходилось
вставать на задние ноги. В результате регулярной практики стали ходить на
двух ногах, что позволило быстрее двигаться освободились передние
конечности, стали заниматься трудовой деятельностью, возник коллективный
труд ( необходимость общения ( возникновения речи ( развитие сознания,
таким образом труд создал человека.
В рамках развития эпистимологии(Карл Поппер и др.) подвергли критике
трудовую теорию. Человека человеком сделала природа.
Другая теория: естественный отбор–предки жили на деревьях, потом спустились
на землю.
Почему представители одного и того же вида агрессивны по отношению к
соплеменникам? Когда предки спустились на землю все экологические ниши были
уже заняты, предки вынуждены были стать санитарами природы–есть то, что
осталось от других животных, даже трупы соплеменников. Пока проходил
процесс становления притупление инстинкта было не так заметно, а когда он
взял в руки палку, остро встала проблема человека как вида. Возникли
внутренние нормы, которые должны были решить следующие проблемы: 1)
проблема распределения пищи; 2) проблема, связанная с удовлетворением
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33