Ответы на вопросы по философии нефилософских специальностей

отрицательные моменты. Математизация науки–математическому описанию

поддаются те области, которые подверглись обработке формально логическим

инструментом. Природа объединяется и лишается качественных и существенных

характеристик. Математика не оставляет предметам никаких свойств, лишает

предметы индивидуальности. Выхолащивание природных определений достигает в

математике высших значений. Математизация и формализация унифицирует

личность, подводит ее под какой-то стандарт. Паскаль–боится, что когда-

нибудь его самого примут за теорему, т.е. попытаются его разгадать,

распознать.

3. Компьютеризация.

Стало возможно развитие компьютерных технологий благодаря формализации и

математизации. Компьютер меняем методы творческой деятельности. Проблема

создания виртуальных миров, психологии хакеров. Компьютер превращается в

собеседника, в оппонента. Все эти тенденции приводят к отрицательным

последствиям.

5 Досократовская философия Формирование основных идей, понятий и

направлений филосфии(натурфило-софия, наивный материализм, стихийная

диалектика)

Основные представители Милетской школы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр( 6

век до н.э) Милет находится на переферии–торговый город, морпорт. Там

начали возни-кать первые противоречия между демосом(народом) и

аристократией(“арис”–лучшие). Народ считал, что ими правят не по традиции,

он стал требовать гласности, наш-лись люди, которые эту гласность

претворили в жизнь (Одиссея). Миф был последней инстанцией, к которой

обращался грек; он анализировал миф, это было не в поль-зу мифа. Вопросы:

“Что есть мир? ”(проблема космоса, “космос”- порядок). Греческую философию

в первую оче-редь определяют как космоцентричную. Греки по-своему пытались

решить проблему субстанции–археи.

Каждый философ внес свою лепту. Задавшись вопросом откуда все возникает и

во что превращается они искали начало происхождения и изменения всех вещей.

Первовещество- живое в целом и в частях, наделенное душой и движением.

Занимались и разносторонней практической деятельностью.

Фалес Милетский(625–547 г до н.э.). Уникальная лич-ность, купец, много

путешествовал (знаком с математикой, и принципами астрономических

наблюдений, построил первый каменный водопровод, построил первую обсерва-

торию; солнечные часы для публичного пользования). Предсказал солнечное

затмение в Греции- 585 г до н.э. Есть теорема Фалеса(равенство углов при

основании в рав-нобедренном треугольнике). Фалес поставил вопрос об

архэ–первопричине всего сущего. Вода по Фалесу–перво-причина всего

сущего(нет воды–нет жизни). Вода–суб-станция, из которой все проистекает,и

все в нее возвраща-ется. Этот круговорот подчиняется Логосу(закону). Богам

в системе Фалеса не было места. Фалес предложил использо-вать понятие воды

в философском смысле(абстрактном). Даже Земля, по его мнению, плавает на

воде, подобно кус-ку дерева. Фалес сталкивается с проблемой–вода обладает

определ.качествами(несмотря на многообразие ее форм), а мир

разнокачественен.

Родоначальник европейской науки и философии; кроме то-го, он математик,

астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением

сограждан. Фалес происходил из знатного финикийского рода. Он-автор многих

технических усовершенствований, осуществил измерения памятников, пирамид и

храмов в Египте.

Фалес произвел буквально переворот в мировоззрении, выдвинув идею

субстанции-первоосновы всего, обобщив все многообразие в единосущие и

усмотрев начало всего во влаге: ведь она пронизывает собой все. Аристотель

ска-зал, что Фалес впервые попытался найти физическое начало без посредства

мифов. Влага и в самом деле вездесущая стихия: все происходит из воды и в

воду изчезает.

Анаксимандр. Преемник Фалеса(около 610–540 до н.э.) первым возвысился до

оригинальной идеи бесконечности миров. За первооснову сущего он принял

апейрон–неопре-деленную и беспредельную субстанцию: ее части изменя-ются,

целое же остается неизменным. Это бесконечное на-чало характеризуется как

божественное, созидательно-дви-жущее начало: оно недоступно чувственному

восприятию, но постижимо разумом. Поскольку это начало бесконечно, оно

неистощимо в своих возможностях образования конк-ретных реальностей. Это

вечно живой источник новообра-зований: в нем все находится в неопределенном

состоянии, как реальная возможность. Все существующее как бы рас-сыпано в

виде крохотных долек. Так малые крупицы золо-та образуют целые слитки, а

частички земли–ее конкрет-ные массивы. Он изначально лишил субстанцию

качества. Поэтому она может быть разнокачественной. Его теория передана

фрагматично. Первоисточник- это некое первове-щество(апейрон) из которого

обособл. противоположности теплого и холодного, дающие начало всем вещам.

Апейрон не имеет границ, он беспределен. Все обособившееся от

беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и

разрушаются.

Анаксимен.(ок. 585–525 до н.э.). Полагал, что первонача-лом всего является

воздух, мысля его как бесконечное и видя в нем легкость изменяемости и

превращаемости ве-щей. Согласно Анаксимену, все вещи возникли из воздуха и

представляют собой его модификации, образующиеся пу-тем его сгущения и

разряжения. Первовещество- воздух. Все вещества получаются посредством

сгущения и разря-жения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь

мир(воздушные испарения, поднимаясь вверх и разряжа-ясь, превращаются в

огненные небесные светила,и, наобо-рот, твердые вещества–земля,камни–есть

не что иное как сгустившийся и застывший воздух). Воздух можно ощу-щать и

т.д.–это более понятно. Наивная, банальная филосо-фия.

Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в ко-торых однозначно был

поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные, но именно они

положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхож-дения

сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, к сущности всех вещей и

явлений мироздания. В 5 веке до н.э. Милет утратил самостоятельность(Персы)

и развитие здесь философии прекратилось.

Гераклит(ок.530–470 дон.э.) был великим диалектиком, пытался понять

сущность мира и его единства, опирается не на то, из чего он сделан, а на

то, как это единство себя проявляет. В качестве основного признака выделил

свойст-во–изменчивость(его фраза:“В одну реку нельзя войти дважды”).

Возникла гносеологическая проблема познания: Если мир изменчив, то как его

познать?( Основа всего–огонь, это и образ вечного движения).

Получается, что ничего нет, все лишь становится. Нельзя даже вообразить

себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бы напрочь в абсолютной

немоте. В ощущении остается лишь одна текучая волна, за которую трудно

ухватиться щупальцами разума: она все время ускользает. Это ведет к

крайнему скептицизму Кратила: ни о чем ничего нельзя утверждать, ибо все

течет; скажешь о человеке что-то хорошее, а он уже утек в грязь дурного.

Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одно-го состояния в

другое совершается через борьбу противо-положностей, которую он называл

вечным всеобщим Лого-сом, т.е. единым, общим для всего существования

законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все–едино. По

Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разу-мен и является

причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает

разумом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов

и ни-кем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, за-кономерно

воспламеняющимся и закономерно угасающим.

Огонь как душа Космоса предполагает разумность и бо-жественность. А ведь

разум обладает властной силой уп-равления всем сущим: он все направляет и

всему дает фор-му. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. При этом объ-

ективная ценность человеческого разума определяется степенью его

адекватности Логосу, т.е. общему миропо-рядку.

Кратил.Непочтительно относился к своему учителю–Гера-клиту. Он ругал

Гераклита: “В реку нельзя войти и один раз”. Согласно его рассуждениям

мудрый тот, кто не дает названия предметам(они меняются ).

Все указанные философы считали, что в основе мира–мате-риальная

субстанция(субстанция–то, что не нуждается для своего объяснения в другом).

Пифагор.(580-500 г до н.э.) Отвергал матереализм милет-цев. Основа мира не

матер первоначало, а числа, которые образуют космический порядок- прообраз

общ. порядка. Познать мир- значит познать управляющие им числа. Пер-вая

попытка постановки вороса о роли количественной стороны явлений природы.

Математика, геометрия, теории архитектуры, музыки, скульптуры(высота тона

струны зав. от ее длины.) Движ небесных тел подчиняется математи-ческим

соотношениям- гармония сфер.

Пифагорейцы отрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные

существа, абсолютизировали и обожеств-ляли их. Священная монада(единица)-

это мать богов, все-общее первоначо и основа всех прир.явлений. Двойка- это

принцип противоположности, отрицательности в природе (женское–делится на

2). Природа образует тело(тройка), являясь триединством первоначала и его

противор.сто-рон(мужское). Четверка- образ четырех элементов приро-ды и

т.д.. Мысль о том, что все в прир. подчинено опред. числ.

соотнош.,благодаря абсол чисел приводила П. к идеа-листическому

утверждению, что именно число, а не мате-рия явл. первоосновой

всего.(Начало всего: 1, 2, 3, 4. Им соответствуют по порядку точка, линия,

прямая, объем. Сумма чисел 1+2+3+4=10–священная декада-основа мира). Из

объемных фигур происходят чувственно воспринимае-мые тела, которые имеют

четыре основы: огонь, воду, зем-лю и воздух; превращение последних приводит

к миру жи-вого и человека.

Акцент наизменчивости мира стал тревожить многих фи-лософов. Абсолютизация

привела к тому, что общество пе-рестало видеть ценности(добро, зло и т.д)

Само понятие философии–что это такое? Эту проблему пытались разре-шить

представители эллейской школы: Ксенофан, Парме-нид, Зенон.

Гераклит подчеркнул одну сторону противоречия бытия–изменение вещей,

текучесть сущего. Подвергая критике гераклитовское. учение, Ксенофан, а

особенно Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону–на

устойчивость, сохранение вещей. Принято считать, что греки вооб-ще не были

склонны к умеренности ни в своих теориях, ни в своей жизни. Если Гераклит

утверждал, что все изменяется, то Парменид–прямо противоположное: ничто не

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты