отрицательные моменты. Математизация науки–математическому описанию
поддаются те области, которые подверглись обработке формально логическим
инструментом. Природа объединяется и лишается качественных и существенных
характеристик. Математика не оставляет предметам никаких свойств, лишает
предметы индивидуальности. Выхолащивание природных определений достигает в
математике высших значений. Математизация и формализация унифицирует
личность, подводит ее под какой-то стандарт. Паскаль–боится, что когда-
нибудь его самого примут за теорему, т.е. попытаются его разгадать,
распознать.
3. Компьютеризация.
Стало возможно развитие компьютерных технологий благодаря формализации и
математизации. Компьютер меняем методы творческой деятельности. Проблема
создания виртуальных миров, психологии хакеров. Компьютер превращается в
собеседника, в оппонента. Все эти тенденции приводят к отрицательным
последствиям.
5 Досократовская философия Формирование основных идей, понятий и
направлений филосфии(натурфило-софия, наивный материализм, стихийная
диалектика)
Основные представители Милетской школы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр( 6
век до н.э) Милет находится на переферии–торговый город, морпорт. Там
начали возни-кать первые противоречия между демосом(народом) и
аристократией(“арис”–лучшие). Народ считал, что ими правят не по традиции,
он стал требовать гласности, наш-лись люди, которые эту гласность
претворили в жизнь (Одиссея). Миф был последней инстанцией, к которой
обращался грек; он анализировал миф, это было не в поль-зу мифа. Вопросы:
“Что есть мир? ”(проблема космоса, “космос”- порядок). Греческую философию
в первую оче-редь определяют как космоцентричную. Греки по-своему пытались
решить проблему субстанции–археи.
Каждый философ внес свою лепту. Задавшись вопросом откуда все возникает и
во что превращается они искали начало происхождения и изменения всех вещей.
Первовещество- живое в целом и в частях, наделенное душой и движением.
Занимались и разносторонней практической деятельностью.
Фалес Милетский(625–547 г до н.э.). Уникальная лич-ность, купец, много
путешествовал (знаком с математикой, и принципами астрономических
наблюдений, построил первый каменный водопровод, построил первую обсерва-
торию; солнечные часы для публичного пользования). Предсказал солнечное
затмение в Греции- 585 г до н.э. Есть теорема Фалеса(равенство углов при
основании в рав-нобедренном треугольнике). Фалес поставил вопрос об
архэ–первопричине всего сущего. Вода по Фалесу–перво-причина всего
сущего(нет воды–нет жизни). Вода–суб-станция, из которой все проистекает,и
все в нее возвраща-ется. Этот круговорот подчиняется Логосу(закону). Богам
в системе Фалеса не было места. Фалес предложил использо-вать понятие воды
в философском смысле(абстрактном). Даже Земля, по его мнению, плавает на
воде, подобно кус-ку дерева. Фалес сталкивается с проблемой–вода обладает
определ.качествами(несмотря на многообразие ее форм), а мир
разнокачественен.
Родоначальник европейской науки и философии; кроме то-го, он математик,
астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением
сограждан. Фалес происходил из знатного финикийского рода. Он-автор многих
технических усовершенствований, осуществил измерения памятников, пирамид и
храмов в Египте.
Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею
субстанции-первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущие и
усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Аристотель
ска-зал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства
мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в
воду изчезает.
Анаксимандр. Преемник Фалеса(около 610–540 до н.э.) первым возвысился до
оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял
апейрон–неопре-деленную и беспредельную субстанцию: ее части изменя-ются,
целое же остается неизменным. Это бесконечное на-чало характеризуется как
божественное, созидательно-дви-жущее начало: оно недоступно чувственному
восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно
неистощимо в своих возможностях образования конк-ретных реальностей. Это
вечно живой источник новообра-зований: в нем все находится в неопределенном
состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рас-сыпано в
виде крохотных долек. Так малые крупицы золо-та образуют целые слитки, а
частички земли–ее конкрет-ные массивы. Он изначально лишил субстанцию
качества. Поэтому она может быть разнокачественной. Его теория передана
фрагматично. Первоисточник- это некое первове-щество(апейрон) из которого
обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам.
Апейрон не имеет границ, он беспределен. Все обособившееся от
беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и
разрушаются.
Анаксимен.(ок. 585–525 до н.э.). Полагал, что первонача-лом всего является
воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и
превращаемости ве-щей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и
представляют собой его модификации, образующиеся пу-тем его сгущения и
разряжения. Первовещество- воздух. Все вещества получаются посредством
сгущения и разря-жения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь
мир(воздушные испарения, поднимаясь вверх и разряжа-ясь, превращаются в
огненные небесные светила,и, наобо-рот, твердые вещества–земля,камни–есть
не что иное как сгустившийся и застывший воздух). Воздух можно ощу-щать и
т.д.–это более понятно. Наивная, банальная филосо-фия.
Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в ко-торых однозначно был
поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные, но именно они
положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхож-дения
сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и
явлений мироздания. В 5 веке до н.э. Милет утратил самостоятельность(Персы)
и развитие здесь философии прекратилось.
Гераклит(ок.530–470 дон.э.) был великим диалектиком, пытался понять
сущность мира и его единства, опирается не на то, из чего он сделан, а на
то, как это единство себя проявляет. В качестве основного признака выделил
свойст-во–изменчивость(его фраза:“В одну реку нельзя войти дважды”).
Возникла гносеологическая проблема познания: Если мир изменчив, то как его
познать?( Основа всего–огонь, это и образ вечного движения).
Получается, что ничего нет, все лишь становится. Нельзя даже вообразить
себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бы напрочь в абсолютной
немоте. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно
ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет к
крайнему скептицизму Кратила: ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все
течет; скажешь о человеке что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного.
Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одно-го состояния в
другое совершается через борьбу противо-положностей, которую он называл
вечным всеобщим Лого-сом, т.е. единым, общим для всего существования
законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все–едино. По
Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разу-мен и является
причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает
разумом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов
и ни-кем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, за-кономерно
воспламеняющимся и закономерно угасающим.
Огонь как душа Космоса предполагает разумность и бо-жественность. А ведь
разум обладает властной силой уп-равления всем сущим: он все направляет и
всему дает фор-му. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. При этом объ-
ективная ценность человеческого разума определяется степенью его
адекватности Логосу, т.е. общему миропо-рядку.
Кратил.Непочтительно относился к своему учителю–Гера-клиту. Он ругал
Гераклита: “В реку нельзя войти и один раз”. Согласно его рассуждениям
мудрый тот, кто не дает названия предметам(они меняются ).
Все указанные философы считали, что в основе мира–мате-риальная
субстанция(субстанция–то, что не нуждается для своего объяснения в другом).
Пифагор.(580-500 г до н.э.) Отвергал матереализм милет-цев. Основа мира не
матер первоначало, а числа, которые образуют космический порядок- прообраз
общ. порядка. Познать мир- значит познать управляющие им числа. Пер-вая
попытка постановки вороса о роли количественной стороны явлений природы.
Математика, геометрия, теории архитектуры, музыки, скульптуры(высота тона
струны зав. от ее длины.) Движ небесных тел подчиняется математи-ческим
соотношениям- гармония сфер.
Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные
существа, абсолютизировали и обожеств-ляли их. Священная монада(единица)-
это мать богов, все-общее первоначо и основа всех прир.явлений. Двойка- это
принцип противоположности, отрицательности в природе (женское–делится на
2). Природа образует тело(тройка), являясь триединством первоначала и его
противор.сто-рон(мужское). Четверка- образ четырех элементов приро-ды и
т.д.. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ.
соотнош.,благодаря абсол чисел приводила П. к идеа-листическому
утверждению, что именно число, а не мате-рия явл. первоосновой
всего.(Начало всего: 1, 2, 3, 4. Им соответствуют по порядку точка, линия,
прямая, объем. Сумма чисел 1+2+3+4=10–священная декада-основа мира). Из
объемных фигур происходят чувственно воспринимае-мые тела, которые имеют
четыре основы: огонь, воду, зем-лю и воздух; превращение последних приводит
к миру жи-вого и человека.
Акцент наизменчивости мира стал тревожить многих фи-лософов. Абсолютизация
привела к тому, что общество пе-рестало видеть ценности(добро, зло и т.д)
Само понятие философии–что это такое? Эту проблему пытались разре-шить
представители эллейской школы: Ксенофан, Парме-нид, Зенон.
Гераклит подчеркнул одну сторону противоречия бытия–изменение вещей,
текучесть сущего. Подвергая критике гераклитовское. учение, Ксенофан, а
особенно Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону–на
устойчивость, сохранение вещей. Принято считать, что греки вооб-ще не были
склонны к умеренности ни в своих теориях, ни в своей жизни. Если Гераклит
утверждал, что все изменяется, то Парменид–прямо противоположное: ничто не
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33